Abstract: This scientific article discusses the problems of relations between municipalities, government bodies of the Russian Federation and government bodies of the constituent entities of the Russian Federation on the issues of delegation of authority, financing of local government and the relationship between government and municipal authorities with the population.
Keywords: delegation, authority, local government, state.
Как известно, все уровни публичной власти (органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальные образования) в соответствии с Конституцией РФ имеют свою компетенцию и определенные законодательством свои предметы ведения, в рамках которых, соответствующие органы государственной и муниципальной власти реализуют свои полномочия и публично значимые функции.
Самой Конституцией и функцией государственной деятельности определены сферы деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов власти местного самоуправления. Если же характеризовать данную деятельность органов власти в наиболее общем виде, то она представляет собой государственное руководство процессами, происходящими в обществе (государственное, экономическое, социально-культурное строительство, внешние отношения, оборона и т.д.). В рамках данной темы, уместно будет указать соотношения органов власти муниципальных образований и органов государственной власти. Муниципальные образования, различные органы местного самоуправления не входят в структуру государственной власти, само предназначение органов местного самоуправления обусловлено необходимостью наиболее эффективного и качественного обеспечения жизнедеятельности местного населения и наиболее эффективного решения проблем на местном уровне.
Что же касается роли субъектов Российской Федерации, то в настоящее время их роль заключается лишь в том, чтобы содействовать работе органов местного самоуправления, то есть субъекты РФ не управомочены регулировать вопросы об их организации, формировании и деятельности. Другими словами, правила формирования и образования муниципалитетов регулируется федеральным законодательством. Тем не менее, в начале 90-х годов были попытки некоторых субъектов Российской Федерации регулировать организационные вопросы муниципалитетов, в частности это наблюдалось в Башкортостане и Татарстане. В данном случае, когда мы говорим о данных республиках, то стоит учитывать, что уровень их самостоятельности, суверенности был, в сравнении с другими субъектами Российской Федерации, на высоком уровне. Это касалось как и финансирования из федерального центра, в данном случае уместно говорить о более независимом использовании того капитала, который производился в республиках, так и регулирования на законодательном уровне взаимодействий органов государственной власти субъектов РФ с органами местного самоуправления. Данной способ обеспечения власти субъектами РФ является достаточно дискуссионным в настоящее время, так как при ведении такой политики были как и свои минусы, так и свои плюсы. В качестве положительного примера можно привести Республику Башкортостан в период нового государственного становления в 1991 году. Так, по всей стране шла активная тенденция расформирования колхозов и приватизции их частными лицами, однако в Республика запустила данную процедуру в замедленной форме, с целью подготовки дальнейших условий труда для рабочих и во избежание кризиса на местном уровне [1].
Проблема регулирования и взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и муниципалитетов обусловлена и тем, что у муниципальных образований, в некоторых случаях у органов государственной власти субъектов РФ, в какой-то степени не хватает компетенций и полномочий для решения тех или иных проблем [2]. Немаловажным фактором является и то, что у муниципалитетов актуальна проблема недостаточности финансовых средств, это обусловлено, как уже было сказано ранее, нехваткой компетенций и полномочий у органов местного самоуправления, недостаточным развитием уровня предпринимательства на местах и низким уровнем сторонних инвестиций в экономику. Следует сказать, что данная проблема вытекает из самого определения муниципальных образований и их функций. Муниципальное образование — согласно статье 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения на которой осуществляется местное самоуправление в России, то есть решаются преимущественно вопросы местного значения. Основной задачей местного самоуправления является, как уже было сказано ранее, наиболее эффективное решение вопросов местного значения и обеспечение жизнедеятельности местного населения. Отсюда можно следует вывод, что для наиболее эффективного способа решения этих проблем, муниципалитетам необходима определенная самостоятельность в решении проблем. Действительно, муниципальные образования обладают должной мерой самостоятельности, однако федеральное законодательство не решает проблему с финансированием органов местного самообразования. В следствие чего, некоторые муниципалитеты вынуждены подписывать соглашения с органами государственной власти о разграничении предметов ведения и передаче части своих полномочий. Несмотря на это, органы государственной власти не всегда способны решать проблемы местного уровня столь эффективно, как если бы это дели органы местного самоуправления, т.е. складывается двойственное отношение: с одной стороны полномочия были переданы органам государственной власти, но с другой стороны, государственная власть из-за этих соглашений не всегда действует эффективно так как появляется риск потери самого смысла которое вложено в определение «местное самоуправление», то есть, органы государственной власти субъектов РФ не всегда могут должным образом регулировать те вопросы, которые должны решаться на местном уровне, органами местного самоуправления. В качестве положительного примера можно привести Республику Татарстан, который сумел наиболее эффективно выйти из сложившейся ситуации. В этой республике осталось на высоком уровне степень вмешательства государственной власти в муниципальные образования путем регулирования их деятельности путем законодательного урегулирования в сфере установления порядка осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления законами Республики Татарстан, в сфере регулирования прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц в области местного самоуправления. Таким образом, можно сказать, что роль органов государственной власти субъектов РФ крайне высока. Несмотря на то, что роль субъектов Российской Федерации в области отношений муниципалитетов заключается в содействии работе органов местного самоуправления, от этого зависит эффективность реализации полномочий органов местного самоуправления.
Одним из наиболее важных полномочий, сохраненных за региональным уровнем Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», является установление системы территорий муниципальных образований. Именно субъект Федерации в своем законодательстве устанавливает, какие именно территории будут обладать статусом городского округа, муниципального района, городского или сельского поселения [3]. Данные полномочия не могут осуществляться вне процедур взаимодействия с муниципальными образованиями, однако федеральное законодательство напрямую к этому не обязывает государственные органы субъектов Федерации. Исключение составляют предусмотренные данным законом институты «инициативы населения» и «учета мнения населения»[4]
Явная характерная черта Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» состоит в том, что он централизовал нормативное регулирование ряда вопросов местного самоуправления, переведя его с регионального на федеральный уровень[5]. Согласно прежнему федеральному закону к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относилось принятие и изменение законов субъектов РФ о местном самоуправлении; разграничение предметов ведения между муниципальными образованиями при многоуровневой организации местного самоуправления; определение условий и порядка контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий субъекта РФ; установление порядка регистрации уставов муниципальных образований; определение порядка установления территорий муниципальных образований и другое[6]. «…Некоторые субъекты Российской Федерации, хотя и не в полной мере, реализовали эти полномочия. Однако в большинстве регионов органы государственной власти какое-то время вели себя пассивно. В нормативной базе местного самоуправления продолжали существовать серьезные пробелы». Это и стало одной из причин увеличения доли федерального участия в законодательном регулировании корневой системы публичной власти. И хотя субъекты РФ оставили за собой некоторые свои полномочия, их участие в нормативном решении многих задач местного самоуправления теперь не предусмотрено [7]. Таким образом, содержание общих принципов организации местного самоуправления, находящихся согласно Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, в новом законе выглядит иначе, чем в прежнем. Их федеральная составляющая в большей степени, чем прежде, перевешивает региональную. Однако это не означает, что новый Закон вносит кардинальные изменения в систему государственной и муниципальной власти, данные положения, вслед за тенденцией построения четкой иерархии и вертикали власти, способствуют центрлизации органов публичной власти в Российской Федерации[8].
Таким образом, при формировании законодательного регулирования взаимоотношений между органами государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов и муниципальных образований следует учитывать наиболее успешные практики субъектов РФ, к примеру которые были указаны выше, в сфере реализации власти на местах. Сам смысл федеративного устройства государства состоит в делегировании полномочий из федеративного центра в регионы.
Библиографический список
1. Соломка Н.И. Взаимоотношения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления : дис. … канд. юрид. наук. — Екатеринбург, 1998.2. Карташов В.Г. Взаимодействие органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. — 2007. — №19.
3. Кудинов В.В. К вопросу о формах взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления по защите Государственной границы Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. — 2009. — №8.
4. Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. — М., 2002.
5. БердичевскийФ.Ю. Условия эффективности взаимодействия органов следствия и милиции по уголовному делу. Проблемы повышения эффективности предварительного следствия // Тезисы научно-практической конференции.— Л., 1973.
6. Берг О.В. Некоторые вопросы концепции проекта Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Государственная власть и местное самоуправление. 2003. № 2. С. 17.
7. Безруков А.В. Государственная власть и местное самоуправление: проблемы соотношения и взаимодействия // Конституционное и муниципальное право. — 2009. — №6
8. Основные направления развития механизмов местного самоуправления в Российской Федерации на среднесрочный период // Местное право. 2013. № 6. С. 73.