Данная статья выполнена в рамках работы студенческого научного кружка "Энергетические исследования" на базе студенческой научной лаборатории "Экономическая дипломатия" Дипломатической академии МИД России.
Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Секачевой А.Б., кафедра "Мировой экономики", Дипломатическая академия МИД России.
Abstract: Analyzing the relationship between Russia and Serbia, it is also necessary to consider the international context that influences various aspects of cooperation between the two countries. Political and economic factors are strongly interrelated and it is often very difficult to determine which is paramount. However, the current relations between Russia and Serbia are characterized by political factors, which determine the further possibility of energy, trade and investment cooperation.
This article was carried out within the framework of the student scientific circle "Energy Research" on the basis of the student scientific laboratory "Economic Diplomacy" of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia.
The article was carried out under the scientific supervision of Candidate of Economics, Associate Professor A.B. Sekacheva, Department "World Economy", Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
Keywords: Serbia, Russia, integration process, sanctions, trade, investment
Введение
Дружеские отношения РФ и Сербии насчитывают уже много веков, а балканский регион исторически является стратегическим направлением для России. Это обуславливается религиозными, культурными и политическими связями наших народов. Поэтому не вызывает удивления тот факт, что в последние десятилетия Сербия и Россия превратились в надёжных партнёров в экономической и энергетической областях. Однако в связи с евроинтеграционным курсом Сербии и усложняющейся геополитической обстановкой отношения между двумя странами в настоящий момент сталкиваются с серьёзной проверкой на прочность.
Сотрудничество между Россией и Сербией можно условно разделить на две части: политическое и экономическое. Они, конечно, взаимосвязаны и, следовательно, оказывают большое влияние друг на друга. Для того, чтобы разобраться в причинно-следственных связях происходящих сегодня процессов в отношениях между Россией и Сербией, необходимо начать с политической составляющей [13, с.220].
Методологическая основа исследования
Использовались общенаучные методы исследования, такие, как анализ и обобщение специальной литературы, публикаций и научных статей, графический метод анализа статистических данных.
Политический аспект во взаимоотношениях России и Сербии
В 2009 году Сербия подала заявку на членство в ЕС, а в 2012 году получила статус кандидата на вступление в Союз. Начало переговоров между Республикой Сербией и Европейским союзом ознаменовалось проведением первого заседания Межправительственной конференции 21 января 2014 г. [14, с.117] По этому случаю были представлены рамки переговоров Европейского союза, которые содержат принципы и процедуры ведения переговоров о присоединении. Краеугольный камень переговоров составляют условия, при которых страна-кандидат примет, внедрит и обеспечит соблюдение законодательства ЕС (acquis communautaire), разделенных на 35 тематических глав, т.е. в соответствии с новой методологией, на шесть кластеров.
Вот уже почти 9 лет Сербия планомерно выполняет условия для присоединения к Европейскому Союзу, а Европейская Комиссия ежегодно в своих отчётах отмечает успехи и недостатки сербской евроинтеграционной политики [15, с.1795]. Однако среди 35 глав есть та, которая прямым образом затрагивает национальные интересы Сербии и идёт вразрез с её суверенной политикой. 31 глава— это глава переговоров Сербии перед вступлением в ЕС, которую часто квалифицируют как политическую. Выполнение этой главы подразумевает постепенное согласование внешней политики Сербии с внешнеполитическим подходом ЕС. На практике ожидается, что Сербия присоединиться к декларациям Верховного представителя союза по иностранным делам и политике безопасности, а также вытекающих из них внешнеполитических мерах. В ежегодных отчетах европейской комиссии о прогрессе Сербии отмечается, что в рамках главы 31 страны- кандидаты должны соответствовать следующим требованиям: государства- члены должны иметь возможность вести диалог в рамках внешней политики, политики безопасности и обороны, участвовать в деятельности ЕС, применять согласованные санкции и ограничительные меры. Предполагается, что страна- кандидат полностью гармонизирует свою внешнюю политику с ОВПБ ЕС к моменту членства. Уровень гармонизации внешней политики Сербии с европейской политикой в рамках 31 главы можно отследить в ежегодных отчетах европейской комиссии. К основным элементам измерения относятся: регулярный диалог с ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности; процент соблюдения декларации ЕС; анализ двусторонних отношений Сербии с другими державами (прежде всего с США , Россией и Китаем); нераспространение оружия массового уничтожения; сотрудничество с международными организациями; участие в общей политике безопасности и обороны ЕС, которая включает участие в операциях ЕС по кризисному урегулированию; участие в миссиях НАТО и ООН.
Количество внешнеполитических деклараций и мер, которым присоединилась Сербия, находится на невысоком уровне. Изменение уровня соответствия внешней политики Сербии политике Союза представлено на рисунке 1.
Рисунок 1. – Уровень согласованности Сербской политики с европейской. Составлено автором на основании источника: Сайт ЕС [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/qanda_21_5281(дата обращения 28.11.2022)
Наибольшее количество заявлений, к которым Сербия не присоединилась в предыдущий период, относятся к ограничительным мерам и санкциям, направленным против России. Из-за близких отношений с Россией, а также из-за её роли в урегулировании статуса Косова, Сербия в своей внешней политике намеренно не ставит под угрозу национальные интересы России.
Такая политическая гибкость позволяла стране долгое время лавировать между двумя блоками, получая от каждого различные привилегии: скидки на газ и нефть от России и инвестиции с кредитами от ЕС. Однако после начала Россией СВО на Украине у Сербии резко изменились внешнеполитические обстоятельства для целей получения выгод. После 24 февраля сербская политическая элита подпала под европейское давление — поддержать позицию ЕС в отношении РФ. Сербия чуть не оказалась под санкциями из-за импорта российской нефти, а еврокомиссар по вопросам расширения и политики соседства Оливер Варгейи открыто заявлял, что Сербия не сможет стать членом ЕС, если не присоединится к санкциям против России. Такая категоричная и бескомпромиссная политика Союза склонила Сербию к определённым действиям, в числе которых: присоединение к резолюции Генассамблеи ООН, осуждающей действия России на Украине, а также голосование за приостановку членства России в Совете ООН по правам человека. Однако необходимо отметить, что санкции в отношении РФ Сербия так и не ввела, а политическая верхушка, в лице президента республики Александра Вучича, заявляет, что такие меры не будут приняты: «пока нет экзистенциальной угрозы для Сербии». Данная формулировка является достаточно обтекаемой, поскольку не исключает присоединения к санкциям в будущем, всё зависит лишь от трактовки понятия «экзистенциальная угроза».
Для Сербии вопрос введения санкций против России осложняется ещё тем фактом, что страны на протяжении долгих лет были политическими союзниками на международной арене. Так Россия является для Сербии опорой по ряду направлений.
Во-первых, РФ является членом Совета Безопасности ООН, что даёт ей право занимать решающую позицию по вопросам, связанным с Сербией, тем самым отстаивая национальные интересы республики на самом высоком уровне. Россия уже накладывала в 2015 году вето на британский проект резолюции, касающейся печальных событий 1995 года в Сребренице, документ характеризовал убийство в этом анклаве около 8 тысяч боснийских мусульман как геноцид. Надо полагать, что наша страна и дальше будет пользоваться своим правом отклонять подобного рода резолюции, затрагивающие национальные интересы или суверенитет Сербии.
Во-вторых, наличие исторической и культурной общности часто используется государственными деятелями для выстраивания своей политики, отстаивающими позицию необходимости тесного сотрудничества с Россией. Это связанно с тем, что среди сербского населения отношения с РФ воспринимаются весьма позитивно. Поэтому у властных структур есть сильный внутренний стимул продолжать внешнеполитический курс, основанный на евроинтеграции при тесных взаимоотношениях с Россией, чтобы не рисковать падением собственной популярности у электората.
В-третьих, необходимо отдельно отметить фактор Косова. Очевидно, данный пункт связан с первым и может показаться, что он его дублирует: Россия без сомнения наложит вето и на любую резолюцию, даже на попытку её подготовить, касающуюся независимости данной автономной области. Однако дело тут не столько в правовых возможностях РФ влиять на принятия таких документов, сколько в способности нашей страны оказывать серьёзную моральную поддержку и укреплять уверенность сербской стороны в своих силах проводить суверенную внешнюю и внутреннюю политику. Косово – культурная составляющая сербов, считающих данную область колыбелью своей государственности. В настоящий момент около половины государств – участников ООН признают независимость этой территории. И роль России, выступающей в качестве гаранта целостности границ Сербии, очень высока. Наша страна заявлениями высших политических лиц постоянно поддерживает в международной информационной среде тезис о невозможности, в одностороннем порядке, отторжения территорий от Сербии. Официальная позиция РФ заключается в уважении принципов Резолюции 1244 ООН, основной целью которых является поддержание мира и порядка в Косово, при сохранении территориальной целостности СРЮ.
Экономический аспект во взаимоотношениях России и Сербии
Переходя к экономической части, необходимо ещё раз подчеркнуть важность политической составляющей. Данное влияние можно отследить на графике изменения товарооборота между двумя странами.
Рисунок 2. – Товарооборот Сербии с Россией (млн долл.). Составлено автором на основании источника: Статистическое бюро Сербии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://publikacije.stat.gov.rs/G2021/Pdf/G20211022.pdf (дата обращения: 3.12.2022)
На рисунке 2 видно, что за последние 10 лет можно наблюдать несколько точек с наибольшим объёмом товарооборота между Россией и Сербией. Следующие за пиковыми года отличались резким снижением взаимной торговли между двумя странами. 2014 год был ознаменован крымскими событиями, последовавшими санкциями со стороны ЕС и ослаблением позиций РФ на мировом рынке [10. с.87]. С 2016 года можно видеть постепенный рост показателя товарообмена, заканчивающийся в 2019 году из-за мирового кризиса, вызванного пандемией Коронавируса. 2022 год также рискует стать пиковым по показателю взаимной торговли, ведь его значение только за первые три квартала уже превысило значение того же самого показателя за весь 2021 год. В основном в 2022 году вырос российский экспорт в Сербию, данный рост составил 80% по сравнению с первыми тремя кварталами прошлого года. Большую часть этого экспорта составляли российские энергоресурсы. Необходимо напомнить, что Сербия – энергозависимая от России страна. 25% от всего импорта нефти в Сербию в 2021 году приходилось на долю РФ, а в 2022 году этот показатель достиг отметки в 50%. Аналогичный показатель импорта по газу составил 94% на этот год [3]. Подобный рост энергетической зависимости Сербии от России в 2022 году связан со стремлением страны как можно быстрее заполнить свои нефте и газохранилища в условиях энергетического кризиса в Европе и продолжающейся мировой экономической и политической неопределённости. К тому же Сербия платит всего 270 долларов за 1000 кубических метров, что является лучшей ценой на европейском пространстве. Однако, к сожалению, тенденция роста товарооборота между двумя странами находится под угрозой. С 1 ноября 2022 года Сербия потеряла возможность импортировать российскую нефть через хорватский терминал в порту Омишаль из-за нового пакета санкций Евросоюза. Так Россия лишилась одной экспортной строчки во взаимной торговле с Сербией, а Сербия в свою очередь будет терять дополнительно по 600 миллионов долларов в год из-за необходимости переплачивать за Иракскую нефть, которая является альтернативой российской. В настоящее время, однако, ведутся переговоры о сооружении нефтепровода между Венгрией и Сербией для того, чтобы российская нефть из магистрального нефтепровода Дружба могла поступать в эти страны. Но надо понимать, что реализация подобного проекта может занять немало времени и Сербия сейчас неизбежно лишится нефтяных поставок из России. Высокая зависимость Сербии от поставок российского газа в свою очередь тоже вызывает опасения у правящего класса республики. Любому здравомыслящему человеку очевидно, что страна не должна почти на 100% зависеть от импорта энергоресурсов со стороны только одного поставщика, даже если она имеет лучшую цену в регионе. Это, как минимум, сильно влияет на энергетическую безопасность. В настоящее время в кругах сербской политической элиты ведутся разговоры о диверсификации поставок голубого топлива в страну.
Несырьевой экспорт Сербии в РФ увеличился всего на 9% по сравнению с тем же периодом в прошлом году. Желание наращивать взаимодействие ограничивается производственными возможностями страны и уже налаженными рынками сбыта продукции. Повышение товарооборота за счёт параллельного импорта также осложняется ввиду отсутствия общей границы между двумя странами.
Необходимо отметить, что возможное увеличение несырьевого товарообмена в краткосрочной перспективе не сможет компенсировать потери от проблем с поставками энергоресурсов из России в Сербию.
Основные инвестиции из России в последние годы в основном шли по линии энергетического комплекса и были представлены следующими гигантами: Газпромом и Лукойлом [12, с.47].
Необходимо напомнить, что компании «Газпром нефть» принадлежало 56% акций АО «Нефтяная индустрия Сербии». С 2009 года, когда компания зашла на сербский рынок, в развитие энергетических проектов было вложено около 3 миллиардов долларов [9, с.117]. В настоящее время возможностей перерабатывающего комплекса НИС всецело хватает на покрытие потребностей сербского рынка. С помощью «Газпром нефти» компания НИС превратилась в самого крупного отечественного поставщика на топливном рынке и начала распространять своё влияние на другие рынки Балканского региона [4]. Однако из-за санкционного давления Российская компания уже была вынуждена продать 6% своих акций. А в дальнейшем, если это будет необходимо, сербская сторона может национализировать и всё остальное предприятие.
В финансовом секторе Сербии, помимо прочих, до недавнего времени были представлены и российские банки: ВТБ и Сбербанк. Оба банка решили покинуть сербский рынок. Сбербанк принял решение о продаже своих активов в 2021 году из-за геополитических рисков, высокой конкуренции между кредитными учреждениями и низкого уровня технологичности финансовых услуг. Все эти факторы мешали стабильному развитию банка на Балканах. ВТБ продал свои активы в 2018 году [8, с.127]. Основной причиной принятия руководством такого решения стала убыточность бизнеса [6, с.837]. В настоящее время Российской банков на территории Сербии не существует.
К числу крупных российских игроков на сербском рынке также необходимо отнести компании: «РЖД Интернешнл» и «Яндекс».
27 марта 2012 года Холдинг ОАО «РЖД» и АО «Железные дороги Сербии» подписали Генеральное соглашение о реализации проектов в сфере железнодорожного транспорта в Республике Сербии.
В 2014 году ООО «РЖД Интернешнл» приступило к реализации проектов, предусмотренных Контрактом на строительство и модернизацию железнодорожной инфраструктуры Республики Сербии.
По результатам многолетней плодотворной работы Компании на территории Республики сербская сторона приняла решение о продолжении сотрудничества в данной сфере. Однако необходимо отметить, что финансирование для сотрудничества в данной сфере происходит на основе кредитов, предоставляемых российской стороной [11, с.37]. Общая сумма государственных экспортных кредитов, предоставленных Россией, за всё время сотрудничества в железнодорожной сфере составляет более 1 миллиарда долларов.
«Яндекс» развивает несколько проектов на территории Сербии, связанных с транспортом, логистикой и другими направлениями. «Yandex Go» запустился в Белграде в 2018 году, а летом 2021 года заработал в Нови-Саде. В 2022 году заработал сервис «Яндекс доставка». И наконец летом 2022 года компания сформировала представительство «Яндекс.Технологии Белград». Отмечается, что данный офис будет расширяться, чтобы разместить релоцированных сотрудников.
После событий в Украине весны 2022 сербские города стали популярным конечным пунктом релокации для многих россиян – главным образом специалистов по информационным технологиям. Многие сотрудники Яндекса в частном порядке переехали в Белград минувшей весной, и отток кадров из РФ в Сербию продолжается. Специально для них компания, контролирующая 4ую по популярности поисковую систему в мире и удерживающая около 60, 33 и 43 процентов российского, казахстанского и белорусского рынка поисковых услуг, соответственно, арендовала достаточно просторный офис на 7 сотен сотрудников на улице Дорчол в центральной части Белграда.
Так, на примере нескольких российских компаний можно проследить влияние политической составляющей на жизнь крупного российского бизнеса в Сербии. Некоторым игрокам, таким как ВТБ и Сбербанк пришлось покинуть сербский рынок, Газпром и Лукойл вынуждены снижать своё участие и разрабатывать новые логистические и экономические стратегии взаимодействия в контексте постоянного санкционного давления, а Яндекс наоборот укрепился в Сербии из-за необходимости нормального функционирования компании в условиях постоянного осложнения геополитической ситуации в мире.
Заключение
Подводя итог, необходимо отметить тот факт, что взаимоотношения России и Сербии на современном этапе переживают не лучшие времена. К такому выводу можно придти, проанализировав политическую и экономическую составляющую двусторонних отношений наших стран. С момента получения Сербией статуса кандидата в ЕС прошло уже 10 лет, в течение которых республика очень аккуратно старалась проводить свою евроинтеграционную политику, при этом сохраняя и поддерживая дружеские связи с РФ. В 2022 году такое политическое маневрирование оказалось затруднено, а сохранение нейтралитета по некоторым вопросам — вообще невозможно. Так Сербии, под серьёзным давлением со стороны европейских политиков, пришлось присоединиться к резолюции Генассамблеи ООН, осуждающей действия России на Украине, а также голосовать за приостановку членства России в Совете ООН по правам человека. Однако, несмотря на это, уровень согласования внешней политики Сербии с ЕС, по оценкам ЕК, в настоящем году достиг рекордно низкого показателя за последние несколько лет. Подобное явление объясняется упорным нежеланием сербской стороны вводить санкции против РФ. Данная мера могла бы сильно ослабить российско-сербские отношения, основывающиеся на культурном, энергетическом и политическом сотрудничестве [7, с.37]. Россия всё-ещё сохраняет возможность влиять на судьбу вопросов, поднимающихся на Совете Безопасности ООН, в том числе, касающихся статуса Косово. Сербия пока остаётся энергетически зависимым от РФ государством. Сотрудничество в области энергетики является основной сферой взаимодействия между двумя странами и в настоящее время находится под наибольшей угрозой. Республика уже потеряла основную возможность ввозить Российскую нефть через Хорватию, что больно ударит в дальнейшем по бюджету страны. К тому же высокая газовая зависимость Сербии от РФ ставит вопрос перед высшим менеджментом о диверсификации поставок. 2022 год рискует стать пиковым по объёмам взаимной торговли между странами, однако продолжение данной тенденции маловероятно, учитывая все вышеперечисленные факторы. Возможное увеличение несырьевого товарообмена в краткосрочной перспективе не сможет возместить потери от проблем с поставками энергоресурсов из России в Сербию.
Международная политическая напряжённость также повлияла и на поведение крупных российских компаний, развивающих свою деятельность в Сербии. Российским банкам пришлось покинуть сербский рынок. Газпром и Лукойл вынуждены снижать своё участие и просчитывать риски, постоянно возникающие в условиях санкционного давления. А Яндекс, наоборот, укрепился в Сербии из-за необходимости стабильного осуществления деятельности компании.
Библиографический список
1. Министерство Европейской Интеграции [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mei.gov.rs/eng/funds/eu-funds/2. Национальный Банк Сербии [Электронный ресурс]. URL: https://www.nbs.rs/export/sites/NBS_site/documents/statistika/ino_ekonomski_odnosi/platni_bilans/fdi_po_zemljama_2010_2020.xls
3. Правительственный сайт Сербии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://publikacije.stat.gov.rs/G2022/Pdf/G20223012.pdf
4. Сайт энергетического партнёрства [Электронный ресурс]. URL: https://energyserbia.life.ru
5. European Commission [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/neighbourhood-enlargement/enlargement-policy/overview-instrument-pre-accession-assistance_pl
6. Балихина Н.В., Машинистова Г.Е., Харакоз Ю.К. Особенности применения МСФО в российской и зарубежной практике // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 8-3 (85). – С. 835-840
7. Будущее глобализации под угрозой? / И. В. Прокофьев, С. В. Каратаев, Н. В. Грибова [и др.] // Проблемы национальной стратегии. – 2018. – № 3(48). – С. 11-56.
8. Внешнеторговые контракты : Учебник для магистрантов / М. С. Арабян, Р. В. Данилов, А. Б. Дмитриева [и др.]. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Центркаталог", 2019. – 256 с. – (Вузовский учебник). – ISBN 978-5-903268-22-1.
9. Внешнеэкономические связи России : К столетию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации / И. Н. Абанина, А. Б. Дмитриева, Б. Е. Зарицкий [и др.]. – Raleigh, North Carolina : Open Science Publishing, Lulu Press, Inc., 2018. – 195 с.
10. Дмитриева И.М., Харакоз Ю.К. Международная практика учета результатов интеллектуальной деятельности // Аудитор. - 2015. - № 1-2. – С.85-88
11. Дмитриева И.М., Харакоз Ю.К. Отчет о движении денежных средств в российской и международной практике // Аудитор. - 2020. - Т. 6. № 9. - С. 35-41.
12. Дмитриева И.М., Машинистова Г.Е., Харакоз Ю.К. Процесс бюджетирования в условиях отчетности на МСФО // Аудитор. - 2018. - № 6. - С. 42-50
13. Секачева, А. Б. Внешнеэкономическая деятельность России в условиях санкций / А. Б. Секачева // Организационно-экономические проблемы регионального развития в современных условиях : Материалы всероссийской научно-практической конференции, Симферополь, 28 апреля 2022 года. – Симферополь: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2022. – С. 219-222.
14. Секачева, А. Б. Особенности развития двустороннего сотрудничества СНГ и ЕС / А. Б. Секачева // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. – 2021. – Т. 7. – № 1. – С. 115-121.
15. Economic cycles: Influence on the innovation system of Russia / M. E. Kosov, A. V. Sigarev, G. T. Malashenko [et al.] // Journal of Advanced Research in Law and Economics. – 2019. – Vol. 10. – No 6(44). – P. 1794-1800. – DOI 10.14505/jarle.v10.6(44).21.