Abstract: This article examines one of the topical issues related to increasing the country's competitiveness and its economic efficiency in global markets, where the development of digital technologies plays one of the fundamental roles. The scientific work is based on the consideration of approaches to understanding such categories as "digital economy", "digital technologies", the main directions of using digital technologies and ensuring the global competitiveness of the country's economy through these technologies, including public administration, which plays a significant role in the digital economy and ensuring competitiveness. ... The main purpose of the article is to consider the technologies of the digital economy that ensure the country's competitiveness in global markets, as well as the analysis of statistical data reflecting the development of these technologies. Research object: Russia's competitiveness in global markets. Research subject: digital economy technologies that ensure competitiveness.
Keywords: digital economy, digital technologies, competitiveness, public administration.
На современном этапе траекторию развития не только общества, но и экономики определяют цифровые технологии, точнее их распространение. Страны и компании формируют для цифровизации инфраструктуру, а также правовую среду. Их международную конкурентоспособность в настоящем определяет и будет в дальнейшем определять новые цифровые технологии, их эффективное использование. Все это актуализирует проводимые исследования в данном направлении.
Для начала разберемся в основных понятиях.
Необходимо отметить, что определение цифровой экономики в международной практике нельзя назвать устоявшимся. Так можно рассмотреть некоторые из них. Например, Европейским Парламентом цифровая экономика понимается в качестве сложной структуры, отличающейся многоуровневостью, эти уровни связаны практически бесконечным количеством узлов, и количество этих узлов постоянно растет[1]. Другие зарубежные специалисты под цифровой экономикой понимают совокупность рынков и технологий, лежащих в основе этих рынков. Эти технологии с помощью Интернета (электронной коммерции) облегчают торговлю[2].
Часть зарубежных специалистов понимают цифровую экономику в качестве одной из форм активности, имеющей экономический характер и возникающей посредством сетевого взаимодействия субъектов (предприятий, людей, но также и процессов, данных и устройств). Соответственно, формирующаяся посредством цифровых технологий (Интернет вещей, мобильные технологии, и других), растущая взаимосвязь машин, организаций и людей представляет собой основу цифровой экономики[3].
Европейская комиссия под цифровой экономикой понимает процесс, который заключается в росте и цифровая экономика олицетворяет этот рост. Цифровая экономика является стимулирующим фактором для инноваций, инвестиций и конкуренции в создании рабочих мест, для потребителей это расширение выбора, и в тоже время относительно услуг работ – улучшение их качества[4].
Российская практика показывает также отсутствие унифицированного понятия. Однако в правовом контексте есть некоторые ключевые формулировки:
– так в Послании Президента РФ Федеральному собранию в 2016 году цифровая экономика была обозначена в качестве экономики нового поколения (технологического поколения)[5];
– в Стратегии развития информационного общества РФ на 2017-2030 гг. цифровая экономика понимается в качестве хозяйственной деятельности, где данные в цифровом виде представляют собой ключевой фактор производства. И по сравнению с традиционными формами хозяйствования обработка и использование результатов анализа большого массива этих данных способствует росту эффективности продажи товаров и услуг их доставки и хранения, также росту эффективности оборудования и различных видов производства[6].
Некоторые отечественные исследователи понимают под цифровой экономикой систему отношений, как социального, так и экономического характера, в основе которой лежат данные, количество которых масштабно. Генерация этих данных и их переработка осуществляется посредством моделей переработки и математических методов (новейших) в информационных системах, учитывая многообразие последних. Основная направленность системы это: создание новых потребителей, рынков, помимо этого создание моделей управления, новых производств, с целью получить прибыль. Если брать производственно-хозяйственную деятельность и ее аспекты, то цифровая экономика охватывает их все, включая коммуникации (каналы связи, как внешние, так и внутренние), финансовые аспекты, маркетинговые, менеджмент и конечно само производство. В данной ситуации основная цель повышение конкурентоспособности экономики (это касается и международных рынков) и бизнеса и повышение их эффективности[7].
В целом же можно отметить, что цифровая экономика представляет собой деятельность, в основе которой лежат цифровые технологии (продукты и услуги связанные с ними) их создание, распространение и использование. Такое понимание цифровой экономики схоже с пониманием некоторых авторов[8].
Рассмотрим, что представляют собой цифровые технологии как основной элемент цифровой экономики. Если рассматривать с точки зрения общего понимания, то можно отметить, что это дискретная система информационных данных их базирования и трансляции. Эти данные в определенный промежуток времени способствую решению любых задач. В тоже время можно говорить о технологиях, которые позволяют в электронном виде собирать данные, а также вести их хранение, передачу и обработку. Многие авторы считают, что в будущем определять развитие хозяйственной деятельности ее формирования будут цифровые технологии[9].
Часть авторов под цифровыми технологиями понимают те, которые используют для записи сигналов (кодовых импульсов), имеющих определенную частоту и в определенной последовательности – любую современную технику (компьютеры и другую)[10].
Многие авторы дают более простое определение цифровым технологиям – это, происходящая в электронном виде обработка данных посредством современных инструментов и методов[11].
Если рассматривать в совокупности цифровую экономику и цифровые технологии, то можно говорить о прямой связи, последние приводят к стимулированию инноваций и повышению производительности, что в свою очередь положительно сказывается на улучшении предложения и его соответствии спросу, что приводит к удовлетворению потребностей покупателей. Использование цифровых технологий в экономике и ее отраслях приводит к ее ускоренному развитию, технологии стимулируют и поддерживают это развитие.
Обеспечение и укрепление конкурентных позиций с помощью развития цифровых технологий в экономике осуществляется посредством возникновения новых ниш рынка, а также посредством трансформации экономики ее традиционных секторов. Использование цифровых технологий позволяет влиять на снижение стоимости и улучшение качества, что увеличивает конкурентоспособность страны, в том числе, и на международных рынках. Использование технологий, как уже было отмечено, способствует возникновению новых бизнес-моделей, отличающихся своей клиентоориентированностью и включающих в свою структуру полноту процесса от предложения до потока доходов. Предложение относительно клиента направлено на решение предсказанной его потребности, поток доходов относительно клиента основан на времени использования им продукта. Если вернуться к стоимости, то обработка данных с использованием высоких скоростей, что возможно с применение цифровых технологий, становится источником создания стоимости – совершение транзакций происходит одновременно и в режиме реального времени. В данной ситуации поиск новых источников создания ценности облегчают технологии искусственного интеллекта и большие данные их анализа[12].
Можно обозначить наиболее развитые цифровые технологии, которые способствуют оптимизации принятия решений (повышают качество принятого решения), и которые оптимизируют многие процессы бизнеса, расширяя его возможности. К таким можно отнести:
– оптимизирующие работу с данными (их сбор и хранение) – облачные вычисления и Интернет вещей;
– позволяющие строить предсказательные модели и алгоритмы поведения, а также проводить глубокую обработку данных – технологии искусственного интеллекта и машинного обучения.
Рассмотрим основные направления использования цифровых технологий.
Достаточно активной отраслью является торговля, где модель потребления клиента описывается алгоритмом, который строит сам продавец (при помощи технологий), на основании спрогнозированной потребности осуществляет доставку товара клиенту. В построении алгоритмов зачастую используются технологии предиктивной аналитики, создается прогноз потребления (на основании описания), осуществляется автоматизация производства (процесса) с учетом прогноза и доставки[13].
Использование цифровых технологий становится достаточно актуальным и в промышленном производстве, в данной ситуации можно говорить о ряде прорывных технологий и их интеграции: новые стандарты связи; технологии предиктивной аналитики; облачные вычисления; большие данные; искусственный интеллект; робототехника (распространенные технологии в промышленности); Интернет вещей (находится также на активной стадии использования); виртуальное моделирование. Осуществление цифровизации промышленного производства идет по основным направлениям: жизненный цикл продукции; обслуживание и управление процессами производства.
Использование цифровых технологий в сельском хозяйстве, постепенно начинает набирать популярность (см. табл. 1).
Таблица 1
Цифровые технологии в сельском хозяйстве[14]
Технологии | Направление | Примечание |
Big Data | необходимость использования больших данных | Часть технологий используется в различных отраслях сельского хозяйства, Основные препятствия: стоимость; право собственности на большие данные; отсутствие стандартов, правового поля и безопасности; отсутствие знаний у фермеров |
Интернет вещей | Автоматизация, управления процессами и контроль посредством «умных» устройств | |
Точное земледелие | Комплекс технологий: GPS, GIS, оценка урожайности и другое | |
«Умные» теплицы | Управление процессом полива и регулирования микроклимата | |
«Умные» фермы | Контроль точности внесения удобрений, прогнозы погоды, повышения качества выращивания продуктов и другое | |
«Умные» хранилища | мониторинг состояния продукции при хранении. | |
Мониторинг использования сельхозтехники | Примером может служить: GPS |
Но данный процесс не так интенсивен, как в зарубежных странах.
Использование цифровых технологий обретает значимые социальные роли, что приводит к трансформации, таких сфер как: образование, здравоохранение и других.
Происходит оптимизация медицины, учитывая процессы персонализации (мониторинг состояния человека, подбор средств терапии индивидуально и другое), модернизации (скорость оказания услуг и многое другое). В данной ситуации можно говорить о радикальных изменениях посредством внедрения цифровых технологий.
Проникновение цифровых технологий в жизнь людей делает ее комфортнее: развитие «умных пространств», включая цифровые сервисы и современные походы к ним. Можно говорить об открытом взаимодействии технологических систем и людей в интеллектуальных экосистемах («умные» города и другое), связанных и скоординированных.
Развитие технологий цифровой экономики можно считать новым технологическим укладом, его особенностью можно назвать постоянное обновление и изменение.
Неотъемлемой частью многих процессов становятся технологические изменения, что для многих сфер выдвигает новые требования к их интеграции и укреплению конкурентных позиций.
Одним из основополагающих, в рамках конкурентных позиций страны на глобальных рынках, становится вопрос формирования добавочной стоимости при развитии технологий в экономике. Цифровая экономическая модель приводит к изменению формирования данного механизма, относительно всех уровней экономики уменьшается значение посредников, в тоже время относительно формирования продукта большую роль и значение начинает играть индивидуальный подход. Помимо этого происходит рост, на основе системы взаимодействия бизнес-процессов и людей, многообразия обменов с увеличением скорости, а также рост масштабов социальных коммуникаций. Соответственно отношения, которые складываются в системе производства товара и услуг (потребления, а также распределения и обмена) их содержание и виды подвергаются существенному изменению посредством отмеченных факторов. В данной ситуации в качестве ключевого фактора производства выступают цифровые данные, поскольку управление предприятием, рост эффективности этого управления, основанный на генерации полезной информации и высокоскоростной обработке данных, становится источником прибыли. Изменение производственных процессов под влиянием технологий потребуют трансформации моделей и форматов других сфер государственного управления, здравоохранения, образования и других, что и наблюдается на современном этапе. Подобные изменения ведут к формированию комфортной среды, где в соответствии с запросами социума будет формироваться реальный сектор экономики (на смену традиционным факторам производства придет роботизация, сокращение времени на обработку данных приведет к удешевлению бизнес-процессов). Следствием всего этого станет развитие экономики, как на уровне отдельной страны, так и на мировом уровне (перечисленные выше тенденции, обусловленные внедрением технологий во все сферы, напрямую отразятся на этом развитии)[15].
Соответственно, можно утверждать, что одним из основных условий конкурентоспособности становится уровень цифровизации. Переход на цифровые технологии, а именно скорость этого перехода, буде определять конкурентоспособность национальной экономики. Трансформации практики использования объемов данных о явлениях (как экономических, так и социальных), радикальному изменению природы этих данных способствует всеобщая цифровизация, и относительно жизнедеятельности человека, и относительно аспектов функционирования экономики.
Набирающее обороты развитие технологий цифровой экономики имеют тесную взаимосвязь с государственным управлением, основанном и на регулировании, и на поддержке. По этой причине, исходя из общей тенденции цифровизации, становится острой необходимость трансформации государственного управления. В таком контексте можно отметить достижения многих стран, создавших открытое электронное правительство (предоставление государственных услуг при слаженной работе ведомств, помимо этого при решении государственных вопросов осуществляется вовлечение граждан), которые предстали в качестве базы относительно цифровой трансформации государственного управления[16].
Опираясь на ранее отмеченное можно утверждать, что в рамках реализации стратегии «нового государственного управления» одним из эффективных механизмов ее реализации становятся актуальными вопросы, связанные с «электронным правительством» (его формированием), как инструментом повышения эффективности государственного управления в условиях применения цифровых технологий[17].
Необходимость перехода к интернет-экономике приводит к возникновению новых субъектов для управления уже существующими институтами. Новые обязанности появляются не только у государства в эпоху цифровизации, но и у электронно-сетевых институтов, которые созданы реализовывать новые возможности. Одним из таких институтов можно назвать электронное правительство, которое представляет собой возможность прямого общения, включая интеллектуальные сети, общественные организации, бизнес структуры, населения.[18]. Одним из крупных проектов в данном направлении можно назвать сайт госуслуг.
Данный портал обеспечивает физическим и юридическим лицам доступ к государственным и муниципальным услугам в РФ, предоставляя их в электронной форме. Происходит постоянное пополнение информации ввиду изменений в рамках правового регулирования, также расширяется доступность информации.
Еще одним глобальным институтом регулирования информационной отрасли выступает электронная демократия – это применение средств связи, в первую очередь интернета, для укрепления демократических процессов. Другими словами, это вовлечение населения и организаций во все сферы жизнедеятельности посредством сетевых коммуникаций. Сайты различных ведомств с возможностью предоставления государственных услуг через эти сайты, а также работа ведомств с населением через социальные сети[19].
Таким образом, развитие цифровой экономики позволяет государству открывать новые возможности, реализация которых возможна только посредством формирования электронных институтов, являющихся предметом регулирования информационного рынка[20].
Развитие технологий цифровой экономики, которые обеспечивают укрепление конкурентных позиций России можно проследить на основе анализа статистических данных, а также значений индексов конкурентоспособности и других. Выявление тенденций даст возможность делать выводы о проблемах и перспективах развития. Базой исследования выступают статистические данные по России за последние три года, а также показатели индексов в рамках программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Рассмотрим изменение основных показателей развития цифровой экономики в России (см. табл. 2).
Таблица 2
Динамика основных показателей развития цифровой экономики в России[21]
Показатели | 2018 год | 2019 год | 2020 год | Изменение (абс.) | |
2019 г. к 2018 г. | 2020 г. к 2019 г. | ||||
Внутренние затраты на развитие цифровой экономики (все источники) в % к ВВП | 1,9 | 2,2 | 2,5 | 0,3 | 0,3 |
Публикации в области ИКТ (российские авторы) в базе данных Scopus, ед. | 13162 | 16899 | 16616 | 3737 | -283 |
Процент публикаций от общемирового числа, % | 2,74 | 3,01 | 3,48 | 0,27 | 0,47 |
Изобретения в области ИКТ (патентные заявки, российских авторов),ед. | 2082 | 2665 | 2703 | 583 | 38 |
Удельный вес инновационных товаров и т.п. в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ сектора ИКТ,% | 8 | 8 | 7,6 | 0 | -0,4 |
Соотношение экспорта и импорта: | |||||
товаров, связанных с ИКТ,% | 10,5 | 10,8 | 7,5 | 0,3 | -3,3 |
услуг, связанных с ИКТ,% | 95,9 | 104,7 | 100,6 | 8,8 | -4,1 |
Абоненты фиксированного доступа к интернету в расчете на 100 чел. населения, ед | 21,7 | 22,2 | 23 | 0,5 | 0,8 |
Абоненты мобильного доступа к интернету в расчете на 100 чел. населения, ед | 86,2 | 96,4 | 99,8 | 10,2 | 3,4 |
Удельный вес домашних хозяйств с доступом к интернету, % от их общего числа | 76,6 | 76,9 | 80 | 0,3 | 3,1 |
Удельный вес населения, пользующегося Интернетом в общей численности населения, % | 87,3 | 88,6 | 89,6 | 1,3 | 1 |
В целом можно отметить рост затрат на развитие цифровой экономики. Также проводится значительное количество исследований в области цифровизации о чем говорит количество публикаций, в тоже время в 2020 году происходит некоторое снижение данного показателя, но на уровне общемирового числа публикаций в данной сфере можно отметить рост по России, что говорит о том, что в мире количество публикаций в области цифровизации снизилось более интенсивно. Растет количество изобретений в области ИКТ. Однако удельный вес инноваций в общем объеме сектора ИКТ снизился, снижается экспорт по отношению к импорту по товарам и услугам, связанным с ИКТ.
В тоже время можно отметить растущую доступность Интернета и связанных с ним технологий для организаций, и населения.
Рассмотрим использование технологий в рамках отраслей, что также характеризует развитие цифровой экономики (см. табл. 3). Динамика показателей за последние три года за исключением 2020 года, поскольку на момент проведения исследования официальные данные отсутствовали.
Таблица 3
Динамика общего показателя использования технологий по отраслям по России[22]
Показатели | 2017 год | 2018 год | 2019 год | Изменение | |
2019 г. к 2018 г. | 2019 г. к 2018 г. | ||||
Удельный вес организаций предпринимательского сектора (в общем их числе), использующих: | |||||
широкополосный интернет, % | 81,6 | 86 | 86 | 4,4 | 0 |
облачные технологии, % | 22,6 | 27,1 | 29,1 | 4,5 | 2 |
Удельный вес организаций сельского хозяйства (в общем их числе), использующих: | |||||
широкополосный интернет, % | — | — | 74,3 | 0 | 74,3 |
облачные технологии, % | — | — | 20,9 | 0 | 20,9 |
Удельный вес организаций социальной сферы (в общем их числе), использующих: | |||||
широкополосный интернет, % | 82,1 | 84,3 | 85,3 | 2,2 | 1 |
облачные технологии, % | 23,5 | 24,7 | 27 | 1,2 | 2,3 |
Удельный вес организаций финансового сектора (в общем их числе), использующих: | |||||
широкополосный интернет, % | 90,6 | 93 | 93,8 | 2,4 | 0,8 |
облачные технологии, % | 30,1 | 33,8 | 38,5 | 3,7 | 4,7 |
Можно отметить, рост использования технологий по отраслям. В тоже время статистическое наблюдение за использованием цифровых технологий в организациях сельского хозяйства осуществляется, начиная с итогов за 2019 г.
Можно отметить, то факт, что наиболее активно в отраслях используются облачные технологии. В целом наибольшую популярность среди технологий, используемых в различных отраслях, получили технологии Big Data. Использование технологий искусственного интеллекта используются достаточно слабо (в основном, в рамках машинного обучения).
Рассмотрим развитие технологий в государственном управлении, как одной из основных составляющих цифровизации экономики (см. табл. 4).
Можно говорить о росте числа воспользовавшихся, однако это всего несколько направлений в основном это физические лица (социальное обеспечение, работа и занятость). По остальным направления происходит снижение. В основном это касается неполноценной работы ведомственных сайтов, наличие устаревшей информации и многое другое.
Таблица 4
Основные направления использования информационных технологий для получения государственных услуг (количество воспользовавшихся)[23]
Основные категории | 2018 год | 2019 год | 2020 год | Темп прироста, % | |
2019 г. к 2018 г. | 2019 г. к 2018 г. | ||||
Всего, тыс. чел, в том числе | 60 141,60 | 63 543,70 | 64 945,60 | 5,66 | 2,21 |
здравоохранение и медицина | 39 752,00 | 43 730,00 | 42 714,90 | 10,01 | -2,32 |
услуги МВД/ГИБДД | 22 685,80 | 24 944,70 | 23 476,70 | 9,96 | -5,89 |
налоги и сборы | 27 347,50 | 31 927,00 | 30 117,80 | 16,75 | -5,67 |
паспорта, регистрация | 8 898,90 | 9 303,90 | 6 568,70 | 4,55 | -29,40 |
образование | 13 837,30 | 14 911,40 | 14 648,40 | 7,76 | -1,76 |
имущественные и земельные отношения | 3 083,70 | 3 759,00 | 3 186,90 | 21,90 | -15,22 |
регистрация актов гражданского состояния | 1 062,80 | 1 206,90 | 921,30 | 13,56 | -23,66 |
социальное обеспечение | 6 170,10 | 7 161,10 | 15 428,30 | 16,06 | 115,45 |
судебные задолженности | 1 707,00 | 1 901,40 | 1 663,00 | 11,39 | -12,54 |
безопасность и охрана правопорядка | 397,20 | 515,50 | 439,30 | 29,78 | -14,78 |
работа и занятость | 2 213,50 | 2 503,40 | 3 122,90 | 13,10 | 24,75 |
жилищно-коммунальное хозяйство | 18 342,50 | 20 548,60 | 19 498,30 | 12,03 | -5,11 |
разрешительная деятельность органов власти и местного самоуправления | 466,00 | 739,30 | 540,80 | 58,65 | -26,85 |
предпринимательская деятельность | 926,40 | 1 083,20 | 877,00 | 16,93 | -19,04 |
природа и экология | 209,50 | 277,70 | 236,40 | 32,55 | -14,87 |
экономика, финансы, статистика | 2 543,40 | 2 298,00 | 2 088,40 | -9,65 | -9,12 |
государственные и бюджетные учреждения, некоммерческие организации | 1 464,30 | 2 074,90 | 2 017,20 | 41,70 | -2,78 |
культура, досуг | 5 550,50 | 7 052,50 | 5 167,00 | 27,06 | -26,74 |
реклама и СМИ | 871,50 | 992,30 | 985,00 | 13,86 | -0,74 |
производство, строительство и торговля | 440,40 | 719,10 | 437,70 | 63,28 | -39,13 |
интеллектуальная собственность | 191,40 | 322,60 | 272,20 | 68,55 | -15,62 |
другие | 5 191,60 | 8 187,60 | 8 101,90 | 57,71 | -1,05 |
В рамках получения государственных услуг с помощью Интернета можно обозначить основные виды действия граждан (см. табл.5).
Таблица 5
Основные виды действий в рамках получения государственных услуг с использование сети Интернет[24], %
Основные направления | 2018 год | 2019 год | 2020 год | Изменение | |
2019 г. к 2018 г. | 2019 г. к 2018 г. | ||||
Получения информации (веб-сайт ведомств, портал госуслуг и другое) | 71,7 | 72,7 | 73,2 | 1,00 | 0,50 |
Использование типовых форм документов и их скачивание для заполнения | 29,6 | 32,3 | 34,8 | 2,70 | 2,50 |
Заполнение документов в электронном виде и их отправка | 31,7 | 34,7 | 45,9 | 3,00 | 11,20 |
Получение уведомлений о результате по предоставленной госуслуги (в основном через личные кабинеты с использованием портала госуслуг) | 31,8 | 34,1 | 43,7 | 2,30 | 9,60 |
Совершение платежей (штрафы, пошлины, налоги и другое) | 45,9 | 51 | 54,5 | 5,10 | 3,50 |
Записи на прием через сеть Интернет | 57,1 | 60,4 | 61,7 | 3,30 | 1,30 |
Использование возможности обжалования с использованием ФГИС каких либо действий или бездействий органов власти | 0,5 | 0,8 | 0,5 | 0,30 | -0,30 |
СМС уведомления и уведомления на электронную почту с порталов услуг | 23,9 | 26,7 | 31,5 | 2,80 | 4,80 |
другое | 8,6 | 13 | 11,4 | 4,40 | -1,60 |
Основу пользования составляет получение информации, а также скачивание типовых форм документов. Динамика индекса развития цифровой экономики (он характеризует включенность организаций всех видов экономической деятельности в электронную торговлю, также уровень использования систем типа ERP, технологий типа RFID, облачных сервисов и Интернета) в Росси приведена на рисунке 1.
Рисунок 1 — Динамика индекса развития цифровой экономики по России[25]
В 2020 году Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций был изменен срок сдачи индекса (перенесен на конец 2021 года)[26].
Необходимо отметить, о стабильности динамики за последние 2 года.
Наиболее общую оценку развития технологий цифровой экономики, которые обеспечивают конкурентные позиции страны на глобальных рынках, показывают рейтинги и индексы в сравнении со странами.
О потенциале страны и возможности ее развития, развитии сетевой экономики может говорить индекс готовности к сетевому обществу (см. табл.6). Для наглядности данный индекс рассматривается в сравнении с лидирующими странами.
Таблица 6
Индекс готовности к сетевому обществу[27]
Страны | Место в рейтинге | в том числе субиндексы | |||||||
Технологии (ранг) | Люди (ранг) | Управление (ранг) | |||||||
2019 гг | 2020 гг | 2019 гг | 2020 гг | 2019 гг | 2020 гг | 2019 гг | 2020 гг | ||
Швеция | 1 | 1 | 4 | 2 | 2 | 4 | 9 | 4 | |
Дания | 6 | 2 | 11 | 5 | 1 | 1 | 10 | 2 | |
Сингапур | 2 | 3 | 6 | 10 | 9 | 5 | 6 | 13 | |
Нидерланды | 3 | 4 | 2 | 3 | 6 | 9 | 8 | 3 | |
Швейцария | 5 | 5 | 3 | 1 | 12 | 13 | 12 | 10 | |
Финляндия | 7 | 6 | 5 | 9 | 5 | 3 | 7 | 5 | |
Норвегия | 4 | 7 | 8 | 11 | 4 | 8 | 1 | 1 | |
США | 8 | 8 | 1 | 4 | 8 | 7 | 4 | 8 | |
Германия | 9 | 9 | 10 | 7 | 10 | 12 | 15 | 12 | |
Великобритания | 10 | 10 | 7 | 8 | 14 | 14 | 5 | 14 | |
Россия | 48 | 48 | 51 | 49 | 39 | 31 | 56 | 65 | |
Последние два года Россия находится на 48 месте. Необходимо отметить, что в 2020 году удалось улучшить позиции относительно уровня использования цифровых технологий (происходит рост по данному параметру), тоже самое можно сказать и о готовности населением организациями использования ИКТ в своей деятельности и повседневной жизни. Снизились позиции России относительно параметра управления, который характеризует готовность органов власти (правовое регулирование, инвестирование, увеличение затрат в развитие и другое). Однако уровень готовности страны к использованию ИКТ во всех сферах социально экономического развития остается достаточно низким.
Показательным будет исследование всемирного рейтинга цифровой конкурентоспособности для России в сравнении с лидирующими странами (см. табл. 7).
Таблица 7
Всемирный рейтинг цифровой конкурентоспособности[28], с учетом основных субиндексов
Страны | Место в рейтинге | Знания | Технологии | Готовность к будущему | ||||
2019 год | 2020 год | 2019 год | 2020 год | 2019 год | 2020 год | 2019 год | 2020 год | |
США | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | 7 | 1 | 2 |
Сингапур | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 | 1 | 11 | 12 |
Дания | 4 | 3 | 6 | 6 | 11 | 9 | 6 | 1 |
Швеция | 3 | 4 | 4 | 4 | 7 | 6 | 2 | 7 |
Гонконг | 8 | 5 | 7 | 7 | 4 | 2 | 15 | 10 |
Швейцария | 5 | 6 | 2 | 3 | 10 | 11 | 10 | 5 |
Нидерланды | 6 | 7 | 13 | 14 | 6 | 8 | 3 | 4 |
Республика Корея | 10 | 8 | 11 | 10 | 17 | 12 | 4 | 3 |
Норвегия | 9 | 9 | 16 | 16 | 3 | 3 | 8 | 6 |
Финляндия | 7 | 10 | 9 | 15 | 8 | 10 | 7 | 9 |
Россия | 38 | 43 | 22 | 26 | 43 | 47 | 42 | 53 |
Россия ухудшила свои позиции по сравнению с 2019 годом, это касается всех основных субиндексов. Относительно параметра знаний, ухудшение позиций обусловлено снижением качества обучения и нехваткой квалифицированных кадров. Ухудшаются позиции по параметру «технологии» состояние Интернет среды и регуляторных механизмов оставляют желать лучшего. В целом низко оценивается позиция России относительно готовности использования цифровой трансформации.
Таким образом, в упрощенном понимании под цифровой экономикой можно понимать, основанную на цифровых технологиях, деятельность, с учетом создания этих технологий их распространения и использования. В целом под цифровыми технологиями можно понимать технологии, дающие возможность в электронном виде проводить работу с данными, именно их поиск, обработку, хранение, передачу и представление. Развитие и использование цифровых технологий в экономике позволяет повысить конкурентоспособность страны на уровне мировых рынков, посредством нового механизма формирования добавочной стоимости товаров, работ и услуг, за счет ее снижения, при росте качества, что делает эти товары конкурентоспособными. Развитие технологий цифровой экономики, обеспечивающих укрепление конкурентных позиций на мировых рынках невозможно без трансформации и государственного управления, которое в свою очередь несет регулирующее воздействие, а также и стимулирующее (инвестиции). Анализ статистических данных по исследуемому вопросу дает возможность утверждать, что процесс развития технологий и их использования в Росси происходит практически во всех сферах. Увеличивается удельный вес организаций по всем отраслям, которые используют цифровые технологии, в тоже время растут затраты на развитие и внедрение технологий, как со стороны государства, так и со стороны организаций. В рамках названных процесс происходит и цифровая трансформация государственного управления, относительно получения услуг. Все эти процессы стали положительным моментом в развитии цифровой экономики увеличивая конкурентоспособность страны, однако существуют определенные проблемы (если рассматривать положении России в рейтингах и индексах, характеризующих конкурентные позиции России относительно процессов цифровизации). В данной ситуации можно говорить как о кадровой составляющей (нехватка квалифицированных кадров, ухудшение качества обучения специалистов), так и о технологической составляющей (превалирование импортных технологий на рынке, соответственно их дороговизна), также необходимо затронуть и техническую составляющую, уровень оборудования оставляет желать лучшего. Из положительных моментов можно отметить рост использования цифровых технологий среди населения и организаций, понимание основных выгод и необходимости.
Развитие цифровых технологий имеет значительные перспективы и делает страну наиболее привлекательной относительно мировых рынков, однако для этого необходимо взаимодействие государства и бизнес сообщества для оптимизации процесса трансформации в цифру. Помимо этого требуется комплексность в решении организационных, правовых, кадровых, технологических проблем с поддержкой государства.
[1] European Parliament Challenges for Competition Policy in a Digitalised Economy. – 2015- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2015/542235/IPOL_STU(2015)542235_EN.pdf
[2] Fayyaz S. A review on measuring digital trade & e-commerce as new economic statistics products. The 16th Conference of IAOS. – 2018. — [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.oecd.org/iaos2018/programme/IAOS-OECD2018_Fayyaz.pdf
[3] Deloitte What is Digital Economy? – 2019. — [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www2.deloitte.com/mt/en/pages/technology/articles/mt-what-is-digital-economy.html
[4] European Commission Digital Economy. – 2018. — [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ec.europa.eu/taxation_customs/fair-taxation-digital-economy_en
[5] Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию: Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 [Электронный ресурс]// Правовая система Консультант. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207978/
[6] О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы: Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 [Электронный ресурс]// Правовая система Консультант. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/
[7] Камнева В.В. Цифровая экономика, цифровизация и цифровая трансформация / В.В. Камнева, Е.А. Гнатышева // Вопросы студенческой науки. – 2020. — №2(42). – с. 377-381
[8] Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9–12 апр. 2019 г. / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др. ; науч. ред. Л. М. Гохберг ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — с.21
[9] Сопина Н.В. Зависимость уровня конкурентоспособности России от степени развития сектора информационно-коммуникационных технологий Н.В. Сопина, Е.Н. Кан // Экономические отношения. – 2020. – Том 10. – № 2. – С. 395-408
[10] Машевская О.В. Цифровые технологии как основа цифровой трансформации современного общества / О.В. Машевская // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. – 2020. — №1. – с. 37-44
[11] Зайцева А.И. Цифровая экономика: содержание и отличительные черты / А.И. Зайцева, Е.А. Матушевская // Вопросы студенческой науки. – 2019. — №3(55). – с. 242-250
[12] Rusbase. Что такое Open Banking? – 2017. — [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rb.ru/longread/chto-takoe-open-banking/
[13] Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9–12 апр. 2019 г. / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; науч. ред. Л. М. Гохберг ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — с. 30
[14] Годин В.В. Сельское хозяйство в цифровую эпоху: вызовы и решения / В.В. Годин, М.Н. Белоусова, В.А. Белоусов, А.Е. Терехова // E-Management. – 2018. — №1. – с. 4–15; Норалиев Н.Х. Цифровые технологии в сельском хозяйстве/ Н.Х. Норалиев, Ф.Э. Юсупова // Вопросы науки и образования. – 2020. — №2. – с. 4-10
[15] Омурбекова М.О. Цифровизация как фактор роста конкурентоспособности страны / М.О. Омурбекова // Эпоха науки. – 2021. — №25. – с. 180-183
[16] Акаткин Ю.М. Цифровая трансформация государственного управления. Датацентричность и семантическая интероперабельность /Ю.М. Акаткин, Е.Д. Ясиновская – М.: ДПК Пресс, 2018. – 48 с.
[17] Горячих М.В. Роль государственных услуг в развитии цифровой экономики / М.В. Горячих // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2020. — №2. – с. 32-38
[18] Ларина Е.Б. Цифровизация как фактор повышения конкурентоспособности национальной экономики на мировых рынках / Е.Б. Ларина, Е.А. Орехова // Вестник СГСЭУ. – 2019. – №2(76). – с. 29-34
[19] Орехова Е.А. Институты социального партнерства как фактор инновационного развития в современных условиях / Е.А. Орехова, Е.Б. Ларина // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 2 (71). С. 23–27
[20] Митяева Н.В. Повышение цифровой грамотности населения Саратовской области // Экономическая безопасность и качество. 2018. № 4 (33). С. 37–41
[21] Индикаторы цифровой экономики. Статистические сборники ВШЭ [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». – 2021. – с. 18-19. — Режим доступа: https://www.hse.ru/primarydata/iio
[22] Индикаторы цифровой экономики. Статистические сборники ВШЭ [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». – 2021. – с. 20. — Режим доступа: https://www.hse.ru/primarydata/iio
[23] Направления использования информационных технологий для получения государственных услуг (количество воспользовавшихся) [Электронный ресурс] // Росстат. Выборочное Федеральное статистическое наблюдение по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей. – 2021. – Режим доступа: https://gks.ru/free_doc/new_site/business/it/ikt20/index.html
[24] Основные виды действий в рамках получения государственных услуг с использование сети Интернет [Электронный ресурс] // Росстат. Выборочное Федеральное статистическое наблюдение по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей. – 2021. – Режим доступа: https://gks.ru/free_doc/new_site/business/it/ikt20/index.html
[25] Индикаторы цифровой экономики. Статистические сборники ВШЭ [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». – 2021. – с. 18-19. — Режим доступа: https://www.hse.ru/primarydata/iio
[26] Мельникова Ю. Индекс развития цифровой экономики появится в конце 2021 г. [Электронный ресурс] // Новости цифровой трансформации, телекоммуникаций, вещания и ИТ. – 2020. – Режим доступа: https://www.comnews.ru/content/211061/2020-10-19/2020-w43/indeks-razvitiya-cifrovoy-ekonomiki-poyavitsya-konce-2021-g
[27] Индикаторы цифровой экономики. Статистические сборники ВШЭ [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». – 2021. – с. 18-19. — Режим доступа: https://www.hse.ru/primarydata/iio; Dutta S. (2020) The Network Readiness Index 2019: Towards a Future-Ready Society / S. Dutta, B. Lunvin [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nonews.co/wp-content/uploads/2020/10/NRI2019.pdf
[28] Индикаторы цифровой экономики. Статистические сборники ВШЭ [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». – 2021. – с. 18-19. — Режим доступа: https://www.hse.ru/primarydata/iio
Библиографический список
1. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы: Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 [Электронный ресурс]// Правовая система Консультант. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию: Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016[Электронный ресурс]// Правовая система Консультант. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207978/
3. Акаткин Ю.М. Цифровая трансформация государственного управления. Датацентричность и семантическая интероперабельность /Ю.М. Акаткин, Е.Д. Ясиновская – М.: ДПК Пресс, 2018. – 48 с.
4. Годин В.В. Сельское хозяйство в цифровую эпоху: вызовы и решения / В.В. Годин, М.Н. Белоусова, В.А. Белоусов, А.Е. Терехова // E-Management. – 2018. - №1. – с. 4–15
5. Горячих М.В. Роль государственных услуг в развитии цифровой экономики / М.В. Горячих // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2020. - №2. – с. 32-38
6. Зайцева А.И. Цифровая экономика: содержание и отличительные черты / А.И. Зайцева, Е.А. Матушевская // Вопросы студенческой науки. – 2019. - №3(55). – с. 242-250
7. Индикаторы цифровой экономики. Статистические сборники ВШЭ [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». – 2021. – Режим доступа: https://www.hse.ru/primarydata/iio
8. Камнева В.В. Цифровая экономика, цифровизация и цифровая трансформация / В.В. Камнева, Е.А. Гнатышева // Вопросы студенческой науки. – 2020. - №2(42). – с. 377-381
9. Ларина Е.Б. Цифровизация как фактор повышения конкурентоспособности национальной экономики на мировых рынках / Е.Б. Ларина, Е.А. Орехова // Вестник СГСЭУ. – 2019. – №2(76). – с. 29-34
10. Машевская О.В. Цифровые технологии как основа цифровой трансформации современного общества / О.В. Машевская // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. – 2020. - №1. – с. 37-44
11. Мельникова Ю. Индекс развития цифровой экономики появится в конце 2021 г. [Электронный ресурс] // Новости цифровой трансформации, телекоммуникаций, вещания и ИТ. – 2020. – Режим доступа: https://www.comnews.ru/content/211061/2020-10-19/2020-w43/indeks-razvitiya-cifrovoy-ekonomiki-poyavitsya-konce-2021-g
12. Митяева Н.В. Повышение цифровой грамотности населения Саратовской области // Экономическая безопасность и качество. 2018. № 4 (33). С. 37–41
13. Направления использования информационных технологий для получения государственных услуг (количество воспользовавшихся) [Электронный ресурс] // Росстат. Выборочное Федеральное статистическое наблюдение по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей. – 2021. – Режим доступа: https://gks.ru/free_doc/new_site/business/it/ikt20/index.html
14. Норалиев Н.Х. Цифровые технологии в сельском хозяйстве/ Н.Х. Норалиев, Ф.Э. Юсупова // Вопросы науки и образования. – 2020. - №2. – с. 4-10
15. Омурбекова М.О. Цифровизация как фактор роста конкурентоспособности страны / М.О. Омурбекова // Эпоха науки. – 2021. - №25. – с. 180-183
16. Орехова Е.А. Институты социального партнерства как фактор инновационного развития в современных условиях / Е.А. Орехова, Е.Б. Ларина // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 2 (71). С. 23–27
17. Сопина Н.В. Зависимость уровня конкурентоспособности России от степени развития сектора информационно-коммуникационных технологий Н.В. Сопина, Е.Н. Кан // Экономические отношения. – 2020. – Том 10. – № 2. – С. 395-408
18. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9–12 апр. 2019 г. / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др. ; науч. ред. Л. М. Гохберг ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 82 (21)
19. Deloitte (2019). What is Digital Economy? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www2.deloitte.com/mt/en/pages/technology/articles/mt-what-is-digital-economy.html
20. Dutta S. (2020) The Network Readiness Index 2019: Towards a Future-Ready Society / S. Dutta, B. Lunvin [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nonews.co/wp-content/uploads/2020/10/NRI2019.pdf
21. European Commission (2018) Digital Economy [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ec.europa.eu/taxation_customs/fair-taxation-digital-economy_en
22. European Parliament (2015). Challenges for Competition Policy in a Digitalised Economy. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2015/542235/IPOL_STU(2015)542235_EN.pdf
23. Fayyaz S. (2018). A review on measuring digital trade & e-commerce as new economic statistics products. The 16th Conference of IAOS. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.oecd.org/iaos2018/programme/IAOS-OECD2018_Fayyaz.pdf
24. Rusbase (2017). Что такое Open Banking? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rb.ru/longread/chto-takoe-open-banking/