Индекс УДК 34
Дата публикации: 26.11.2020

Особенности правового регулирования современной Арктики

Features of the legal regulation of the modern Arctic

Баттахов Петр Петрович
Институт государства и права РАН, Сектор предпринимательского и корпоративного права, старший научный сотрудник, кандидат юридических наук
Battakhov Petr P.
Institute of State and Law RAS, Business and Corporate Law Department, Senior Research Fellow, Candidate of Legal Sciences
Аннотация: В статье рассматриваются разные нормативные акты России, которые регулируют правоотношения в Арктических зонах. Проанализирован и исследован важный новый указ Президента РФ «Стратегия развития Арктической зоны России и обеспечения национальной безопасности до 2035 года» и изучены основные действующие нормативно-правовые акты по Арктике. Даны комплексные меры устранения пробелов в законодательстве. Для комплексного развития Арктических территорий и сохранения местного этноса сделан вывод данной работе, необходимо разработать и принять основной кодифицированный правовой акт в Арктической зоне России.

Abstract: The article considers various normative acts of Russia that regulate legal relations in the Arctic zones. An important new decree of the President of the Russian Federation "Strategy for the development of the Arctic zone of Russia and ensuring national security until 2035" was analyzed and studied the main existing regulatory legal acts on the Arctic. Comprehensive measures are given to fill gaps in legislation. For the integrated development of the Arctic territories and the preservation of the local ethnic group, the conclusion of this work is made, it is necessary to develop and adopt the main codified legal act in the Arctic zone of Russia.
Ключевые слова: Арктический регион, стратегический акт, зона, Дальний Восток, нормативно-правовой акт, углеводород, государство, коренные малочисленные народы Севера.

Keywords: Arctic region, strategic act, zone, Far East, regulatory act, hydrocarbon, state, indigenous small peoples of the North.


Арктический регион – уникальная экологическая система, являющаяся достоянием народов Российской Федерации. Арктика оказывает значительное влияние на формирование климата, при этом регион один из наиболее подверженных влиянию глобальных изменений климата, поскольку все природные процессы региона существенно замедлены из-за чего поглощающая способность всех природных объектов существенно ниже, чем у других регионов. Это делает Арктику более уязвимым регионом[1].

Арктика невероятно богата на природные ресурсы, которые к тому же еще малоизученны и практически не разработаны. По этой причине Арктика выступает своеобразной подушкой безопасности и запасом прочности социального и экономического развития России. Речь идет о больших запасах углеводородов, запасах рыбы, а также территориях, которые обеспечивают прокладку и эксплуатацию транспортных маршрутов. Также не стоит забывать о малочисленных коренных народах, проживающих на территории Арктики, которые являются носителями уникального опыта по выживанию в суровых условиях. Несмотря на суровость края, здесь проживают многочисленные народы России.

Уровень жизни населения, проживающего на территории Арктики значительно ниже, чем в других регионах России. Именно поэтому важно разрабатывать и принимать нормативные акты, которые будут работать во благо стратегического развития региона на местах, а для этого необходимы высококвалифицированные кадры и инновационные технологии.

На данный момент проблемы правового регулирования хозяйственной деятельности в Арктической зоне Российской Федерации являются крайне актуальными. Освоение Арктики – приоритетная задача государственной политики. Это обусловлено уникальностью природных, географических, стратегических, геополитических характеристик региона, а также развитием и интенсификацией развития различных видов деятельности в Арктической зоне в рамках развития инфраструктуры Севера, а также освоения местных ресурсов[2].

Это проявляется в тенденции принятия законов и актов на федеральном уровне. К примеру, одним из последних нормативно-правовых актов в пользу Арктических регионов был акт, изданный Президентом России от 27 октября 2020 года в рамках Указа «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года»[3]. Данный документ подчеркивает важность развития Российской Арктики. Первый акт, регулирующий общую стратегию развития Арктики, был издан Норвегией 1 декабря 2006 года; он назывался «Норвежская стратегия». Позднее свои нормативные акты касательно Арктики выпустили и многие другие неарктические страны, такие как Италия, Германия, Великобритания, Польша, Китай, Япония, Сингапур. Не так давно появился стратегический акт Европейского союза. Временами поднимается вопрос о необходимости использования совместных усилий России с другими государствами в вопросах освоения и использования Арктики.

Однако в первую очередь вопросами Арктической зоны на международном уровне занимаются Арктические государства, такие как Россия, Дания, Канада, США, Норвегия, Исландия, Швеция и Финляндия[4].

Основными предметами обсуждения являются вопросы обеспечения сохранности, защиты и безопасного эксплуатирования арктической среды, чтобы не допустить повреждения арктической флоры и фауны. Также решаются вопросы разрешения проблем техногенного характера[5]. Российская политика в Арктическом регионе основывается на принципах суверенного равенства государств, неприкосновенности государственной территории, взаимовыгодном двухстороннем международном диалоге[6].

Перечень актуальных проблем и вопросов в стратегическом развитии Арктического региона:

  1. Одной из главных проблем развития региона становится недостаток высококвалифицированных специалистов, который формируется вследствие несоответствия уровня среднего профессионального и высшего образования и уровня знаний, требуемого для текущего активного развития экономической и социальной сфере региона[7]. Большая часть высших учебных заведений региона выпускает непрофильных специалистов, что ведет к формированию недостаточного предложения по всем рабочим профессиям, таким как инженер, тракторист, моторист, специалист в сфере информационных технологий. При этом наибольшим спросом в Арктике пользуются как раз профессионалы рабочей профессии. Еще одним важным вопросом в сфере образования являются проблемы коренных народов. Они могут оказаться за бортом развития, если их молодежь не будет получать соответствующее образования, и как следствие, все добывающие субъекты будут заниматься разработкой полезных ископаемых с использованием инновационных технологий, не вовлекая в процесс местное население. По этой причине становится крайне важным редактирование стратегического указа Президента с целью внесения специальных образовательных направлений для народов Крайнего Севера, которые позволят им получать образование наравне со всеми. Для этого необходимо открывать и финансировать новые образовательные программы, а также образовательные учреждения всех уровней.
  2. Обеспечение качественной медицинской поддержки с целью снижения дефицита кадров[7]. В условиях сурового арктического климата важной проблемой является поддержание уровня здоровья населения. По этой причине существует государственная программа, названная «Земский доктор», которая обеспечивает медицинским работником бесплатное жилье и денежные средства, если врач решает переехать и работать в отдаленных Северных районах страны. Указ содержит все необходимое для поддержки медицинских работников.
  3. Формирование качественной системы поставки продовольствия и топлива в отдаленные регионы[7]. Одной из главных причин оттока населения из Северных регионов является слабое обеспечение населения жизненно необходимыми товарами, такими как топливо, продовольствие и многое другое. Необходимо разработать комплексные методы, которые позволят сформировать систему поставки всех жизненно необходимых ресурсов для привлечения большего количества специалистов на данные территории.
  4. Осознание важности Северного морского пути как транспортного коридора мирового значения[7]. Северное море позволяет перевозить национальные и международные грузы, а условия современного климата делают морские транспортировки наиболее выгодными для формирования прибыли экономики государств мира. Однако регулярное использование арктических вод может привести к непоправимому ущербу региону, что приведет к таянию ледников и повышению уровня мирового океана. Для того чтобы избежать негативных последствий, следует провести совместные научные исследования в данном регионе.
  5. Формирование законодательства с учетом особенностей климата Арктики[7]. Для обеспечения комфортной жизни населения следует обеспечить его санитарно-эпидемиологическое благополучие. С этой целью следует реорганизовать больницы и все виды медицинских учреждений. Наиболее острой и актуальной проблемой в сфере здравоохранения является нехватка высококвалифицированных кадров, а также лекарственных препаратов, доставка которых осложнена ввиду слабой развитости системы поставок в регионе. Коронавирус только ухудшает обстановку в регионе. Ввиду особенностей климата даже в летний период времени количество заболевших не уменьшалось, как это наблюдалось в других регионах Российской Федерации, а это свидетельствует о благоприятной для развития вирусов обстановке. Как следствие, уровень медицины в регионе должен быть выше.
  6. Обеспечение сохранности и популяризации культурного наследия, а также истории региона[7]. Крайне важно сохранить все элементы самобытной культуры малочисленных коренных народов севера. Эта инициатива должна развиваться на государственном уровне с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для местного населения. Одной из важных проблем является то, что коренные народы не изучают собственную культуру и историю развития народа. Крайне важно сохранить традиционную культуру местных народов, поскольку только она отражает историю развития человечества в суровых условиях Арктики.

Необходимо внести изменения в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[8] чтобы стать социальным предприятием, организация должна включить список субъектов, которых обязательном порядке трудоустроить в своем социальном предприятии, в данном требовании включить коренных малочисленных народов Севера. Актуальная направления даст толчок на развития общества и занятость коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на определенных территориях России.

Для развития российского предпринимательства был принят Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации»[9] в нем имеется много вопросов, чтобы получить государственную поддержку или стать резидентом данного проекта, соискатель проекта должен соответствовать по нескольким критерием, например, обязан иметь имущество и денежные средства. Ведь коренные жители в Арктике не имеют таких преимуществ перед приезжих граждан. Поэтому на государственном уровне необходимо поддержать начинающих предпринимателей, которых нет первоначальных вложений.

Арктический регион содержит в своих недрах всю таблицу Менделеева, более того, каждый элемент уже добывается здесь. Однако, разумеется, наиболее важным полезным ископаемым является углеводород, играющий ключевую роль в стратегическом плане государства. К сожалению, в дальнейшем Россия будет только увеличивать уровень добычи углеводородов на Севере, чтобы страна могла обеспечивать себя сельскохозяйственной продукцией и товарами первой необходимости независимо от других государств. Следовательно, каждый субъект государства должен обладать производством товаров первой необходимости для всех имеющихся отраслей экономики Российской Федерации.

На данном этапе регулированием правоотношений малочисленных коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока занимаются следующие три нормативно-правовых акта:

— «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30 апреля 1999 г[10].,

— «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 20 июля 2000 г[11].,

— «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 7 мая 2001 г[12].

На территории Российской Арктики проживают 19 коренных малочисленных народов. Количество принадлежащих им территорий ежегодно сокращается ввиду развития технологий, а также загрязнения территорий. Ввиду общего оттока населения количество коренных жителей неуклонно снижается, однако статистика показывает, что отток ежегодно уменьшается. Одной из причин оттока населения называется безработица, уровень который снижается довольно медленно. Однако, коренное население обязано проживать на своих исконных территориях, и никто не в праве отбирать их. Для закрепления данных норм существуют специальные международные конвенции нормативно-правовые акты государства, которые развивают и вкладывают ресурсы в имеющийся человеческий капитал.

Важным вопросом последних лет является экологическая составляющая региона. По вине добывающих компаний произошло большое количество техногенных катастроф, которые значительно ухудшили обстановку в регионе. Последняя мировая авария имела место в Красноярском крае, где из-за деятельности отраслевой компании, а также недостаточных мер по обеспечению безопасности, был нанесен существенный урон экологии. Прецедент показал, что необходимо ужесточение санкций уголовного, административного и гражданского кодекса для коммерческих организаций и должностных лиц.

Дополнительно следует ввести изменения в федеральных, региональных, муниципальных правовых актах, чтобы ужесточить контроль нарушений. Сейчас в России не существует ни одной эколого-контролирующие организации, и как следствие, происходит множество катастроф мирового масштаба. При этом государство не допускает вмешательство иностранных и международных аккредитованных организаций контроля. Поэтому важно ввести соответствующие способы контроля в законодательстве для защиты экосистемы Арктики.

Арктика – крайне привлекательный регион для инвесторов. Многие иностранные и российские инвесторы готовы вкладывать финансовые ресурсы в арктические проекты, поскольку они являются крайне перспективными. Однако, необходима государственная гарантия всех Арктических стран для формирования безопасной и юридически легальной деятельности. Россия должна заинтересовать другие страны и потенциальных инвесторов, чтобы выступить в роли управляющего, который возьмет на себя ответственную задачу развивать Арктический регион согласно инвестиционным программам.

Сейчас продвигается идея международного фонда развития Арктики под председательством Российской Федерации. Согласованные действия и своевременные инвестиции – обязательные два условия для технологического развития современной Арктики. Основная задача данного фонда – развитие циркумполярной цивилизации.

В рамках развития Арктического региона подразумевается создание современной инфраструктуры, развитие образовательной сферы, научной и технологической деятельности, освоение природных ресурсов, а также развитие промышленности с учетом интересов коренных народов Севера[13].

С введением в действие Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[14], в федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» возникли ограничения для занятия охотничьим и рыболовным промыслами, обеспечивающими традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера.

Однако, был изменен порядок предоставления охотничьих угодий, которые теперь предоставляются только в рамках аукциона. Это ухудшило жизнь населения, поскольку основное пропитание на Севере – рыба, а остальные продукты поставляются в малом объеме и ненадлежащего качества.

Это приводит не только к ущемлению культурного наследия коренных народов, но и к ухудшению их уровня жизни, поскольку охота и рыбная ловля – основные источники их существования. Ограничение на охоту приводит к ущемлению прав коренных малочисленных народов Севера.

Законодательство Российской Федерации должно обеспечивать гарантию экономического развития арктических территорий государства, а также защищать права и интересы живущих здесь коренных народов в условиях активного промышленного развития региона.

Для того чтобы избежать быстрого исчерпания ресурсов Арктики следует одновременно развивать все субъекты Российской Федерации, чтобы все сектора экономики развивались на равных условиях. За счет этого получится сохранить значительный сырьевой запас и для последующих поколений жителей Российской Федерации.

Таким образом, для стратегического развития Арктических регионов, обеспечения и безопасности национальной безопасности, необходимо развивать правовые институты. Ближайшие годы разрабатывать и принимать комплексный нормативно-правовой акт «Арктический кодекс России», в дальнейшем будет регулировать всех правовых правоотношений Арктики. Несомненно, правовой успех приведет к развитию Арктических зон России.

Библиографический список

1. Боголюбов С.А., Краснова И.О. Право и спасение природы российской Арктики // Актуальные проблемы российского права. 2018. N 6. С. 178 - 190.
2. Савенков
3. Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 26 октября 2020 г. N 0001202010260033, в Собрании законодательства Российской Федерации от 2 ноября 2020 г. N 44 ст. 6970
4. Хлуденева Н.И. Перспективы развития правовой охраны арктических экосистем // Журнал российского права. 2015. N 11. С. 115.
5. Нуукская декларация об окружающей среде и развитии в Арктике (вместе с Докладом) (принята в г. Нууке 16.09.1993) // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 04.04.2019).
6. Авхадеев В.Р. Многосторонние международные соглашения, регулирующие правовой режим Арктики // Журнал российского права. 2016. N 2. С. 135 - 136.
7. Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. N 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года"// Собрания законодательства Российской Федерации от 2 ноября 2020 г. N 44 ст. 6970
8. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // Российская газета" от 31 июля 2007 г. N 164.
9. Федеральный закон «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» // Российская газета" от 16 июля 2020 г. N 155.
10. Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» // Российская газета" от 12 мая 1999 г. N 90.
11. Федеральный закон «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // Парламентской газете" от 25 июля 2000 г., N 138.
12. Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // Парламентской газете" от 12 мая 2001 г. N 85.
13. Колтакова А., Панкова В., Цветкова Ю.С. Некоторые вопросы правового регулирования окружающей среды Арктики и Антарктики // Океанский менеджмент. № 2(3). 2018. С. 30-33.
14. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета" от 28 июля 2009 г. N 137.