Индекс УДК 338.2
Дата публикации: 28.12.2020

Градообразующие организации в комплексных инвестиционных планах моногородов

City-organizing organizations in integrated investment plans of single-industry town

Дьякова Е. В.,
Солопова Н.Н.

1. кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов и кредита,
Алтайский государственный университет, г. Барнаул
2. кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и эконометрики, Алтайский государственный университет, г. Барнаул

Dyakova E.V.,
Solopova N. N.
1. candidate of economic Sciences, associate Professor,
associate Professor of Finance and credit Department,
Altai state University, Barnaul
2. candidate of economic Sciences, associate Professor,
associate Professor of the Department of Economics and econometrics,
Altai state University, Barnaul
Аннотация: В статье рассмотрена роль градообразующих организаций в реализации комплексных инвестиционных планов моногородов. Выявлены проблемы в части разработки и реализации инвестиционных проектов. Обоснована необходимость дальнейшего совершенствования инвестиционного проектирования с учетом практического опыта, научных разработок и совершенствования государственной политики.

Abstract: The article considers the role of city-forming organizations in the implementation of complex investment plans for single-industry towns. Problems in the development and implementation of investment projects were identified. The necessity of further improvement of investment design taking into account practical experience, scientific developments and improvement of state policy is justified.
Ключевые слова: моногород, градообразующая организация, комплексный инвестиционный план, инвестиционный проект, государственная поддержка, территория опережающего социально-экономического развития.

Keywords: single-industry town, city-forming organization, comprehensive investment plan, investment project, state support, territory of advanced socio-economic development.


На протяжении новейшей истории отечественные моногорода, являясь специфическими муниципальными образованиями, находятся под пристальным государственным вниманием. Данные городские поселения имеют высокую степень зависимости от финансового состояния градообразующих организаций, обеспечивающих рабочие места, поступления доходов в местный бюджет, уровень социального обеспечения горожан, состояние городской инфраструктуры и т. д. В неустойчивой российской экономике сложно найти оптимальные механизмы регулирования социально-экономического положения моногородов.

В начале столетия федеральное правительство одним из главных условий государственной финансовой поддержки российских моногородов определило наличие комплексного инвестиционного плана (КИП).

КИП позволяет осуществлять координацию социально-экономического развития монопрофильных населенных пунктов субъектов Российской Федерации; обеспечивает возможность концентрации федеральных, региональных и ведомственных целевых программ и стратегий развития в ходе их реализации; оказывает содействие в определении оптимального пути развития моногорода; делает возможным реализацию проектов на основе государственно-частного партнерства.

КИП модернизации моногорода представляет собой формализованный инструмент управления рисками и мониторинга ситуации в монопрофильных муниципальных образованиях и, по существу, является ресурсообеспеченным инвестиционным пакетом инвестиционных проектов. КИП – инструмент управления рисками и развитием не только градообразующей базы, но и города как единого хозяйственного комплекса [1, с. 7–14].

Во многих субъектах Российской Федерации разрабатываются и принимаются собственные законы и комплексные инвестиционные планы трансформации экономики и социальной сферы моногородов.  Данные нормативные акты нацелены, в первую очередь, на диверсификацию их экономики, сокращение экономической зависимости от градообразующих организаций. Подобные целевые программы есть в Кемеровской области, Татарстане, Чувашской, Хакасской республиках, в Челябинской, Волгоградской, Нижегородской, Брянской, Кировской областях, Алтайском крае и других субъектах Российской Федерации (таблица 1).

Таблица 1

Комплексные инвестиционные планы развития моногородов Алтайского края

 

Моногород

Градообразующая

организация

Направления реализации инвестиционного планаОбъем финансирования
г. АлейскАО «Алейскзерно-

продукт» им. С.Н. Старовойтова

формирование сельскохозяйственного кластера2 млрд. руб., в т. ч. за счет внебюджетных источников – 0,484 млрд. руб.
г. ЗаринскАО «Алтай-Кокс»—         создание кластера по переработке сельскохозяйственной продукции;

—         модернизация и поддержание конкурентоспособности ОАО «Алтай-Кокс»;

—         развитие малого и среднего бизнеса

4,885 млрд. руб., в т. ч. за счет внебюджетных источников – 4,047 млрд. руб.
г. НовоалтайскАО «Алтайвагон»производство железнодорожного грузового подвижного составаболее 17 млрд. руб., в т. ч. за счет внебюджетных источников – 17 млрд. руб.

Как видно, основой для реализации КИПов г. Алейск и г. Новоалтайск являются градообразующие организации.  В г. Заринск предполагается диверсификация городской экономики, при этом АО «Алтай–Кокс» занимает лидирующее место.

Мероприятия по разработке КИПов не только сформировали предпосылки для качественного изменения социально-экономического положения в моногородах, но и позволили выявить целый ряд проблем.

Во–первых, не взирая на уже существующую практику стратегического планирования, значительное количество разработанных и реализованных стратегических документов, многие проблемные моменты развития экономики ранее не затрагивались вовсе, или им уделялось недостаточно должное внимание.

Во–вторых, разработка КИПов в очередной раз показала высокую степень недоверия градообразующих организаций к оказанию государственной поддержки.

В–третьих, ожидания власти от КИПов по большому счету не оправдались.

 Таким образом, возник дефицит инвестиционных проектов [2, с. 585–590].

При этом, выделяемые на поддержку моногородов государственные финансовые ресурсы, носят краткосрочный характер. Данный факт вызывает нежелание принимать на себя бюджетные обязательства на долгосрочную перспективу, не способствует разработке долгосрочных стратегий реструктуризации моногородов на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Фактически не удалось определить рациональные формы ликвидации противоречия между краткосрочными (восстановление производственного градообразующего комплекса) и долгосрочными (диверсификация) целями развития моногородов [3 с. 80–89].

Необходимо отметить, что не все российские промышленные моногорода смогли справиться с поставленной задачей формирования КИПов.

При всей рациональности базового принципа (целевое финансирование конкретных инвестиционных проектов, призванных диверсифицировать местную экономику) выбранному подходу было недостаточно мобильности. Основания для получения государственной поддержки законодательно установлены единообразно для крупных мегаполисов и малых моногородов.

Предложенная Министерством регионального развития Российской Федерации методология составления проекта КИПа оказалась слишком сложной для экономических служб местных администраций. В большинстве случаев они не только не были готовы в установленные сроки самостоятельно выполнить соответствующие разработки, но не смогли правильно поставить задачи привлеченным внешним экспертам и консультантам. При этом разработка грамотного КИПа в консалтинговой компании стоит до 40 млн. руб., что не под силу бюджетам небольших монопрофильных муниципальных образований [4, с. 15–27].

Большинство моногородов испытывают дефицит кадров, занимающихся инвестиционной деятельностью.

Серьезной проблемой для реализации КИПов является недостаток квалифицированных кадров для вновь создаваемых производств, отсутствие необходимой производственной и социальной         инфраструктуры.

 Дотационным регионам сложно обеспечить необходимое государственное софинансирование комплексных инвестиционных проектов моногородов.

Более того, большая часть моногородов – это небольшие населенные пункты с низкой бюджетной обеспеченностью, недостаточной для проектного финансирования [5, с. 41–45].

В последнее время особое значение в государственной политике уделяется созданию в моногородах территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР).

Постановление Правительства Российской Федерации «Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)» от 22.06.2015 №614 определило, что основополагающим условием  создания ТОСЭР должен быть инвестиционный проект, реализуемый резидентом на территории монопрофильного городского или сельского поселения Российской Федерации (моногорода), в соответствии с определенными требованиями. Таким образом, инвестиционное проектирование продолжает оставаться центральным звеном в системе мероприятий по развития социально-экономического положения моногородов [6, с. 106–114].

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации также заинтересованы в создании и развитии ТОСЭР в моногородах.

Например, Законом Алтайского края «Об установлении налоговых льгот для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, созданных на территориях монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Алтайского края» от 25.12.2017 №354, определена процедура предоставления налоговых льгот по налогу на имущество и налогу на прибыль организаций – резидентов ТОСЭР.

В Приказе Министерства экономического развития Алтайского края «Порядок рассмотрения заявок юридических лиц на заключение соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, созданной на территории монопрофильного муниципального образования (моногорода) Алтайского края» от 01.06.2019 №8 закреплены процессуальные основы инвестиционного проектирования.

Думается, полученный практический опыт и дальнейшие направления по реализации КИПов позволят существенно повысить уровень социально-экономического благополучия моногородов.

В основе государственной политики, по-прежнему, должен лежать дифференцированный подход к решению проблем монопрофильных поселений.

Библиографический список

1. Андрианов А. Ю. Монопрофильные города России и комплексные инвестиционные планы их развития [Электронный ресурс] // Инновационное развитие экономики. – 2018. – №1(43). – С. 7–14. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_32768670_54049355.pdf.
2. Цацурин К.А. Проблемы и перспективы развития российских моногородов [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2016. – №28(132). – С. 585–590. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/132/36848/.
3. Петрикова Е.М. Комплексная инвестиционная программа развития моногородов // Территория и планирование. – 2019. – № 2(32). – С. 80-89.
4. Батиевская В.Б. Актуальные проблемы развития моногородов Кузбасса и возможные пути их решения // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 3-2. – С. 15–27.
5. Бехтерев Д.В. Факторы социально-экономического развития моногородов [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. – 2018. – №1. – С. 41–45. – Режим доступа: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=42046.
6. Дьякова Е. В., Колос Е. А.    Моногорода как территории опережающего социально-экономического развития // Экономическое развитие региона: управление, инновации, подготовка кадров [Электронный ресурс]: материалы V Международного экономического форума / под ред. д.э.н. С. В. Лобовой, д.э.н. С. Н. Бочарова. — Барнаул : Изд-во Алт. ун–та, 2018. – С. 106–114.