Abstract: The article analyzes the international experience of the development and application of digital customs on the example of China and the United States. The assessment of the quality of customs administration achieved with the application of innovations in the customs sphere is given on the example of an inter-departmental data exchange system, intellectual and safe trading lines, automated customs clearance and control systems. A unified plan for the development of customs institutions in the context of the digital transformation of the Russian economy is proposed. The basis of the presented research is the prototyping methodology, the main idea of which comes down to searching in the international practice of analogues (prototypes) - similar economic problems, technological and customs tools that ensure their solution.
Keywords: digital economy, foreign economic and foreign trade activities, digital customs, digital customs administration, state customs services, cybernetic model of customs administration and control, cognitive theory of management.
Введение.
Современная Россия находится на этапе в формирования концепции и практической реализации элементов парадигмы цифровой экономики. Парадигма цифровой экономики (цифровая парадигма) – концептуальная платформа, позволяющая создавать гибридные интеллектуальные системы, технологии, товары и услуги в бизнесе, торговле, логистике и производстве, изменять формат природу информационных коммуникаций и инфраструктур, реализовать целостную модель управления функционированием и развитием государства, экономики, внешнеторговой деятельности. Новый подход должен обеспечить стране долгосрочный экономический рост и конкурентоспособность на основе качественных изменений, которые производят сквозной межотраслевой эффект.
В результате полного перехода на цифровую экономику предполагается достижение определенных целей. Одной из них является снижение как государственных издержек на представление государственных услуг, так и издержек участников внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) при осуществлении внешней торговли с применением цифровых технологий.
Задача и методика исследования. Таможенное администрирование должно быть адаптировано под новые условия эволюции российской экономики, должно содержать соответствующие технологии и инструментальные средства таможенного регулирования и контроля товаров, производимых и перемещаемых в среде цифровой экономики [1]. В их числе технологии электронного (цифрового) таможенного контроля, администрирования и регулирования: е-контроля, е-администрирования и е-регулирования соответственно. Поиск и создание инновационных таможенных средств, позволяющих проводить эффективный контроль в условиях изменений, происходящих в сфере внешней торговли – основная задача настоящего исследования.
В основе данного исследования лежит методология прототипирования. Главная идея сводится к поиску в международной практике аналогов (прототипов) – схожих экономических проблем и таможенных инструментов, обеспечивших их решение. Проблемы и цели, характерные для России соотносятся с проблемами и результатами стран, прошедших соответствующую модернизацию. Наличие подобных аналогий позволяет дать рекомендации по инструментам, которые успешно применены для их решения. По нашему мнению, подход, реализующий идею прототипирования проблем и решений, позволяет России учесть опыт развитых стран в решении проблем формирования и реализации ключевых идей цифровой экономики и соответствующих регуляторов.
«Цифровая таможня»: понятие и определения.
2016 год был объявлен Всемирной таможенной организацией годом «Цифровой таможни». Годом, в котором таможенные органы должны активно демонстрировать использование информационных и коммуникационных технологий в целях сбора и обеспечения гарантии уплаты таможенных пошлин, осуществления контроля перемещения товаров, людей, транспортных и денежных средств, а также в целях обеспечения безопасности трансграничной торговли.
В условиях глобализации и перехода к цифровой экономике инновации выходят на первый план развития сферы услуг, а также реального сектора экономики.
Появление парадигмы «цифровая таможня» предопределено функционированием цифровой экономики, которая представляет собой объективно существующее, быстроразвивающееся международное экономическое явление [2].
Согласно трактовке Оксфордского словаря, цифровая экономика – это экономика, функционирующая главным образом с помощью цифровых технологий, в частности электронных транзакций, совершаемых через Интернет. «Оцифровка всего» создает новые интеллектуальные цифровые сети, которые фундаментально меняют традиционную торговлю.
При этом термин «цифровая таможня» в интерпретации всемирно известных словарей отсутствует. Однако один из выпусков WCO News определил термин «цифровая таможня» как использование цифровых систем в целях обеспечения и гарантии уплаты таможенных пошлин, контроля за потоком товаров, людей, транспортных средств и денег, а также защиты международной торговли от преступности, включая международный терроризм, продолжающий распространяться по всему миру [8].
Опыт Китая: практические достижения и экспериментальные проекты.
В октябре 2016 г. Правительство Китая запустило Программу поощрения уполномоченных экономических операторов (далее – УЭО), основанную на проведении государственного контроля с учетом кредитоспособности компании – особенность заключается в том, что уровень кредитоспособности юридических лиц, совершающих правонарушения, снижается, а государственный контроль в отношении их деятельности, напротив, усиливается. Юридические лица, прошедшие аккредитацию в рамках Программы, признаются «развитыми сертифицированными компаниями» (ACE) и получают право пользования 49 упрощениями, предоставляемыми государственными органами, в том числе таможенной службой Китая [4] .
Данные упрощения делятся на шесть категорий.
- Категория 1 – «Green Lane» («Зеленый коридор») включает меры по ускоренному лицензированию, регистрации и выпуску товаров. Эта категория предполагает создание налоговым органом «зеленого коридора» для УЭО, за которыми не числится задолженность.
- Категория 2 – «Less Inspection» («Сокращение числа проверок») включает положения об уменьшении количества проверок в отношении УЭО.
- Категория 3 – «Priority Treatment» («Приоритетный подход») включает меры, в соответствии с которыми привилегии предоставляются компаниям, нуждающимся в услугах по защите интеллектуальной собственности – получении патента, регистрации товарных знаков, а также защите прав на судебных разбирательствах.
- Категория 4 – «Simplified Procedure» («Упрощенная процедура») включает меры, позволяющие сократить количество документов, требуемых от юридического лица, до оптимального минимума.
- Категория 5 – «Major Reference Benchmark» («Основной контрольный показатель») включает меры, направленные на ведение систем учета аккредитованных УЭО, необходимых при проведении проверки государственными ведомствами, участвующими в Программе.
- Категория 6 – «Pilot Reform Project» («Экспериментальный проект реформы») включает меры, предусматривающие предоставление приоритетных прав УЭО и мониторинг практики пользования ими.
Государственный совет КНР создал Систему межведомственного обмена данными, благодаря которой таможенная служба Китая предоставляет информацию о УЭО и обменивается ей с государственными ведомствами. Результаты государственного контроля передаются в Систему, поэтому повторное его проведение не требуется. В случае, когда предприятие было заподозрено в незаконной деятельности, а также в неисполнении установленных требований и обязательств, информация немедленно направляется таможенной службе Китая, приостанавливающей статус УЭО или исключающей юридических лиц из соответствующего реестра [4].
Помимо всего прочего, в целях содействия упрощению таможенных процедур с 1 июня 2018 г. Главное таможенное управление Китая отменило декларации о включении (исключении) товаров в Перечень подкарантинной продукции, а также само оформление такой продукции. Заявление об оформлении ввоза (вывоза) подкарантинной продукции потеряло свою значимость, так как с недавних пор контроль за перемещением такой продукции и уплата «карантинной пошлины» включены в порядок таможенного оформления. Аннулирование такого Заявления не только иллюстрирует интеграцию таможенных органов и органов контроля и надзора, но и увеличивает прибыль предприятий путем упрощения формальностей, связанных декларированием.
Теперь предприятие может получить двойную квалификацию одновременно, сделав онлайн-заявку на платформе «Единое окно международной торговли», отправив необходимые для представления в таможню документы, без необходимости посещать локальные таможенные органы и органы контроля и надзора. Платформа признана ООН «мерой по упрощению торговли» и впервые реализована в зоне свободной торговли в Шанхае.
Предварительная квалификация предприятия по таможенным и карантинным декларациям останется в силе; если предприятие зарегистрировано или зарегистрировано только для подачи таможенных или карантинных деклараций, с 1 июня 2018 г. стало возможным получить двойную квалификацию, отправив заявку на Платформу, что обеспечивает прямое взаимодействие государственных органов, в т.ч. таможенных, и участников ВЭД. Таким образом, карантинный контроль – это неотъемлемая часть таможенного оформления в целом.
Рассматривая межведомственное взаимодействие, стоит отметить, что сотрудники пограничных служб теперь работают в форме «таможни с эполетами». Правительство Китая стремится ускорить интеграцию таможенных органов и органов контроля и надзора и, соответственно, внести поправки в законодательство, регламентирующее деятельность органов, чтобы добиться необходимого результата. Так, все соответствующие законы, положения и нормативные документы будут пересмотрены для обеспечения своевременного внесения поправок, отмены или разъяснения конкретных положений.
Чтобы интеграция была осуществлена наиболее плавно, необходимо также унифицировать и меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, а также формы таких документов, как деклараций и лицензий. Планируется изменение шаблонов и коммерческих документов, а также замена и обновление штампов и печатей, проставляемых на них. Такая интеграция позволит участникам ВЭД взаимодействовать с двумя государственными службами в лице одной, сокращая время, необходимое для оформления, и издержки.
Сейчас компании могут подавать заявки на ряд услуг в Интернете, включая регистрацию предприятий, изменение и аннулирование информации, а также выдачу сертификатов без регистрации или посещения административных центров или таможни. По оценкам китайских СМИ, более 6 тыс. предприятий будут пользоваться онлайн-услугами каждый год.
Через сервисную платформу «Интернет + Таможня» в рабочие дни предприятия-импортеры и предприятия-экспортеры могут подавать заявки на регистрацию грузополучателя или грузоотправителя, изменение и аннулирование информации, отслеживать статус обработки в режиме реального времени и печатать «Свидетельство о регистрации», выданное таможней Китая, бесплатно. Печать сертификатов осуществляется в течении 2-х часов.
С ноября 2017 г. таможня Гуанчжоу провела «безбумажную» реформу регистрации предприятий с использованием технологии «электронной печати». «Таможенный Интернет» подключен к соответствующим компьютерным системам Промышленно-коммерческого управления для автоматического сопоставления данных между регистрационной информацией предприятия и информацией о местных коммерческих фирмах, что обеспечит подлинность и действительность используемой информации.
Еще одно новшество Ningbo Customs, модель «контроля товаров на складе через классификацию статуса» позволяет складировать не связанные товары и распределять вместе со связанными таможенными товарами в специальных зонах контроля с целью экспорта или внутреннего процесса. Эта модель представляет собой реализацию Ningbo Customs другой инновационной модели, впервые представленной в Шанхайской зоне свободной торговли.
Таможня Нинбо запустила пилот новой модели в октябре 2017 года. Обновив оборудование и программное обеспечение предприятий, таможня получила доступ к данным в режиме реального времени и, таким образом, мониторинг прибытия, убытия, передачи и хранения товаров. Это позволяет управлять несвязанными товарами на одних и тех же складах в специальных зонах контроля так, если бы они были «скреплены».
Необходимо отметить, что ввиду сотрудничества таможенных служб Европейского союза и таможенной службы Китая, будут сокращены издержки и время, необходимые для повышения уровня безопасности международной цепи поставок.
Интеллектуальные и безопасные торговые линии ЕС-Китай (Smart and Secure Trade Lanes Pilot (SSTL)) – экспериментальный проект ЕС и Китая, позволяющий непрерывно анализировать инструменты и механизмы безопасности цепочки поставок в соответствии со стандартами SAFE и ВТамО. Проект направлен на оптимизацию времени совершения таможенных процедур и повышение безопасности цепи поставок за счет обмена данными между таможнями различных государств.
Таможенные органы стран, участвующих в SSTL, в число которых входят Нидерланды, Китай и Гонконг, работают вместе, осуществляя информационный обмен о возможных рисках и разрабатывая безопасные каналы связи для их предотвращения и минимизации.
Первая авиаперевозка по проекту SSTL была доставлена из Схипхола в аэропорт Байюнь в Гуанчжоу (Китай) в мае 2017 г. Схипхол – единственный европейский аэропорт, который в настоящее время участвует в проекте SSTL Air, использующем зашифрованную платформу обмена данными, разработанную и поддерживаемую ВТамО. Этот проект уже привел к сокращению времени оформления и повышению предсказуемости в цепи поставок нефти благодаря тесному сотрудничеству Китая, Нидерландов и других государств-членов ЕС. Нидерланды стали частью программы SSTL с момента ее запуска в рамках постоянной приверженности укреплению своих взаимных торговых отношений с Китаем.
Развитие цифровой таможни Китая в настоящее время находит выражение в сокращении сроков таможенного оформления, обеспечении прямого взаимодействия государственных органов с участниками ВЭД, возможности внесения корректировок и дополнений в документы и сведения, подаче заявлений и их регистрация в режиме онлайн. Все это иллюстрирует новшества, которые возникают в результате правительственных реформ, проводимых преимущественно в сфере внешнеторгового и таможенного законодательства.
Очевидно, что внедрение экспериментального порядка принятия законов в той или иной сфере является весьма распространенным явлением. Так, экспериментальные законы проходят проверку временем, после чего окончательно вступают в силу. Эта практика в подавляющем большинстве случаев оказывается успешной. Запланировав масштабные экономические преобразования, правительство проводит реформы в отдельно взятой области, в контексте данной работы – в рамках деятельности таможенных органов и органов контроля и надзора, а уже потом – во всей стране.
В заключение необходимо сказать, что Китай играет важную роль в мировой торговле благодаря своей продвинутой нормативной базе мирового класса и крупному внутреннему рынку для иностранных товаров. На этом фоне ведутся реформы в таможне Китая, направленные на продвижение цифровой таможни.
Опыт США: тотальный электронный контроль за перемещением физических лиц, товаров, платежей и транспортных средств.
Мировым лидером в разработке и применении электронного декларирования, а так же развитии цифровой экономики, несомненно, являются Соединённые Штаты Америки.
Еще в 1984 г. в США начала внедряться система автоматизации процессов таможенного оформления и контроля ACS (Automated Commercial System), которая в основе была завершена к середине 90-х годов прошлого столетия. Именно в ходе ее создания сформулированы основные принципы электронного декларирования [3].
Во второй половине 90-х годов в США было принято решение о разработке новой версии автоматизированной системы для таможенного оформления и контроля, получившей название Customs Automated Commercial Environment (ACE). Первоначально основным движущим мотивом модернизации было моральное устаревание вычислительных и программных средств системы, технологий хранения данных и способов взаимодействия с участниками ВЭД. Однако события 11 сентября 2001 г. и анализ причин, способствовавших осуществлению террористических актов в США, привели к пересмотру всей концепции деятельности таможенной, иммиграционной и иных контролирующих организаций, выполняющих контроль перемещаемых через границу физических лиц, товаров и транспортных средств. Это отразилось и в подходе к автоматизации деятельности таможенной службы.
Таможенная и иммиграционная службы, другие организации, выполняющие контроль на границе, были объединены в единую службу, получившую название Служба таможенного и пограничного контроля (Customs and Border Protection – CBP).
В части автоматизации была принята концепция создания общенациональной интегрированной Системы данных международной торговли (International Trade Data System – ITDS). Фактически цель ее создания – тотальный всеобъемлющий контроль за перемещением физических лиц, товаров, платежей и транспортных средств. Таможенная система ACE стала рассматриваться как часть ITDS. В новом варианте автоматизированной системы существенно усилена информационная поддержка процессов таможенного контроля. Дополнительно на ACE возложена также информационная поддержка деятельности Департамента внутренней безопасности. При этом ряд подсистем старой системы ACS, связанных с документальным оформлением товаров и транспортных средств, вошли в качестве составной части в ACE [6].
В феврале 2018 года Служба таможенного и пограничного контроля программу из семи основных запланированных программ развития ACE, благодаря которой вся информация по основным этапам обработки грузов теперь загружается в ACE. Заглядывая в будущее, CBP планирует модернизировать ACE и обеспечить функционирование ACE как доступной и надёжной системы.
Цели ACE на 2019 год:
- автоматизация CBP;
- модернизация процесса онлайн-приема;
- создание уникальных идентификаторов для центров экспертизы;
- переход на брокерское национальное разрешение;
- единый аккаунт счетов владельца судна;
- обновление Общей Системы Предпочтений (GSP);
- обновление элементов данных грузового манифеста.
Ожидается дополнительная информация об усовершенствованиях ACE, включая график разработки. CBP будет привлекать торговое сообщество через Сеть поддержки торговли для создания рабочих групп для уточнения технических требований и планов реализации, связанных с торговлей.
Наиболее приоритетные направления развития ACE и их основные особенности представлены в таблице 1 [7].
Таблица 1
Приоритетные направления развития ACE и их основные особенности
Улучшения | Описание | Преимущества |
Автоматизация CBP Form 5106 | Это направление будет поддерживать требования по автоматизации и обновлению элементов данных, записанных в ACE для CBP Form 5106 (CBPF 5106). CBPF 5106 — это запись ввода идентификатора импортера, которая собирает данные, используемые для установления покрытия облигаций, выпуска и ввода товаров, ликвидации и выдачи счетов и возмещений. | C BPF 5106 является основой для оценки рисков импортеров. Обновление элементов данных повысит безопасность торговли, позволив собрать более подробную информацию об импортерах для поддержки более глубокого анализа рисков. Это также обеспечит более информативную оценку рисков до импорта и будет способствовать дальнейшему улучшению функций доходов. Импортеры, брокеры, поручители и другие заинтересованные стороны в сфере торговли получат более упорядоченную обработку, благодаря возможности создавать редактировать и обновлять информацию об импортерах, используя автоматизированный и модернизированный процесс ввода CBPF 5106 через электронный обмен данными (EDI) и безопасный портал данных ACE |
Модернизация процесса онлайн-приема e214 | Это направление поддерживает модернизацию электронной формы CBP 214 (e214) в ACE. Система на базе ACS была полностью перенесена в ACE в декабре 2017 года. Переработка проекта позволит полностью модернизировать процесс приема e214 в ACE. Текущий процесс предоставляет электронный документ для запроса допуска груза и обмена электронными сообщениями, когда требуется проверка груза, и товары были разрешены для разрешения на перемещение в зону внешней торговли (ЗСТ). Реконструкция e214 обеспечит обмен сообщениями с PGA с регулирующим органом над зоной действия, что обеспечит большую видимость PGA. | Это усовершенствование упростит обработку для правительства и сообщества зоны внешней торговли путем включения требований PGA в e214. В частности, это позволит торговле представлять данные PGA одновременно через набор транзакций набора сообщений PGA или систему изображений документов (DIS) при сообщении о допуске товаров в зону свободной торговли.
|
Создание уникальных идентификаторов для центров экспертизы | Это направление создаст уникальный идентификатор для каждого Центра экспертизы, который будет регистрироваться в специальном реестре, благодаря которому будут контролироваться действия члена Центра после публикации и включаться в рабочий процесс CBP после выпуска товара. | Этот идентификатор позволит CBP оптимизировать обработку информации для Центров и предоставить средства для управления рабочей нагрузкой через специальный аккаунт. Торговое сообщество получит представление о назначении своего Центра и сможет подать документы в соответствующий Центр. |
Переход на брокерское национальное разрешение | Это направление создаст для всех брокеров единое национальное разрешение. Это усовершенствование будет отвечать требованиям предстоящего уведомления о предлагаемом нормотворчестве (NPRM), в котором будет обновлено правило 19 CFR 111 для брокеров, чтобы обеспечить экономию средств брокерскому сообществу при одновременной кодификации текущих брокерских процессов в электронной среде . | Переход к единому разрешению, который, обеспечит более быструю, более упорядоченную обработку CBP и торговли. Это позволит всем брокерам осуществлять вход через удалённую доступ в любом порту по всей стране. Брокерам больше не придётся платить первоначальную единовременную плату за разрешение в размере 100 долларов США и ежегодную абонентскую плату в размере 141,70 доллара США за каждое местное разрешение для офиса. |
Обновление Общей Системы Предпочтений (GSP) | Это направление будет касаться обязательных обновлений, связанных с обновлением программы GSP | Это усовершенствование предоставит портам и объектам CBP большую прозрачность и оптимизированный доступ к данным управления рисками. Получатели GSP получат выгоду от ускоренной выплаты возмещений после истечения срока действия программы GSP и последующего восстановления. |
Обновления элементов данных грузового манифеста | Это направление позволит CBP собирать телефонные номера грузоотправителя, грузополучателя и уведомляющей стороны и адреса электронной почты в качестве дополнительных элементов данных в манифесте для всех видов транспорта. | Это улучшение поможет улучшить и усилить целевое прогнозирование поставок электронной торговли. |
Единый аккаунт счетов владельца судна
| Это направление предоставит владельцам судов возможность войти в портал ACE для запуска нового Приложения VECS (Система входа и очистки судов) для предоставления данных / документации, необходимых для электронного декларирования и таможенной очистки судна. Это также позволит обрабатывать электронные квитанции для таможенных сборов, взимаемых за вход в судно, а также добавлять онлайн-платежи для агентов и владельцев судов, заменяя форму 368. Проверка учетных данных и доступ к приложению мобильных сборов и квитанций (MCR) через единый портал ACE. | Это улучшение окажет значительное влияние на снижение затрат CBP и сократит время, необходимое для входа и таможенной очистки судов всех типов. Участники ВЭД будет иметь доступ в реальном времени к ответам CBP, и это позволит CBP лучше регистрировать и отслеживать взаимодействие торговли с процессом входа и таможенной очистки. |
Заключение.
Как показывает проведенный анализ, в целом проблемы развития теории и практики таможенного администрирования в условиях формирования цифровой экономики носят комплексный характер и охватывают все уровни, характерные для специальных теорий. Это проблемы концептуального характера, проблемы поиска адекватных моделей и методов, создания и модернизации технологий и систем управления [9].
По нашему мнению, среди наиболее актуальных проблем, требующих первостепенного внимания в целях осуществления адекватной цифровой трансформации института таможенного администрирования, следующие:
- формирование и разработка базовой идеи (модели) кибернетического института таможенного администрирования, отражающей суть гибридной интеллектуализации таможенных процессов и технологий и дорожной карты (проекта) ее реализации;
- разработка основ теории таможенного администрирования и управления на основе знаний — теории цифрового таможенного управления или когнитивной теории;
- разработка инновационных (когнитивных) технологий электронного администрирования и контроля (е-администрирования и е-контроля) с учетом требований протоколов и рамочных стандартов ВТамО по обеспечению безопасности и содействию торговле;
- разработка комплекса задач администрирования и управления на основе знаний, создание единой информационной платформы, методик анализа и подготовки решений в среде перспективных IT технологий и инструментальных средств на единой методологической базе;
- создание согласованной и сбалансированной системы целей, показателей и критериев оценки деятельности таможенных органов и качества услуг, предоставляемых в среде таможенных IT технологий;
- развитие методической и программно-технической базы обеспечения безопасности систем, информационных сред, программно-технических инструментов цифрового таможенного администрирования и управления;
- решение правовых, инфраструктурных, оргштатных вопросов и вопросов подготовки кадров.
Можно предположить, что именно такой подход позволит модернизировать таможенные органы таким образом, чтобы они стали и опорой для участников ВЭД, и механизмом достижения целей государства
Библиографический список
1. Макрусев В.В., Пчелинцев Н.В. Управление развитием таможенных органов России: монография. М. : Изд-во Российской таможенной академии. 2013, 193 с.2. Макрусев В.В. Сервисно-ориентированное таможенное регулирование: идеи, институты, управление // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. №12 (ч.19).2017. С.1239-1242.
3. Малышенко Ю.В. Электронное декларирование в России: теория и реалии // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. – 2007. - № 3 (40). – С. 70-75.
4. General administration of Customs People’s Republic of China. Official website. URL: http://english.customs.gov.cn
5. China Highlights. URL: https://www.chinahighlights.com
6. ACE and Automated Systems. Official website of the Department of Homeland Security. U.S. Customs and Border Protection. URL: https://www.cbp.gov/trade/automated
7. ACE Enhancements Announcement. Official website of the Department of Homeland Security. U.S. Customs and Border Protection. URL: https://www.cbp.gov/trade/ace-enhancements-announcement
8. WCO News: Going Digital [Электронный ресурс]. URL: http://wcoomdpublications.org/downloadable/download/sample/sample_id/150/
9. Макрусев В.В., Зеркин Д.Г., Месяц М.А. Современные подходы к управлению деятельностью таможенных органов: монография / Российская таможенная академия. Москва. 2012. - 313 с.