Индекс УДК 33
Дата публикации: 29.04.2021

К вопросу о скорости изменения уровня цен

About the change rate of the price level

Матвеев Павел Павлович
Матвеев Павел Николаевич
1. к.э.н., исполнительный директор ООО «ЦПР Эксперт»
2. к.ф-м.н., доцент СПбГЭУ
г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Matveyev Pavel Pavlovich
Matveyev Pavel Nikolayevich
1. PhD in Marketing,
chief executive at “PGC Expert”, LLC
2, PhD, Russian Federation, St.-Petersburg
Аннотация: В статье изложены соображения по поводу ручного регулирования скоростью роста цены в условиях реалий текущей экономической обстановки.

Abstract: The paper deals with the considerations about manual regulation of the rate of price growth in the face of the realities of the current economic situation.
Ключевые слова: ценообразование, маркетинг, эффективность, прибыль, скорость роста цен

Keywords: pricing, marketing, efficiency, profit, price growth rate


 Введение

В последнее время на территории Российской Федерации (по крайней мере, за последние 10 лет) наблюдается постоянный рост уровня потребительских цен: как на продовольственные товары, так и на недвижимость. Исключение не составляют автомобили, бытовая электроника, одежда. Причиной роста уровня потребительских цен не может рассматриваться отдельно взятое обстоятельство, скорее, это целый ряд определённых факторов. Безусловно, в данном ряду лидирующее место занимает явление инфляции. Более того, если речь идёт о товаре, требующем для своего производства закупки комплектующих, то цена конечного товара прямо зависит от цены на составляющие его части. В случае если они, в свою очередь, являются предметом импорта, то цена будет включать в себя корректировку на текущий курс национальной валюты.

Помимо этого, в период с конца 2019 года по настоящее время рост уровня потребительских цен обоснован неблагоприятной эпидеми­ологи­чес­кой обстановкой, которая накладывает отпечаток на положительную динамику цен практически всех товаров и услуг. Противодействующие меры ослабили не только распространение вируса, но и активность логистических операций (в частности, товарное сообщение между странами) и, как следствие, снижение объёмов мировой торговли. Все эти факты приводили и продолжают приводить к ненормальному ажиотажному спросу на внутренних рынках.

Аномальное поведение уровня цен

Подобный спрос, вопреки законам рыночной экономики, имеет прямую пропорциональную зависимость от цены. Несмотря на закон спроса (сопровождение увеличения цены на товар снижением спроса на этот товар) многие товары и услуги начали вести себя по отношению к рыночной цене подобно товарам первой необходимости. Таким образом, при некотором увеличении цены на товар спрос остаётся на прежнем уровне, а в некоторых случаях даже растёт. И при этом мы не говорим о демонстративном потреблении (так называемых «товарах Веблена»). Обратим внимание на то, какими могут быть тому причины.

Во-первых, это грамотно выстроенная ценовая политика, когда потребитель психологически не понимает повышения цены. К примеру, это дробление цены конечного продукта, при которой отдельные его части становятся дороже, чем если бы продукт стоил целиком. Другой пример демонстрирует эффект глубокой лояльности потребителей, которые могут не реагировать на повышение цены. В конце концов, под давлением манипуляций потребительским сознанием, начинает господствовать фобия не успеть приобрести товар по текущей цене с убеждением о её неминуемом росте в будущем.

Тем не менее, каждая из этих причин отражает свободную инициативу предпринимателей, поскольку увеличение уровня потребительских цен в этому случае явно продиктована стремлением предпринимателей увеличить прибыль. Впрочем, существуют и такие ситуации, когда на предпринимателя воздействуют внешние факторы, ввиду которых он просто вынужден повысить уровень цен на конечный продукт. Ярчайшим тому примеру служит экономическая ситуация, продиктованная неблагоприятной эпидемиологической обстановкой во всём мире, сложившейся в период с конца 2019 года по настоящее время. Внушительное количество производств было вынуждено приостановить свою деятельность, что, в свою очередь, вызвало дефицит комплектующих многих товаров. Таким образом, дефицит спровоцировал рост цен на потребительские товары, а психологическая составляющая стала базой для ажиотажного спроса.

Так, на протяжении последних полутора лет мы наблюдали, как рынок потребительских товаров демонстрировал скачки цен на те или иные товары: туалетная бумага, гречневая крупа, бытовая электроника. Безусловно, первоначальное повышение цен могло быть результатом предпринимательского стремления к обогащению. Тем не менее, ввиду увеличения дефицита комплектующих и самих товаров, повышение цены стало его закономерным следствием. Впрочем, нельзя исключать из этой истории и успешные спекулятивные моменты, когда «успешное» увеличение цены было обосновано чисто коммерческими причинами.

 

Подробнее…

Библиографический список

1. Днепров, М. Ю. Экономическая теория : учебник для вузов / М. Ю. Днепров, О. В. Михайлюк, В. А. Николаев. — М.: Издательство Юрайт, 2019 – 216 с.
2. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. 2е изд./ Пер. с англ. под ред. С.Г. Божук - СПб.: Питер, 2011. - 464 с.
3. Панкратов Ю.К. Рекламная деятельность /Ф. Г. Панкратов, Ю. К. Баженов, Т.К. Серегина, В.Г. Шахурин. – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2018 – 364 c.
4. Матвеев, П.Н., Матвеев П.П. Маркетинг запланированного устаревания товаров // Инновации в науке. – 2017. – №12 (73). – С. 59 – 61.
5. Юрасов И.А. Теоретико-методологические основы когнитивного маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. – 2006. – №6. – С. 47 – 53.