Индекс УДК 379.85:574
Дата публикации: 06.07.2020

Отечественный и зарубежный опыт развития сельских территорий на основе общественного самоуправления и сельского туризма

Native and foreign attempt of development of rural areas on basis of common self-management and rural tourism

Петрова М.В.
к.э.н., доцент,
Алтайский государственный аграрный университет,
Барнаул, Россия

Petrova M.V.
Phd, Associate Professor,
Altai state agrarian university, Barnaul, Russia
Аннотация: В статье рассмотрены особенности и значение сельского туризма для развития сельских территорий как в России, так и в зарубежных странах. Также уделено внимание взаимосвязи территориального общественного самоуправления и сельского туризма. Предлагается применить опыт развития сельских территорий в Европе на основе общественного самоуправления и в России. В результате развитие сельского туризма и общественного самоуправления будет способствовать развитию сельских территорий.

Abstract: The article considers the peculiarity and the meaning of rural tourism for development of rural areas as in Russia both in foreign country. Also remove attention of relation of common self-management in rural areas and rural tourism. Proposed apply the attempt of development of rural areas in Europe on basis of common self-management to Russia. In results the development of rural tourism and common self-management contribute to development of rural areas.
Ключевые слова: сельский туризм, общественное самоуправление, сельские территории, развитие, Европа, Россия.

Keywords: rural tourism, common self-management, rural areas, the development, Europe, Russia.


Сельский туризм – сфера деятельности, объединяющая направления как экономического, так и неэкономического характера, как международного, так и национального уровня. Начало развитию сельского туризма было положено в 1970 гг. ХХ века с целью приостановки массового оттока населения из сельской местности в город. Сельский туризм возник как относительно недорогая альтернатива туристическому курортному отдыху. Массовое распространение сельский туризм получил, прежде всего, в индустриально развитых странах, где первозданные ландшафты сохранились на небольших земельных площадях (в США – на 4 %, в Западной Европе – на 2-3 %).

Международная практика показывает, что развитие сельского туризма является крупной социально-экономической программой по переводу части аграрного сектора из сферы производства в сферу услуг. Нужно отметить, что в рамках сельского туризма практикуется и прямая производственная деятельность: возрождение и развитие различных народных и художественных промыслов, традиционного ремесленного производства, производство экологически чистых продуктов питания.

Интерес к сельскому туризму в мире повсеместный. Хорошим примером развития сельского туризма могут служить такие страны, как Италия, Франция, Нидерланды и Великобритания. Лидером европейского сельского туризма признана Италия, получающая ежегодно прибыль от него в размере примерно 350 млн. долл. Европейский союз на примере Италии видит в сельском туризме путь спасения сельского хозяйства стран Западной Европы.

Сельский туризм позволяет также найти средства и способы для сохранения природы. Во многих странах развитие этого вида туризма стало главным направлением охраны и воссоздания национальных сельских ландшафтов. Именно таким образом удалось сберечь альпийские луга Швейцарии, мельницы и каналы Нидерландов, старые парки и виллы Италии. [7]

Развитие туризма в сельских регионах – это инструмент перераспределительной модели для сокращения разрыва между наиболее отсталыми сельскими районами и другими отраслями экономики. Фактически во многих сельских регионах в Европе сельское хозяйство перестало быть самой важной формой использования земли и самой важной деятельностью сельской общины. [2]

В России в 2019 г. функционировало около 4,5 тыс. сельских объектов размещения туристов, их них 3,5 тыс. сельских гостевых домов и около 1 тыс. агротуристических ферм. Иных объектов сельского туризма (ремесленных мастерских, сельских музеев традиционного быта, сельских маршрутов, интерактивных программ и др.) – около 10 тыс. Количество проводимых сельских событийных мероприятий в стране – более 7 тысяч. [5]

Организацией и развитием сельского туризма в России занимаются:

— органы власти и местного самоуправления, осуществляющие программы развития сельского туризма;

— региональные ассоциации по развитию сельского туризма;

— инициативные группы ТОС в туризме (территориальное общественное самоуправление);

— специалисты особо охраняемых природных территорий;

— туристско-информационные центры, местные сельские предприниматели;

— сельские учреждения культуры и образования, краеведы, педагоги и просто инициативные люди, заинтересованные в сохранении культурного наследия и развитии своей территории.

Одна из важных задач сельского туризма – дать импульс развитию отдельных сельских поселений, повышению уровня доходов их жителей, уменьшение миграционного потока из сельской местности в города путем организации нового специфического сектора сельской экономики. Его развитию могут способствовать активные общественные деятели, участники территориальных общественных самоуправлений (ТОС).

Основные принципы для реализации местных инициатив:

— важно найти активных людей, пробудить инициативу «снизу» и организовать адекватное обучение, совместное планирование и организацию мероприятий;

— финансовые ресурсы для поддержки сельских инициатив доступны в регионах, но нужно умение и знание, чтобы ими воспользоваться;

— партнерство «власть – бизнес – население» поможет достичь устойчивых результатов;

— важно поддерживать лидеров сельского развития.

Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ, сельским поселением признается «один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сёл, станиц, деревень, аулов и др.), в которых местное самоуправление осуществляется местным населением непосредственно и (или) через выборные или иные органы местного самоуправления». [8] Процветание сельской местности во многом зависит от активности его жителей и способности самостоятельно инициировать и выполнять проекты для развития села.

Рассмотрим успешный опыт по развитию сельских территорий на основе местных инициатив за рубежом.

В Европейском союзе реализуется программа «LEADER», то есть «Совместная деятельность по развитию сельской экономики». В её рамках осуществляется поддержка проектов, направленных на развитие сельских районов, инициированных на местном уровне. Первый этап этой программы был реализован в 1991-1993 гг., второй – в 1994-1999 гг., «LEADER+» – в 2000-2006 гг. В настоящее время (2014-2020 гг.) программа «LEADER+» расширена, чтобы охватить не только сельские, но и прибрежные районы малых городов под общей концепцией развития территорий через проектные инициативы местных жителей (Community led local development – CLLD), что в переводе означает «Местное развитие силами местного населения».

Проекты «LEADER+» разрабатываются и реализуются местными инициативными группами (МИГ). Каждый проект должен охватывать относительно небольшую сельскую территорию с населением от 10 до 100 тыс. человек.

Ценности, на которых основана программа «LEADER+»:

— переосмысление местных ресурсов и участие местного населения;

— укрепление самостоятельности местных лидеров;

— генерация процессов местного развития силами местного населения.

Основные цели программы «LEADER+» следующие:

  1. Поощрять инновационные проекты развития сельских районов.
  2. Поддерживать сотрудничество между сельскими территориями: поощряется объединение и совместное использование ресурсов нескольких МИГ в рамках одного проекта.
  3. Объединять усилия по развитию сельских территорий через обмен опытом и знаниями, через создание баз данных, распространение информации и подготовку публикаций об успешных практиках.

Основные принципы местного развития программы «LEADER+»:

  1. Территориальность

Местное развитие происходит на небольшой однородной территории.

  1. «Снизу вверх»

Местные жители сами разрабатывают стратегию, проекты и определяют инструменты их реализации.

  1. Государственно-частное партнерство

МИГ – это партнерские добровольные объединения, в которые входят организации государственного, частного и общественного секторов, а также активные жители сельских поселений.

  1. Инновационность

Приветствуются инновационные методы и подходы в проектах МИГ.

  1. Интеграция

Приветствуется взаимодействие между экономическими, социальными, культурными и экологическими секторами, проекты должны предусматривать межсекторный комплексный подход.

  1. Сетевое взаимодействие

Обмен информацией, построение сетей, что позволяет организовать взаимодействие на местном, региональном, национальном и межнациональном уровнях.

  1. Сотрудничество

Приветствуется сотрудничество и обмен опытом между МИГ. [4]

Многие европейские страны использовали средства программы «LEADER+», выделяемые на конкурсной основе. При этом они добились прогресса в развитии сельских территорий и получили значительные социальный, экологический и экономический эффекты. Один из важнейших результатов данной программы – это устойчивая сеть местных инициативных групп, которые продолжают развивать свои территории, становясь ядром местных сообществ.

Яркий пример реализации подходов программы «LEADER+» – это местная инициативная группа «Стражницко», находящаяся в Южной Моравии (Чехия), которая является регионом «чистого» туризма в Центральной Европе. Муниципалитеты данного региона объединили усилия с целью устойчивого развития, в частности, создания сети маршрутов и зеленых насаждений, сохранения культурного наследия и создания комфортной среды обитания для местных жителей и гостей. Начиная с 2003-2005 гг. в данном регионе существует сеть общественных организаций, объединивших для развития микрорегиона местные органы власти, НКО и предпринимателей. Они финансируются в основном из бюджета Европейского союза и распределяют гранты ЕС в соответствии со стратегиями местного развития. Данное объединение включает 11 муниципалитетов, 18 хозяйствующих субъектов, 3 НКО и добровольцев, охватывает площадь 130,6 км2 и 16,7 тыс. человек населения. [1]

После сложных дискуссий была разработана «Стратегия местного развития силами сообщества», которая является основой для развития микрорегиона. Стратегия включает План действий для поддержки фермеров и предпринимателей, План действий для развития деревень, школ и объединений, а также План действий по охране окружающей среды. Согласно Планов действий инициативная группа создает проекты для получения грантов по программе «LEADER+». При этом придерживаются принципов, что каждый проект должен отвечать критериям: инновация, интеграция и устойчивость.

К основным целям Стратегии развития данного региона относятся:

  1. Развитие предпринимательства в сельской местности.
  2. Развитие сферы услуг для туристов.
  3. Развитие управления сёлами (услуги для жителей, поддержка семей).
  4. Развитие местного сообщества (обучение, традиции, культура).
  5. Забота об окружающей среде (охрана природы, решение проблемы мусора).
  6. Совершенствование инфраструктуры (комплексное развитие территории).

Задачи программы «LEADER+» для данного региона включают:

  1. Поддерживать сотрудничество всех секторов общества для развития региона путем децентрализации инвестиций.
  2. Устойчиво использовать и сохранять уникальную природу, ландшафт, фольклор, ремесла и сельское хозяйство Моравско-словацкого региона в сотрудничестве с ЕС.
  3. Повысить эффективность использования старых зданий и исторических ландшафтов.
  4. Содействовать повышению занятости населения, связанной, в первую очередь, с предоставлением услуг в области сельского туризма, малого бизнеса и охраны природы.
  5. Вовлекать молодежь в процессы регионального планирования и создавать возможности для её занятости, способствовать закреплению молодого поколения в сельской местности.

Предлагается распространить положительный опыт данного региона в области территориального общественного самоуправления и на сельских территориях России.

В России уже есть пример реализации проекта развития территориального общественного самоуправления на основе принципов программы «LEADER» – это проект «Северное сияние: женские инициативы для устойчивого сельского развития». Цель проекта: разработка, внедрение и распространение жизнеспособных моделей малого бизнеса, связанного с неистощительным природопользованием. Данный проект организован по инициативе активных женщин, участвующих в развитии сельских территорий (предприниматели, лидеры местного самоуправления), так как именно женщины часто выступают в качестве лидеров в области социального предпринимательства, местного самоуправления и активно способствуют устойчивому развитию сельских территорий. Проект реализуется с 2019 г. до 2022 г. при поддержке Агентства развития сельских инициатив (АРСИ) в России и Европейского союза, при участии НКО «Махаон Интернешнл» из Словакии. Регионы реализации проекта: Архангельская, Мурманская области и республика Коми. [6]

Основные направления деятельности проекта:

  1. Изучение и применение на практике европейского опыта реализации программы «LEADER» в сельских регионах для построения межсекторного взаимодействия, партнерских сетей и формирования совместных стратегий для поддержки социально-ориентированного бизнеса и решения комплексных проблем развития микрорегионов.
  2. Выделение малых грантов, обучение и консультирование для поддержки жизнеспособных сельских предпринимательских инициатив, предоставления комплексных туристических услуг.
  3. Создание системы эффективного маркетинга продукции и услуг сельских регионов, создание новых каналов продаж и партнерских сетей малых предпринимателей.
  4. Укрепление сети ресурсных центров сельского развития.

Стратегические цели данного проекта следующие:

  1. Формирование и развитие партнерства «бизнес – власть – гражданское общество» на уровне микрорегионов.
  2. Проведение тренингов, стажировок и стратегических сессий.
  3. Совместная разработка и начало реализации Стратегии и плана действий.
  4. Разработка и реализация инновационных проектов (сельский туризм, производство и продвижение продукции и услуг, социально-культурные инициативы).
  5. Обеспечение доступа к региональным программам финансирования.

В России также реализуется проект «Искры надежды российских деревень», направленный на развитие гражданского общества через обучение и поддержку активистов сельских территориальных общественных самоуправлений. Инициаторы проекта выявляют активных общественных деятелей в регионах, чтобы помочь им информационно (через консультации экспертов, семинары и вебинары) и распространить положительный опыт. Исполнитель проекта – АНО «Экоцентр «Заповедники», г. Москва при поддержке региональных партнеров. Пилотные регионы, где реализуется проект – Архангельская, Владимирская, Калининградская, Воронежская и Самарская области, Краснодарский и Алтайский края и Республика Алтай.

Таким образом, туристический потенциал сельских территорий не статичен и способен меняться со временем. Социально-культурные события и проекты микро-, мезо-, макроуровня в сельской местности могут стать сегодня тем драйвером, который даст толчок развитию сельской территории. [3] Сельский туризм – это движущая сила развития территорий, инструмент создания новых рабочих мест, новых возможностей для малого и среднего бизнеса.

Сельский туризм является частью политики диверсификации сельского хозяйства, развития местных сообществ, то есть понимается более комплексно и широко, чем часть индустрии туризма, и скорее является инструментом поддержки и развития сельских территорий. Следует отметить, что развитие сельского туризма нужно осуществлять не только для расширения туристической индустрии, но и для развития сельской экономики в целом. Основной целью развития сельского туризма является улучшение условий жизни местного населения. Как было рассмотрено выше, сельский туризм может стимулировать развитие сельской экономики на основе совершенствования общественного самоуправления.

Библиографический список

1. Белова С.Ю. Европейский опыт развития сельских территорий силами местных инициативных групп [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://machaon.eu/ru/all-projects/
2. Лёвочкина Н.А. Институциональная среда развития агротуризма (на примере зарубежных стран) // Возможности развития краеведения и туризма Сибирского региона и сопредельных территорий: сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции, посвященной 415-летию г. Томска. – Томск, 2019. – С. 34-38.
3. Лёвочкина Н.А. Социально-культурный EVENT как тренд развития сельской территории и агротуризма // Природное и культурное наследие Урала: материалы IX Всероссийской научно-практической конференции (8 июня 2018 г.) / Челябинский государственный институт культуры. – Челябинск: изд-во ЧГИК, 2018. – С. 236-237.
4. Пантюхина С.В. Аналитический обзор стратегий и практического опыта некоторых европейских стран в развитии сельского туризма [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://просельскийтуризм.рф/assets/file/recommendations_project_fin.pdf
5. Петрова М.В. Тенденции развития сельского туризма в России и в Алтайском крае // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020.- № 4-3(62). – С. 5-8.
6. Проект «Северное сияние: женские инициативы для устойчивого сельского развития» [Электронный ресурс] – Режим доступа // URL: https://machaon.eu/ru/detail-project/northern-lights-women-led-initiatives-in-inclusive-sustainable-rural-development/
7. Стасюкова Н. Методические рекомендации по развитию сельского туризма. – Свердловск, 2008. [Электронный ресурс] – Режим доступа // URL: http:// pandia.ru/text/77/196/43360.php
8. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ // Российская газета. – 2003. - № 202 от 08 октября 2003 г.