Abstract: Within the framework of this article, we made an attempt to select from the whole variety of methods and tools of management and marketing exactly those that are suitable for use at the appropriate stages of the commercialization of the company's innovative developments. The methods and tools proposed for use should allow the company to more effectively carry out the process of commercializing innovative developments and thereby minimize the risks of financial losses associated with the failure of new products to be sold in target markets.
Keywords: Methods, tools, commercialization, innovation, research and development, target customers.
Коммерциализация завершает разработку нового продукта и является особой функцией маркетинга, которая направлена на разработку и продвижение (диффузию) инноваций, востребованных рынком. Процесс диффузии инноваций на различных рынках и соответствующие инструменты, используемые на российском рынке, рассмотрены в немногих работах.
Исходя из обобщения существующих методов и инструментов коммерциализации инновационных разработок, нами предложен собственный их набор на каждом этапе процесса коммерциализации (таблица 1).
Таблица 1
Методы и инструменты коммерциализация инновационных разработок компании
Этапы | Методы | Инструменты |
Поиск идеи инновации | Метод мозгового штурма | Аудит розничной торговли; фокус-группы; серия интервью; |
Экспертиза (оценка коммерциализуемости) | PESTLE – анализ, SWOT-анализ. | Фокус-группы; серия глубинных интервью; распространение пресс-релизов |
Отбор вариантов инновации | Метод многокритериальной оценки, метод экспертной оценки, фактографический метод, морфологический анализ, метод «матриц открытия», анализ возможностей и рисков. | Фокус-группы; серия глубинных интервью. |
Привлечение финансирования | Привлечение инвестиций | Привлечение кредитование, инвестиций, собственные средства |
Юридическое закрепление прав собственности | Защита интеллектуальной собственности | Патентование |
Апробация инновации | Имитационное моделирование, экономический анализ | Аудит розничной торговли; фокус-группы; серия интервью |
Необходимые модификации и доработки инновации | Функционально-стоимостной анализ, причинно-следственный анализ, метод цепных подстановок | Фокус-группы; серия глубинных интервью. |
Сопровождение инновационной разработки на целевых рынках | Метод контрольных проверок | Интернет-маркетинг; PR; телевидение; прямые продажи, ярмарочно-выставочная деятельность |
Помимо рассмотренных в таблице 1 методов, применяемых при коммерциализации инновационных разработок стоит выделить еще несколько довольно часто используемых методов, а именно вертикальный и горизонтальный. Так, используя вертикальный метод весь процесс коммерциализации сосредоточен в рамках одной компании и предполагает передачу полученных научных результатов в производственное подразделение компании из которого готовая к реализации продукция будет распространяться по целевым клиентам. При использовании компаниями горизонтального метода коммерциализации инновационных разработок, одним независимым подразделением осуществляется научно-исследовательская работа в области инноваций, а уже другим независимым подразделением или же филиалом компании осуществление непосредственного производства инновационной разработки и ее маркетинговое сопровождение.
Помимо методов, также используются и инструменты на соответствующей стадии коммерциализации инновационных разработок. Так, например, проведение аудита розничной торговли позволяет идентифицировать возможности реализации новых продуктов на выбранных рынках. Применение этого инструмента позволяет получить компании необходимую информацию о потенциальных покупателях, конкурентах, сложившемся уровне цен на похожие товары. При этом использование аудита розничной торговли позволяет получить информацию о уровне лояльности тех или иных групп потребителей к товарным маркам компаний конкурентов. Однако, значимым недостатком применения данного инструмента является его неспособность обосновать какие именно факторы рыночной среды в большей степени влияют на уровень продаж.
Другим важным инструментом коммерциализации инновационных разработок выступает – фокус-группа. Суть применения данного инструмента заключается в проведении обсуждения вариантов решения той или иной проблемы с которой сталкивается группа занятая в инновационной деятельности и выработке общего решения. Данный инструмент особенно полезен при осуществлении коммерциализации когда нет достоверных данных от целевых потребителей и рынке. Так, фокус-группа дает возможность выработать самые разнообразные гипотезы рыночных ожиданий при осуществлении коммерциализации инновационных разработок. Кроме того, применение данного инструмента помимо положительного эффекта в виде выработке решений по ряду значимых вопросов, например, на какую аудиторию будет ориентирован продукт, какая цена будет для него оптимального, чтобы обеспечить компании необходимый уровень прибыли и при этом сохранить конкурентоспособность, какие каналы сбыта инновационной продукции использовать для лучшего доведения инновационной разработки на конечного потребителя, обладает и значимым недостатком в виде отсутствия 100% гарантии, что предложенные на целевых рынках инновационные разработки будут куплены и будут ли успешно приняты покупателями на продолжительный.
С целью подтверждения выработанный фокус-группой гипотез следует использовать опросы целевой аудитории. Эти опросы могут проходить в различных форматах, как письменно посредством рассылки в на эл.почту или размещения в социальных сетях, так и в устной форме посредством проведения непосредственного опроса при личном общении. Так, для коммерциализации товаров потребительского рынка опрос должен проводится сред респондентов составляющих не менее 5 % от потенциальной аудитории, если продукции ориентирована на рынок промышленных товаров то следует проводить опрос среди минимум 10 % целевой клиентов, так как они представлены компаниями и их меньше, чем покупателей на рынке потребительских товаров [1, с. 87].
Также в рамках коммерциализации инновационных разработок компаниям следует использовать современные инструменты. К таким можно отнести текстовую рекламу. Она представляет собой размещенное в сети Интернет текстовое объявление снабженное гиперссылкой, коснувшись которой курсором компьютерной мыши дает возможность перейти к главному веб-сайту раскрывающему информацию о продвигаемой инновационной продукции.
Применение в рамках коммерциализации инновационных разработок контекстной рекламы является еще одним значимым инструментом. Она представляет собой особый вид Интернет рекламы демонстрируемая только тем пользователям сети Интернет которые проявляют особый интерес к определенным группам товаров или услуг. Например, компания планирует выпустить на рынок инновационный программный продукт способный оценить эффективность использования сотрудником компании рабочего времени. Соответственно люди ищущие в Интернете подобные программные продукты увидят рекламу компании которая и реализует такое программное обеспечение.
Медийная реклама также является важным инструментом применяемым при коммерциализации инновационных разработок. Она представляет собой размещенной в сети Интернет графическое изображение связанное с гиперссылкой, которая перенаправляет запрос пользователя к сайте компании продвигающей свой инновационный продукт [2, с. 35].
Тизерная реклама в современное время приобретает все большее значение при продвижении инновационных разработок в рамках осуществляемой коммерциализации. Она представляет собой небольшое рекламное сообщение с интригующим текстом и привлекающей картинкой ориентированной на привлечение внимания. При этом данное рекламное сообщение не раскрывает всей полноты информации о новой продукте или услуге, но из всей массы Интернет контента должна заинтересовать потенциального посетителя основного сайта куда будет перенаправлена после открытия. Учитывая, что пользователей сети Интернет с каждым годом становится все больше, то данный инструмент приобретает все большую эффективность при продвижении инновационных разработок [3, с. 103].
Промо-сайт — сайт, который представляет собой презентацию рекламного предложения инновационного товара или услуги в интернете. Чаще всего данный формат используется как дополнительный маркетинговый инструмент коммерциализации с совокупности с другими. Для того чтобы пользователь переходил на промо-сайт, используются указанные выше инструменты [4, с. 56].
PR – создание благоприятного отношения к товару-новинке как потенциальных клиентов, так и широких масс публики на разных уровнях: от местного сообщества до правительственного уровня [5, с. 80].
BTL-реклама объединяет:
— стимулирование продаж конечным потребителям;
— стимулирование сбытовой сети- дистрибьютеров;
— событийный маркетинг- организацию специальных мероприятий с целью продвинуть продукцию.
Таким образом, нами были систематизированы методы и инструменты исходя из их применения на каждом этапе коммерциализации инновационных разработок. Было выделены набирающие популярность и повышающие свою эффективность инструменты интернет рекламы при продвижении инновационных разработок в рамках проводимой коммерциализации.
Библиографический список
1. Лихолетов В. В. Управление инновационной деятельностью : учебник / В. В. Лихолетов. - М. : Проспект, 2017. - 254 с.2. Яковлев Г.А. Основы коммерции: учеб. пособие для студентов вузов / Г.А. Яковлев. - М.: ИНФРА-М, - 2016. - 224 с.
3. Вдовина С. Б. Управление инновационными проектами: учеб. пособие / С. Б. Вдовина, Т. А. Агальцова. – Нижний Новгород: Нижегород. гос. техн. ун-т. им. Р. Е. Алексеева, 2017. – 170 с.
4. Дармилова Ж. Д. Инновационный менеджмент: учеб. пособие для бакалавров / Ж. Д. Дармилова. – Дашков и К, 2017. – 168 с.
5. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / А. В. Барышевой. – М.: Дашков и К, 2018. – 389 с.
6. Городникова Н. В. Индикаторы инновационной деятельности : стати-стический сборник / Н. В. Городникова, Н. М. Гохберд, К. А. Дитковский. - М. : НИУ ВШЭ, 2018. - 320 с.
7. Likholetov V. V. Management of innovative activity: textbook / V. V. Likholetov. - M.: Prospect, 2017. - 254 p.
8. Yakovlev G.A. Fundamentals of Commerce: textbook. manual for university students / G.A. Yakovlev. - M .: INFRA-M, - 2016 .- 224 p.
9. Vdovina S. B. Management of innovative projects: textbook. allowance / S. B. Vdovina, T. A. Agaltsova. - Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod. state tech. un-t. them. R. E. Alekseeva, 2017. - 170 p.
10. Darmilova Zh. D. Innovation management: textbook. manual for bachelors / Zh. D. Darmilova. - Dashkov and K, 2017. - 168 p.
11. Innovation management: textbook. allowance / A. V. Barysheva. - M .: Dashkov i K, 2018. - 389 p.
12. Gorodnikova N. V. Indicators of innovative activity: statistical collection / N. V. Gorodnikova, N. M. Gokhberd, K. A. Ditkovsky. - M.: NRU HSE, 2018. - 320 p.