Индекс УДК 336
Дата публикации: 20.12.2016

О специальном налоговом режиме для субъектов СЭЗ в Кыргызской Республике

About the special tax regime for subjects of FEZ in the Kyrgyz Republic

Рысалиева Мира Шаршенкуловна
к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит» Кыргызско-Российского Славянского университета г.Бишкек, Кыргызстан

Rysalieva Mira Sharshenkulovna
Kyrgyz-Russian Slavic University, Bishkek, Kyrgyzstan
Аннотация: Данная статья посвящена актуальным вопросам развития и применения специального налогового режима для субъектов СЭЗ в Кыргызкой Республике

Abstract: This article is devoted to topical issues of development and application of a special tax regime for subjects of FEZ in the Kyrgyz Republic
Ключевые слова: налоги, налоговая система, специальные налоговые режимы, СЭЗ

Keywords: taxes, tax system, special tax regimes, free economic zones


За последние годы повышается осознанный интерес к развитию инновационного сектора Кыргызской Республики. Соответственно, в определенный период возникает необходимость выделения особой льготной зоны с привлечением инвестиций, как иностранного, так и отечественного характера. Это место также требует наличия передовых технологий производства и создания дополнительных рабочих мест для высококвалифицированных работников. Создаются так называемые специальные экономические зоны (СЭЗ), т.е. территориально ограниченная часть страны, имеющая особый юридический статус и льготные экономические условия для национальных или иностранных предпринимателей. Они создаются для решения стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории, для развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции.

Наряду с государством в выделении таких зон заинтересованы инвесторы. Они также получают ряд преимуществ, среди которых, например, использование более дешевой рабочей силы, снижение затрат из-за полного отсутствия (или существенного их снижения) экспортных и импортных таможенных пошлин, развитие территории, создание необходимой, удобной и приближенной к потребителю инфраструктуры и непосредственно производства, а также снижение административных барьеров.

Мировая практика свидетельствует, что создание подобных специальных экономических зон является довольно популярной мерой развития, и рассмотрение зарубежных особенностей стимулирования инновационной деятельности положительно скажется на формировании отечественного опыта.

Стоит отметить, что попытки создания СЭЗ в Кыргызской Республике были предприняты еще в период перестройки, но из-за отсутствия законодательства, должного администрирования и сложного времени для всей экономики страны в целом, это привело к повсеместному уклонению от уплаты налогов, а не к планируемому инновационному развитию.

На сегодняшний день, в Кыргызской Республике в свободных экономических зонах (СЭЗ) устанавливаются особые правовые режимы, предусматривающие льготы в области внешнеэкономической и хозяйственной деятельности.

Так, компаниям, работающим в СЭЗ, предоставляются следующие льготы и преимущества:

частичное освобождение от всех видов налогов, пошлин, выплат и сборов в течение всего периода осуществления деятельности в СЭЗ;

отчисления в размере 0,1-2% с выручки от реализации товаров и услуг в течение года в генеральную дирекцию СЭЗ за предоставление налоговых и иных льгот на территории СЭЗ;

экспорт товаров, произведенных в СЭЗ, импорт товаров в СЭЗ, а также товары, предназначенные для реэкспорта, полностью освобождаются от таможенных пошлин;

экспортные товары, произведенные на территории СЭЗ, освобождаются от квотирования (за исключением экспорта на таможенную территорию Кыргызской Республики, объем которого не должен превышать 30% от общего объема произведенной продукции в СЭЗ, в течение года) и лицензирования;

упрощенный режим въезда и выезда иностранных работников;

упрощенная и ускоренная регистрация хозяйствующего субъекта;

упрощенные таможенные процедуры;

прямой доступ к инфраструктуре, в том числе, телекоммуникациям, водоснабжению, электроснабжению и средствам транспортировки при ведении деятельности на территории СЭЗ.

Но, есть определенные ограничения, так компаниям, зарегистрированным в СЭЗ, запрещается: реализовывать горюче-смазочные материалы, ликероводочные и табачные изделия юридическим и физическим лицам, не являющимся субъектами СЭЗ, на территориях СЭЗ Кыргызской Республики; реализовывать товары, произведенные в СЭЗ, на внутреннем рынке Кыргызской Республики, если добавленная на территории СЭЗ стоимость товаров составляет менее 30% и менее 15% — для бытовой техники и электроники.

Компании, желающие осуществлять свою деятельность в СЭЗ, обязаны пройти регистрацию в СЭЗ. Порядок регистрации хозяйствующих субъектов с иностранными инвестициями устанавливается генеральной дирекцией СЭЗ.

В настоящее время на территории Кыргызской Республики функционируют 7 свободных экономических зон: СЭЗ «Бишкек», СЭЗ «Маймак», СЭЗ «Нарын» и СЭЗ «Каракол» и другие.

В настоящее время на территории Кыргызской Республики функционируют 7 свободных экономических зон.

Таблица 1

Сведения о количестве зарегистрированных хозяйствующих субъектов СЭЗ в налоговых органах Кыргызской Республике

(по состоянию на 01.11.2016 года)

Наименование СЭЗ

Всего зарегистр.

субъектов

Из них недейст-вующих

Предоставляющие очеты

Кол-во работников, согласно по подоходному отчету

Всего

в том числе по нулям

1

г.Бишкек СЭЗ «Бишкек»

281

250

281

31

2 226

2

г.Нарын СЭЗ «Нарын»

4

0

4

3

12

3

Кочкор СЭЗ «Нарын»

2

0

2

2

2

4

г.Каракол СЭЗ «Кара Кол»

19

19

19

0

19

5

г.Балыкчи СЭЗ «Кара Кол»

14

5

9

9

9

6

Кара Буура СЭЗ «Маймак»

26

20

6

20

41

7

Лейлек СЭЗ «Лейлек»

5

0

5

5

5

Всего

351

294

326

70

2 314

Источник: Данные «Управления и контроля по специальным налоговым режимам, регистрации и розыску» Центрального аппарата Государственной Налоговой Службы при Правительстве Кыргызской Республики за 2013-2016гг.

Как мы видим из данных таблицы 1, из зарегистрированных 351 субъектов СЗЗ действующих только — 57, остальные – 294, недействующие.

Наиболее большее количество зарегистрированных субъектов в г.Бишкек

СЭЗ «Бишкек» -281 (действующих — 31), в Кара Буура СЭЗ «Маймак» — 26

(действующих — 6), в г. Каракол СЭЗ «Кара Кол» -19 (действующих — 0), и в г.Балыкчи СЭЗ «Кара Кол» -14 (действующих — 9).

Так, на сегодняшний день, фирма, зарегистрированная в СЭЗ освобождается от всех видов налогов [1]. Единственные платежи — это ежегодный взнос и налог от 1 до 1,5% от объемов реализации в СЭЗ в качестве оплаты за услуги.

Таблица 2

Динамика поступлении налогов и платежей от хозяйствующих

субъектов СЭЗ с 2011 — 2015 годы (тыс.сом)

Наименование СЭЗ

Фактическое поступление налогов

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

1

г.Бишкек СЭЗ «Бишкек»

82 171,5

91 768,8

134 856,7

161 817,7

304 479,2

2

г.Нарын СЭЗ «Нарын»

2 413,3

1 130,4

3 234,8

3 929,6

2 715,7

3

р.Кочкорский СЭЗ «Нарын»

4

г.Каракол СЭЗ «Кара Кол»

3 459,5

4 184,9

3 013,2

3 460,2

3 431,4

5

г.Балыкчи СЭЗ «Кара Кол»

6

р.КараБуура СЭЗ «Маймак»

189,7

551,6

819,3

1 137,4

1 033,5

7

р.Лейлекский СЭЗ «Лейлек»

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Всего

88 234,0

97 635,7

141 924,0

170 344,9

311 659,8

Источник: Данные «Управления и контроля по специальным налоговым режимам, регистрации и розыску» Центрального аппарата Государственной Налоговой Службы при Правительстве Кыргызской Республики за 2013-2016гг.

Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что динамика поступления налогов от хозяйствующих субъектов СЭЗ в целом свидетельствует о динамичном и стабильном росте налоговых поступлений до 2011 года – 88234 тыс.сом до 311659,8 тыс.сом в 2015 году.

Следует отметить, что на протяжении всего анализируемого периода наиболее значительные суммы налогового контракта поступали от СЭЗ «Бишкек», причем поступления за последние два года увеличились почти вдвое. Так, за 2015 год поступило 304479,2 тыс.сом, а в 2014 году поступило 161817,7 тыс.сом.

С момента создания и за период деятельности СЭЗ в КР (с 1996 по 2015 год) создано 3500 новых рабочих мест, зарегистрировано 224 совместных и иностранных предприятия.

В создании этих предприятий участвовали инвесторы из 25 стран мира. По состоянию на 21.01.2016г. количество зарегистрированных субъектов с начала создания СЭЗ «Бишкек» составляет 1196 субъекта.

Необходимо отметить, за годы существования СЭЗ были привлечены инвестиции на сумму более 90 миллионов долларов, то только в 2014 году — более 31 миллиона долларов.

На данный момент в СЭЗ КР благоприятный инвестиционный климат для ведения бизнеса различного рода как для производства, предоставление услуг на местные, внешние рынки так и для торговли. За последние годы Генеральная дирекция СЭЗ накопила не малый опыт работы с межправительственными организациями в сфере налаживаний контактов и привлечения инвестиций с участниками внешнеэкономической деятельностью. СЭЗ оказывает содействие развитию, расширению торгово-экономического сотрудничества, с другими странами предоставляя возможность развернуть на территории СЭЗ разные направления производства, переработку разного вида сырья, химическую и легкую промышленность с учетом соответствия норм международных стандартов и безопасности экологии КР.

Принимаются меры по совершенствованию специальных налоговых режимов для отдельных видов деятельности, которые позволили в значительной степени снизить налоговую нагрузку на малый бизнес и сельскохозяйственных товаропроизводителей. Это в свою очередь, влечет за собой развитие производства, расширение инвестиционной деятельности, увеличение занятости населения, а упрощение налогообложения снижает не только издержки налогоплательщиков на ведение налогового и бухгалтерского учета, но и повышает эффективность налогового администрирования. Указанные меры стимулируют переход субъектов предпринимательской деятельности на специальные налоговые режимы, в том числе из сферы «теневого» бизнеса.

Одним из возможных направлений совершенствования специальных налоговых режимов может стать ограничение зоны их применения, поскольку изначально они вводились в качестве временной меры в тех сферах деятельности, где осуществлялись наличные денежные расчеты, и тем самым был затруднен налоговый учет и контроль. Для того, чтобы налоговыми преференциями пользовался именно малый бизнес, нуждающийся в государственной поддержке, необходимо установить научно обоснованные ограничения относительно сферы применения специальных налоговых режимов. При этом чрезмерно жесткие рамки делают подобные режимы непривлекательными для налогоплательщиков, сдерживают их развитие и заставляют скрывать от налоговых органов значительную часть своей деятельности.

Для развития отечественного бизнеса и создания благоприятного инвестиционного климата можно было бы разработать специальную систему, предусматривающую реальные стимулы для развития бизнеса в стране — «налоги платить выгодно и престижно». Следует упразднить излишние и сложные процедуры уплаты налогов и таможенных платежей. Работа фискальных органов, должна базироваться на принципе – «надо помогать платить налоги, а не выбивать их». В фискальных органах на постоянной основе будет вестись работа по пресечению коррупции путем ужесточения ответственности недобропорядочных служащих.

Для наиболее благоприятного развития свободных экономических зон по стимулированию инновационной деятельности в Кыргызской Республике следует приложить усилия к устранению основных причин незаинтересованности государства и бизнеса в долгосрочных инновационных проектах. В первую очередь для государственного регулирования инновационной деятельности нужно разработать механизмы, предоставляющие государственные гарантии по привлеченным в инновационную сферу кредитам. Также необходимо разработать новые формы кредитования крупных инновационных проектов; создавать и развивать механизмы консолидации финансовых ресурсов государственного и частного секторов экономики для реализации приоритетных научно-технических задач; создавать действенную государственную систему защиты интеллектуальных прав собственности; включить инновационные задачи в основные программы экономического и социального развития на федеральном и региональном уровнях; разработать государственные программы закупки результатов НИОКР и наукоемкой продукции, выполняемых в инновационных малых предприятиях. Создание действенной национальной инфраструктуры поддержки инновационной деятельности необходимо для дальнейшего научно-технического и экономического развития страны.

Библиографический список

1. Налоговый кодекс КР от 17.10.2008г.
2. Данные «Управления и контроля по специальным налоговым режимам, регистрации и розыску» Центрального аппарата Государственной Налоговой Службы при Правительстве Кыргызской Республики за 2013-2016гг.
3. Рысалиева М.Ш. Налоги и налогообложение. Учебник. Бишкек, 2010г.
4. Стратегия развития Государственной налоговой службы при Правительстве Кыргызской Республики на 2015-2017 годы
5. «Концепция фискальной политики Кыргызской Республики на 2015-2020 годы и План мероприятий по реализации Концепции фискальной политики Кыргызской Республики на 2015-2020 годы от 7 июля 2015 года № 455
6. www.ar-namys.org/party/programm
7. www.gloffs.com/Kyrgyz_offshore.htm
8. Он-лайн журнал «Открытый Кыргызстан». – www.open.kg