Индекс УДК 33
Дата публикации: 25.12.2017

Экономический потенциал в советской экономической науке

Economic potential in the soviet economic science

Дабиев Д.Ф.
кандидат экономических наук, заведующий лабораторией региональной экономики, Федеральное государственное бюджетное учреждение Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН
Dabiev D.F.
Candidate of Economic Sciences, Head of the Laboratory of Regional Economics, Federal State Budget Institution The Tuva Institute of Integrated Development of Natural Resources of the SО RAN
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы истории трактовки категории экономического потенциала в советской экономической науке.

Abstract: The article discusses the history of interpretations of the category of economic potential in the Soviet economic science.
Ключевые слова: Экономический, потенциал, категория, показатель, валовый, воспроизводство.

Keywords: Economic, potential, category, rate, gross reproduction.


Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 15-46-04125)

Потенциал – физический термин, который характеризует запас или величину энергии тела в какой-либо точке пространства. Согласно Толковому словарю русского языка Ожегова С.И. потенциал в переносном смысле — это «…степень мощности в каком-либо отношении, совокупность каких-либо средств, возможностей [1]». По нашему мнению, с экономической точки зрения, потенциал можно определить как совокупность ресурсов, использование которых может увеличить экономические блага.

Советский период. Несмотря на то, что в экономических исследованиях применение термина «потенциал» используется для оценки развития производительных сил страны со второго десятилетия ХХ века, впервые понятие «экономический потенциал» ввел академик Струмилин С.Г в 1954 г[2]. В своем труде «Проблемы экономики труда» [3] ученый характеризует экономический потенциал как синтетический показатель, который является мерилом экономического благосостояния общества и определяется суммой производственных сил общества и общественно-производственными отношениями страны. Ученый также впервые ставит вопрос о сложностях определения экономического потенциала страны каким-либо единственным подходом. Вследствие этого, академик ставит вопрос о невозможности сравнения экономического потенциала, как между отдельными странами, так и во времени.

Сложность применения какого-либо единственного подхода к оценке экономического потенциала предопределили различные толкования данного термина.

Немчинов В.С. рассматривал экономический рост через потенциал расширенного воспроизводства, который бы учитывал ее ресурсные возможности [4].

По мнению Красовского В. экономический потенциал сводится к потенциалу основных фондов, при этом основные производственные фонды, на долю которых приходилось около две третьих всех основных фондов страны, обеспечивают экономический рост, способствует научно-техническому прогрессу и росту производительности труда, а также являются материально-технической базой новых отраслей промышленности. « … Возможности этого потенциала велики, и их надлежит исследовать и определять в полной мере.» [5]

Василенко Г.В. и Бусыгин А.Е. рассматривают экономический потенциал «…как совокупность материальных и социально-экономических условий производства материальных благ, необходимых для производства и удовлетворения возрастающих потребностей общества, т.е. другими словами, возможность и способность открывать, осваивать и использовать природные ее богатства» [6].

Большинство ученых советского времени рассматривали экономический потенциал через призму производительных сил народного хозяйства. Именно производительные силы общества они считали доминирующей и главенствующей силой, которое придавало динамичность  и поступательность экономическому развитию социалистического общества [7]. Безусловно, производительные силы и производственные отношения являются взаимосвязанными и взаимовлияемыми категориями, и игнорирование и неучет одного из них может привести к падению эффективности экономического развития [8].

Наиболее известными учеными, такими как Белоусов Р.А. [9], Горбунов Э. [10], исследовавшими этот вопрос, были заложены основные подходы к внутреннему содержанию экономического потенциала, к которым, в основном, относятся ресурсная, производственная и результативная составляющие.

Таким образом, можно сделать вывод, что с одной стороны, указывается, что народнохозяйственные модели развития, основанные на примате производительных сил перед производственными отношениями показали свою невысокую эффективность из-за того, что не учитывались многие актуальные вопросы, касающиеся улучшения хозяйственных механизмов, введении различных методов стимулирования труда, организационные аспекты и т.д.

С другой стороны, многие теоретические вопросы, касающиеся определения экономического потенциала и возможности его эффективного использования, которые стояли перед советскими учеными, возможно, были предопределены самой системой социалистической модели развития экономики.

Рисунок 1. Нормальная степень использования общественно-экономического потенциала в капиталистическом и социалистическом обществе [11].

 

Венгерский ученый Корнаи Я. в своей работе «Дефицит» доказывает, что в социалистической системе в силу отсутствия ограничений, обусловленных эффективным денежным спросом, степень использования общественно-экономического потенциала в силу объективных причин приближается к предельным значениям, и носит напряженный характер (Рисунок 1) [11]. При отсутствии рыночных регуляторов в системе появляются другие механизмы управления такие как «…ориентация на вал, тенденция к накоплению, внутреннее стремление к расширению и вызываемый им ненасыщаемый инвестиционный голод, и как общий результат почти неудовлетворимый спрос предприятий на ресурсы, т.е. их хронический «отсос». Для капиталистической системы, напротив, степень использования общественно-экономического потенциала не носит напряженного характера[11].

Относительно высокий «голод» на энергоресурсы в СССР проиллюстрировал Гайдар Е. В каждом из периодов с 1940 по 1985 годы рост энергопотребления превышал рост валового национального продукта страны (Таблица 1). Отключение рыночных механизмов ценообразования и конкуренции, приводят к высокой ресурсоемкости экономики, в том числе и к росту энергоемкости ВВП, в то время как а западных странах, в условиях конкуренции, происходит обратная тенденция – снижение энергоемкости экономики [12].

 

Таблица 1

Рост валового национального продукта энергопотребления в СССР (раз) [12]

1940-1960 гг.1976-1970 гг.1971-1980 гг.1981-1985 гг.
Рост валового национального продукта2,161,661,201,104
Рост энергопотребления2,971,691,541,123

 

Гайдар Е. указывает, что высокие темпы индустриализации в Советском Союзе потребовали беспрецедентного по масштабам и последствиям перераспределения финансовых и человеческих ресурсов из аграрного сектора. Эта политика в конце концов привело к падению эффективности экономики АПК при росте населения страны. Советский Союз начал в больших масштабах импортировать зерно. Дальнейшее развитие экономики страны связано с повышением мировых цен на нефть и открытием крупных месторождений нефти и газа в Сибири. Обеспечение высокого уровня благосостояния граждан страны, рост оборонных расходов в ВВП, рост импорта продовольствия, дальнейший возрастающий рост ресурсо- и энергопотребления поддерживалось за счет новых финансовых ресурсов — «нефтедолларов». Однако переориентация экономики страны на сырьевую экономику не могло не сказаться на падении устойчивости социалистической модели экономики, учитывая высокую волатильность цен на сырье. При росте экспорта сырья, наблюдается сокращение экспорта продукции обрабатывающих отраслей. Постепенное исчерпание запасов крупных месторождений и резкое падение мировых цен на сырье привели к острому социально-экономическому кризису и распаду Советского Союза.

Таким образом, история трактовки категории экономического потенциала в советской экономической науке, возможно, было неким отражением истории развития экономики Советского Союза, когда в период индустриализации экономический потенциал отождествлялся сугубо с производительными силами, а в период развитого социализма 70-80 годов, когда явно или неявно стали видны провалы экономической политики, понятие экономический потенциал смещается не только в сторону производственных отношений, но в него включаются и другие факторы, в том числе и факторы, относящиеся к сферам нематериального производства.

Фундаментальные основы социалистической экономики, которые были направлены на максимизацию выпуска всех отраслей экономики, что подразумевает использование всех ресурсов экономики, к сожалению, изначально задают неустойчивость системе. «…Вся советская экономика напоминает пирамиду с основанием наверху.» [13].

Библиографический список

1. Ожегов, С.И.: Толковый словарь русского языка. - М.: Оникс. - 2008.
2. Бережной А.Н. Потенциал экономик региона: проблематика терминологии. // Актуальные вопросы экономики и управления. – 2015. - №5. – Т. 10. – С. 7 – 14.
3. Струмилин С.Г. Проблемы экономики труда. // Москва. – 1982. – 472 С.
4. Немчинов В. С. Экономико-математический методы и модели. — М. : Соцэкгиз, 1962. — 410 с.
5. Красовский, В. Экономический потенциал: резервы и отдача // Вопросы экономики. 1981. - №2. - С.88-98
6. Василенко Г.В. и Бусыгин А.Е. Экономический потенциал зрелого, развитого социалистического общества в СССР. // Вестник Московского университета. Серия Экономика. – 1977. №6. – С. 15-28.
7. Шиян В.И. Эффективность производственного потенциала. – Киев. – 1986. - 180 с.
8. Задоя А.А. Народнохозяйственный потенциал и интенсивное производство. – Киев. 1986. - 158 с.
9. Белоусов Р.А. Рост экономического потенциала 1972. С.3
10. Горбунов Э., Структура и эффективность общественного производства, М., 1974.
11. Корнаи Я. Дефицит — М.: Наука, 1990. – 612 с.
12. Гайдар Е. Аномалии экономического роста. // Вопросы экономики. – 1996. -
13. Самуэльсон П.А, Нордхауз В.Д. Экономикс. 15-е издание (перевод издания 1995 года). — М.: Бином, 1997. — 800 с.: ил. (С.408)