Индекс УДК 378.4
Дата публикации: 29.02.2020

Основные проблемы цифровой трансформации высшего образования в России

The main problems of digital transformation of higher education in Russia

Шепелова Наталья Сергеевна
Шепелов Николай Николаевич

1. к.э.н., доцент, доцент кафедра ИТ,
Южно-Российский институт управления филиал РАНХ и ГС,
г. Ростов-на-Дону, Россия
2. бакалавр, 3 курс,
Донской Государственный Технический Университет,
г. Ростов-на-Дону, Россия

Shepelova Natalya Sergeevna
Shepelov Nikolay Nikolaevich

1. PhD in economics, associate professor, associate professor of IT, South Russian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,
Rostov-on-Don, Russia
2. Bachelor, 4 year, Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia
Аннотация: В статье рассматривается одна из актуальных управленческих проблем − трансформация высшего образования в условиях цифровизации. Авторами проанализированы основные направления цифровой трансформации в вузе, затрагивающие не только содержание образования, но его организацию. Дана характеристика цифровой образовательной среды, определена модель «цифрового университета». Авторы делают вывод о том, что цифровизация образовательного процесса являются необходимым, но не достаточным условием повышения результативности учебной деятельности и качества образования в целом. Для обеспечения качества высшего образования и упреждения вероятных негативных изменение в данной сфере необходимы дальнейшие педагогические исследования, учитывающие возможные риски цифровизации.

Abstract: The article deals with one of the current management problems-the transformation of higher education in the conditions of digitalization. The authors analyzed the main directions of digital transformation in higher education, affecting not only the content of education, but its organization. The characteristic of the digital educational environment is given, the model of the "digital University"is defined. The authors conclude that digitalization of the educational process is a necessary but not sufficient condition for improving the effectiveness of educational activities and the quality of education in General. To ensure the quality of higher education and prevent possible negative changes in this area, further pedagogical research is necessary, taking into account the possible risks of digitalization.
Ключевые слова: цифровизация, цифровые технологии, трансформация образования, цифровая образовательная среда, цифровой университет, качество высшего образования

Keywords: digitalization, digital technologies, transformation of education, digital educational environment, digital University, quality of higher education


Перевод всех сторон экономической и социальной жизни в цифровую форму, обусловил значимость навыков и умений в области применения средств цифровой среды для большинства людей. По мнению специалистов, в современных условиях основой образовательного процесса является инновационность и воспитание нового поколения, готового обучаться всю жизнь и генерировать инновации. Главной задачей обучения становится «научиться учиться», быть готовым к переменам, к работе с более сложными проектами, использованию цифровых технологий, расширению кругозора. И в настоящее время процесс трансформации системы образования  неразрывно связан с цифровизацией.

Суть  термина «цифровизация» и его роль в историческом развитии общества трактуются исследователями по-разному: как перевод информации в «цифру», как новая парадигма мысли, общения, взаимодействия друг с другом; как новый этап развития общества, приводящий к росту качества жизни населения; как средство усовершенствования бизнес-процессов и комплексного решения задач инфраструктурного, управленческого, поведенческого и культурного характера [1].

Сегодня большое значение в цифровизации придается искусственному интеллекту и технологиям нейронных сетей, с помощью которых возможно построение информационных систем, обладающих аналитическими и прогностическими функциями, что позволяет делать выбор за человека и влиять на принятие эффективных управленческих решений. Исследователи прогнозируют активное влияние на общество и «цифровую экономику» мобильных, когнитивных и облачных технологий, технологии «интернет вещей» и «больших данных» [2].

Соответственно реформы в системе образования направлены на формирование нового среднего класса для развития цифровой экономики и реорганизацию образовательного процесса, основанную на использование новых информационных технологий.

Цифровые технологии  радикально меняют содержание преподаваемых дисциплин и форму их подачи.  Это уже не только электронные презентации или использование видео, но и прямые подключения к электронным БД, новостям, проходящим форумам, видео трансляциям. Для мотивации обучающихся активно используются системы виртуальной (VR) и дополненной реальностей (АR). Технологии VR и AR применяются в программах иммерсивного обучения (IE) (immersive education). Такие программы включают в себя использование современных информационных технологий в процессе обучения, который проходит внутри различных виртуальных миров и симуляций, причем часто в игровой форме. Такой вид обучения способствует повышению вовлеченности, коммуникаций между студентами и интереса к предмету.

Мир образования и науки становится глобальным, развитие цифровых технологий приводит к снижению стоимости образования и снятию языковых барьеров. Университеты и отдельные преподаватели активно выходят на рынок МООК (МООС — Massive on-line open course)) — уже сложившейся формы дистанционного обучения с открытым доступом в интернете. Увеличивается число студентов, которые учатся удаленно, так как традиционные образовательные программы зачастую не успевают за динамикой развития технологий.

Благодаря цифровизации каждый может получить доступ к информации, которая ранее была доступна только для экспертов и ученых. Большинство издательств, специализирующихся на учебной литературе, переходят на электронные версии учебников и пособий. Таким образом, происходит трансформация обучения: обучающиеся имеют возможность формировать индивидуальные учебные планы, а задача преподавателя − помочь ориентироваться студентам в огромных объемах информации.

Суть цифровой трансформации (ЦТ) образования — достижение каждым обучаемым необходимых образовательных результатов за счет персонализации образовательного процесса на основе использования растущего потенциала ЦТ, включая применение методов искусственного интеллекта, средств виртуальной реальности; развития в учебных заведениях цифровой образовательной среды; обеспечения общедоступного широкополосного доступа к Интернету, работы с большими данными [3].

Реформа цифровизации образования предполагает оснащенность образовательных учреждений современной техникой, а именно, мощными компьютерами с возможностью подключения к сети интернет, информационными системами, позволяющими получать доступ к образовательным ресурсам, результатам современных научных исследований и разработок, электронным научным библиотекам на различных языках мира. Цифровые технологии обеспечивают массу возможностей для улучшения образования, но их интеграция в учебный процесс далеко не проста и сопровождается рядом проблем. Выделим основные проблемы, возникающие в процессе цифровой трансформации высшего образования.

Во-первых,  само по себе оснащение образовательных организаций ЦТ не ведет к повышению образовательных результатов. Многие ученые сходятся во мнении, что в процессе цифровизации возникает новая социальная ситуацию. По мере преодоления «технологической цифровой пропасти» растет новая цифровая пропасть. Это связано с неравенством между теми, кто способен творчески использовать ЦТ для выполнения нестандартных работ, таких как исследования, наблюдения, конструирования, и теми, кто способен использовать ЦТ только для рутинных операций.

Преодоление нового цифрового разрыва связано с инновационными изменениями содержания, организационных форм и методов учебной работы и становится одной из актуальных задач образования. Важным условием преодоления цифрового разрыва является формирование цифровых компетенций обучающихся, т.е. способностей эффективно и безопасно применять информационно-коммуникационные технологии в разных сферах жизнедеятельности.

Во-вторых, профессиональная подготовка специалистов цифрового общества требует подготовки (переподготовки) профессорско-преподавательского состава: развития цифровой грамотности; формирования способности оцифровывать учебно-методический материал и использовать его в педагогической практике; умения разрабатывать электронные учебники с элементами интерактивных технологий и программируемого обучения, создавать массовые открытые образовательные курсы и осуществлять учебный процесс в онлайн и/или смешанном режиме, включая навыки эффективной коммуникации.

В новых условиях процесс профессионального развития профессорско-преподавательского состава становится непрерывным. Преподаватели, в рамках самой деятельности и на специальных курсах, должны получать новые знания для поддержания собственной работоспособности, осуществлять постоянное самообучение. Очевидна необходимость создания эффективной системы мониторинга и оценки образовательных достижений, как студентов, так и преподавателей.

Следует заметить, что далеко не все организации и учреждения готовы воспринимать вложение средств в обучение своих сотрудников как инвестиции в будущее развитие. Поэтому необходимость мотивации сотрудников на инновационное поведение, на постоянное обучение в изменяющихся условиях представляется достаточно сложной задачей.

В третьих, современный этап цифровизации в образовании заключается в погружении всех его субъектов в цифровую образовательную среду. Цифровая образовательная среда (ЦОС) — это совокупность информационных систем, цифровых устройств, источников, инструментов и сервисов, которые создаются и развиваются для обеспечения работы учебных заведений и решения задач, возникающих в ходе подготовки и осуществления всего образовательного процесса. Такая ЦОС должна [4]:

  • поддерживать систематическую совместную работу обучаемых и педагогов;
  • помогать формировать и обновлять профиль каждого обучаемого, их личные учебные планы, а также следить за их выполнением и корректировкой;
  • предоставлять всем участникам учебного процесса доступ к необходимым (обязательным и дополнительным) учебным и контрольным материалам;
  • помогать всем заинтересованным лицам (родителям, администрации образовательной организации, привлекаемым экспертам, проверяющим и др.) отслеживать ход образовательного процесса;
  • способствовать непрерывному профессиональному развитию педагогов.

Основные проблемы разработки и внедрения ЦОС −это отсутствие единого стандарта цифровых решений и форматов электронных курсов, единых платформ или требований к совместимости отдельных сервисов, отсутствие согласованных требований и стандартов качества электронных контентов и онлайн-курсов, а также проблема границы защиты авторского права.

Главной задачей для вузов становится определение эффективности ЦОС,  проверка обоснованности изменений в содержании и организации образовательного контента, в структуре и в организационных принципах вуза. Сотрудникам управления образования и методистам в ближайшие годы придется изменить традиционные взгляды на результаты обучения с учетом массового распространения цифровых информационных инструментов. Они должны будут пересмотреть решения, используемые для проверки достижения требуемых образовательных результатов и определить содержание общего образования.

В ходе стремительных изменений многие университеты пытаются адаптироваться и найти свое место на глобальной научно-образовательной карте, сохранив при этом свои уникальные качества и конкурентные преимущества. Одним из примеров вуза, активно включившегося в процесс цифровизации, стал Тюменский государственный университет.

Образовательное пространство ТюмГУ состоит из трех крупных блоков. У каждого из них есть свой офис управления. Core — «ядерная программа» или базовые компетенции, Electives — универсальные компетенции, и Major — пространство профилей, где происходит формирование профессиональных компетенций. На первом курсе нагрузка студента распределяется по трем направлениям следующим образом: Core — 50%, Major — 37%, Electives — 13%. К четвертому курсу соотношение меняется: на Major приходится уже 87% времени, а на Electives — 13%, тогда как Core пропадает вовсе [5].

У каждого студента тюменского вуза индивидуальное расписание, зайдя в свой профиль, он видит перечень предметов, описание каждой учебной встречи и свою учебную команду. Кроме того, он может загрузить туда свои задания, а преподаватель — проверить. На данный момент уже 2200 студентов ТюмГУ учатся по индивидуальным образовательным траекториям.

Не менее важным представляется опыт цифровой трансформации в тольяттинском вузе. ТГУ с 2011 года на протяжении нескольких лет активно внедряет в работу методы цифровизации, на основе системы ERP «Галактика», которая организует всю деятельность университета – от финансово-хозяйственной до управления учебным процессом. Планы и нагрузки, успеваемость, оплата обучения, информация об абитуриентах и студентах – вся ключевая корпоративная информация находится в одной базе данных [6].

Полученные результаты легли в основу Росдистанта – разработанного и реализуемого в ТГУ проекта федерального уровня. Созданная в рамках проекта интернет-площадка предоставляет пользователям возможность получить высшее образование посредством дистанционного онлайн-обучения. Сегодня в ТГУ по системе «Росдистант» учатся студенты из 17 стран мира и 81 региона России, включая Москву и Санкт-Петербург. В «Росдистанте» используются электронное обучение (силами ТГУ разработано свыше 2 тысяч электронных курcов по 25 образовательным программам), массовые открытые онлайн-курсы ведущих российских университетов – партнеров ТГУ, вебинары, и все это на основе Learning Management System (LMS). Появившийся в ходе реализации проекта товарный знак «Росдистант» официально зарегистрирован на ТГУ [7].

Для реализации проекта «Росдистант» университету пришлось нарастить высокие мощности по созданию цифровых контентов: здесь есть собственные аудио- и телестудии, дикторы и звукорежиссеры, корректоры и редакторы – целое производство и выстроенный технологический процесс.

Отсюда университет ставит новые для себя задачи: полное перепроектирование процессов с опорой на лучший опыт других вузов и современные информационные технологии, переход от цифровизации к цифровой трансформации – формированию единого цифрового пространства, которое представляет собой сформировавшуюся образовательную среду, информационно-коммуникационную площадку и систему управления вузом. Разработанный ТГУ проект «Умный университет» нацелен на переформатирование ТГУ и создание пилотного образца для последующего использования другими высшими учебными заведениями.

По словам ректора ТГУ, уже наблюдаются реальные эффекты от внедрения цифровых решений на базе университета. Например, рост контингента и расширение географии обучающихся онлайн стало возможным благодаря системе цифрового маркетинга и онлайн-приема, технологии производства электронных контентов, системе дистанционного сопровождения. Кроме того, именно благодаря цифровым решениям индивидуальные траектории уже перестали быть исключением, а стали правилом.

Среди достигнутых результатов ректор особо отметил возможность перераспределения аудиторной нагрузки с лекционных занятий на проектную деятельность. Так происходит реальная трансформация образовательного процесса в технологию генерации инноваций и подготовки команд для их реализации.

По мнению Минобрнауки РФ, для подготовки российских вузов к работе в цифровой среде и подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики необходима общая концепция «Цифрового университета». Создание моделей «Цифрового университета» подразумевает развитие четырех составляющих:

  • информационные системы управления университетом;
  • онлайн-поддержка образовательного процесса, обеспечивающая и трансформирующая процесс взаимодействия студентов и преподавателей внутри курсов;
  • управление учебным процессом на основе создания условий учета индивидуальных особенностей обучающихся через формирование индивидуальных образовательных траекторий;
  • формирование у обучающихся, научно-педагогических работников и других сотрудников вуза ключевых компетенций цифровой экономики.

 Внедрение модели «Цифрового университета» является частью национальной программы «Цифровая экономика РФ». В плане мероприятий федерального проекта указано, что правительство РФ примет нормативный акт, регулирующий предоставление вузам грантов в форме субсидий для разработки, апробации и внедрения моделей «Цифрового университета» с применением цифровых технологий.

Таким образом, современный этап развития системы образования в России характеризуется процессом трансформации самой парадигмы образования, пересмотром существующих подходов и моделей обучения.  Цифровизация высшего образования вносит изменения в квалификационные требования к профессорско-преподавательскому составу и остальным работникам вуза, ставит вопрос об их традиционной роли в учебном процессе.

Формируются новые образовательные решения, затрагивающие все форматы обучения, как очные, так и дистанционные, виртуальные и интерактивные. Интеграция новых технологий в уже сложившиеся обучающие практики становится залогом успеха в цифровом образовательном мире. При этом основной задачей вузов остается построение эффективного взаимодействия с работодателями для определения перспективных профессий и компетенций выпускников. Активные и инновационные вузы  сами выходят на образовательный рынок и предлагают специализированные курсы.

Поскольку изменения в сфере технологий обучения и содержания образовательной программы взаимосвязаны, то по мере таких технологических изменений будут возникать новые содержательные академические вопросы, которые, в свою очередь, потребуют новых технологических решений. По нашему мнению, образовательные учреждения должны быть обеспокоены не только продвижением технологических новшеств, но и развитием своих образовательных программ за счет уже существующей инфраструктуры.

Для обеспечения качества высшего образования и упреждения вероятных негативных изменение в данной сфере необходимы дальнейшие  педагогические исследования по таким актуальным вопросам как модель преподавателя/педагога цифрового образования, содержание его профессиональной подготовки; технологии разработки цифрового образовательного контента, методики оценки его качества и применения в учебном процессе. А так же исследований по вопросам эффективности методов, форм, средств обучения в открытом образовательном пространстве; их методологическом обосновании, в том числе соотношению традиционного и электронного обучения, контактной и самостоятельной работы обучающихся; методики контроля успеваемости и сформированности образовательных результатов в условиях переноса учебного процесса в глобальную сеть.

Скорость нововведений и глобальность их последствий требует прогнозирования и глубокого анализа возможных рисков цифровой трансформации в высшем образовании.

Библиографический список

1. Индустрия российских медиа: цифровое будущее : акад. моногр. / Е. Л. Вартанова, А. В. Вырковский, М. И. Максеенко, С. С. Смирнов. Москва: МедиаМир, 2017. — 160 с.
2. Введение в «Цифровую» экономику/ А.В. Кешелава В.Г. Буданов, В.Ю. Румянцев и др.; под общ. ред. А.В. Кешелава; гл. «цифр.» конс. И.А. Зимненко. –ВНИИГеосистем, 2017. –28 с.
3. Попова О.И. Трансформация высшего образования в условиях цифровой экономики // Вопросы управления. Управление в образовании. 2018. № 5(54). С.158-160.
4. Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае. II Российско-китайская конференция исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект». Москва, Россия, 26–27 сентября 2019 г. [Текст]/ А. Ю. Уваров, С. Ван, Ц. Канидр. ; отв. ред. И. В. Дворецкая ; пер. скит. Н. С. Кучмы ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики».— М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2019. — 155 с.
5. Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.utmn.ru/presse/novosti/obrazovanie/551446
6. Инновации в образовании. Проект цифровой трансформации ТГУ получил одобрение федерального центра. Редакция «ФедералПресс» / Редакция РИА «ФедералПресс» 24.12.2018. [Электронный ресурс]. URL: https://fedpress.ru/article/2170997
7. Университет в цифрах. Ректор ТГУ Михаил Криштал предложил пути ускорения цифровой трансформации в российских вузах / Редакция РИА «ФедералПресс» 8.04.2019. [Электронный ресурс]. URL: https://fedpress.ru/article/2217631
8. Стрекалова Н.Б. Риски внедрения цифровых технологий в образовании // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019. Т. 25. № 2. С. 84—88. DOI: http:// doi.org/10.18287/2542-0445-2019-25-2-84-88.