Индекс УДК 33
Дата публикации: 01.08.2020

Анализ практики использования механизма государственно-частного партнерства (на примере Челябинской области)

Analysis of use of the public-private partnership mechanism (on the example of the Chelyabinsk region)

Малькова Т.В.
Хованов П.И.

1. кандидат исторических наук, доцент кафедры экономики Миасского филиала ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет»
2. магистрант 2 курса кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет»

Malkova T.V.
Khovanov P.I.

1.Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Economics of the Miass Branch of the FSBEI HE "Chelyabinsk State University"
2. 2 year undergraduate student of the Department of State and Municipal Administration of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Chelyabinsk State University"
Аннотация: В статье представлен анализ текущего состояния использования механизма государственно-частного партнерства в Челябинской области. Значительное внимание уделено концессионному соглашению, как наиболее распространённой формы ГЧП.

Abstract: The article present an analysis of the current state of the use of the mechanism of public-private partnership in the Chelyabinsk region. Considerable attention is paid to the concession agreement as the most widespread form of PPP.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство, концессионное соглашение, частная концессионная инициатива.

Keywords: public-private partnership, municipal-private partnership, concession agreement, private concession initiative.


Введение

Сложившаяся текущая  экономическая ситуация в регионах  и муниципальных образованиях, в том числе под действием режима «повышенной готовности», определяет актуальность вливания  дополнительных средств и  поиск альтернативных источников инвестиций для обеспечения потребностей развития инфраструктуры территорий и решения вопроса ограничения ресурсов  субъектов РФ и муниципальных образований  (далее МО).

Следовательно, дефицит бюджетных ресурсов  и нестабильность макроэкономической конъюнктуры обостряет вопрос создания и обновления инфраструктуры МО как залога сохранения и роста социально-экономического развития территории и поддержания ее конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности.

 Все вышесказанное, позволяет обратить внимание на такие движущие силы экономического развития, как использование механизма государственно-частного (муниципально-частного) партнерства.

Постановка задачи

Целью статьи является изучение практики  использования механизма государственно-частного партнерства на территории Челябинской области.

Анализ исследований и публикаций

Использование в государственном и муниципальном управлении механизма государственно-частного партнерства достаточно широко изучено в научной литературе авторами Гладун Т.Н., Варнавский В.Г., Кочеткова С.А., Морозова М.Р., Шевченко О.С. и др., т.к. определяется необходимостью поиска дополнительных средств для развития инфраструктуры.

Методология

В процессе исследования были использованы различные методы научного познания. При изучении теоретического материала использовались абстрактно-логистический метод, метод анализа и синтеза.

Результаты

 С целью сохранения и роста социально-экономического развития территории и поддержания ее конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности все большую актуальность приобретает использование механизма частно-государственного партнерства.

В соответствии с письмом Минобрнауки России «О применении механизмов частно-государственного партнерства в сфере образования» (от 08.10.2012 № 08-444) под «государственно-частным партнерством понимается форма сотрудничества между органами государственной власти и бизнесом, основной целью которой является обеспечить финансирование, сооружение, реконструкцию, управление и содержание объекта инфраструктуры или предоставление услуги» [1].

Особую актуальность и сложность решения вопроса развития территорий с использованием механизма государственно-частного партнерства приобретает вопрос привлечения инвестора в долгосрочные инфраструктурные проекты муниципалитета, обеспечения эффективности  и снижение рисков ГЧП (МЧП) на всех этапах создания и реализации инвестиционных проектов.

Соглашения о ГЧП, МЧП в российской практике являются немногочисленными, «на всех административных уровнях заключено всего 25 таких соглашений, на которые приходится порядка 60 млрд. рублей инвестиционных обязательств» [3].

По итогам  2019 года Челябинская область среди 85 субъектов РФ  по уровню развития сферы государственно-частного партнерства занимает достаточно высокие позиции -17 место в ежегодном рейтинге Министерства экономического  Российской Федерации (далее — МЭР РФ), сохранив эту позицию с 2018 года (таблица 1).

Таблица 1

Уровень развития сферы ГЧП (фрагмент рейтинга)

*Согласно методике оценки МЭР РФ «более высокое место региона в рейтинге свидетельствует о более высоком уровне развития сферы ГЧП относительно других регионов» [2]

**ИС – институциональная среда

*** НПБ – нормативно-правовая база

Следует отметить, что Челябинская область, заняв 17 место в  рейтинге 2018 года совершила серьезный скачек в сравнении  предыдущими периодами (занимая в 2017г. – 24 и в 2016г – 36 место).

Для оценки рейтинга Челябинской области среди субъектов Уральского федерального округа (УРФО)  за 2019 год используем информацию таблицы 2.

Таблица 2

Рейтинг уровня развития сферы ГЧП в субъектах УРФО [2]

Среди субъектов УРФО  Челябинская область  занимает 4 место с уровнем развития сферы ГЧП  в 75,4 балла, уступив первые места таким крупным субъектам, как: Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (93,9), Свердловская (93,5) и Тюменская (75,4) области.

Имея отставание в опыте развития данной сферы по сравнению экономически развитыми субъектами, область имеет высокий уровень  в рейтинге развития институциональной сферы  и нормативно-правовой базы (28 баллов), уступив таким крупнейшим  субъектам, как: г. Москва (28,6), Новосибирская (28,6)  и Самарская (28,5) области, как результат проведенной работы по актуализации нормативной базы области в данной сфере и проводимых мероприятий.

На сегодняшний день наибольшее  распространение  в России из всех форм ГЧП (МЧП) наиболее широкое распространение получило концессионное соглашение (далее — КС), «наибольшее количество КС заключено на муниципальном уровне (94%)» [2].

Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях»  (далее ФЗ- 115): «По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (далее — объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности» [5].

По данным Минэкономразвития России  за 2019: «практически все субъекты Российской Федерации (за исключением четырех) используют механизм КС для создания или реконструкции инфраструктурных объектов. При этом только у 10 регионов (12%) заключено более 100 КС (с учетом муниципальных концессий)» [2].

Министерство считает,  что такая ситуация  отражает слабое использование потенциала КС для строительства инфраструктуры.

Рассмотрим динамику инвестиций  и КС  за период  с 2006 года  по настоящее время (рисунок 1).

Рисунок 1. Динамика заключения КС  с 2006 по 2019 гг.

Источник: Информационно-аналитический обзор о развитии государственно-частного партнерства в Российской Федерации  (февраль 2020).

Представленная  динамика  отражает резкое   снижение  заключенных концессионных соглашений в 2015 году как результат общего ухудшения экономической ситуации в России и снижения инвестиционной активности. «Наблюдаемая положительная динамика,  начиная с 2016 года, объясняется вступлением в силу поправок в концессионное законодательство (установлен порядок частной концессионной инициативы)» [3].

Таким образом, в Челябинской области в 2018 году было заключено 94 концессионных соглашений с общей суммой инвестирования в проекты  7,5 млрд.руб. [5] , при этом суммарно величина частных инвестиций составила 7,3 млрд.руб., или 97%, что является положительным моментом для субъекта и  свидетельствует о важности заключения КС для снижения бюджетной нагрузки.

Также,  следует отметить, что максимальное число контрактов (91 контракт, или  97 %) были заключены в коммунально-энергетической сфере.

Для более полной картины представим распределение КС по сферам и видам партнерства в таблице 3.

Таблица 3

Распределение концессионных соглашений Челябинской области по отраслям и видам соглашений по итогам 2018 года

Приведённые в таблице 3 данные, свидетельствуют о том, что наиболее дорогостоящие контракты на сумму 4,7 млрд.руб.  заключены в сфере переработки и утилизации ТБО. Это определяется их актуальностью для Челябинской области, которая  имеет низкий рейтинг экологической безопасности (согласно ежегодного экологического рейтинга территорий, область занимала как в 2018, так и в 2019годах 85 место из 85).

Для дальнейшего развития механизма ГЧП Приказом Минэкономразвития области от 10.12.2018 г. № 260 утвержден  «Перечень инфраструктурных проектов Челябинской области» и  определен порядок формирования перечня инфраструктурных проектов Челябинской области (Приказ Минэкономразвития области от 13.11.2018 г. № 239).

Цель формирования инфраструктурного перечня  проектов ГЧП (МЧП)  в Челябинской области: «устранение инфраструктурных разрывов; привлечение частных инвестиций; повышение эффективности инвестиций; развитие механизмов ГЧП в регионе» [4].

Среди утвержденного перечня перспективных проектов ГЧП (МЧП) с суммарными инвестициями более 170 млрд. руб., отметим такие долгосрочные проекты как:

— строительство платной дороги «Сатка-Миасс» (44 млрд.руб.);

— модернизация транспортной системы в г. Челябинске (18 млрд. руб.);

— строительство метрополитена в г. Челябинске (97 млрд. руб.);

— строительство много функционального центра в г. Магнитогорске  (9,4 млрд. руб.) и др.

Таким образом, представленный  на сайте Минэкономразвития  перечень инфраструктурных объектов Челябинской области, охватывает все разрешенные для использования механизма ГЧП отрасли,  в которых будут реализовываться проекты практически на всей территории области, с охватом периода до 2048 года (например, строительство платной дороги «Сатка-Миасс»).

Выводы

Таким образом, реализация проектов в Челябинской области с использованием механизма  государственно-частного партнерства позволить сохранить конкурентоспособность территории, обеспечить ее социально-экономическое развитие и решить задачи:

— улучшение качества жизни населения области,

— обеспечение безопасности передвижения на дорогах и пропускной способности, снять социальную напряженность,

— улучшение экологической ситуации,

— повышение мощности и обеспечение бесперебойности теплоснабжения, а также решить ряд других актуальных задач МО.

Считаем, что успешной реализации указанных проектов также будет способствовать планируемое принятие в 2020 году федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования механизмов государственно-частного партнерства».

Законопроект предусматривает также совершенствование конкурсных процедур, порядка частной инициативы и форм государственной поддержки проектам ГЧП, что повысит привлекательность КС и соглашений о ГЧП, МЧП для частных инвесторов и активизации притока внебюджетных средств в развитие инфраструктуры при реализации долгосрочных инвестиционных проектов Челябинской области.

Библиографический список

1. О применении механизмов частно-государственного партнерства в сфере образования [Электронный ресурс]: письмо Минобрнауки России от 08.10.2012 № 08-444. - URL: https://base.garant.ru/70930978/
2. Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню развития сферы государственно-частного партнерства за 2019 год. [Электронный ресурс] - URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/764aafac33fa544aec5b3008619e92a8/reiting_gchp_022020.pdf (дата обращения 14.08.2020)
3. Информационно-аналитический обзор о развитии государственно-частного партнерства в Российской Федерации (февраль 2020) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/6b5f12f3140cf044f1f715d18dfdef0a/gchp%2021.02.2020.pdf.pdf (дата обращения 14.08.2020)
4. О развитии государственно-частного партнерства Челябинской области [Электронный ресурс]. Доклад Министра Челябинской области. С.А. Смольникова на Петербургском международном экономическом форуме10.12.2018г. - URL: https://docviewer.yandex.ru/view/0/?page=6&* (дата обращения 14.08.2020)
5. О концессионных соглашениях: федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред.03.07.2016 № 275-ФЗ) «Собрание законодательства РФ», 25.07.2005, N 30 (ч. II), ст. 3126, «Российская газета», N 161, 26.07.2005, «Парламентская газета», N 136-137, 05.08.2005