Abstract: The article examines some of the trends characteristic of modern market relations. The role of digitalization processes, innovation and other global changes that affect the labor market and significantly transform modern companies and organizations is emphasized. The role of managers at all levels in ensuring the competitiveness of the company and the effectiveness of human resource management processes in the new reality is noted. In the context of the problem under consideration, the ability of a leader to be a leader in his team, in his company is of particular importance. The article examines some aspects of leadership and its potential in improving the efficiency of modern companies.
Keywords: leadership, leaders, efficiency, digitalization, change, human resources, management.
В современных условиях ускоренного инновационного и научно-технологического развития происходят фундаментальные изменения рынка труда. Автоматизация многих рабочих процессов, внедрение систем искусственного интеллекта, роботизация существенно преобразовывают компании и организации. Нарастающие темпы этих изменений обуславливают жесткую конкурентность на современной рыночной арене, повышение требований к качеству человеческих ресурсов, необходимость изменения подходов к управлению персоналом.
В условиях глобальных трансформаций, инноваций, новых бизнес-моделей любая компания заинтересована в привлечении и удержании высококачественных человеческих ресурсов, в привлечении клиентов и партнеров с перспективой долгосрочных и эффективных деловых взаимоотношений. При этом ускоренно возрастают требования к специалистам нового времени, которые должны адаптироваться к рыночным изменениям и подстраиваться под них.
По мнению отечественных исследователей, для современно рынка труда свойственны такие процессы, как:
- «падение спроса в низкоквалифицированной рабочей силе;
- появление особого «страта» сверхкомпетентных работников, обеспечивающих надлежащее функционирование сложной и дорогостоящей техники; уменьшение количества лиц, занятых на производстве, и расширение персонала, чьи трудовые обязанности связаны с конструированием, проектированием, обслуживанием, продвижением;
- поощрение работников, умеющих обращаться с новейшими устройствами и приборами и владеющих иностранным языком (как правило, английским) в рамках полученной профессии;
- активный поиск руководителей, способных выстраивать коллективную деятельность, использовать человеческие и неодушевленные (материальные, хронологические и т.д.) ресурсы с максимально возможным результатом;
- динамичное изменение спроса на навыки, компетенции и личностно-профессиональный опыт» [1, c. 286].
Особую роль в организации и управлении бизнес-процессами компании в условиях цифровой трансформации играют руководители всех уровней. Именно на них возлагается ключевая ответственность за обеспечение конкурентоспособности компании, оптимизацию внутренних организационных процессов, постоянное повышение их эффективности с учетом происходящих социально-экономических изменений. При этом особое значение отводится способности руководителя успешно взаимодействовать с коллективом, работать в команде, поскольку грамотное управление человеческими ресурсами является важнейшим фактором повышения конкурентоспособности компаний в эпоху цифровизации.
В отечественных научно-исследовательских работах подчеркивается, что «сегодня модель бизнеса складывается в тесном переплетении информационных технологий и человеческих ресурсов. В основе осуществления бизнес – целей лежит индивидуальность каждого сотрудника и его сопричастность к компании. Каждый потенциал работника направлен на изменения и при этом на устойчивую приверженность принципам и ценностям компании» [2, c. 75].
Вне сомнений, эффективное руководство признано ключом к успеху любой компании. Умение руководителя формировать команды и управлять ими, умение организовывать слаженную работу своих сотрудников с учетом их индивидуальных качеств и способностей позволяет с наибольшей результативностью достигать поставленные компанией цели и задачи.
В контексте рассматриваемой проблемы особое значение приобретает способность руководителя быть лидером в своем коллективе, в своей компании (в зависимости от уровня руководства – низового, среднего или высшего звена). Лидеры, занимающие управленческие должности, обладают ценным потенциалом воодушевлять своих последователей к творческой деятельности; мобилизовать их ресурсы, устремляя к общим, но значимым для каждого сотрудника целям; повышать производительность труда.
Лидерство – одно из самых сложных и многогранных явлений, которое широко изучалось в области зарубежных социально-психологических и экономических наук на протяжении всего ХХ столетия. В сегодняшнем быстроизменяющемся мире лидерство приобретает особое значение, в том числе в работе с молодыми поколениями. Анализ научной литературы показал, что «некоторые руководители убеждены в том, что прежние методы мотивации не работают при руководстве молодыми специалистами, и лидерство играет в этом особую роль. Воодушевленный глава компании способен зарядить всю команду энергией. Яркими примерами являются Марк Цукерберг из Facebook и Стив Джобс из Apple. Они не просто управляют сотрудниками компании. Они дают каждому почувствовать свою значимость и роль в изменениях, которые будут происходить в их компаниях» [3, c. 241].
По мнению зарубежных исследователей, лидерство и менеджмент обладают важными сходствами, поскольку и в первом, и во втором случае происходит взаимодействие с людьми и влияние на них для достижения определенных целей. В некотором роде это две отдельные, но дополняющие друг друга системы действий. Для устойчивого успеха компания нуждается как в менеджменте (планирование, организация, координация, контроль с учетом жестких временных сроков), так и в лидерстве, которое более открыто в своих идеях, обладает большей гибкостью, характеризуется вовлеченностью в командную работу, стремиться к долгосрочным целям и глобальным изменениям [4].
Большинство современных компаний испытывают определенные трудности от избытка менеджмента и нехватки лидерства и, соответственно, нуждаются в развитии способности к лидерству у руководителей всех уровней. Выдающиеся лидерские качества приносят изменения за счет поддержки сотрудников, инициативности в решении проблем и настойчивости в решении проблем [5].
В современных условиях интенсивных изменений популярность приобретают трансформационные теории лидерства. В теории трансформационного лидерства лидеры поощряют, вдохновляют и мотивируют своих последователей [6]. Данная теория используется, когда компания нуждается в обновлении, претерпевает значительные изменения или нуждается в поиске нового направления своего развития, что особенно актуально в условиях быстроразвивающейся технологической отрасли, где важно проявлять гибкость и инновационность для обеспечения постоянной конкурентоспособности компании. Яркими примерами трансформирующих лидеров современного мира являются Стив Джобс и Билл Гейтс [7].
Сегодня существует многообразие моделей лидерства и вариантов лидерского поведения, однако необходимо подчеркнуть, что эффективных лидеров разных уровней управления объединяет высокий уровень развития эмоционального интеллекта. Руководитель, который проявляет высокие интеллектуальные способности, генерирует идеи, владеет профессиональной компетентностью, но не обладает развитым эмоциональным интеллектом, не будет способен оптимально использовать весь потенциал лидерства.
Составляющие эмоционального интеллекта лидера, по мнению американского исследователя Дэниела Гоулмана, можно представить следующим образом:
- самосознание – способность принимать свои сильные и слабые стороны, ценности, мотивы;
- самоконтроль – способность контролировать или направлять в плодотворное русло разрушительные импульсы и эмоции;
- мотивация – желание работать ради самого процесса;
- эмпатия – способность понимать эмоциональные состояния других людей;
- социальные навыки – умение налаживать и управлять отношениями с другими людьми [8, с. 9].
Зарубежные исследования показали, что, когда высшее руководство компании обладает развитым эмоциональным интеллектом и использует пять вышеобозначенных навыков, ежегодные показатели прибыли всех подразделений на 20 % превышают запланированные [8].
Итак, ускорение темпов научно-технологических изменений, цифровая трансформация, внедрение инноваций в социально-экономическую сферу, усиление конкуренции на рыночной арене и многие другие факторы предопределяют существенные изменения в современном деловом мире. Это стимулирует компании искать эффективные методы управления внутренними процессами организации и человеческими ресурсами, которые помогут сохранить и приумножить конкурентоспособность. Лидерство становится важным инструментом повышения производительности труда и определяющим фактором успеха современных компаний в новых социально-экономических условиях.
Библиографический список
1. Сергеева М.Г. Подготовка конкурентоспособного специалиста в условиях цифровизации образования // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 66-2. – С. 286-290.2. Сураева М.О., Кучерявенко Д.М. Тенденция развития корпоративного управления на предприятиях в условиях инновационной трансформации // Научный результат. Экономические исследования. – 2020. – Т. 6. – № 4. – С. 71-79.
3. Казначеева С.Н., Челнокова Е.А. К вопросу о формировании лидерства // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2019. – № 2 (36). – С. 39-245.
4. Northouse P.G. Leadership theory and practice (7th ed.). Thousand Oaks, CA: SAGE. – 2016. – 494 p.
5. Aarons G.A., Green A.E., Trott E., Willging C.E., Torres E.M., Ehrhart M.G., Roesch S.C. The roles of system and organizational leadership in system-wide evidence-based intervention sustainment: A mixed-method study // Administration and Policy in Mental Health. – 2016. – № 43(6). – P. 991-1008.
6. Flynn SI. Transformational and Transactional leadership // Great Neck Publishing. – 2019. – 6 p.
7. Benmira S, Agboola M. Evolution of leadership theory // BMJ Leader. – 2021. – P. 3-5.
8. Лидерство / Пер. с англ. – 3-е изд. – М. : Альпина Паблишер, 2021. – 224 С.