Abstract: Situational, or SWOT - analysis can be used as a whole for the organization, and for some separate types of business. The results of this analysis in the future will be used in the process of developing strategic plans, as well as marketing plans. Through the SWOT analysis method, the organization has the ability to detect weaknesses and strengths in its work, both threats and opportunities in its economic activities
Keywords: аnalysis, strategic plans, marketing.
Проведение анализа слабых и сильных сторон организации показывает характер исследования внутренней среды организации. Внутренняя среда организации, несомненно, включает в себя несколько составляющих[11]. Каждая, из которых имеет набор важнейших процессов, а также элементов организации[10], состояние которых в сумме устанавливает потенциал и возможности, которые имеются у организации. Без всякого сомнения, внутренняя среда организации[4] содержит в себе финансовую, маркетинговую, производственную, а также конечно, кадрово-организационную составляющую.
Таким образом, если культура организации четко не проявляется, то проведение её анализа на формальной основе будет более чем затруднено[13]. Однако, в сущности вполне можно постараться экспертно по обозначенной форме оценить некоторые факторы, например: наличие или отсутствие миссии, которая способствует объединению деятельности сотрудников в организации; наличие или отсутствие некоторых совокупных ценностей; чувство гордости за организацию; система мотивации, которая четко привязана к результатам работы сотрудников; психологический климат в коллективе и т. д.
Действительно, метод SWOT-анализа[3] предусматривает для начала обнаружение слабых и сильных сторон и, следовательно, как угроз, так и возможностей в анализируемой организации, а далее необходимо определить связи между ними, для дальнейшего возможного использования их для установления стратегий организации.
Разумеется, прежде всего, с учетом определённой ситуации, в которой находится организация, составляется список сильных и слабых её сторон, а также непременно, список угроз и возможностей[5].
Безусловно, в дальнейшем между ними устанавливается связь. Именно для этого составляется SWOT матрица[1]. Очевидно, что слева указываются два раздела (сильные и слабые стороны организации), в которые, разумеется, вносятся все без исключения, найденные на первом этапе анализа слабые, а также сильные стороны организации. Следовательно, в верхней части матрицы таким же образом обозначаются два раздела (возможности и угрозы организации), в которые также вносятся абсолютно все найденные возможности и угрозы организации. Пример матрицы возможностей рассмотрим в таблице 1[14].
Таблица 1
Матрица возможностей [14]
Вероятность использования | Влияние возможностей на организацию | ||
Сильное влияние | Умеренное влияние | Малое влияние | |
Высокая | Поле «ВС» Расширение сферы деятельности | Поле «ВУ» Применение новых инновационных информационных технологий | Поле «ВМ» Привлечение высококлассных специалистов |
Средняя | Поле «СС» Сотрудничество с другими организациями. | Поле «СУ» Дополнительные услуги; | Поле «СМ» Проведение анализа деятельности конкурентов |
Низкая | Поле «СМ» Привлечение инвесторов. | Поле «НУ» Внедрение новых технологий и модернизация оборудования | Поле «НМ» — |
Конечно для того, чтобы успешно применить методологию SWOT очень важно уметь не только раскрыть угрозы и возможности организации, но и также постараться оценить их, насколько ценным для ориентации считается учет в стратегии её поведения каждой из выявленных возможностей и угроз.
Для того чтобы оценить возможности[8] применяется метод позиционирования каждой определённой возможности на матрице возможностей. Матрицу заполняют таким образом, чтобы видеть наглядно как вероятность использования возможностей, так и влияние возможностей на организацию
По существу, эта матрица устанавливается таким образом, что сверху укладывается мера влияния возможности на деятельность исследуемой организации[7], и выражается влиянием возможности как: сильное, умеренное, малое; сбоку же — возможность того, что организация использует данный шанс (высокая, средняя, низкая). Десять полей возможностей[6], которые получены внутри матрицы, имеют различное влияние и значение для организации. В самом деле, возможности, которые отражаются на полях «ВС», «ВУ» и «СС», имеют огромное значение для организации, следовательно, их надо обязательно использовать. Однако, те возможности, которые попадают на поля «СМ», «НУ» и «НМ», руководством организации могут не рассматриваться серьезно, так как почти не заслуживают внимания. То, что попадает на остальные поля, то эти возможности, руководством должны быть рассмотрены и по ним организация может принять положительное решение по их использованию и применению, при условии, что у организации имеется достаточное количество ресурсов.
Весьма схожая матрица составляется и для оценки угроз, рассмотрим ее в таблице 2.
Таблица 2.
Матрица угроз
Вероятность реализации угроз | Влияние угроз на организацию | |||
Разрушение | Критическое состояние | Тяжелое состояние | «Легкие ушибы» | |
Высокая | Поле «ВР» | Поле «ВК» | Поле «ВТ» | Поле «ВЛ» |
Средняя | Поле «СР» | Поле «СК» | Поле «СТ» | Поле «СЛ» |
Низкая | Поле «НР» | Поле «НК» | Поле «НТ» | Поле «НЛ» |
Большую опасность для организации представляют угрозы, которые попадают на поля «ВР», «ВК» и «СР», представляют собой очень и требуют оперативного и обязательного устранения. Также должны быть учтены высшим руководством и устранены в первостепенном порядке угрозы, которые попадут на поля «ВТ», «СК» и «НР». В частности, угрозы которые находятся на полях «НК», «СТ» и «ВЛ», требуют внимательного и ответственного подхода к устранению.
Несомненно, для проведения анализа среды также можно воспользоваться методом составления её профиля[9]. Вполне этот метод уместно применять для составления профиля макроокружения[12], а также, следовательно, для окружения и внутренней среды. По сути, при помощи метода составления профиля среды, появляется возможность оценить относительную ценность для организации отдельных определенных факторов.
В дальнейшем, все три экспертные оценки перемножаются, следовательно, выходит интегральная оценка, которая показывает степень ценности данного фактора для организации. В итоге, по данной оценке у руководства возникает возможность составить заключение, о наиболее важных факторах среды, которые имеют важное значение и влияние на деятельность организации, и без сомнений, заслуживают серьезного внимания, а также какие факторы не так важны.
Библиографический список
1. Воронин Б.А., Воронина Я.В., Багрецов Н.Д., Донник И.М., Кот Е.М., Лоретц О.Г., Набоков В.И., Некрасов К.В., Пустуев А.Л., Рущицкая О.А., Семин А.Н., Чупина И.П., Шарапова В.М., Хмельницкая З.Б. Теоретические проблемы экономики, управления, маркетинга /Екатеринбург, 2016.2. Котлер, Ф. Стратегический маркетинг некоммерческих организаций /6-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 854 с.
3. Носкова Н.С., Шарапова В.М. Анализ факторов дальнего окружения (PEST-анализ) для фирмы ООО «Натиру»// Молодежь и наука. 2017. № 1. С. 90.
4. Стахеев Д.Э., Шарапова В.М. Анализ рынка: анализ конкуренции на рынке // Молодежь и наука. 2016. № 11. С. 56.
5. Труш Е.В., Шарапова В.М. Внешний анализ конкурентов организации // Экономические исследования и разработки. 2017. № 2. С. 51-55.
6. Харрингтон, Д. Совершенство управления ресурсами Искусство совершенствования управления ресурсами / Стандарты и качество, 2008. - 352 с.
7. Шарапова Н.В., Шарапова В.М. Стратегическое планирование и разработка стратегических программ развития АПК //Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2016. № 9-3 (25). С. 295-299.
8. Шарапова В.М. Семь нот агромаркетинга //Известия Международной академии аграрного образования. 2015. № S25. С. 386-391.
9. Шарапова В.М., Ялухина А.А. Особенности анализа финансовой устойчивости предприятий / В сборнике: Управление государственным сектором экономики: технологии и инструменты Материалы второй Всероссийской научно-практической конференции. 2005. С. 411-413.
10. Шарапова Н.В., Сёмин А.Н. Финансовый анализ: способ выявления сильных и слабых сторон предприятия /В сборнике: Вклад молодых ученых-аспирантов в решение актуальных проблем АПК Урала Научно-практическая конференция. 2005. С. 41-47.
11. Шарапова Н.В., Борисов И.А., Лагутина Е.Е. Стратегический анализ, или с чего начать?//Экономика и предпринимательство. 2017. № 4-1(81-1). С. 634-637.
12. Шарапова Н.В., Борисов И.А., Шарапова В.М. Технология формирования потребительского спроса на микроуровне // Экономика и предпринимательство. 2016. № 12-1 (77-1). С. 1158-1161.
13. Ялухина А.А., Шарапова В.М. Роль анализа в конкурентоспособности предприятия / В сборнике: Конкурентоспособность территорий и предприятий во взаимозависимом мире. Материалы IX Всероссийского форума молодых ученых и студентов. Ответственный за выпуск В.П. Иваницкий. 2006. С. 290-291.
14. Шайдурова З.Л. [электронный ресурс] http://dlib.rsl.ru/rsl01002000000/rsl01002339000/rsl01002339863/rsl01002339863.pdf