Индекс УДК 338.45
Дата публикации: 31.10.2018

Промышленность Забайкальского края; проблемы и перспективы развития

Industry Trans-Baikal Territory; problems and prospects of development.

Ооржак В.О.
кандидат экономических наук? Старший научный сотрудник лаборатории региональной экономики, Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов сибирского отделения РАН.
Oorzhak V.O.
Candidate of Economics, Senior Researcher, Tuvinian Institute for the Exploration of Natural Resources of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences
Аннотация: В статье изложены результаты исследованы состояние и возможности развития промышленности приграничного региона. В этих целях решались задачи исследования современного состояния социально-экономического развития региона, в основном ее промышленности, факторов, отрицательно или положительно повлиявших на динамику роста объемов промышленного производства, и научного обоснования приоритетных направлений обеспечения развития промышленности на данной территории.
Определены основные проблемы и перспективы развития промышленности приграничного региона Южной Сибири – Забайкальского края. Сделан вывод о необходимости поиска путей (способов) формирования новых инструментов регулирования развития промышленности в приграничном регионе Южной Сибири – Забайкальского края



Abstract: The article presents the results of the investigated state and possibilities of development of industry in the border region. To this end, the tasks of researching the current state of the socio-economic development of the region, mainly its industry, factors negatively or positively influencing the dynamics of growth in industrial production, and the scientific substantiation of the priority areas for ensuring the development of industry in this territory were solved.
The main problems and prospects for the development of industry in the border region of South Siberia - Trans-Baikal Territory are identified. The conclusion is made about the need to find ways (ways) to form new tools for regulating the development of industry in the border region of South Siberia - Zabaikalsky Krai
Ключевые слова: Забайкальский край; промышленность; основные социально-экономические показатели; приграничный регион; перспективы развития

Keywords: Transbaikal region; industry; main socio-economic indicators; border region; development prospects


Интересы России в создании современной, инновационной экономики, интегрированной в Евразийское экономическое пространство, определяют особую роль регионов Сибири. Сибирь имеет большое значение для развития российской экономики из-за ее географического положения и наличия огромного ресурса значительных производственных, научных, инженерных, образовательных и человеческих ресурсов [1]. В настоящее время научный интерес к проблемам Сибири на ее национальных границах и приграничных территориях растет. По нашему мнению, это связано с глобализацией экономики, развитием межрегионального и межправительственного сотрудничества, драматическими изменениями на политической карте мира и тенденциями к углублению демократии в социальном развитии.

Экономические исследования показывают, что в последнее время наблюдается тенденция к утечке населения из Сибири, особенно из южных приграничных регионов, и относительное замедление экономического развития [2]. И, по мнению автора, это имеет негативные последствия для укрепления южносибирской экономики, в частности приграничных районов страны, включая Забайкальскую территорию, и развития интеграционных процессов в азиатском экономическом пространстве.

В этом контексте очевидна актуальность исследований по текущему состоянию отрасли в приграничных регионах юга Сибири (далее — ПРЮС), таких как Забайкальский край, его проблемы и перспективы развития.

Семь из двенадцати субъектов Российской Федерации, принадлежащих к Сибирскому федеральному округу, являются приграничными регионами Южной Сибири (ПРЮС), которые ограничивают страны азиатского экономического пространства.

Анализ основных социально-экономических показателей развития ДССБ показывает, что эти регионы обычно значительно удалены от ведущих социально-экономических показателей по некоторым ключевым показателям даже в регионах Сибирского федерального округа («СФО»), хотя одни и те же показатели В целом, он также ниже, чем в некоторых других, включая пограничные районы. Например; такие важные показатели для населения как среды

Денежный доход на душу населения (в месяц) в приграничных регионах; Республике Тыва и Алтай, составляют 14082,9рублей, и17133,6 рублей соответственно, а в Красноярском крае 24806,2рублей., (176,1% по сравнению с Тувой), в Томской области — 21548,7рублей.(125,8% по сравнению с Республикой Алтай). По СФО в целом этот показатель равен 21490,4 рублей, что составляет 77.4% от среднероссийского уровня, 61,5% от уровня Центрального федерального округа, и 67,2% от уровня Дальневосточного

федерального округа, см. таблица №1. Далее, для удобства, в аналитических таблицах, названия и показатели субъектов ПРЮС будут выделены курсивом и подчеркнуты.

Таблица 1

ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ в 2014 г.[1] (в фактически действовавших ценах; миллионов рублей)

Площадь
территории1),
тыс. км2
Числ-ть
населения
на 1 января
2015 г.,
тыс. чел.
Средне-
годовая числ-ть
занятых
в экономике,
тыс. чел/
Средне-
душевые денежные доходы
(в месяц), руб.
Потреби-
тельские расходы
в среднем
на душу населения
(в месяц), руб.
Средне-
месячная
номиналь-
ная начис-
ленная
заработная плата работников организаций
руб.
Валовой
региональ-
ный
продукт
в 2013 г. ,
млн. руб.
Основные
фонды в экономике
(по полной учетной стоимости; на конец года)2),
млн. руб.
Объем  работ
и услуг
по видам
деятельности,
млн. руб
добыча
полезных
иск.
обрабат.
произ-ва
Российская Федерация17125,2146267,367813,327765,720920,23249554013599,21463593611028706930117668
Центральный
федеральный округ
650,238951,519008,334970,226937,43994518975900,146910283149789610221000
Белгородская область27,11547,9699,125371,618034,823895569414,1115240184223470245
Воронежская область52,22331,11055,325505,319327,924001606667,712335245246310682
Сибирский
федеральный округ
5145,019312,29010,121490,415644,7283475535449,51321242413116763128069
Республика
Алтай
92,9213,789,217133,610034,42259833089,9998696283277
Республика Бурятия351,3978,5414,422325,815940,427739177692,06246791649170297
Республика
Тыва
168,6313,8101,014082,96648,92750741749,2729274569612
Республика Хакасия61,6535,8226,618384,713397,629085143534,23780813176071930
Алтайский
край
168,02384,81063,818433,513687,219456410824,69070993637209857
Забайкальский край431,91087,5482,020520,014095,229319229782,07900984810820074
Красноярский
край
2366,82858,81422,724806,219133,9341781256674,52537118318766777413
Иркутская
область
774,82414,91130,720223,913535,131408796587,02029855259575367518
Кемеровская область95,72725,01278,220193,213837,526809668311,92106247457400446772
Новосибирская область177,82746,81365,623110,219187,327214821415,4165648222953328960
Омская область141,11978,2944,524060,217408,626205553242,79618513855696947
Томская область314,41074,4491,621548,713928,632042402546,11048118143934134411
Дальнев.
федер.
округ
6169,36211,03267,531974,121563,4408762808367,891821821394349515247
Республика Саха (Якутия)3083,5956,9482,134205,321877,651111569131,6152053040711533666
Приморский край164,71933,3973,928339,619676,632431575615,4248107211016206804

 

Вопросы промышленного развития в регионе обычно занимают значительное место в программах и стратегиях как в самих регионах [3-6], так и в общей стратегии развития Сибири … Например, в «Стратегии социально-экономического Развитие Сибири к 2020 году »(далее Стратегия), которая определяет основные направления, механизмы и инструменты для достижения стратегических целей развития Сибири на период до 2020 года, термин« Сибирь »охватывает территории 12 государств Российская Федерация (далее именуемая «Сибирь») ЮФО) … ..

Приоритеты в реализации положений вышеуказанной стратегии включают:

— обеспечение развития производства сырья для его стабилизации на российских и зарубежных региональных ресурсных рынках;

— Повышение энергоэффективности экономики Сибири.

— Оптимизация системы расчетов в регионах Крайнего Севера и эквивалентных мест для сокращения нерациональных расходов домашних хозяйств всех уровней, компаний и организаций … …

Реализация положений этой стратегии предусматривает достижение следующих основных целей:

— снижение негативных последствий неблагоприятных климатических условий и экономико-географическое положение для социально-экономического развития Сибири, в том числе путем развития транспортной инфраструктуры и создания оптимальной системы расчетов;

— повышение инвестиционной привлекательности регионов Сибири;

— обеспечение устойчивого развития «сырьевых» регионов;

— усиление роли «несырьевого» сектора в экономике Сибири, развитие производства высокотехнологичной продукции;

— повышение уровня жизни населения сибирских регионов;

— Обеспечение геополитических и экономических интересов России.

На наш взгляд, включение проблем и перспектив промышленного развития в эти пограничные районы, включая Забайкальский край, в Сибирскую стратегию развития, должно быть улучшено и дополнено. Наконец, целью Сибирской стратегии развития является установление долгосрочных руководящих принципов экономического развития, принципов государственной экономической политики в отношении Сибири, которые позволят реализовать стратегические интересы России и средства для достижения этих целей.

Одним из необходимых условий для достижения поставленных стратегических целей развития Сибири, включая сохранение геополитических и экономических интересов России, является, на наш взгляд, усиление социально-экономического развития приграничных регионов, а не только оптимизация системы расчетов. И поскольку одним из основных факторов перспектив развития Сибири и ее место в российской экономике является огромный ресурсный потенциал этого региона, прежде всего: — месторождения полезных ископаемых, которые могут стать основой для динамичного развития конкурентоспособной отрасли, исследуя проблемы и перспективы промышленного развития в южных приграничных регионах должна быть необходимость не только для самих регионов, но и для Сибири в целом. В то же время особенности каждого пограничного региона и текущее состояние их отрасли должны учитываться на основе результатов исследований, проведенных в таких характерных областях приграничного региона Южной Сибири – как Забайкальский край:

Забайкальский край имеет государственную границу с Монголией и Китаем, на территории России соседствует с Амурской и Иркутской областями, а также с Бурятией и Якутией. Протяженность государственной границы с КНР составляет 1064 км, границы с Монголией — 863 км.

Территория Забайкальского края составляет 431,9 тыс. км2, или 2,5 % от территории Российской Федерации (12-ое место).  Плотность населения — 2,6 человека на 1 кв.км (по России – 8,4 человека).

Численность населения Забайкальского края на 01 января 2013 года составила 1095,2 тыс. человек (0,8 %  общей численности населения Российской Федерации). Административный центр – город Чита с населением 327,4 тыс.человек, расстояние до  г.Москвы — 6074 км.

Забайкальский край характеризуется выгодным географическим положением и привлекателен своим ресурсным потенциалом (минерально-сырьевым, водным, лесным и земельным).

Крупнейшие виды деятельности. Добыча полезных ископаемых Строительство обрабатывающих производств. Транспорт и связь, оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей, мотоциклов, товаров для дома и товаров народного потребления и т. Д.

На территории региона находятся стратегически важные железные дороги и автомагистрали.

Все это способствует эффективному развитию промышленности и экономики во всем регионе, а также межрегиональным и внешним экономическим, торговым и культурным связям.

Забайкальский край имеет выгодные конкурентные преимущества, которые позволяют ему участвовать в процессе территориальной конкуренции.

Среди субъектов Российской Федерации экономика Забайкальского края занимает 51-е место

Минерально-сырьевой потенциал является основным конкурентным преимуществом региона, которое определяет его специализацию в реализации крупных инфраструктурных и ресурсных проектов.

Поэтому основными видами промышленности являются добыча полезных ископаемых; Производство и распределение электроэнергии, газа и воды; В обрабатывающие производства входят цветная металлургия, машины и оборудование, а также производство продуктов питания. Их общая доля в общем объеме промышленного производства в регионе составляет более 90 процентов.

Транспортная система Забайкалья является одним из основных транспортных узлов как Сибирского федерального округа, так и Российской Федерации. Через регион проходят Транссибирская и Байкало-Амурская железные дороги, дороги Чур-Хабаровск и Чита-Забайкальск-Амур.

Особое место в развитии этих областей в региональной экономике играет район Китая — страна с одной из крупнейших и быстрорастущих экономик мира. Месторасположение вблизи динамично развивающихся провинций Китая, наличие достаточной энергетической и транспортной инфраструктуры, источников сырья и открытых земель в провинции — факторы, которые определяют привлекательность инвестиций для иностранных и российских инвесторов.

На территории региона находится крупнейший российско-китайский контрольно-пропускной пункт Забайкальск, который обслуживает большую часть грузовых перевозок с Китаем.

Хорошие перспективы имеют агропромышленный комплекс.

Одной из ведущих отраслей Забайкальского края является тяжелая техника, компании в этой отрасли производят подвесное оборудование для строительных работ и других механизмов, ремонтируют тепловозы. В Забайкалье началось производство режущих станков и другого металлообрабатывающего оборудования и произведено магнитотехническое оборудование.

На территории региона в настоящее время разрабатываются и используются активные урановые месторождения, обогащаются лигнит, каменный уголь, драгоценные металлы и алмазы. В крупных городах есть компании в пищевой и легкой промышленности, производятся строительные материалы.Промышленность Забайкальского края представлена следующими наиболее значимыми предприятиями:

г. Чита

Фабрика мягкой мебели Ант

Читинский станкостроительный завод

Читинская швейная фабрика

810 Авиационный ремонтный завод

г. Жипхеген

Жипхегенский щебеночный завод

Жирекен

Жирекенский горно-обогатительный комбинат

Атамановское

103 Бронетанковый ремонтный завод

Новоорловск

Новоорловский горно-обогатительный комбинат

Темпы роста объема товаров, перевозимых собственным производством, выполненной работы и самостоятельных услуг по видам экономической деятельности в 2013 году, составляют более 146,83% по сравнению с 2010 годом. В то же время в структуре принадлежит горнодобывающая промышленность 47,76%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды 27,82% и обрабатывающей промышленности 24,42%

Динамика промышленного производства полезных ископаемых в 2013 году для топлив и энергетических полезных ископаемых составила 62,2%, а добыча полезных ископаемых, кроме топлива или энергетических полезных ископаемых, составила 37,8%.

Добыча топлива и энергетических полезных ископаемых увеличилась на 6,5%. Добыча угля увеличилась на 5,6%, а добыча угля значительно возросла – на 11,4% (за счет роста добычи ОАО «Разрез Харанорский», ООО «Читауголь», Разрезом «Уртугуйский» (ОАО «ППГХО»), в связи с увеличением спроса потребителей), добыча каменного угля – на 2,2 % (ООО «Арктические разработки») .

Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических, уменьшПроизводство молибдена (34,3%) и медного концентрата (15,6%) ООО «Жирекенский ферромолибденовый завод» сократилось на 9,1% по сравнению с предыдущим годом. Это было связано с уменьшением цен на молибден. В условиях неблагоприятной ситуации на рынке ферросплавов, что привело к издержкам производства для ОАО «Жирекенский рудник» и «Жирекен ферромолибденового рудника», значительно превышающим потенциальные издержки производства, возникла необходимость приостановить производственную деятельность и последующую консервацию. 1 октября 2013 года эти компании прекратили добычу и переработку руды.

Металлурги, добытые и обогащенные Забайкальским краем, включают медь, вольфрам, молибден, свинец, цинк и руды из драгоценных металлов (золото, серебро). Добыча других полезных ископаемых (гравий, гравий, песок и т. Д.) Снизилась на 1,0% из-за снижения потребительского спроса на этом товарном рынке.

Но есть и положительные моменты в горнодобывающей промышленности, за исключением топлива и энергии, добыча металлической руды увеличилась на 7,5% из-за увеличения добычи золота на 12,7 % ПК «Артель старателей «Даурия», ОАО «Прииск «Усть-Кара»», ООО «Газимур», ООО «ГРЭ-324», ООО «Артель старателей «Бальджа», ООО «ЗК «Урюм»», ООО «Дарасунский рудник»; увеличение объема производства свинцового на 12,3% и цинкового в 1,5 раза концентратов ОАО «Ново-Широконский рудник» .

В настоящее время в Забайкальском регионе предпринимаются меры по созданию благоприятной правовой и правовой среды для промышленного развития. Были подготовлены и приняты следующие акты, в частности для создания и развития промышленных парков:

Закон Забайкальского района от 4 мая 2010 года № 360-ЗЗК «О размере ставки налога для определенных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную налоговую систему, если объект налогообложения является доходом, уменьшенным на сумму расходов»;

Закон Забайкальского края от 27 декабря 2016 года № 1443-ЗЗК «О промышленных (промышленных) парках Забайкалья»;

Постановление Забайкальского территориального правительства от 10 октября 2017 года № 402 «Об утверждении Порядка выбора управляющей компании промышленного парка, созданного на участках в Забайкальском крае Забайкалья или муниципальной собственности»;

Постановление Правительства Забайкальского края от 14 мая 2010 года № 190 «О промышленном парке« Могойтуй »;

Постановление Правительства Забайкальского края от 24 июля 2014 года № 445 «Об учреждении промышленного парка Забайкальского края» Краснокаменского индустриального парка;

Постановление Правительства Забайкальского края от 13 июня 2017 года № 226 «Об утверждении порядка предоставления субсидий из бюджета Забайкальского края юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальных предпринимателей, в промышленных парках (промышленных парках), для возмещения части затрат, понесенных ими для реализации инвестиционного проекта на территории промышленного парка (индустриальный парк) »;

Постановление Правительства Забайкальского края от 13 июня 2017 года № 225 «Об утверждении порядка предоставления субсидий из бюджета Забайкальского края юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), предприятий промышленных парков (Индустриальные парки), часть издержек будет возмещена за создание, разработку или техническое обслуживание промышленного парка

Указ Правительства Забайкальского края от 27 мая 2014 года № 280 «Об утверждении порядка оказания помощи в профессиональной подготовке и получении дополнительного профессионального образования для жителей промышленных парков и управляющих компаний промышленных парков.

Основные проблемы промышленного развития Забайкалья и всей экономики остаются:

Низкая диверсификация отраслевой структуры.

Низкая доля экономики сектора высоких технологий, низкая уязвимость экономики к новым событиям, препятствующие росту инноваций.

Слабое развитие рыночной инфраструктуры, каналов разработки продукции.

Значительная дифференциация муниципалитетов с точки зрения социально-экономического развития и возможностей для экономического роста.

Высокая зависимость регионального бюджета от федеральных трансфертов.

Относительно высокое загрязнение.

Высокие цены на энергоносители.

Нехватка транспортно-логистической сети с ростом грузопотоков увеличивает транспортные расходы.

Экстремальные климатические условия в большинстве районов региона.

Недостаточный брендинг промышленного потенциала (возможностей) региона для российских и иностранных инвесторов.

Стратегия социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года (далее «Стратегия») обеспечивает непрерывность реализации стратегических направлений развития Забайкальского края на период до 2025 года, который регулируется Законом Забайкальский край от 10 декабря 2009 года № 295-ЗЗ (далее — Стратегические подходы к развитию) определяется как Забайкальский край) и переход на новый этап развития, характеризующийся балансом между экономическим развитием и реализацией социальной политики.

Непрерывность реализации стратегических документов позволит улучшить качество жизни населения, стабилизировать отток миграции и увеличить ожидаемую продолжительность жизни за счет устойчивого роста региональной экономики.

Новые экономические проблемы, долгосрочные цели Правительства Российской Федерации требуют более интенсивного использования всех ресурсов и резервов в провинции. В этой связи главная задача — встать на путь устойчивого и сбалансированного роста, который требует консолидации усилий правительства, бизнеса, общества и людей.

Таким образом, анализ наиболее важных социально-экономических показателей развития Забайкалья показывает, что темпы промышленного развития в районах региона недостаточно высоки и не соответствуют существующим ресурсным потенциалам, возможностям и требованиям времени …

Выводы и предложения;

Развитие промышленности Забайкальского края ограничено следующими факторами:

существенные списания основных средств в сферах экономики и инфраструктуры;

высокие издержки для экономики из-за суровых климатических условий, низкая производительность труда, высокая материальная и энергоемкость продуктов, тарифы естественных монополий;

«Старение» персонала в области материального производства;

Забайкальский край имеет следующие конкурентные преимущества:

значительный ресурсный потенциал: человеческий, природный, инвестиционный;

наличие развитой обрабатывающей промышленности: химический и нефтехимический комплекс, производство продуктов питания, строительные материалы, машиностроение, деревообработка;

благоприятное географическое положение;

развитая транспортная система;

промышленное освоение природных ресурсов в северном Забайкальском крае;

развитый научно-образовательный комплекс;

Высокотехнологичное производство;

современная бизнес-и производственная инфраструктура;

значительный потенциал развития малого бизнеса;

эффективное внешнеторговое сотрудничество, значительный объем внешнеторгового оборота.

Перспективными возможностями для развития промышленности Забайкальского края являются:

Укрепление позиции секторов — «точки роста» экономики Забайкалья;

возможность развития (восстановления) отдельных секторов из-за существующих «точек роста»;

организация особой экономической зоны на территории Забайкальского края;

Повышение привлекательности инвестиций для Забайкалья с целью привлечения стратегических инвесторов в экономику и социальную сферу;

Формирование полной инновационной системы Забайкалья;

Проведение мероприятий по реиндустриализации для региональной экономики, которые могут быть наиболее важными новыми элементами системы стратегического планирования и взаимодействия правительства, бизнеса и науки в целях укрепления инновационных направлений промышленного развития Забайкалья;

Необходимо начать искать пути создания новых инструментов для регулирования промышленного развития в приграничном регионе Южной Сибири — Забайкальском крае. По мнению автора, также необходимо работать над пересмотром (адаптированием) различных региональных концепций, политик, программ и законов, которые разрабатываются, принимаются и эксплуатируются в определенной области с их разделением на районные (федеральные) и государственные, и следует учитывать их в концепциях и стратегиях развития страны. В свою очередь, следует учитывать и все особенности Забайкальской территории.

[1]Составлено по данным Росстата: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Р32  Стат. сб. / Росстат. — М., 2015.

Библиографический список

1. Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года. УтвержденРаспоряжением Правительства РФ от 5 июля 2010 года №1120-р (с изменениями на 26 декабря 2014 года).
2. Стратегия социально-экономического развития Забайкальского края до 2030года. Адрес доступа: http://минэконом.забайкальскийкрай.рф/u/xn--h1aeecdbgb5k/files/document/482673fe511e8df4407739c452112b1a.pdf, http://минэконом.забайкальскийкрай.рф/action/strategicheskoe-planirovanie-i-makroekonomicheskoe-prognozirovanie/strategii/ свободный.
3. Промышленность Забайкальского края. Адрес доступа - file:///C:/Users/User/Desktop/ , свободный ;
4. Балакина Г. Ф., Ооржак В. О. Проблемы развития промышленности Республики Тыва в условиях модернизации//Региональная экономика; теория и практика. – 2015. - №38. С. 33-41.
5. Шишигина Н. П., Перспективы развития пищевой промышленности Забайкальского края. Элетронный ресурс, адрес доступа: file:///C:/Users/User/Desktop/671E~1/2016~1/36EA~1/A.html. свободный .
6. Крупнейшие отрасли Забайкальского края., электронный ресурс, адрес доступа: file:///C:/Users/User/Desktop, свободный.
7. Промышленные парки забайкальского края. [Электрон. ресурс]. – адрес доступа: http://www.забайкальскийкрай.рф/action/ekonomika/promyshlennye-parki/.
8. Регионы России. Социально-экономические показатели.2015г.; Стат. сб. [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/redl/b14_14p/Main.htm, свободный.