Индекс УДК 33.338
Дата публикации: 21.12.2018

Влияние роботизации на современные границы конкурентной зоны рынка труда

The impact of robotization on the modern boundaries of the competitive zone of the labor market

Поскребышева Алевтина Алексеевна
кандидат экономических наук, доцент
Башкирский государственный университет
Стерлитамакский филиал
Poskrebysheva Alevtina Alekseevna
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
Bashkir State University
Sterlitamak branch
Аннотация: В статье рассматривается проблемы автоматизации и роботизации в деятельности человека. Делается предположение о том, что вместо профессии в современном состоянии человек будет владеть набором различных компетенций и навыков. Лидирующая позиция среди компетенций будущего – комплексное многоуровневое решение проблем.

Abstract: The article deals with the problems of automation and robotization in human activity. It is assumed that instead of a profession in a modern state, a person will own a set of different competencies and skills. Leading position among the competencies of the future - a comprehensive multi-level problem solving.
Ключевые слова: компетенции, прогнозы, креативность, роботизация, эмоциональный интеллект, конкуренция, бизнес-среда

Keywords: competencies, forecasts, creativity, robotization, emotional intelligence, competition, business environment


За последние десятилетия мы наблюдаем быстрые и необычайные успехи в развитии искусственного интеллекта. Появляются новые приложения в области обработки данных, финансовой сфере, здравоохранения, юриспруденции, образования и обеспечения обороноспособности государств [1].

Независимо от того, кто мы, где и кем мы работаем, пришло время заглянуть за пределы очевидного. Автоматизация, роботизация не являются чем-то новым – машины постепенно заменяют человека с момента промышленной революции. По нашим оценкам прогнозные тенденции на ближайшее будущее, с 2020 по 2035 годы будут выглядеть следующим образом.

Прогнозы в профессиональной сфере. Можно предположить, что вместо профессии в современном состоянии человек будет владеть набором различных компетенций и навыков, таких как:

  • Hard skills – профессиональные навыки, которым можно научить и которые можно измерить: набор текста на компьютере, вождение автомобиля, чтение, математика, знание иностранного языка, использование компьютерных программ.
  • Soft skills – это умственные и межличностные компетенции: социальные, интеллектуальные и волевые: коммуникабельность, умение работать в команде, креативность, пунктуальность, уравновешенность.

Различие между soft и hard skills изложено в доктрине «Conference on Software Engineering», организованной The NATO Science Committee в 1968 году: hard skills являются навыками работы преимущественно с машинами, soft skills – навыками работы с людьми и бумагами.

Профессии-алгоритмы (секретарь, синоптик, бухгалтер, оператор call-центра, телефонист, библиотекарь, таксист, операционист, страховой агент, врач-диагност, почтальон), однотипные задачи, которых можно автоматизировать, будут исчезать или трансформироваться. За последние 100 лет более 600 профессий бесследно исчезли, еще 1000 сильно изменились.

Сегодня мало кто вспомнит, каким престижным был труд пилота дирижабля. В Париже перед началом Первой мировой войны конкурс на эту должность составлял до 50 человек на место.

  • В 1916 году в Москве насчитывалось 16 тыс. легковых извозчиков (кучеров), а в 1936 году их было зарегистрировано всего 120.
  • Летом 2014 года половина туристических компаний России стали банкротами.
  • В 2017 году Сбербанк сократил по всей стране 30 тыс. юристов, их «место» заняли компьютерные программы.
  • В начале 2018 года была признана утратившей необходимость профессия машинистки и стенографистки.

Аппарат Hadrian X укладывает 1000 кирпичей в час. Это в 8-10 раз больше, чем способен сделать человек. Как долго просуществует профессия «каменщик»? Алгоритм британского медицинского стартапа Babylon Health превзошел врачей по точности диагностики. Компания CMR Surgical представила первого британского робота-хирурга Versius. Стартап May Mobility, при поддержке Toyota и BMW, запустил в Детройте первую небольшую сеть беспилотного транспорта по фиксированному маршруту.

  • Согласно докладу ВЭФ и компании Strategy Partners «Будущее рабочих мест 2018», практически 75 млн. человек в России потеряют свои рабочие места уже к 2020 году. Такое сокращение связано с развитием информационных технологий. Но появятся новые профессии, например такие как: IT-медик, специалист по выращиванию органов, нейрохирург по работе с памятью, биоэтик, биоинженер, специалист по кибербезопасности, и целый ряд других

По мнению издательства Wired, через некоторое время отличить человека от андроида будет непросто, и необходимо обязать роботов с момента знакомства извещать человека о своей природе, чтобы не вводить в заблуждение людей.

Пока компания Hanson – создатель знаменитого андроида Sophia – пытается убедить общество в человекоподобии своей разработки, другие создатели роботов, напротив, пытаются установить грань между людьми и машинами.

Компания Boston Dynamics в 2019 году собирается продавать роботов. Корпорация Oracle и фирма Future Workplace опросили 1320 «белых воротничков», чтобы узнать их отношение к искусственному интеллекту в рабочей среде. Хотя большинство респондентов никогда не сотрудничали с машинами, 93% из них готовы следовать командам робота.

Amazon ведет работу над сверхсекретным планом по созданию домашнего робота. На сайте Lab126 опубликованы десятки вакансий – компания ищет преимущественно инженеров-робототехников.

В мире примерно 70 миллионов инженеров, работа которых на 80% состоит из поиска уже готовых решений в интернете и «подгонки» их под существующие потребности. И только 20% приходится на новые решения. Способность творить является самым важным качеством. Так как мы будем жить в еще более информационно-насыщенном мире, важными качествами личности станут умение управлять вниманием и осознанность происходящего [2]. Осознанный выбор станет критически важен. Границу между человеческим и машинным интеллектом проводить не стоит – она все время сдвигается. Но у роботов и ИИ есть ограничения:

  • Отсутствие взаимодействия с людьми – коммуникация, доверительные взаимоотношения требуют участия человека.
  • Распознавание различных моделей или шаблонов. Роботы не понимают, в чем суть предмета или явления.
  • Отсутствие здравого смысла.

Работодатель будет выбирать, кого «принимать» на работу: робота (алгоритм) или человека. В сфере профессий-алгоритмов предпочтение скорее будет отдано роботам – их содержание с учетом ремонта обойдется дешевле.

Компетенции будущего. Лидирующая позиция среди компетенций будущего сохраняется за Complex Problem Solving – комплексное многоуровневое решение проблем, то есть, умение решать сложные задачи, опознавать проблему, самому определять ее скрытый источник. Для понимания уровня будущей компетенции можно напомнить о существовании специалистов trouble shooter или кризис-менеджер [3]. Первого приглашают со стороны решить срочную сложную локальную задачу, а кризис-менеджер занимается длительными проектами.

В 2010 году компания Google обнаружила очень высокую текучесть кадров и установила, что продвижение менеджеров по службе было неправильным. Программисту в качестве менеджера нужен тот, кто поставит задачу, поможет урегулировать возможный конфликт с коллегами или соседним подразделением, объединит людей для решения общей задачи. А не тот, кто лучше его программирует. То есть человек, который обладает мягкими навыками межличностной коммуникации, такими как:

  • Critical thinking – критическое мышление. Способ мышления, при котором анализируется поступающая информация и собственные убеждения и установки.
  • Creativity – креативность, творчество. Способность к инновациям и моделированию, «видеть» то, чего еще нет в нашей реальности. «Я увидел ангела в куске мрамора, и мне захотелось освободить его», – Микеланджело о создании статуи Давида.
  • People management – управление людьми.
  • Coordinating with others – навыки координации, взаимодействия.
  • Emotional intelligence – эмоциональный интеллект, эмпатия. Способность понимать эмоции, намерения и мотивацию, а также умение управлять своими эмоциями и эмоциями других людей.
  • Оказалось, что техническая компетентность занимает лишь восьмое место из десяти факторов, влияющих на результативность начальника. Главное – межличностные навыки:
  • Judgment and decision-making – суждение и принятие решений.
  • Service orientation – клиенториентированность. В этой компетенции без развитого эмоционального интеллекта обойтись невозможно.
  • Negotiation – умение вести переговоры.
  • Cognitive flexibility (когнитивная гибкость): способность быстро переключаться с одной мысли на другую, обдумывать несколько объектов одновременно, держать в сознании разнородные и даже противоречивые идеи и при этом быть способным оперировать ими и действовать.

Признак первосортных мозгов есть умение держать в голове две взаимоисключающие мысли одновременно, не теряя при этом способности мыслить, – эти слова Френсис Фицджеральда актуальны сегодня как никогда. То есть, пять из десяти навыков находятся в сфере взаимоотношений. Четыре из десяти зависят от способности быстро соображать, видеть суть, находить решение проблем, генерировать новые идеи. Нужно изучать людей и их потребности, тренировать свой мозг для решения сложных когнитивных задач [4].

В самых прогрессивных отраслях через полтора-два года половина знаний перестают давать конкурентное преимущество. Чтобы создать его, нужно генерировать новые знания [5]. Если не обновлять знания, то их хватит на 3-5 лет. После этого можно оказаться за пределами конкурентной зоны рынка труда, независимо от того, какой вы окончили ВУЗ.

Критически важным будет умение работать с людьми в сложной среде сращивания человеческого и искусственного интеллекта, особенно с учетом того, что многие из них будут еще более высокоразвиты, чем сегодня.

Навык управлять конфликтами тоже важен. К сожалению, современная школа – не лучший помощник в освоении новых компетенций, так как зачастую превалирует технология единственного верного ответа (формат тестов). Поэтому вопрос развития будущих работников ложится на плечи родителей, а потом и работодателей.

В будущем всевозможная информация будет доступна, образование будет сосредоточено вокруг концепций, принципов и образов, запоминать простые факты и цифры будет не нужно. У нас будет бесконечный доступ к информации в любое время и в любом месте [6]. Американский стартап Catalog уже разрабатывает технологию, которая позволит записывать до одного терабайта данных на ДНК-носитель.

Достаточно востребованной останется профессия психотерапевта, так как основная профессиональная деятельность людей будущего будет происходить в сфере разума, общения и другого рода взаимодействий, что будет вызывать психическое напряжение и истощение. Мы также будем «жить» в виртуальной и дополненной реальностях. Многие будут «сходить с ума» от быстрых изменений.

Управление коллективным и частным сознанием останется очень востребованной компетенцией среди спецслужб и в сфере рекламы: создание новой реальности при установлении приемлемых государственных институтов других государств и завоевании рынков сбыта товаров.

Необходимо владеть разными типами мышления. Мышление – это способность оперировать в сознании объектами и порождать новые. Мы используем разные алгоритмы и приемы: логическое, критическое, организационное, художественное, поэтическое виды мышления. Каждый тип мышления оперирует своими объектами. Впереди будут те, кто будет владеть несколькими сразу и будут способны мыслить как организатор, продавец, создатель гениальных решений, мотиватор команды, стратег – и все это в одном лице [7].

В последнее время говорится об исчезновении профессии переводчик. Считаем, что переводчики как профессия «отойдут в тень» не потому, что их место займут программы перевода (это маловероятно), а потому, что человек будущего будет свободно владеть несколькими иностранными языками. Но необходимо помнить, что высокопрофессиональный сотрудник должен владеть родным и иностранными языками на высоком уровне.

Библиографический список

1. Экономика предприятия (организации): учебно-методическое пособие / Бородай В.А., Галенко Е.В., Дегтева Л.В., Димитриева Е.Н., Дугин А.Н. и др. -Нижний Новгород: издательство «Профессиональная наука», 2018. -501с.
2. Бородай В.А., Минасян Л.А. Алгоритм моделирования управленческих решений в условиях неопределенности // Современные научные исследования и разработки. 2018. № 3 (20). С. 134-138.
3. Дудкина О.В., Минасян Л.А., Бородай В.А. Смысловая конструкция цели в стратегических решениях // Аллея науки. 2018. Т. 3. № 7 (23). С. 245-252.
4. Бородай В.А. Рыночные императивы потребительского поведения в ХХI веке // В сборнике: ТУРИЗМ И ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Материалы III-й Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации, Донской государственный технический университет, Министерство культуры Ростовской области, Национальная академия туризма. 2017. С. 214-224.
5. Петренко А.С., Бородай В.А. Вектор эвритмии альтернативной бизнес-модели сервисной компании // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. № 11 (105). С. 2.
6. Феоктистов Р.С., Бородай В.А. Трансформации сервисного бизнеса в русле инновационного развития // Экономические исследования и разработки. 2018. № 1. С. 51-57.
7. Бородай В.А., Дудкина О.В. Альтернативы гомогенизации системы мотивирования персонала сервисных компаний //Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. № 4 (98). С. 30.