Индекс УДК 369.03
Дата публикации: 13.10.2017

Условия успешной реализации проекта электронный листок нетрудоспособности

Conditions for successful implementation of the project electronic certificate of incapacity for work

Темирова Заира Денилбековна
к.э.н.,Филиал ФГБОУ ВО «Российский гидрометеорологический университет» в городе г. Туапсе

Temirova Zaira Denilbekovna
Candidate of Economic Sciences, Branch of FGBOU VO "Russian Hydrometeorological University" in the city of Tuapse
Аннотация: В рамках данной работы был проведен анализ на предмет возможности получения Фондом данных реестра сведений страхователя от иных контрагентов. Анализ показал, что с целью получения всех сведений, необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий при возможном максимальном уходе от страхователей целесообразно, чтобы Фонд осуществлял электронное информационное взаимодействие со следующими внешними контрагентами: ЛПУ, ПФ РФ, ФНС России, Центральным Банком России, страхователями. Так же показано, что для перехода к электронному листку нетрудоспособности в условиях ухода от «зачетного» механизма требуется изменение действующей структуры листка нетрудоспособности.

Abstract: In the framework of this work, an analysis was carried out to determine whether the Fund could obtain the register data of the insured from other counterparties. The analysis showed that in order to obtain all the information necessary for the appointment, calculation and payment of benefits with the possible maximum withdrawal from the insured, it is advisable for the Fund to conduct electronic information interaction with the following external counterparties: health facilities, the Pension Fund of the Russian Federation, the Federal Tax Service of Russia, the Central Bank of Russia, . It is also shown that in order to switch to an electronic sheet of incapacity for work, when leaving a "credit" mechanism, a change in the current structure of the disability sheet is required.
Ключевые слова: Обязательное социальное страхование, электронный листок нетрудоспособности, временная нетрудоспособность, страховое обеспечение, пилотный проект ФСС РФ.

Keywords: Compulsory social insurance, an electronic invalidity sheet, temporary incapacity for work, insurance coverage, a pilot project of the FSS RF.


Листок нетрудоспособности (далее ЛН), выдаваемый медицинскими организациями соответствующим категориям граждан, является документом, выполняющим следующие основные функции:

  • медицинскую удостоверяет временную нетрудоспособность в соответствии с указанием врачом причины нетрудоспособности гражданина;
  • юридическую – подтверждает временное освобождение гражданина от работы и его право на получение пособия;
  • финансовую – является основанием для назначения, исчисления и выплаты пособия конкретного вида;
  • статистическую представляет собой первичный документ учета заболеваемости при экспертизе временной нетрудоспособности и изучения причин временной нетрудоспособности.

Для обеспечения перехода на электронный листок нетрудоспособности необходимо выполнение комплекса организационных, методических, нормативных правовых и информационно-технологических мер. Следует отметить, что ряд мер касается не только непосредственно электронного листка нетрудоспособности, но и использования его для назначения, исчисления и выплаты пособий по обязательному социальному страхованию в условиях перехода Фонда социального страхования РФ от «зачетного» механизма к прямым выплатам страхового обеспечения.

  1. Нормативные правовые и методические условия перехода на электронный листок нетрудоспособности.

В части реализации нормативных правовых и методических условий перехода на электронный листок нетрудоспособности необходимо:

  • Законодательно регламентировать структуру, статус электронного ЛН, статус выписки из Системы, содержащей сведения электронного ЛН, состав лиц, формирующих и использующих электронный ЛН, общий порядок создания и использования электронного ЛН, информационные технологии, используемые для создания и использования электронного ЛН;
  • Законодательно регламентировать состав участников формирования электронного листка нетрудоспособности, их функции, условия и последовательность их выполнения;
  • Законодательно регламентировать необходимость представления страхователями или застрахованными дополнительных сведений к листкам нетрудоспособности, необходимых для назначения, исчисления и выплаты Фондом пособий;
  • В долгосрочной перспективе для исключения необходимости получения дополнительных сведений для назначения, исчисления и выплаты пособий от страхователей и организации их получения от Пенсионного Фонда Российской Федерации обеспечить наличие соответствующей информации в формах персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования.
  1. Информационно-технологические условия перехода на электронный листок нетрудоспособности.

В части реализации информационно-технологических условий перехода на электронный листок нетрудоспособности необходимо:

  • Обеспечить функционирование централизованной автоматизированной Системы, выполняющей функции сбора, хранения электронных листков нетрудоспособности и предоставления к ним доступа;
  • Обеспечить возможность использования в рамках Системы сведений регистра медицинских работников, лицензий на осуществление медицинской деятельности, СНИЛС и иных сведений персонифицированного учета граждан в системе обязательного пенсионного страхования;
  • В долгосрочной перспективе – организовать информационное взаимодействие между Системой и информационными системами Пенсионного Фонда Российской Федерации, ФНС России, Центрального Банка России, системой выдачи и обслуживания универсальных электронных карт гражданин (после создания соответствующей инфраструктуры) для исключения необходимости получения дополнительных сведений для назначения, исчисления и выплаты пособий от страхователей;
  • В долгосрочной перспективе после создания интегрированной электронной медицинской карты (далее ИЭМК) в рамках построения Министерством здравоохранения РФ единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения – обеспечить взаимодействие Системы с ИЭМК с целью обеспечения получения из ИЭМК поступающих в нее из информационных систем учреждений здравоохранения электронных листков нетрудоспособности, а также с целью обеспечения взаимосвязи между первичными медицинскими записями, выполненными в рамках электронных медицинских карт граждан, и электронными листками нетрудоспособности;
  • Обеспечить возможность взаимодействия Системы с медицинскими информационными системами, используемыми в учреждениях здравоохранения, по приему и передаче электронных листков нетрудоспособности;
  • Обеспечить наличие у участников процесса формирования и использования электронного ЛН, включая учреждения здравоохранения, страхователей и застрахованных программного обеспечения, необходимого для создания, приема, передачи и просмотра записей электронных ЛН и взаимодействия с Системой;
  • Обеспечить наличие компьютерной техники, сетевого оборудования, средств информационной безопасности, а также наличие защищенного подключения к интернет в учреждениях здравоохранения и у страхователей, работающих с электронными ЛН, в территориальных органах Фонда;
  • Обеспечить использование медицинскими работниками и уполномоченными должностными лицами учреждений медико-социальной экспертизы электронной подписи;
  • Обеспечить защиту персональных данных, содержащихся в электронных листках нетрудоспособности при их обработке в Системе, а также при использовании программного обеспечения в учреждениях здравоохранения, у страхователей, в территориальных органах Фонда.
  1. Организационные условия перехода на электронный листок нетрудоспособности.

В части реализации организационных условий перехода на электронный листок нетрудоспособности необходимо:

  • Организовать обучение и информирование медицинских работников, уполномоченных должностных лиц учреждений медико-социальной экспертизы, сотрудников территориальных органов Фонда, страхователей по вопросам формирования и использования электронного листка нетрудоспособности, а также применения для этих целей программного обеспечения и работы с Системой;
  • Обеспечить информирование застрахованных граждан по вопросам изменения порядка выдачи листков нетрудоспособности в связи с введением в обращение электронных листков нетрудоспособности;
  • Обеспечить наличие в территориальных органах Фонда помещений, а также сотрудников требуемого количества и квалификации, для обеспечения работы с электронными ЛН, приема застрахованных и страхователей;
  • Организовать работу сотрудников территориальных органов Фонда с электронными листками нетрудоспособности.

По мере перехода учреждений здравоохранения, территориальных органов Фонда, а также страхователей на работу с электронным ЛН необходимо обеспечить:

  1. Поэтапное внедрение разработанного программного обеспечения на объектах автоматизации, включая учреждения здравоохранения, территориальных органов и страхователей в соответствии с планами перехода на работу с электронным ЛН;
  2. Поставку необходимого количества единиц компьютерной техники, сетевого оборудования, средств информационной безопасности, а также обеспечить защищенное подключение к интернет с необходимой пропускной способностью:
  • в учреждениях здравоохранения – для работы лиц, имеющих право формировать электронные листки нетрудоспособности;
  • в территориальных органах Фонда – для работы сотрудников, выполняющих функции обработки электронных листков нетрудоспособности, а также (при необходимости) для создания в территориальных органах Фонда автоматизированных рабочих мест страхователей для обеспечения возможности работы с электронными листками нетрудоспособности.
  1. Выдачу медицинским работникам и уполномоченным должностным лицам учреждений медико-социальной экспертизы, имеющим право вносить записи в электронные листки нетрудоспособности, сертификаты ключей электронной подписи;
  2. Предоставление страхователям и уполномоченным сотрудникам территориальных органов Фонда прав доступа к Системе с целью получения, передачи, обработки и /или просмотра записей электронных листков нетрудоспособности;
  3. Реализацию комплекса мер по защите персональных данных при работе с электронными листками нетрудоспособности с использованием соответствующего программного обеспечения в учреждениях здравоохранения, у страхователей, в территориальных органах Фонда, а также в рамках централизованной Системы;
  4. Обучение медицинских работников, уполномоченных должностных лиц учреждений медико-социальной экспертизы по работе с программным обеспечением по формированию, приему и передаче записей электронных листков нетрудоспособности и использованию электронной подписи, а также по порядку формирования электронного листка нетрудоспособности;
  5. Информирование страхователей по вопросам использования программного обеспечения, позволяющего проверять достоверность представленных выписок из Системы, содержащих сведения электронных листков нетрудоспособности, просматривать электронные ЛН, а также выгружать из них информацию в электронные реестры сведений;
  6. Обучение сотрудников территориальных органов Фонда по работе с программным обеспечением для доступа к Системе и обеспечения возможности проверки достоверности представленных выписок из Системы, содержащих сведения электронных листков нетрудоспособности, просматривать электронные ЛН и обрабатывать, а также процедурам взаимодействия с застрахованными и страхователями по приему и обработке заявлений, листков нетрудоспособности, оформленных на бланках установленной формы, выписок из Системы, содержащих сведения электронных листков нетрудоспособности, а также иных документов;
  7. Информирование застрахованных граждан по вопросам изменения порядка выдачи листков нетрудоспособности в связи с введением в обращение электронных листков нетрудоспособности;
  8. Наличие в территориальных органах Фонда штатных единиц в объеме, необходимом для выполнения задач по приему и обработке электронных листков нетрудоспособности, а также осуществления назначения, исчисления и выплат пособий по обязательному социальному страхованию в условиях перехода от «зачетного» механизма;
  9. Наличие оборудованных помещений для приема застрахованных граждан и страхователей в территориальных органах Фонда, представляющих заявления, листки нетрудоспособности и иные документы, необходимые для назначения, исчисления и выплаты пособий по обязательному социальному страхованию в условиях перехода от «зачетного» механизма.

В настоящее время на один случай временной нетрудоспособности может быть открыто несколько листков нетрудоспособности: при необходимости продолжения листка нетрудоспособности может быть оформлен новый бланк с новым номером. При этом страховое возмещение не зависит от количества листков нетрудоспособности, оформленных на случай временной нетрудоспособности. Оформление новых бланков на один и тот же случай нетрудоспособности обусловлено ограниченной формой бланка листка нетрудоспособности, а также установленным порядком их оформления – например, при направлении гражданина в другую медицинскую организацию она выдает новый листок нетрудоспособности (продолжение).

Предлагается на каждый случай временной нетрудоспособности создавать один электронный листок нетрудоспособности, имеющий уникальный номер. При формировании электронного листка нетрудоспособности в централизованной информационной системе будут накапливаться все записи, выполненные уполномоченными лицами, при его открытии, продолжении, закрытии, установлении группы инвалидности в бюро медико-социальной экспертизы. Электронный ЛН может содержать неограниченное число возможностей продления одного случая временной нетрудоспособности и неограниченное количество полей «по уходу за родственником». При закрытии электронный ЛН может выводиться на печать целиком – для этого необходимо предусмотреть допустимым выводить все выполненные врачами записи, связанные с освобождением гражданина от работы.

С учетом данного изменения предлагаемый состав полей электронного ЛН отличается от состава полей бланка ЛН с изменениями в силу отсутствия необходимости в рамках одного случая временной нетрудоспособности выписывать новый ЛН (продолжение).

При необходимости один и тот же электронный листок нетрудоспособности (с одним номером) может быть распечатан дважды и представлен как по основному месту работы, так и по месту работы по совместительству. При этом каждый из работодателей должен проверить и подтвердить достоверность представленного листка нетрудоспособности в централизованной Системе и произвести оплату первых трех дней для соответствующих видов пособий. При передаче двумя работодателями в Фонд сведений по соответствующему страховому случаю одновременно с одним и тем же номером листка нетрудоспособности в Системе должна быть произведена сверка, позволяющая определить, что имеет место — не коллизия (дублирование / подделка листка нетрудоспособности), а законодательно обоснованное представление одного и того же листка нетрудоспособности в два места работы.

В рамках данной работы был проведен анализ на предмет возможности получения Фондом данных реестра сведений страхователя от иных контрагентов. Анализ показал, что с целью получения всех сведений, необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий при возможном максимальном уходе от страхователей целесообразно, чтобы Фонд осуществлял электронное информационное взаимодействие со следующими внешними контрагентами:

  • с ЛПУ – для получения в электронном виде сведений о факте и параметрах нетрудоспособности (в соответствии с формой электронного ЛН);
  • с ПФ РФ – для получения в электронном виде сведений по застрахованным гражданам, необходимых для расчета соответствующих пособий (включая заработную плату застрахованного лица, стаж и пр.);
  • с ФНС России – для получения в электронном виде сведений по страхователям;
  • с Центральным Банком России – для получения в электронном виде сведений об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета, на который зачисляются и могут расходоваться денежные средства страхователя;
  • с органами власти и организациями, осуществляющими выпуск универсальной электронной карты гражданина, – для получения сведений о номере счета застрахованного лица с целью выплаты ему соответствующих пособий;
  • со страхователями – для получения в электронном или в бумажном виде сведений, которые не удалось получить от иных внешних контрагентов.

По результатам проведенного анализа подготовлена таблица 1, в которой приведен общий состав сведений, необходимых Фонду, включая информацию о том, какие из этих сведений могут быть получены от иных контрагентов.

Таблица 1

Анализ возможности получения полного состава сведений, необходимых Фонду от иных контрагентов, без участия страхователей

Наименование атрибутаИсточники получения информации
ЛПУСтрахователи/

застрахованные

ПФ РФЦБ РФФНС РФ
Вид пособия+
Дата предоставления пакета документов страхователю+
СНИЛС застрахованного++
ИНН застрахованного++
Застрахованное лицо: ФИО+++
Застрахованное лицо: Статус налогоплательщика: резидент / нерезидент++
Застрахованное лицо: Адрес проживания+++
Признак получателя пособия: заявитель / уполномоченный представитель+
Способ перечисления пособия: через банк / почтовый перевод+
Наименование банка, БИК, номер счета+
Наименование страхователя+++
Признак места работы страхователя: основной / по совместительству+
Страхователь: ОГРН, ИНН, КПП++
Страхователи: регистрационный номер+
Застрахованное лицо: Дата начала трудового договора++
Застрахованное лицо: Дата окончания трудового договора++
Застрахованное лицо: Должностной оклад++
Данные для расчёта: Число календарных дней, учитываемых в расчетном периоде++
Средний заработок для исчисления пособия++
Средний дневной заработок++
Отметка о замене годов для расчета: замена / нет замены+
Расчетный период для пособий по материнству: дата с++
Расчетный период для пособий по материнству: дата по++
Периоды, за которые пособие по временной нетрудоспособности не назначается+
Страховой стаж++
Данные ЛН++
Наименование ЛПУ, выдавшего ЛН++
Номер ЛН, предъявляемого на основном месте работы (для страхователей, где застрахованное лицо работает по совместительству)++
Дата начала работы (заполненное страхователем)+
Начало периода, за который начисляется пособие+
Конец периода, за который начисляется пособие+
Количество дней нетрудоспособности++
Сумма пособия за счет средств работодателя+
Сумма пособия за счет средств ФСС РФ+
Общая сумма соответствующего вида пособия к выдаче+

 

Включение в систему электронного взаимодействия страхователя, страховщика и застрахованного в рамках обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством иных контрагентов, таких как Пенсионный фонд РФ, Центральный банк РФ, медицинские учреждения, Федеральная налоговая служба, позволит сократить трудозатраты страхователей по вводу и представлению информации, необходимой для расчета и начисления пособий, повысить оперативность получения Фондом социального страхования РФ необходимых сведений и обеспечит достоверность предоставляемых данных.

Библиографический список

1. Матвиенко К.В. Методика определения круга лиц, имеющих право на получение материальных выплат в связи с утратой трудоспособности или смертью кормильца // Современная научная мысль. - 2017. - № 1. - С. 294-300;
2. Фонд социального страхования дал разъяснения об электронном больничном//Главная медицинская сестра. - 2017.- № 8.- С. 28-29.
3. Храмцовская Н.А. «Современные идеи и опыт в области государственного управления: Межведомственное электронное взаимодействие» М.: Полиграфия дизайн. - 2010. - 172 с.