Индекс УДК 33
Дата публикации: 30.11.2021

Перспективы лидерства Франции в ЕС: особенности экономического положения

Prospects for France's leadership in the EU: features of the economic situation

Киселева Олеся Николаевна
Гаврилова Каринэ Самвеловна

1. студентка направления «Зарубежное регионоведение»
(направленность «Зарубежная Европа»),
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
2. старший преподаватель кафедры
Региональной экономики и природопользования,
Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Kiseleva Olesya Nikolaevna
Gavrilova Karine Samvelovna

1. student of the direction "Foreign Regional Studies"
(focus "Foreign Europe"),
Saint Petersburg State University of Economics
2. senior lecturer of the department
Regional economy and environmental management,
Saint Petersburg State University of Economics
Аннотация: Авторы рассуждают о перспективах лидерства Франции в политической системе Европейского Союза. При формировании трех сценариев развития событий анализируются особенности экономического и внутриполитического развития страны. Авторы также проводят параллели с экономическим развитием ключевого соперника за лидерство в альянсе – Германией.

Abstract: The authors discuss the prospects for French leadership in the political system of the European Union. When forming three scenarios for the development of events, the features of the country's economic and internal political development are analyzed. The authors also draw parallels with the economic development of Germany, a key competitor for leadership in the alliance.
Ключевые слова: Франция, Европейский Союз, Германия, Брексит, экономическое развитие, внутриполитические проблемы.

Keywords: France, European Union, Germany, Brexit, economic development, internal political problems


31 января 2020 года Великобритания стала первым государством, покинувшим альянс европейских стран. Таким образом остро встал вопрос о будущем главенствующем государстве в союзе. Бесспорными лидерами сообщества являются Франция и Германия, определяющим фактором чего в первую очередь выступает экономическое развитие данных государств.

С одной стороны, исследуя поведение двух стран в альянсе, можно предположить, что Брексит предоставит двум державам возможность играть ключевую роль в Европейском Союзе, что следует рассматривать как оптимистичный сценарий развития событий. Выход Соединенного Королевства позволит Франции и Германии изменить конфигурацию предпочтений за столом переговоров в Брюсселе и повлияет на стратегические модели формирующихся коалиций между государствами-членами в сфере политики и экономики. Державы намерены сделать альянс более сплоченным и суверенным и реализовать все имеющиеся возможности, которые позволят перестать полагаться на непредсказуемые действия и намерения Соединенных Штатов [5]. Более того, последние 3 года две державы выступают с единым амбициозным планом по спасению Европы и восстановлению пострадавшей экономики Еврозоны от развернувшегося COVID-кризиса. Воздействие сложившейся ситуации оказалось особенно сильным из-за наметившегося ранее экономического спада (см. Рис. 1).

Рисунок 1. Темп прироста ВВП ЕС, в % к предыдущему году, 2006 – 2016 гг. [2]

Тем не менее остается под вопросом сам план восстановления, включающий в себя дополнительные общеевропейские меры в области здравоохранения, развития новой стратегии в области экономики и политики. Однако Германия без Великобритании потеряет союзника единого рынка, то есть упустит хватку или станет менее способной получить желаемое без Соединенного Королевства. В свою очередь у Франции виднеется огромный потенциал в возможном главенстве в Европейском Союзе. Пережитки старой классовой системы, меритократия, традиционные политические ориентиры – всё это возвышает страну над ее союзником. Идеи Франции ограничивают вероятную гегемонию со стороны Федеративной Республики не только в областях политики, но также в экономике, в которых Великобритания до тех пор играла значительную роль. В свою очередь экономика страны, в которой превалирующим сектором является третичный, остается широко признанным показателем высокой степени развития. Рассмотрим ключевые показатели развития экономики Франции (см. Табл.1).

Таблица 1

Ключевые показатели развития экономики Франции [4]

Наименование показателя2015 г.2018 г.2020 г.
ВВП (млрд USD)2 439,442 789,682 624,42
ВВП на душу населения (USD)37 937,8643 021,3840 298,85
Вклад страны в мировой ВВП (ППС), %2,48%2,42%2,29%
Уровень безработицы (%)10,359,028,62
Уровень безработицы среди молодежи (%)24,5920,6819,54
Стоимость экспортированных товаров (млрд USD)506,26582,22488,34
Стоимость импортированных товаров (млрд USD)570,76676,44582,35
Сальдо торгового баланса (млрд USD)— 64,49— 94,22— 94,01
Национальный долг, в % от ВВП (в млрд USD)97,96 (2 670,2)97,95 (2 824,42)115,08 (3 152,41)

Необходимо обратить внимание на тот факт, что практически по всем обозначенным в Таблице 1 показателям ФРГ опережает Францию. В частности, ВВП Германии в 2020 г. составил 3 332,23 млрд USD, ВВП на душу населения – 46 215,6 USD. Германия также занимает более высокую позицию в рейтинге стран по вкладу в мировой ВВП с показателем 3,44% (2020 г.). Определенным исключением в наметившейся системе является показатель уровня безработицы. В Германии в 2020 г. он составил 41,74%. В отношении уровня безработицы среди молодежи наблюдается более обнадеживающая ситуация, нежели во Франции. Данный показатель составляет 5,75% (2020 г.). Стоимость экспортированных из Германии товаров в 2020 г. составила 1 378 млрд USD, импортированных в страну – 1 170,79 млрд USD. Таким образом сальдо торгового баланса традиционно является положительным (в частности, в 2020 г. 209,21 млрд USD). До 2020 г. национальный долг постепенно сокращался. Однако в 2020 г. в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой и вынужденными непредвиденными расходами правительства долг увеличился почти на 10% и составил 69,06% от ВВП страны (2 802,39 млрд USD). [1]

Франция также является одним из признанных мировых лидеров в сфере развития туризма. Тем не менее в рейтинге стран мира по вкладу туристского сектора в экономику страны Германия опережает Францию на 2 строчки в соответствии с данными 2020 г. и оценивается в 208,8 млрд USD и 123,2 млрд USD соответственно. [3]

Помимо этого, не стоит забывать о текущей внутриполитической ситуации во Франции. Проявление слабости Президентом Эммануэлем Макроном в реализации желаемых целей «желтых жилетов», откладывание реформ, борьба с радикальным исламизмом и терактами во Франции – все это ставит под сомнение возможность лидерства страны в ЕС. Проблемы, с которыми государство не может справиться на своей территории, заставляют задуматься о возможных будущих провалах и в альянсе.

Особое внимание необходимо уделить движению «желтых жилетов». Оно зародилось после избрания Э. Макрона на выборах 2017 года и было изначально связано с повышением цен на топливо в стране. Массовые выходы на улицу сопровождались блокировками дорог и складов горючего. Также известно, что некоторые демонстрации спровоцировали крупные беспорядки, которые в свою очередь вызвали агрессию со стороны силовиков. В связи с этим полицейские были вынуждены прибегнуть к достаточно жестоким мерам подавления волны недовольства, как, например, применению слезоточивого газа, усмирению толпы с помощью вооруженных средств и задержанию особо активных демонстрантов. [9] Как уверяют сами протестующие, они выступают против неравенства, в том числе непропорционального снижения налогов для богатых в сочетании с повышением налогов и достаточно сильной экономией для всех остальных. [7] Ключевыми целями протестующих являются следующие [6]:

  • повышение минимальной заработной платы во Франции, что приведет к улучшению уровня жизни населения;
  • улучшение государственных услуг для сельских районов и их жителей;
  • прозрачность действий и подотчетность правительства гражданам страны в соответствии с демократическими ценностями, прописанными в Конституции.

Митингующие настроены решительно и верят, что государство может и должно решать их проблемы. Многие уверены, что проблемы, реакцией на которые и являются сами протесты, связаны с глубоким дисбалансом существующей в государстве структуры, а именно в политической и социальной сферах [8]. Правительство остаётся единственным ответственным институтом за сложившуюся в стране ситуацию. Тем не менее внешняя политика страны стабильна несмотря на то, что глава Республики по-прежнему не претворяет в жизнь обещанных заявлений на выборах 2017 года. Однако решительность и упорство Парижа воспользоваться будущими возможностями лидерства в союзе заставляет главу государства грамотнее расставлять приоритеты и идти напрямую к победе в верховенстве в самом влиятельном и могущественном союзе мира.

С другой стороны, что произойдет с Союзом, если два лидирующих государства решат покинуть коалицию? Поскольку финансирование ЕС составляет большую часть вкладов со стороны двух держав, то возможен распад сообщества, так как менее развитые страны, получающие достаточно высокие пожертвования, могут оказаться без средств, что станет причиной сомнений нахождения стран в уже экономически не выгодном для них объединении. Мировые рынки начнут претерпевать временный обвал, что повлечет за собой понижение курса евро.

В отношении зоны Шенгенского соглашения ситуация также может развиваться крайне безрадостно. В частности, это может послужить началом массовых восстаний, поскольку Германия усилит и закроет свои границы, а Франция не сможет противостоять наплыву мигрантов, что спровоцирует спад в экономике и потерю статуса экономического центра. В свою очередь выход Франции спровоцирует конец организации как целостного блока, поскольку Республика является не только одним из государств основателей ЕС, но и одной из двух стран, составляющих франко-германский двигатель, который дал жизнь Европейской интеграции практически с самого начала создания сообщества.

Прогноз на будущее изменение статуса Французской Республики, а именно базового сценария развития событий в коалиции, может быть следующим: держава всё больше начнет углублять Европейское объединение в евроинтеграцию, что не будет устраивать ряд союзников, а значит главенство Франции будет под серьезным вопросом. Нерешительность Президента в осуществлении ряда реформ может спровоцировать желание Германии занять ведущую позицию. С другой стороны позиция главенства Республики остается более выгодной, нежели у Германии, поскольку Брексит уже нанес значительный урон по немецкой экономике, которая понесла убытки в связи с осложнением торговых отношений с Великобританией. В свою очередь, Французская Республика ставит перед собой задачу повышения экономической составляющей Европы. Государство также финансирует важные программы и проекты, реализуемые в странах Европейского Союза (строительство модернизированных исследовательских институтов, развитие транспортной инфраструктуры, реализация проектов по защите окружающей среды).

Исходя из вышеперечисленных аргументов, пока что не представляется возможным сделать однозначный вывод о дальнейшей судьбе Франции в политической системе Европейского Союза. Необходимо понимать следующее: пока у Франции наблюдаются нерешённые внутриполитические проблемы, ей будет достаточно тяжело занять лидирующую позицию в альянсе.

Библиографический список

1. Информационно-статистический портал Statista. Статистическое досье Германии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www-statista-com.ezproxy.unecon.ru/topics/1903/germany/, ограниченный (по лицензии). – Загл. С экрана – Яз. англ.
2. Информационно-статистический портал Statista. Статистическое досье ЕС [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www-statista-com.ezproxy.unecon.ru/topics/921/european-union/#dossierKeyfigures, ограниченный (по лицензии). – Загл. С экрана – Яз. англ.
3. Информационно-статистический портал Statista. Coronavirus: impact on the tourism industry in France - statistics & facts Режим доступа: https://www-statista-com.ezproxy.unecon.ru/topics/8335/impact-of-the-coronavirus-on-the-tourism-industry-in-france/#dossierKeyfigures, ограниченный (по лицензии). – Загл. С экрана – Яз. англ.
4. Информационно-статистический портал Statista. Статистическое досье Франции [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www-statista-com.ezproxy.unecon.ru/topics/2497/france/, ограниченный (по лицензии). – Загл. С экрана – Яз. англ.
5. American Thinker [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.americanthinker.com/articles/2019/10/brexit_and_france.html, свободный. – Загл. с экрана – Яз. англ.
6. Better Life Index [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oecdbetterlifeindex.org/countries/france/, свободный. – Загл. с экрана – Яз. англ.
7. Foreign policy [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://foreignpolicy.com/2020/05/20/germany-fiscal-union-france-euro-fund/, свободный. – Загл. с экрана – Яз. англ.
8. The guardian [Электронный ресурс]. Режим доступа: theguardian.com/world/video/2019/mar/07/my-hand-was-hanging-from-my-wrist-gilets-jaunes-protesters-mutilated-by-police-weapons, свободный. – Загл. с экрана – Яз. англ.
9. Trading economics / Экономические показатели [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.tradingeconomics.com/country-list/gdp, свободный. – Загл. с экрана – Яз. рус.