Abstract: The article present an analysis of the current state of the use of the mechanism of public-private partnership in the Chelyabinsk region. Considerable attention is paid to the concession agreement as the most widespread form of PPP.
Keywords: public-private partnership, municipal-private partnership, concession agreement, private concession initiative.
Введение
Сложившаяся текущая экономическая ситуация в регионах и муниципальных образованиях, в том числе под действием режима «повышенной готовности», определяет актуальность вливания дополнительных средств и поиск альтернативных источников инвестиций для обеспечения потребностей развития инфраструктуры территорий и решения вопроса ограничения ресурсов субъектов РФ и муниципальных образований (далее МО).
Следовательно, дефицит бюджетных ресурсов и нестабильность макроэкономической конъюнктуры обостряет вопрос создания и обновления инфраструктуры МО как залога сохранения и роста социально-экономического развития территории и поддержания ее конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности.
Все вышесказанное, позволяет обратить внимание на такие движущие силы экономического развития, как использование механизма государственно-частного (муниципально-частного) партнерства.
Постановка задачи
Целью статьи является изучение практики использования механизма государственно-частного партнерства на территории Челябинской области.
Анализ исследований и публикаций
Использование в государственном и муниципальном управлении механизма государственно-частного партнерства достаточно широко изучено в научной литературе авторами Гладун Т.Н., Варнавский В.Г., Кочеткова С.А., Морозова М.Р., Шевченко О.С. и др., т.к. определяется необходимостью поиска дополнительных средств для развития инфраструктуры.
Методология
В процессе исследования были использованы различные методы научного познания. При изучении теоретического материала использовались абстрактно-логистический метод, метод анализа и синтеза.
Результаты
С целью сохранения и роста социально-экономического развития территории и поддержания ее конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности все большую актуальность приобретает использование механизма частно-государственного партнерства.
В соответствии с письмом Минобрнауки России «О применении механизмов частно-государственного партнерства в сфере образования» (от 08.10.2012 № 08-444) под «государственно-частным партнерством понимается форма сотрудничества между органами государственной власти и бизнесом, основной целью которой является обеспечить финансирование, сооружение, реконструкцию, управление и содержание объекта инфраструктуры или предоставление услуги» [1].
Особую актуальность и сложность решения вопроса развития территорий с использованием механизма государственно-частного партнерства приобретает вопрос привлечения инвестора в долгосрочные инфраструктурные проекты муниципалитета, обеспечения эффективности и снижение рисков ГЧП (МЧП) на всех этапах создания и реализации инвестиционных проектов.
Соглашения о ГЧП, МЧП в российской практике являются немногочисленными, «на всех административных уровнях заключено всего 25 таких соглашений, на которые приходится порядка 60 млрд. рублей инвестиционных обязательств» [3].
По итогам 2019 года Челябинская область среди 85 субъектов РФ по уровню развития сферы государственно-частного партнерства занимает достаточно высокие позиции -17 место в ежегодном рейтинге Министерства экономического Российской Федерации (далее — МЭР РФ), сохранив эту позицию с 2018 года (таблица 1).
Таблица 1
Уровень развития сферы ГЧП (фрагмент рейтинга)
*Согласно методике оценки МЭР РФ «более высокое место региона в рейтинге свидетельствует о более высоком уровне развития сферы ГЧП относительно других регионов» [2]
**ИС – институциональная среда
*** НПБ – нормативно-правовая база
Следует отметить, что Челябинская область, заняв 17 место в рейтинге 2018 года совершила серьезный скачек в сравнении предыдущими периодами (занимая в 2017г. – 24 и в 2016г – 36 место).
Для оценки рейтинга Челябинской области среди субъектов Уральского федерального округа (УРФО) за 2019 год используем информацию таблицы 2.
Таблица 2
Рейтинг уровня развития сферы ГЧП в субъектах УРФО [2]
Среди субъектов УРФО Челябинская область занимает 4 место с уровнем развития сферы ГЧП в 75,4 балла, уступив первые места таким крупным субъектам, как: Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (93,9), Свердловская (93,5) и Тюменская (75,4) области.
Имея отставание в опыте развития данной сферы по сравнению экономически развитыми субъектами, область имеет высокий уровень в рейтинге развития институциональной сферы и нормативно-правовой базы (28 баллов), уступив таким крупнейшим субъектам, как: г. Москва (28,6), Новосибирская (28,6) и Самарская (28,5) области, как результат проведенной работы по актуализации нормативной базы области в данной сфере и проводимых мероприятий.
На сегодняшний день наибольшее распространение в России из всех форм ГЧП (МЧП) наиболее широкое распространение получило концессионное соглашение (далее — КС), «наибольшее количество КС заключено на муниципальном уровне (94%)» [2].
Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее ФЗ- 115): «По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (далее — объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности» [5].
По данным Минэкономразвития России за 2019: «практически все субъекты Российской Федерации (за исключением четырех) используют механизм КС для создания или реконструкции инфраструктурных объектов. При этом только у 10 регионов (12%) заключено более 100 КС (с учетом муниципальных концессий)» [2].
Министерство считает, что такая ситуация отражает слабое использование потенциала КС для строительства инфраструктуры.
Рассмотрим динамику инвестиций и КС за период с 2006 года по настоящее время (рисунок 1).
Рисунок 1. Динамика заключения КС с 2006 по 2019 гг.
Источник: Информационно-аналитический обзор о развитии государственно-частного партнерства в Российской Федерации (февраль 2020).
Представленная динамика отражает резкое снижение заключенных концессионных соглашений в 2015 году как результат общего ухудшения экономической ситуации в России и снижения инвестиционной активности. «Наблюдаемая положительная динамика, начиная с 2016 года, объясняется вступлением в силу поправок в концессионное законодательство (установлен порядок частной концессионной инициативы)» [3].
Таким образом, в Челябинской области в 2018 году было заключено 94 концессионных соглашений с общей суммой инвестирования в проекты 7,5 млрд.руб. [5] , при этом суммарно величина частных инвестиций составила 7,3 млрд.руб., или 97%, что является положительным моментом для субъекта и свидетельствует о важности заключения КС для снижения бюджетной нагрузки.
Также, следует отметить, что максимальное число контрактов (91 контракт, или 97 %) были заключены в коммунально-энергетической сфере.
Для более полной картины представим распределение КС по сферам и видам партнерства в таблице 3.
Таблица 3
Распределение концессионных соглашений Челябинской области по отраслям и видам соглашений по итогам 2018 года
Приведённые в таблице 3 данные, свидетельствуют о том, что наиболее дорогостоящие контракты на сумму 4,7 млрд.руб. заключены в сфере переработки и утилизации ТБО. Это определяется их актуальностью для Челябинской области, которая имеет низкий рейтинг экологической безопасности (согласно ежегодного экологического рейтинга территорий, область занимала как в 2018, так и в 2019годах 85 место из 85).
Для дальнейшего развития механизма ГЧП Приказом Минэкономразвития области от 10.12.2018 г. № 260 утвержден «Перечень инфраструктурных проектов Челябинской области» и определен порядок формирования перечня инфраструктурных проектов Челябинской области (Приказ Минэкономразвития области от 13.11.2018 г. № 239).
Цель формирования инфраструктурного перечня проектов ГЧП (МЧП) в Челябинской области: «устранение инфраструктурных разрывов; привлечение частных инвестиций; повышение эффективности инвестиций; развитие механизмов ГЧП в регионе» [4].
Среди утвержденного перечня перспективных проектов ГЧП (МЧП) с суммарными инвестициями более 170 млрд. руб., отметим такие долгосрочные проекты как:
— строительство платной дороги «Сатка-Миасс» (44 млрд.руб.);
— модернизация транспортной системы в г. Челябинске (18 млрд. руб.);
— строительство метрополитена в г. Челябинске (97 млрд. руб.);
— строительство много функционального центра в г. Магнитогорске (9,4 млрд. руб.) и др.
Таким образом, представленный на сайте Минэкономразвития перечень инфраструктурных объектов Челябинской области, охватывает все разрешенные для использования механизма ГЧП отрасли, в которых будут реализовываться проекты практически на всей территории области, с охватом периода до 2048 года (например, строительство платной дороги «Сатка-Миасс»).
Выводы
Таким образом, реализация проектов в Челябинской области с использованием механизма государственно-частного партнерства позволить сохранить конкурентоспособность территории, обеспечить ее социально-экономическое развитие и решить задачи:
— улучшение качества жизни населения области,
— обеспечение безопасности передвижения на дорогах и пропускной способности, снять социальную напряженность,
— улучшение экологической ситуации,
— повышение мощности и обеспечение бесперебойности теплоснабжения, а также решить ряд других актуальных задач МО.
Считаем, что успешной реализации указанных проектов также будет способствовать планируемое принятие в 2020 году федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования механизмов государственно-частного партнерства».
Законопроект предусматривает также совершенствование конкурсных процедур, порядка частной инициативы и форм государственной поддержки проектам ГЧП, что повысит привлекательность КС и соглашений о ГЧП, МЧП для частных инвесторов и активизации притока внебюджетных средств в развитие инфраструктуры при реализации долгосрочных инвестиционных проектов Челябинской области.
Библиографический список
1. О применении механизмов частно-государственного партнерства в сфере образования [Электронный ресурс]: письмо Минобрнауки России от 08.10.2012 № 08-444. - URL: https://base.garant.ru/70930978/2. Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню развития сферы государственно-частного партнерства за 2019 год. [Электронный ресурс] - URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/764aafac33fa544aec5b3008619e92a8/reiting_gchp_022020.pdf (дата обращения 14.08.2020)
3. Информационно-аналитический обзор о развитии государственно-частного партнерства в Российской Федерации (февраль 2020) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/6b5f12f3140cf044f1f715d18dfdef0a/gchp%2021.02.2020.pdf.pdf (дата обращения 14.08.2020)
4. О развитии государственно-частного партнерства Челябинской области [Электронный ресурс]. Доклад Министра Челябинской области. С.А. Смольникова на Петербургском международном экономическом форуме10.12.2018г. - URL: https://docviewer.yandex.ru/view/0/?page=6&* (дата обращения 14.08.2020)
5. О концессионных соглашениях: федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред.03.07.2016 № 275-ФЗ) «Собрание законодательства РФ», 25.07.2005, N 30 (ч. II), ст. 3126, «Российская газета», N 161, 26.07.2005, «Парламентская газета», N 136-137, 05.08.2005