Abstract: The article deals with the problem of evaluating the effectiveness of the company in modern conditions of instability. The author summarizes the data of many information and scientific sources and forms the concept of "efficiency", as well as develops a methodology for evaluating the effectiveness of the company's activities, taking into account the peculiarities of functioning in the housing and communal services market. All the company's performance indicators are structured into main groups and the key performance indicators of the company – KPI-are highlighted.
Keywords: efficiency, effective management, professional management, methods and performance indicators, financial results, KPI-the main performance indicator.
Проблема эффективности деятельности фирмы в условиях нестабильности является актуальной. На основании проведенного исследования разных литературных источников: монографий, учебников справочников и словарей, составленных разными специалистами в области экономики и финансов, оказалось, что авторы по-разному трактуют и дают различные описания понятия «эффективность». Но, всё же, в своём большинстве, они схожи во мнении, что под данным понятием стоит подразумевать «зависимость конечного результата финансово-хозяйственной деятельности субъекта исследования и затрат, для его достижения». При этом огромное количество способов определения этого результата и ценности подходов к управлению затратами ведет к разным определениям.
Успешная деятельность фирмы на рынке жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) не возможна без рационального анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности и грамотного управления эффективностью финансово-хозяйственной деятельности.
Существуют различные методологические подходы к проблеме определения эффективности услуг и жилищно-коммунального хозяйства в частности. Отдельные учёные-практики считают, что принцип повышения эффективности сферы услуг заключается в рациональном использовании имеющихся ресурсов и необходимости обеспечения наиболее полного удовлетворения населения высоким качеством услуг и культуры обслуживания. Данное утверждение оправдано общепринятым мнением о том, что эффективность ЖКУ характеризуется соотношением между результатами и расходами на различные ресурсы.
Эффективность ЖКУ формируется достижением в общественных интересах максимального результата с минимальными вложениями средств и рабочей силы. Но к оценке системы ЖКХ нельзя относить только рост предоставляемых услуг и снижение затрат. При определении эффективности важную роль играют социальные последствия.
Во-первых, даже оптимизация использования ресурсов еще не означает увеличение эффективности производства, если оно сопровождается ухудшением условий труда.
Во-вторых, увеличение числа оказываемых муниципальных услуг в результате более эффективного использования ресурсов должно быть согласовано с существующими потребностями.
Таким образом, социально значимые результаты жилищно-коммунальных услуг включают в себя удовлетворение всех потребностей общества – физических, духовных, экологических.
Методика оценки эффективности системы ЖКХ является оптимальной, если соблюдается достижение следующих показателей:
- нахождение фирмы в конкурентной среде;
- решение проблем, ведущих к финансовым потерям и банкротству;
- формирование стратегии позиции лидера;
- увеличение стоимости (уставного капитала) предприятия;
- рост финансового потенциала предприятия;
- наращивание объёмов производства и реализации на услуг;
- достижение высоких финансовых результатов;
- минимизация расходов;
- обеспечение рентабельной деятельности и т.д.
Цель и вытекающие из неё задачи, фирмы на рынке ЖКУ устанавливают самостоятельно. Это полностью зависит от их отраслевой принадлежности, положения ее на рынке, жизненный цикл фирмы и производимой продукции (товаров, услуг либо работ) и т.д. Все, без исключения, цели должны быть направлены на эффективное формирование финансового потенциала фирмы и эффективность оказываемых услуг.
Большинство экономистов акцентирует внимание на таких аспектах анализа эффективности, как:
- динамика изменения затрат напредоставление услуг;
- финансирование жилищно-коммунального хозяйства;
- изменение дебиторской икредиторской задолженности, а также потери жилищно-коммунального хозяйства на текущий год (абсолютные и относительные значения);
- анализ тарифов ицен на коммунальные услуги;
- доля прикреплённого населения (оплата жилищно-коммунальных услуг);
- уровень износа инженерных систем;
- анализ объема ремонта иреконструкции жилья по отношению к предыдущему году и т.д.
Таблица 1
Показатели оценки эффективности услуг фирмы на рынке ЖКУ
Наименование параметра | |
Вид коммунальной услуги | |
Единица измерения | |
Общий объем потребления (выручка) | |
Оплачено потребителями | |
Задолженность потребителей | |
Количество поступивших претензий | |
Количество удовлетворенных претензий | |
Количество претензий, в удовлетворении которых отказано | |
Сумма произведенного перерасчета | |
Сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг | |
Доля расходов в доходах фирмы | |
Динамика валового дохода и себестоимости, | |
Валовой доход в % к выручке, на 1 руб. выручки, рентабельность валового дохода | |
Затратоотдача и затратоемкость | |
По уровню себестоимости определяется сумма их относительной экономии (перерасхода), Факторный анализ валового дохода – определение влияния изменения уровня и структуры выручки на доход предприятия. |
Определённая логика исследования проблемы оценки эффективности деятельности фирмы на рынке ЖКХ, позволяет объединить показатели эффективности деятельности в четыре основных группы:
1) показатели эффективности хозяйственной деятельности. Для того чтобы определить их, необходимо вычислить значение выручки или прибыли, а также объём затраченных ресурсов, затем вычислить их соотношение;
2) показатели инвестиционной деятельности фирмы;
3) показатели эффективности ресурсов – трудовых, основных, оборотных, материальных и т.д.;
4) финансовые показатели.
По первой группе предлагается оценивать показатели, предложенные в таблице 1.
Для оценки инвестиционной деятельности компании предлагается использовать показатели финансовой оценки, показывающей насколько быстро вложенные в проект деньги, вернутся к инвестору.
В третьей группе необходимо оценить показатели, представленные в таблице 2.
Таблица 2
Показатели оценки эффективности основных ресурсов фирмы на рынке ЖКУ
Материальные ресурсы | Изменение материальных ресурсов предприятия в динамике Баланс материальных запасов и их влияние на выручку предприятия |
Трудовые ресурсы | Среднесписочная численность работников, чел. |
Численность принятых работников, чел. | |
Численность уволенных работников, чел. | |
Среднесписочная численность работников со стажем более 5 лет, чел. | |
Оборот кадров, чел. | |
Коэффициенты движения персонала | |
Анализ использования рабочего времени | |
Производительность труда и трудоемкость | |
Основные средства | Фондоотдача, в том числе фондоотдача активных основных средств |
Фондоемкость | |
Фондовооруженность и техническая вооруженность | |
Износ оборудования |
В четвертой группе показателей предлагается оценивать финансовые результаты эффективности деятельности фирмы на рынке ЖКУ, которые необходимо разделить на несколько групп показателей: показатели рентабельности; показатели структуры капитала; показатели того, насколько рационально компания использует оборотные активы и капитальные вложения.
Наиболее важной из представленных, для сферы ЖКУ, является категория, описывающая показатели рентабельности. Среди показателей для предприятий сферы ЖКУ можно выделить следующие: рентабельность активов – коэффициент показывает отдачу, полученную в результате использования всех имеющихся активов. С помощью показателя можно определить, способна ли фирма генерировать доход без учета структуры капитала. В итоге получаем чистую прибыль на каждый рубль, вложенный в активы фирмы. Чистую прибыль за нужный период можно взять в отчете о финансовых результатах, рассчитать активы – по строкам баланса. При необходимости, в числитель можно вставлять и другие показатели прибыли – EBIT, EBITDA, OIBDA.
Рентабельность продаж ЖКУ, с помощью данного показателя можно определить, какая доля выручки фирмы приходится на прибыль. В расчете может использоваться несколько показателей прибыли, например валовую прибыль или прибыль от продаж и т.д. Валовую прибыль можно рассчитать по данным отчета о финансовых результатах: это разница между полученной выручкой и себестоимостью продукции или продаж.
Операционную рентабельность можно рассчитать по формуле: EBIT в отношении к выручки EBIT – прибыль до вычета процентов и налогов. Показатель рассчитывается с помощью отчета о финансовых результатах – к стр. 2300 (Прибыль (убыток) до налогообложения) прибавляется строка 2330 (Проценты к уплате), можно также рассчитать рентабельность продаж по чистой прибыли.
Рентабельность собственного капитала показывает отношение чистой прибыли к собственному капиталу. Данный показатель пользуется особым вниманием инвесторов, которые в современных условиях особо важны для сферы ЖКУ: с его помощью определяется эффективность использования вложенного капитала. В отличие от рентабельности активов, рентабельность капитала показывает эффективность использования не всех активов, которыми может распоряжаться предприятие, оказывающее ЖКУ, а лишь части активов, которая принадлежит непосредственно собственникам компании. Если необходимо получить результат в виде процентов, данный коэффициент умножается на 100. Чистую прибыль можно взять в отчете о финансовых результатах, данные о собственном капитале содержался в балансе предприятия. Если необходимы более точные цифры, можно рассчитать среднее арифметическое значение собственного капитала за период, за который взята чистая прибыль. Чаще всего расчеты делаются за календарный год, чтобы рассчитать среднее арифметическое значение, к капиталу на начало года (или иного периода) прибавляется капитал на конец периода, и полученное значение делится на два.
Коэффициент оборачиваемости активов – показатель, с помощью которого можно оценить, насколько эффективно используются активы фирмы, значение коэффициента говорит, какая выручка была получена в течение анализируемого периода на каждый рубль активов. Для расчета точного значения требуется доступ к внутренней документации. Среднегодовая сумма активов – это сумма активов на конец каждого рабочего дня, разделенная на число этих рабочих дней. Если есть доступ к ежемесячным данным, среднегодовая сумма активов рассчитывается как сумма активов на конец каждого месяца, разделенная на количество месяцев. Проще всего, если есть доступ лишь к ежегодным отчетам: к объему активов на начало года прибавляется объем активов на конец года, после чего полученное значение делится пополам. Однако точность расчетов при этом будет очень приблизительна.
Все представленные выше показатели (в том числе таблицы 1-2) обобщенно формируют методику KPI. KPI – это набор целевых параметров, с помощью которых можно оценить результативность предприятия, отдела и даже отдельного работника, который состоит в штате. Показатели KPI, рассчитанные для предприятий ЖКУ, отличаются от таких же показателей, которые рассчитываются для производственных предприятий.
Так, KPI в фирмах, оказывающих услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства, рассчитываются на основе таких характеристик, как: выручка от реализации; прибыль от продаж; себестоимость работ и услуг (в необходимости можно изучить структурно); размер оборотного капитала, стоимость резервов и т.д. В производственных компаниях (производящих продукцию) действуют другие принципы и другие характеристики.
При внедрении системы ключевых показателей эффективности на фирме ЖКУ необходимо тщательно следить за соблюдением очередности этапов интеграции. Это позволит избежать неприятных последствий. Этапы с учетом специфики деятельности предприятий ЖКУ нужно выстраиваться так:
1) разработка политики по достижению целей. Прописываются шаги, которые необходимо сделать, формируются некие стратегические блоки, каждый из которых включает отдельные задачи для отделов фирмы. Важно согласовать задачи между подразделениями;
2) определение причин успеха – нужно выделить основные производственные и общехозяйственные параметры, которые позволят добиться достижения поставленных целей;
3) поиск приоритетных показателей – необходимо отделить основные показатели от второстепенных (Применить эффективную систему оценки предложенную выше). Это позволит увидеть ситуацию на предприятии в целом, и оценить эффективность работы;
Обобщая сказанное выше, можно подвести итог: проблема эффективности деятельности фирмы ЖКУ в современных условиях нестабильности стоит остро. Существуют разные методики, с большим количеством показателей. Все показатели эффективности деятельности фирмы ЖКУ предлагаем структурировать в четыре основных группы. Также для контроля за работой фирмы активно используются ключевые показатели эффективности фирмы – KPI, это набор целевых параметров, с помощью которых можно оценить результативность предприятия ЖКУ.
Библиографический список
1. Агафонова, В. А. Экономическая эффективность деятельности предприятия / В. А. Агафонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). — С. 233-236. — URL: https://moluch.ru/archive/304/68231/ (дата обращения: 26.05.2021).2. Борушевская О. О. Эффективность предприятия: взгляд сквозь поколения // Молодой ученый. – 2018. – №30. – С. 21-23. – Режим доступа - URL: https://moluch.ru/archive/216/52218/ (дата обращения: 14.05.2021).
3. Вишневская Н.Г., Сергеев С.С., Автоматизированные системы управления как фактор повышения эффективности деятельности фирмы. Путеводитель предпринимателя. - 2018. - № 40. - С. 79-88.
4. Гребенников, А.А. Определяем экономическую эффективность предприятия за год // Планово-экономический отдел – № 12 – 2020.
5. Губин В.А., Хандамова Э.Ф., Щепакин М.Б. Механизмы антикризисного управления предприятием в условиях перманентной нестабильности // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – Том 11. – № 5. – С. 1195-1210.
6. Дебердиева Н.П., Воронин А.В. Идентификация рисков промышленных предприятий в концепции риск-менеджмента // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 5. – С. 1425-1438.
7. Кучеренко В. Сущность понятия экономической эффективности предприятия // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – №3. – Режим доступа - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnostponyatiya-ekonomicheskoy-effektivnosti-predpriyatiya (дата обращения: 15.05.2021).
8. Менеджмент. Эффективность управления / К. О. Староверова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 269 с.
9. Перевозина В.С. Анализ инвестиционной активности предприятия: теоретические аспекты // Студенческий форум 2021. – № 2(138). – С.19-23.
10. Экономика и управление: актуальные проблемы и поиск путей решения [Электронный ресурс] : материалы Региональной научно- практической конференции молодых ученых и студентов (г. Пермь, ПГНИУ, 15 мая 2020 г.) / Пермский государственный национальный исследовательский университет. – Электронные данные. – Пермь, 2020. – 8,90 Мб ; 316 с. – Режим доступа: http://www.psu.ru/files/docs/ science/books/sborniki/ekonomika-i-upravlenie-aktualnye-problemy-i-poiskputej-resheniya (дата обращения: 15.05.2021).