Abstract: This article discusses the features of the management of fixed assets in the service sector. The authors note that the production of intangible services is much more disconnected from material objects, and its technological structure is correspondingly different, which, in turn, explains the relevance of the chosen topic.
Keywords: fixed assets, services, economy, management of fixed assets.
Сервисная деятельность представляет собой особый вид деятельности, главным отличительным признаком которой выступает характер производимой продукции – услуг, имеющих не всегда овеществленное содержание и направленных на удовлетворение психологических, информационных и т.п. потребностей и интересов покупателей.
Организация деятельности в сфере услуг обычно более сложна и трудоемка. В отличие от материального производства, здесь высокая степень взаимодействия с потребителем, что повышает индивидуализацию продукции в соответствии с требованиями потребителя, а потому труднее обеспечить высокую эффективность использования всех ресурсов, в т.ч. основных фондов.
Видовая структура основных фондов сервисных предприятий зависит от особенностей предоставляемых услуг. Сфера услуги чрезвычайно диверсифицирована, и укрупненно все услуги подразделяют на: материальные (транспортные, торговые, жилищно-бытовое обслуживание и т.п.) и нематериальные (управленческие, образовательные, научные, кредитования и т.п.) подсектора. Производство материальных услуг, также как и промышленной продукции, неотрывно связано с материальными объектами и требует значительных основных производственных фондов. По данным исследований [1, с. 65], на таком производстве на здания и сооружения приходится в среднем около 60%, а на машины и оборудование, передаточные и транспортные средства почти треть стоимости основных фондов.
Производство нематериальных услуг гораздо сильнее оторвано от материальных объектов, и его технологическая структура отличается тем, что в целом здесь пассивная часть абсолютно преобладает над активной: стоимость здании и сооружений составляет около 85% стоимости основных фондов, а машин, приборов, передаточных и транспортных средств и иных устройств – около 10% [1, с. 66]. В целом, доля основных производственных фондов характеризуется существенными различиями по отраслям и зависит от специфики услуг.
По сравнению с материальным производством в целом сфера услуг также менее зависима от сырья и основных материалов. Только отдельные ее отрасли (например, туризм и санаторно-курортное обслуживание населения и т.п.) ориентированы на широкое реакреационное природопользование. Особенность услуг состоит и в том, что здесь сокращение материало– и энергопотребления сопровождается одновременным увеличением добавленной стоимости и ростом валового продукта. А поскольку сфера услуг потребляет меньше сырья и материалов, производство ведет к сокращению материалоемкости дохода. Меньшая зависимость сферы услуг от материально-энергетических ресурсов благоприятствует более свободному размещению объектов непроизводственного назначения в соответствии с потребностями потребителей. Для сферы услуг специфична и производственная инфраструктура предприятия. Если в материальном производстве основная доля инфраструктуры направлена на производство товаров, то инфраструктура предприятий сервиса выстроена для обслуживания производственного процесса услуг. Состав подразделений такого обслуживания может включать: службы или хозяйства для ремонтных, энергетических, инструментальных, транспортных, информационных и др. Состав и масштабы инфраструктуры этих предприятия определяются особенностями услуг, типом и размерами предприятия, его производственными связями с внутренней и внешней средой.
Разница важности роли основных средств определяет и специфику формирования состава капитальных вложений в объекты сферы услуг. Одни виды услуг требуют огромных капиталовложений (например, авиаперевозки и пр.), другие могут обойтись небольшим первоначальным капиталом, но зато отличаться высоким уровнем профессионализма работников (например, юридические консультации, медицинское обслуживание и пр.). Производство нематериальных услуг обладает более значительной восприимчивостью к изменчивости покупательских интересов и изменениям рыночной конъюнктуры, а, следовательно, производственные процессы оказания таких услуг должны обладать инновационностью и высокой способностью быстро переналаживаться в соответствии с изменениями во внешней среде. Обеспечить успешное управление инновационной деятельностью, предприятия, занятые в сфере услуг, могут лишь модернизируя и совершенствуя материально-технические ресурсы, связанные с получением принципиально новых услуг или новых методов организации производства и технологий сервисной продукции. Такие инновации на входе системы предприятия (изменения в выборе и использовании машин и оборудования) предполагают высокие доли инвестиций (в среднем более 50%) в: поиск новых технических решений задач, связанных с изобретением и созданием инструментов и оборудования, позволяющих усовершенствовать процесс оказания определенного вида услуг и улучшить их качество; проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в сфере создания нового оборудования, используемого в сфере услуг. Технические решения, а также реализующие их проекты могут иметь различные уровни научно- технической значимости, к основным из которых относят [2, с.126]:
- модернизационный, когда конструкция прототипа основного средства или базовая технология кардинально не изменяются, а изменению подлежит его часть для повышения производительности используемого оборудования;
- новаторский, когда конструкция нового технического ресурса существенным образом отличается от прежнего (добавление новых качеств или других показателей оборудования, ранее не применявшегося при оказании определенного вида услуг);
- опережающий, когда новинка основана на опережающих технических решениях, появление которых позволило оказать новые виды услуг;
- пионерный, когда появляются ранее не существовавшие конструкции и технологии оборудования, выполняющие прежние или даже новые функции, позволяющие оказать новые виды услуг или существенным образом повысить качество ранее оказываемых услуг.
Таким образом, управление модернизацией основных средств на предприятиях, занятых в сфере услуг, практически составляет органическую часть их маркетинговой и инвестиционной деятельности.
Следующей особенностью управления основными средствами на предприятиях сферы услуг, тесно связанной с их технической модернизацией, является низкая эффективность амортизационной политики как инструмента воспроизводства основных фондов. [3], введении «амортизационных премий» из доходов, «инвестиционных льгот», льгот по налогу при внедрении прогрессивных средств и технологий для поощрения модернизации организаций [4, с. 56] и т.п.
Библиографический список
1. Волкова, А.А. Организационно-экономические особенности предприятий сферы сервиса [Текст] / А.А. Волкова // Власть и экономика. - №3. – 2018. – С. 64-71.2. Расулова, З.М. Особенности инновационного развития предприятий сферы услуг в современной России [Текст] / З.М. Расулова // Социология власти. – 2019. - №11(214). – С. 126-130.
3. Балацкий, Е.В. Инструменты амортизационной политики в системе регулирования инноваций [Электронный ресурс] / Е.В. Балацкий // Неэргодическая экономика. Авторский аналитический интернет-журнал. – Режим доступа: http://nonerg-econ.ru
4. Абакумов, Р.Г. Амортизационная политика: сущность, проблемы, направления совершенствования [Текст] / Р.Г. Абакумов // Финансы предприятия. – 2018. - №47(335). – С. 55-59.