Индекс УДК 33
Дата публикации: 26.12.2022

Влияние членства КНР в ВТО на развитие угольной промышленности страны

The impact of CHINA’S WTO membership on the country’s coal industry

Супранкова П. А.
студентка кафедры «Мировая экономика»
Дипломатической академии МИД России
Suprankova P. A.

Diplomatic Academy of the Ministry of
Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow
Аннотация: В статье проведен анализ основных этапов интеграции КНР в мировую хозяйственную систему в рамках ГАТТ/ВТО. Изучены основные этапы развития угольной промышленности КНР до 2022 года, а также дана оценка влияния членства КНР в ВТО на данную отрасль.
Данная статья выполнена в рамках работы студенческого научного кружка "Энергетические исследования" на базе студенческой научной лаборатории "Экономическая дипломатия" Дипломатической академии МИД России.
Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Секачевой А.Б., кафедра "Мировой экономики", Дипломатическая академия МИД России.


Abstract: The article analyzes the main stages of China's integration into the world economic system within the framework of the GATT/WTO. The main stages of the development of the coal industry of the People's Republic of China until 2022 are studied, and the impact of China's membership in the WTO on this industry is assessed.
This article was carried out within the framework of the student scientific circle "Energy Research" on the basis of the student scientific laboratory "Economic Diplomacy" of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia.
The article was carried out under the scientific supervision of Candidate of Economics, Associate Professor A.B. Sekacheva, Department "World Economy", Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
Ключевые слова: ГАТТ, ВТО, КНР, угольная промышленность, кризис, геополитическая нестабильность, торговые споры.

Keywords: GATT, WTO, China, coal industry, crisis, geopolitical instability, trade disputes.


Введение

Международная торговая система (МТС) — это сфера, в которой на возмездной основе осуществляется транснациональное движение из одной экономики в другую различных материальных и нематериальных ценностей[1]. После долгих веков становления и развития МТС, на современном этапе данная система представляет собой глобальное явление.

В связи со всеобъемлющим характером торговых отношений, необходим механизм его регулирования, именно с этой целью 8 декабря 1994 года была учреждена ВТО, начавшая свою деятельность 1 января 1995 [10, с.15].

Регулирование международной торговли на многосторонней основе осуществляется прежде всего «пакетом соглашений» ВТО. Международную торговлю товарами регулирует Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) [12, с.73]. Регулирование международной торговли услугами осуществляется Генеральным соглашением по торговле услугами (ГАТС). Международную торговлю, связанную с правом интеллектуальной собственности, регулирует Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности — Соглашение ТРИПС.

Сейчас все чаще можно услышать, что центр мировой экономики, торговли и политики перемещается в Азиатско-Тихоокеанский регион, а нынешнюю роль Китая во всех аспектах межгосударственных взаимодействий сложно переоценить.

В 1986 году посол китайской делегации в Женеве Цянь Цзядун подал прошение Артуру Дункелю, генеральному директору Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) в тот период, о восстановлении статуса Китая в качестве договаривающейся стороны ГАТТ, что положило начало процессу возобновления переговоров. В 1995 году была создана Всемирная торговая организация (ВТО), и переговоры о возобновлении статуса официально были преобразованы в переговоры о вступлении в ВТО. Китай официально присоединился к ВТО 11 декабря 2001 г., став 143-м государством-членом [8, с.16].

Действующий в то время президент США, Билл Клинтон, и его соратники предполагали, что вступление самой густонаселенной страны в ВТО позволит Штатам «привнести в КНР одну из самых главный ценностей демократии США – экономическую свободу»[2], что в последующем, по их мнению, должно было привести и к политической свободе в Китае.

Однако эта стратегия провалилась. Китай начал свое восхождение к его нынешнему статусу второй по величине экономики в мире и находится на, казалось бы, неизбежном пути к тому, чтобы стать крупнейшей в мире [11, с.85].

Методологическая основа исследования

Использовались общенаучные методы исследования, такие, как методы системного анализа и исследования операций, метод сравнений и аналогий, метод обобщений, а также методы формально-логические.

Предпосылки и условия вступления КНР в ВТО

В 1947 году в Женеве было подписано соглашение ГАТТ, которое определило ключевые принципы регулирования торговых отношений, а также содействовало созданию Всемирной Торговой Организации (ВТО). Одной из стран, подписавших соглашение, был Китай. Однако, после образования КНР в 1949 году, отношения республики в рамках ГАТТ на долгое время были прерваны.

10 ноября 2001 года на четвертой министерской конференции, проводившейся в Дохе, был принят юридический документ о вхождении КНР в ВТО. Данному решению предшествовал многолетний процесс переговоров и консультаций. Имея большую историческую значимость, данное событие ознаменовало новый этап политики реформ и открытости.

После провала политики «Большого скачка» и Культурной революции, страна оказалась в бедственном положении, а возможности национальной экономики были исчерпаны. В попытках восстановить страну, на третьем пленуме одиннадцатого созыва ЦК КПК в 1978 году Дэн Сяопином было выдвинуто стратегическое решение «внутренних реформ и внешней открытости»[3].

В условиях курса «внешней открытости» в 1980-х годах начались переговоры по поводу восстановления КНР в ГАТТ. С 1982 года КНР участвовала в работе органов в качестве наблюдателя с правом совещательного голоса. В 1986 году, Китай подал заявку на восстановление своего статуса договаривающейся стороны в ГАТТ. С тех пор до преобразования ГАТТ в ВТО было проведено 19 заседаний по данному вопросу. После начала деятельности ВТО в 1995 году, Китай подал заявку о вступлении.

В связи с доминирующем положением США в организации, весь процесс можно свести к двусторонним переговорам КНР и США. Чтобы войти в ГАТТ до 1994 года, Китай выполняет все требования, выдвинутые Западом: сокращает число лицензируемых и квотируемых товаров, отменяет прямые экспортные субсидии, вводит единую систему налогообложения и так далее. Однако, Китай все равно не смог вступить в ГАТТ, главной причиной чего является противодействие США, а именно отказ предоставлять КНР статус развивающейся страны. После 1995 года переговорный процесс усложнился преобразованием ГАТТ в ВТО, спектр деятельности которой значительно расширяется и теперь также затрагивает сферу услуг. В конце 1990-х годов переговоры возобновились и, наконец, в ноябре 1999 года в Пекине состоялся решающий раунд китайско-американских переговоров.

Так, на основе договоренностей, помимо снижения тарифных ограничений Китай присоединился к Соглашению по информационным технологиям, отказался от субсидирования экспорта сельскохозяйственной продукции, взял на себя обязательство в полном объеме присоединиться к Соглашению по торговым аспектам защиты прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) и Соглашению по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС). Еще одной серьезной уступкой со стороны Китая являлось согласие, на то, что США на протяжении 15 лет после присоединения КНР к ВТО при проведении антидемпинговых расследований будут рассматривать экономику Китая как нерыночную, то есть при расчете демпинговой маржи, нормальная стоимость товара будет основываться на ценах третьей страны с рыночной экономикой, причем выбор такой страны также осуществляется исходя из интересов США.

Таким образом, присоединение КНР к ВТО стало новым этапом в истории политики «реформ и открытости». Несмотря на большое количество уступок, Китаю удалось сохранить сильные позиции в области внешнеэкономического регулирования.

Этапы развития угольной промышленности КНР до 2001 года

Китай является лидером по добыче, потреблению и экспорту угля в мире, поэтому роль данной отрасли в развитии экономики страны сложно переоценить. Крупнейшие запасы угля расположены в провинции Шаньси. Значительные запасы есть также в провинциях Хэйлунцзян, Ляонин, Цзилинь, Хэбэй и Шаньдун. Крупные месторождения угля разведаны в провинции Сычуань, в Гуандуне, Гуанси, Гуйчжоу и др.

Развитие угольной промышленности в Старом Китае шло достаточно медленно.  В 1876 году на Тайване была основана первая угольная шахта нового типа с машинным оборудованием, а в 1878 году она была введена в эксплуатацию с производительностью 300 тонн в день.

В период с 1895 по 1936 увеличился поток иностранного капитала в угольную промышленность Китая, в результате чего иностранные капиталисты закрепили за собой право на добычу ископаемых в Китае, а также получили контроль над основными угольными шахтами.

После 1937 года основные угледобывающие районы Северного Китая были оккупированы Японией, в связи с чем правительство решило использовать южные, юго-западные и северо-западные районы для производства.

После капитуляции Японии в 1945 году, большая часть шахт была серьезно повреждена, поэтому с 1946 по 1949 правительству пришлось проделать тяжелую работу по восстановлению производства. В первые дни основания Китайской Народной Республики потребление угля в Китае составляло более 90% от общего потребления энергии. В период «первой пятилетки» добыча достигла 66 млн. В 1978 году началась политика «реформ и открытости». Для угольного сектора это означало внедрение передового оборудования и технологий для добычи.

На начальном этапе «реформ и открытости» правительство активно привлекало зарубежные инвестиции в страну, в том числе и в угольную промышленность.

Добыча угля неуклонно росла. В период восьмой пятилетки (1991-1995гг.) среднегодовой темп прироста составил 40 миллионов тонн, что отвечало потребностям народного хозяйства. За годы восьмой пятилетки в эксплуатацию было запущено 208 угольных шахт с мощностью 110 млн тонн, 188 шахт с мощностью 96,5 млн тонн (рис. 1).

Рисунок 1. — Экспорт угля из КНР 1990-2000 гг.

Источник: составлено автором по данным национального бюро статистики КНР

В этот период экспорт угля (рисунок 1) также проявлял тенденцию к росту. В 1998 году, чтобы поощрить предприятия, правительство КНР начало проводить политику снижения налога на экспорт угля.

Автор выдвинул гипотезу, согласно которой на рост экспорта угля из КНР до 2001 года (Y, тыс.тонн) ключевое влияние оказывали два фактора:

X1 – средняя цена на уголь, юань/тонна;

X2 – объемы производства угля в КНР.

Для проверки гипотезы была построена двухфакторная МНК-модель зависимости экспорта угля от данных параметров (табл.1).

Таблица 1

На основании регрессионного анализа можно сделать вывод об адекватности модели при уровнях значимости 0,05 фактора X1 и 0,01 фактора X2. То есть в случае с ценой, за пределами статистического исследования находятся 5% выборки, в случае с темпами производства – лишь 1%.

  • R2 модели равен 0,76, то есть модель объясняет вариабельность фактора практически на 80%, остальные 20% приходятся на долю других факторов;
  • По статистике Дарбина-Уотсона получаем 0,81 — коинтеграция факторов скорее присутствует;
  • При оценке адекватности модели по тесту Рамсея P-значение получилось выше критериального значения, то есть модель правильно специфицирована;
  • Проверка на мультиколлинеарность методом инфляционных факторов показала ее отсутствие, так как x1, x2 <10;
  • Автокорреляция также отсутствует, так как P-значение чуть превышает критериальное;
  • Тест на гетероскедантичность продемонстрировал разные результаты: по переменной x2 – гетероскедантичность отсутствует, то есть рассматриваемая переменная однородна, в то время как по переменной x1 – гетероскедантичность присутствует, что означает неоднородность x1.

Таким образом, можно говорить, что темпы производства в отличие от цены оказывали большее влияние на экспорт угля в период 1990-2000 гг. Видно, что в данный период не происходило сильных изменений цен на уголь, что по большей части связано с малой степенью регулирования экспорта со стороны властей, так что именно темпы роста добычи стимулировали рост экспорта.

Этапы развития угольной промышленности Китая после 2001 года

С 2001 года по 2003 год экспорт угля растет стремительными темпами и в 2003 достигает исторического максимума, в годовом объеме превысив отметку в 90 млн. тонн и достигнув значения в 94 млн. тонн. Одновременно растет и объем импорта, увеличиваясь из года в год и вскоре превышая 10 миллионов тонн, достигнув 10,76 миллиона тонн в 2003 году.

В октябре 2003 г. Министерство финансов и Государственная налоговая администрация выпустили «Уведомление об изменении ставки таможенных льгот на экспортируемые товары»[4], в рамках которого, в частности, было принято решение о снижении ставок налоговых льгот на экспорт угля с 13% до 11% с 1 января 2004 г. С ноября 2006 г. взималась временная экспортная пошлина в размере 5% на экспорт угля[5].

В связи с быстрым ростом внутреннего потребления угля, 7 января 2004 г. Национальная комиссия по развитию и реформам, Министерство торговли и Главное таможенное управление совместно издали «Меры по администрированию квот на экспорт угля»[6], тем самым официально вводя квоты на экспорт угля с июля 1, 2004. Только такие предприятия, как Shenhua, China Coal, Minmetals и Shanxi Coal Import and Export Group получили право осуществлять экспортную торговлю углем.

В 2006 году в КНР была полностью отменена система льгот на экспорт угля, и в том же году правительство начинает вводить экспортные тарифы на угольную продукцию, причем темпы их повышения постоянно увеличиваются. Подобные меры по ужесточению контроля за экспортом поспособствовали его снижению. По состоянию на 2011 год объем экспорта угля из Китая сократился до 14,5 млн тонн (рис. 2), что составляет менее одной шестой от объема экспорта в 2003 году.

 

Рисунок 2. —  Экспорт угля из КНР 2001-2011 гг.

Источник: составлено автором по данным национального бюро статистики КНР

В 2006 году в Китае также вступил в силу закон «О возобновляемых источниках энергии»[7], который узаконил развитие данной отрасли в стране и упорядочил отношения между государством, производителями энергии и владельцами электросетей.

Вступление в ВТО предполагает снижение экспортных и импортных тарифов, а значит и снижение цены на данную продукцию. В связи с этим фактом, автором была выдвинута еще одна гипотеза: на показатели экспорта угля из КНР после 2001 года (Y, тыс.тонн) ключевое влияние должен оказывать именно ценовой фактор:

X1 – средняя цена на уголь, юань/тонна.

Для проверки гипотезы была построена уже однофакторная МНК-модель зависимости экспорта угля от данного параметра.

Таблица 2

По результатам регрессионного анализа можно сделать вывод об адекватности модели при уровне значимости 0,01. То есть в данном случае за пределами статистического исследования находится 1% выборки.

  • R2 модели равен 0,93, то есть модель объясняет вариабельность фактора более чем на 90%, остальные 7% приходятся на долю других факторов;
  • по статистике Дарбина-Уотсона получаем 2,62 — коинтеграция факторов отсутствует;
  • при оценке адекватности модели по тесту Рамсея P-значение получилось выше критериального значения, то есть модель правильно специфицирована;
  • автокорреляция присутствует, так как модель однофакторная;
  • тест на гетероскедантичность показал ее отсутствие, то есть рассматриваемая переменная однородна.

По результатам модели видно, что цена угля действительно оказывало сильное влияние на его экспорт. Однако, едва ли можно говорить о влиянии ВТО в данной ситуации. Как уже упоминалось выше, в соответствии с принципами ВТО торговые пошлины, а значит и цена товара стран-членов ВТО после их вступления в организацию должны снижаться. Однако если проследить историю развития отрасли в период 2001-2011 гг., можно заметить, что именно тогда правительство КНР усилило контроль данной сферы, отменяя ранее существующие льготы, увеличивая экспортные тарифы, несмотря на вступление в ВТО. КПК КНР проводило политику в соответствии с интересами нации: при растущем дефиците запасов угля, ухудшении экологической ситуации, но при этом растущем потреблении энергии – увеличивало импорт и сокращало экспорт, повышая тарифы и ограничивая круг компаний, имеющих право заниматься экспортной торговлей. Ввиду этого можно сделать вывод, что цены на уголь зависели именно от проводимой партией политики, которая шла вразрез с принципами ВТО.

Постепенно начинает прослеживаться тренд на декарбонизацию. После 2013 г. прирост мощностей в сфере возобновляемой электроэнергии приблизился к показателю угольной генерации. Прежнее доминирование угля как приоритетного сырьевого ресурса ослабляется. Власти КНР отказываются от планов строительства новых шахт, отдавая предпочтение ТЭС. После 2016 года в связи с финансовыми проблемами более 4300 старых шахт с общем объемом выработки 850 млн тонн были выведены из строя.

После вспышки коронавируса в начале 2020 года темпы добычи угля в КНР сократилась. Основная причина заключается в том, что внезапность эпидемии, обширные масштабы и скорость ее распространения объективно привели к сокращению добычи и поставок угля крупными угольными предприятиями.

В 2021 году в условиях дефицита угля и резкого роста цен угледобывающие предприятия прилагали все усилия для увеличения добычи и предложения, ускоряя производственные мощности. Добыча рядового угля составила 4,13 млрд тонн, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5,7%.

В 2021 году чистая энергетика КНР продолжала развиваться, соответственно доля зеленой энергетики будет в дальнейшем увеличиваться, а структура энергетики будет продолжать оптимизироваться.

В 2021 году потребление угля составило 56,0% от общего потребления энергии, что на 0,9 процентных пункта меньше, чем в 2020 году. Природный газ, гидроэнергетика, атомная энергия, энергия ветра, солнечная энергия и другие виды чистой энергии составляют 25,5% от общего потребления энергии, что на 1,2 процентных пункта больше, чем в 2020 году, и примерно на 11 процентных пунктов больше, чем в 2012 году. Судя по данным структуры энергопотребления за последние годы, доля потребления угля имеет тенденцию к снижению, опустившись ниже 60% в 2018 году, и продолжает снижаться.

Заключение

Вплоть до 2000 года КНР, главным образом, играл роль «производственного цеха» для развитых государств, и по планам западных стран должен был оставаться таковым и после вступления в ВТО. Однако мощное сочетание дешевой рабочей силы Китая, его технологичных заводов и четко выверенной политики КПК, весь процесс международной торговли претерпел существенные изменения [9, с.45].

Китай беспрепятственно интегрировался в цепочки поставок крупнейших мировых компаний, последствия чего могут остро ощущаться на современном этапе развития глобальной экономики.

Пик развития угольной промышленности КНР пришелся на первое десятилетие XXI века. Однако, влияние ВТО в данном процессе не столь значительно, как может показаться. Правительство КНР вело собственную политику в отношении данного сектора, увеличивая и уменьшая экспортные тарифы, вводя квоты в целях обеспечения национальной безопасности страны, но не в целях соблюдения правил ВТО.

На современном этапе можно говорить о постепенном снижении роли угля в энергетическом комплексе Китая, однако свои доминирующие позиции в ближайшее время он вряд ли потеряет. Прослеживается тенденция к декарбонизации и переходу на зеленую энергетику, но данный процесс весьма длительный и в настоящее время значительно затруднен международными экономическими и политическими шоками, а также внутренней обстановкой в КНР, связанной с политикой «нулевой терпимости к COVID-19», проводимой действующим председателем КНР, Си Цзиньпином.

Библиографический список

1. Право Всемирной торговой организации (ВТО) : учебник / коллектив авторов ; под общ. ред. В.М. Шумилова и И.М. Лифшица. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : КНОРУС, 2023. — 252 с. — (Бакалавриат и магистратура)
2. Faisal Islam «How the West invited China to eat its lunch» BBC, December 11, 2021 / [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.bbc.com/news/business-59610019 (Дата обращения: 07.12.2022)
3. «中共十一届三中全会» / [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.cctv.com/specials/50th/bwl/38.htm (дата обращения: 25.10.22)
4. 财政部, «国家税务总局关于调整出口货物退税率的通知», 税屋13.10.2003 / [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.shui5.cn/article/77/27516.html (дата обращения: 01.12.22)
5. «中华人民共和国海关总署公告», 海关总署, 31.10.2006 / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gov.cn/zwgk/2006-11/03/content_431315.htm (дата обращения: 01.12.22)
6. «煤炭出口配额管理办法», 商务部, 07.01.2004 / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.lscps.gov.cn/html/3011 (дата обращения: 01.12.2022)
7. «中华人民共和国可再生能源法», 28.02.2005 / [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.docin.com/p-1298514907.html (дата обращения: 01.12.2022)
8. Дмитриева, А. Б. Особенности функционирования финансового рынка Китая в глобальной экономике / А. Б. Дмитриева, А. А. Свиридов // Финансы, деньги, инвестиции. – 2018. – № 2(66). – С. 14-22.
9. Будущее глобализации под угрозой? / И. В. Прокофьев, С. В. Каратаев, Н. В. Грибова [и др.] // Проблемы национальной стратегии. – 2018. – № 3(48). – С. 11-56.
10. Инвестиционное сотрудничество России и Китая / Н. В. Лукьянович, М. В. Демченко, Т. П. Розанова [и др.] ; под ред. Н.Н. Котлярова, А.В. Островского. – Моск : Издательство «Русайнс», 2016. – 162 с. – ISBN 978-5-4365-1137-5. – DOI 10.15216/978-5-4365-1137-5.
11. Дмитриева, А. Б. Ключевые аспекты международного инвестиционного сотрудничества России в контексте расширения российско- китайского экономического взаимодействия / А. Б. Дмитриева // Экономика. Налоги. Право. – 2016. – Т. 9. – № 2. – С. 81-87.
12. Дмитриева, А. Б. Российско-китайские экономические отношения: современные реалии и перспективы / А. Б. Дмитриева, А. В. Кураева // Социально-экономические аспекты развития международных отношений : Материалы международной научно-практической конференции, Днепропетровск, 28–29 ноября 2014 года. – Днепропетровск: Научная организация "Перспектива", 2014. – С. 71-75.