Индекс УДК 33
Дата публикации: 27.01.2023

Внешнеэкономическая стратегия России в Арабском регионе: оценка потенциала, основных направлений и рисков

Russia's Foreign Economic Strategy in the Arab region: assessment of potential, main directions and risks

Жильченко Алина Александровна
магистрант, Дипломатическая академия МИД России,
г. Москва
Jil’chenko Alina Aleksandrovna
Master's student, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow
Аннотация: Статья посвящена анализу российской внешнеэкономической политики на пространстве Арабского Востока в страновом и отраслевом разрезах. Советский опыт реализации крупных совместных проектов на территории региона рассматривается в качестве устойчивой базы для обеспечения взаимодействия на современном этапе. Учитывая высокую емкость арабского рынка, его диверсифицированность и восприимчивость к отечественным технологиям, российско-арабское сотрудничество представляется инструментом трансформации системы внешнеэкономических связей России, однако для реализации его потенциала потребуются управленческий и политический ресурсы.
Данная статья выполнена в рамках работы студенческого научного кружка "Энергетические исследования" на базе студенческой научной лаборатории "Экономическая дипломатия" Дипломатической академии МИД России.
Статья выполнена под научным руководством д.э.н., профессора Толмачева П.И., кафедра мировой экономики, Дипломатическая академия МИД России.


Abstract: The article is devoted to the analysis of the Russian foreign economic policy in the space of the Arab East in terms of country and industry sections. The Soviet experience of implementing major joint projects in the region is considered as a stable basis for ensuring cooperation at the present stage. Given the high capacity of the Arab market, its diversification and susceptibility to domestic technologies, Russian-Arab cooperation seems to be a tool for transforming the system of foreign economic relations of Russia. However, to realize its potential, managerial and political resources will be required.
This article was carried out within the framework of the student scientific circle "Energy Research" on the basis of the student scientific laboratory "Economic Diplomacy" of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia.
The article was carried out under the scientific supervision of Doctor of Economics, Professor Tolmachev P.I., Department of world economy, Diplomatic Academy of the Russian foreign Ministry.
Ключевые слова: внешнеэкономическая политика, стратегическое планирование, Арабский Восток, диверсификация, российско-арабское сотрудничество.

Keywords: foreign economic policy, strategic planning, Arab East, diversification, Russian-Arab cooperation.


Введение

В сложившихся внешнеэкономических условиях проблематика разработки эффективной стратегии взаимодействия с зарубежными партнерами стала для Российской Федерации особенно актуальна. В связи с этим, сегодня процесс не только оперативного, но и более долгосрочного планирования в России в сущности сводится к усилиям по переориентации цепочек поставок и поиску возможностей сотрудничества с «нетрадиционными» для России партнерами, в т. ч. Юго-Восточной Азией, Африкой, Латинской Америкой и Ближним Востоком.

Методологическая основа исследования

Использовались общенаучные методы исследования, такие, как методы системного анализа и исследования операций, метод сравнений и аналогий, метод обобщений.

Роль стран Ближнего Востока во внешнеэкономических связях России в современных условиях

В свою очередь, Ближний Восток и, в частности, арабский регион представляет для России исключительный интерес: на протяжении всего XX века он играл роль локомотива производства в промышленно-развитых странах, будучи ключевым поставщиком энергоносителей на мировые рынки. Так, по данным Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) за 2021 год, на арабский мир до сих пор приходится около 43% мировых подтвержденных запасов нефти [1]. Отсюда следует, что данный регион, представленный странами-членами Лиги арабских государств (ЛАГ), и на данный момент является «ареной» реализации стратегических интересов крупнейших держав мира, стремящихся установить по крайней мере частичный контроль над ценными сырьевыми ресурсами.

Несмотря на аналогичность отдельных элементов российской и арабской хозяйственных моделей, для России выгодные условия внешней торговли и продуктивное сотрудничество с Арабским Востоком представляют прежде всего геоэкономический интерес: США, Китай и Индия уже прочно укрепились в качестве важнейших партнеров арабских стран на внешнеэкономическом треке, а России необходимо присутствие в регионе для недопущения доминирования других держав.

Отметим, что в современной, постсоветской России возможности взаимовыгодного сотрудничества с исследуемыми странами реализованы не в полной мере, однако этот факт нельзя считать продолжением традиции активного включения СССР в региональные экономические процессы.

Так, режимы с социалистическим уклоном (Египет, Сирия, Ирак, Ливия, Алжир и др.) пользовались значительными преференциями при сотрудничестве с Советским Союзом: в 1940-е – 1950-е годы СССР подхватил тренд деколонизации в регионе, предложив значительную помощь в обеспечении государств вооружением и военной техникой (ВВТ) для недопущения краха вновь созданных дружественных режимов. Вместе с тем и общее инфраструктурное «строительство» независимых экономик таких стран не обходилось без существенной поддержки со стороны советской власти – через проекты в сфере энергетики, логистики, нефтегазовой промышленности. Такие предприятия либо были построены при технической поддержке СССР, либо их последующее обслуживание требовало активного включения квалифицированных советских специалистов (табл.1).

Таблица 1

Примеры крупных проектов с участием СССР в арабских государствах

НазваниеГод завершения строительстваСтранаХарактеристики
Хелуанский металлургический комбинат1970-еЕгипетПервый в стране

Годовая выплавка – 1,25 млн т/год

Высотная Асуанская плотина1970ЕгипетКрупнейший на континенте

Мощность – 10 млрд квт*ч/год

Евфратский гидроузел1977СирияКрупнейший в стране

Мощность – ≈ 800 мвт

Нефтедобывающее предприятие «Северная Румейла»1972ИракОдно из крупнейших в стране

Мощность – 42 млн т/год

Составлено автором по материалам базы данных Power Technology [2].

Характерно, что многие из указанных совместных проектов до сих пор считаются «поворотными точками» в истории экономического развития данных стран [3].  Хотя пик сотрудничества, когда советско-арабские хозяйственные связи были наиболее тесными, пришелся на 1960-е – 1970-е годы, предприятия, основа которых была заложена при поддержке СССР более 50 лет назад, и сейчас часто остаются крупнейшими в соответствующих странах.

Однако в дальнейшем для российской стратегии конца 1990-х – начала 2000-х гг. характерен постепенный отказ от сложившейся в советский период практики проактивного сотрудничества с арабским регионом. Со стороны России причиной тому отчасти послужило нивелирование идеологического фактора, вызвавшее падение интереса к странам, установление деловых контактов с которыми сопряжено с высоким политическим риском. И наоборот – социалистическая модель оказалась дискредитирована «в глазах» арабского мира, ставшего свидетелем распада СССР и, как следствие, неэффективности внедряемых советским режимом принципов.

Взаимная торговля России с арабскими странами

Переходя к рассмотрению статистических показателей, заметим, что политическое включение России в ближневосточную повестку (в т. ч. через военную операцию в Сирии с 2015 года) не могло остаться без внимания арабского мира, и это прямым образом отразилось на объеме взаимной торговли государств (рис.1).

Рисунок 1 – Динамика доли ЛАГ в совокупном объеме экспорта и импорта России, %

Составлено автором по данным ЮНКТАД.

Вместе с тем, несмотря на резкий рост поставок РФ в арабские государства синхронно с наращиванием российского политического присутствия в регионе, его совокупная доля во внешнеторговом обороте страны остается на крайне низком уровне. Так, на 2021 год доля арабского мира в российском экспорте составляет всего менее 4% [4]. При этом, наибольшая часть поставок приходится на арабские страны Северной Африки, в частности, Египет и Алжир, которые за последние десятилетия интенсифицировали закупки российских ВВТ.

Динамика взаимных инвестиций России и арабских стран

Вместе с тем, в сотрудничестве между Россией и арабскими странами огромное значение приобретают инвестиционные потоки. Например, говоря о крупных сделках, стоит отметить 2016 год, когда суверенный фонд Катара Qatar Investment Authority в консорциуме с швейцарской компанией Glencore приобрел 19,5% акций Роснефти, войдя в тройку крупнейших инвесторов. Затем доля существенно снизилась – до 4,7%, но и на данный момент представители фонда остаются членами Совета директоров компании и влияют существенным образом на процесс принятия решений в ней [5].

В целом, наибольшим потенциалом вложений в российскую экономику закономерно обладают страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), аккумулировавшие значительные средства в суверенных фондах. Так, на 2021 год в Россию со стороны стран Персидского залива поступает около 5% от общего притока ПИИ в страну (рис.2).

Рисунок 2 – Динамика объема прямых иностранных инвестиций стран ССАГПЗ в Россию, млн долл. США

Составлено автором по данным Банка России [6].

Как видно из рис. 2, показатели объема вложений арабских стран Персидского залива достаточно нестабильны: периоды активного инвестирования сменяются дивестиционными тенденциями. Так, можно предположить, что резкий спад инвестиций из Катара в 2018 году обусловлен дипломатическим кризисом в Заливе 2017 года, а в 2020 году фактором, который вынудил арабских инвесторов выводить свои активы из России, стал рост глобальной неопределенности.

При этом необходимо учитывать, что сотрудничество и торговля между РФ и странами Арабского Востока на данном этапе затруднена рядом объективных факторов. Во-первых, как было указано выше, структура экспорта России, обусловленная наличием сравнительных преимуществ государств на мировых рынках, аналогична специализации государств наиболее «богатых» и развитых арабских партнеров – ССАГПЗ. Так, поставки минерального топлива и нефти составляют 53% экспорта России и при этом 79% экспорта Саудовской Аравии, 61% — Бахрейна, 31% — ОАЭ и т. д. [4] Данное сходство не позволяет странам существенно нарастить торговый обмен и тормозит их сотрудничество в отраслях, не связанных с добычей нефти и других полезных ископаемых.

Перспективные направления сотрудничества России со странами Арабского Востока

В действительности же, российско-арабское взаимодействие не сводится исключительно к торговле, а энергетическое сотрудничество сторон не ограничивается добычей и переработкой нефтегазового сырья. Так, например, одной из ключевых задач стратегии России является продвижение российских технологий при строительстве и обслуживании АЭС [19, с.1797]. Кроме того, содействие развитию мирного использования ядерной энергетики на пространстве Ближнего Востока – особенно важное направление внешней политики России на фоне формирования пояса ракетно-ядерной нестабильности в непосредственной близости от арабского региона (Иран, Индия, Пакистан, КНДР).

Тем не менее, в настоящее время РФ слабо представлена в активных проектах в этой сфере на территории Арабского Востока, и это вполне может привести к тому, что Россия окажется на периферии новых географических и отраслевых тенденций в развитии мировой энергетики.

Например, в марте 2021 года стало известно о планах государственной корпорации «Росатом» развивать производство экологически чистого «зеленого» водорода в России. Эта же технология пользуется особым спросом в странах Персидского залива, нацеленных на диверсификацию и стремящихся к обеспечению своих новых проектов экологически чистыми источниками энергии. Однако уже в 2020 году Саудовская Аравия, будучи на передовой внедрения альтернативной энергетики в свою хозяйственную систему, уже заключила соглашение о строительстве крупнейшей в мире станции по производству данного вида водорода с американской компанией «Air Products and Chemicals» [7].

В то же время, большинство релевантных российско-арабских проектов в сфере атомной энергетики на данный момент находится на стадии переговоров. Например, в июле 2019 года Росатом выступил с предложением строительства АЭС средней мощности в Саудовской Аравии. Это означает, что российские компании в целом заинтересованы в сооружении первой в этой стране атомной электростанции, однако властями КСА до сих пор не принято решение о сроках и исполнителе проекта. Конкурентами Росатома, также прошедшими предквалификационный отбор в тендере на строительство, выступают американская электротехническая фирма Westinghouse Electric, китайская компания в сфере атомной энергетики China National Nuclear Corp., южнокорейский поставщик электроэнергии KEPCO и французская энергогенерирующая компания Électricité de France [8].

Вместе с тем, за последнее время активизировались попытки российских энергетических компаний продвигать свои интересы на Арабском Востоке. Так, 6 сентября 2022 года представитель ГК «Росатом» по международным и научно-техническим проектам В. Першуков заявил о намерении компании расширять сотрудничество с «восточными» партнерами в целом, и в т. ч. с арабскими странами, в частности ОАЭ [9]. Ранее, в январе того же года об этом уже заявлял региональный исполнительный директор компании «Росатом – Ближний Восток и Северная Африка» А. К. Воронков, однако сделав при этом акцент на готовности развивать атомную энергетику Саудовской Аравии.

Однако наибольшего успеха в продвижении на Арабском Востоке российская атомная энергетика достигла в Египте, подписав в 2015 г. соглашение о строительстве первой в стране АЭС «Эд-Дабаа», причем 85% стоимости строительства (25 млрд долл. США) будут покрыты за счет экспортного кредита, предоставляемого Россией. Выплаты по кредиту со стороны Египта должны начаться в 2029 году, тогда как введение станции в эксплуатацию планируется произвести на год раньше – в 2028 г. Вдобавок, Россия обеспечит АЭС топливом на протяжении всего ее «жизненного цикла», а также возьмет на себя функции по подготовке специалистов, техобслуживанию станции и ее ремонту [10].

Таким образом, Египет как более «традиционный» для России партнер, очевидно, склонен к сотрудничеству с отечественными поставщиками энергетических услуг в противовес азиатским и американским подрядчикам [17, с.221]. Представляется, что это частично объясняется несоразмерно выгодными условиями, предоставляемыми Россией, особенно учитывая, что египетская экономика серьезно страдает именно из-за нехватки государственных и частных средств для эффективного расходования и капиталовложений в производительные проекты.

Что касается выгод интенсивного российско-арабского взаимодействия для отечественного научно-технического потенциала, на современном этапе центром такого сотрудничества становится лидер региона – Саудовская Аравия, обладающая передовым опытом в сфере диверсификации экономики на основе стратегии «Видение – 2030» [11].

Так, в рамках взаимовыгодного обмена технологиями возможно применение в отечественных условиях комплексной программы In-Kingdom Total Value Add (IKTVA), разработанной ведущим нефтяным консорциумом Saudi Aramco. Данная программа позволяет автоматически рассчитывать специальный внутренний индекс по результатам регистрации конкретного предприятия и прохождения им специального анкетирования. «Целевая аудитория» программы – малые и средние предприятия, поэтому затем компания получает консультацию и примерный план действий для повышения своего индекса. В целом же, программа нацелена как на локализацию ключевых секторов экономики, так и на приращение их конкурентоспособности за счет привлечения в сектор малого и среднего бизнеса дополнительных инвестиционных средств, в том числе из-за рубежа [12]. Подобный обмен технологиями, безусловно, актуален и для других арабских стран, однако пока, как указывалось ранее, сотрудничество с Россией ограничивается заключением отраслевых договоров с предоставлением односторонних услуг.

Таким образом, первое препятствие к сотрудничеству – преобладание энергетического сектора в экономиках России и арабских стран – может одновременно служить дополнительным стимулом к обмену опытом, кадрами и передовыми технологиями, а также координации усилий по стабилизации рынков (например, посредством сделки ОПЕК+).

Далее, второй категорией наиболее серьезных препятствий к сотрудничеству выступают барьеры во взаимодействии на уровне бизнеса [18, с.156]. В частности, российское предпринимательство пока не готово вкладывать в регион значительные средства, а масштаб текущих капиталовложений не соизмерим с потребностями арабских экономик, нуждающихся в ПИИ. И наоборот, арабские инвесторы из «богатых» стран ССАГПЗ достаточно низко оценивают инвестиционный климат в России. Представляется, что это связано с низким уровнем осведомленности российского и арабского бизнес-сообществ о деловой культуре и потенциальных инвестиционных возможностях другой стороны.

Экономико-правовая база торгово-экономических отношений России со странами Ближнего Востока

Вместе с тем, анализируя российские стратегические нормативно-правовые документы, в той или иной степени затрагивающие долгосрочные приоритеты во внешнеэкономической политике, заметим, что уровень значимости арабского региона как части Ближнего Востока оценивается на официальном уровне как достаточно низкий. Так, в главе Внешнеэкономической стратегии России до 2020 года, посвященной региональным и страновым приоритетам, страны Ближнего, Среднего Востока и Африки занимают последнее место, уступая в очередности Латинской Америке [13]. В качестве цели внешнеэкономической политики России в арабском регионе ставится, в частности, «наращивание российского экспорта, в том числе машинно-технических товаров и спецтехники» [13]. Однако, проследив экспортную деятельность РФ по 7-й группе товаров Международной стандартной торговой классификации ООН «Машины и транспортное оборудование», отметим: на 2021 год на них приходится всего 8,6% от общего экспорта России в страны ЛАГ [14].

Аналогично, регион занимает предпоследнее место среди наиболее важных географических направлений внешнеэкономической деятельности в рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года [15]. В рамках данного документа, одним из приоритетов во взаимодействии со странами Ближнего Востока провозглашается организация производств для сборки российской продукции машиностроения «на месте», и это представляется дальновидным решением, т. к. предусматривает вложение российских инвестиционных средств, потенциальное предоставление кредитов для целей строительства, а значит и в целом предполагает установление именно долгосрочных связей.

Данный фактор особенно важен для арабского региона, переполненного портфельными инвестициями и «горячими деньгами», т. е. доходами от туризма, переводами арабских граждан из-за границы и т. д. Например, в мае 2022 года Египет объявил о выводе с национального долгового рынка инвестиций на сумму около 20 млрд долл. США с начала специальной военной операции в Украине [16]. В результате, в сочетании с падением курса египетского фунта, «бегство капитала» вынудило правительство вновь обратиться в МВФ за предоставлением стране нового кредита. Данный кейс демонстрирует, что арабский мир исключительно заинтересован именно в прямых иностранных инвестициях, которые Россия могла бы предоставить, в т. ч. в форме строительства сборочных предприятий.

Подчеркнем, что формально оба рассмотренных выше стратегических документа не считаются действующими, однако актуальные аналогичные нормативно-правовые акты с территориальной приоритезацией пока не были приняты.

Заключение

В итоге, проведенный обзор российской внешнеэкономической политики в арабском регионе позволяет сделать краткий вывод: военно-политическое присутствие России, а также советский опыт формируют основу для продвижения отечественного «бренда» в арабском мире по экономическому, а также деловому направлениям. Тем не менее, Россия не реализует потенциал сотрудничества в полной мере, стремительно теряя позиции по отношению к другим крупным игрокам — США, Китаю, Индии. Однако такие факторы, как взаимные потоки инвестиций, сбыт российской наукоемкой продукции (например, машиностроения, в т. ч. энергетического) и координация усилий на полях работы международных организаций, позволяют положительно оценивать перспективы российско-арабского взаимодействия при наличии политической воли к формированию благоприятного регулятивно-правового климата и повышению осведомленности бизнес-сообществ.

Библиографический список

1. Annual Statistical Bulletin 2022 // OPEC. URL: https://asb.opec.org/ (дата обращения: 09.01.2023).
2. All Projects // Power Technology. URL: https://www.power-technology.com/projects-a-z/ (дата обращения: 10.01.2023).
3. Абалян А. И. Ближневосточная политика Российской Федерации в постсоветский период: динамика развития //Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. – 2020. – Т. 16. – №. 2. – С. 263-281.
4. Russian Federation Export Partner Share by country % 1996 - 2018 // WITS Data. The World Bank. URL: https://wits.worldbank.org/CountryProfile/en/Country/RUS/StartYear/1996/EndYear/2018/TradeFlow/Export/Partner/BY-COUNTRY/Indicator/XPRT-PRTNR-SHR (дата обращения: 09.01.2023).
5. «Роснефть» раскрыла детали сделки по продаже 19,5% акций (10 декабря 2017 года) // РБК. URL: https://www.rbc.ru/economics/10/12/2016/584c58e89a7947ec70b5e46f (дата обращения: 09.01.2023).
6. Статистика внешнего сектора // Банк России. URL: http://www.cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/ (дата обращения: 10.01.2023).
7. NEOM Green Hydrogen Complex // Air Products and Chemicals. URL: https://www.airproducts.com/campaigns/neom-green-hydrogen-complex (дата обращения: 10.01.2023).
8. Росатом прошел предквалификацию для строительства АЭС в Саудовской Аравии // Интерфакс. URL: https://www.interfax.ru/world/677169 (дата обращения: 12.01.2023).
9. Росатом собирается расширить сотрудничество с Востоком // TACC. URL: https://tass.ru/ekonomika/15664713 дата обращения: 10.01.2023).
10. Росатом начал строительство первой в Египте атомной станции "Эд-Дабаа" (20 июля 2022 г.) // ТАСС. URL: https://tass.ru/ekonomika/15262223 (дата обращения: 09.01.2023).
11. Saudi Vision 2030 // Kingdom of Saudi Arabia 2022. URL: https://www.vision2030.gov.sa/ (дата обращения: 09.01.2023).
12. In-Kingdom Total Value Add (iktva) // Saudi Arabian Oil Co. URL: https://www.aramco.com/en/creating-value/sustainable-business-operations/commercial-ecosystem#:~:text=Aramco's%20In%2DKingdom%20Total%20Value,vitality%20of%20our%20commercial%20ecosystem. (дата обращения: 09.01.2023).
13. Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации до 2020 года. - М.: Минэкономразвития России, 2008. - 35 с.
14. Russian Federation Product Exports to Middle East & North Africa 2018 // WITS Data. The World Bank. URL: https://wits.worldbank.org/CountryProfile/en/Country/RUS/Year/2018/TradeFlow/Expoкt/Partner/MEA/Product/all-groups (дата обращения: 09.01.2023).
15. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения: 12.01.2023).
16. Египет заявил о намерении получить от МВФ новый кредит (15 мая 2022 года) // ТАСС. URL: https://tass.ru/ekonomika/14630237 (дата обращения: 02.01.2023).
17. Секачева, А. Б. Внешнеэкономическая деятельность России в условиях санкций / А. Б. Секачева // Организационно-экономические проблемы регионального развития в современных условиях : Материалы всероссийской научно-практической конференции, Симферополь, 28 апреля 2022 года. – Симферополь: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2022. – С. 219-222.
18. Внешнеторговые контракты : Учебник для магистрантов / М. С. Арабян, Р. В. Данилов, А. Б. Дмитриева [и др.]. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Центркаталог", 2019. – 256 с. – (Вузовский учебник). – ISBN 978-5-903268-22-1.
19. Economic cycles: Influence on the innovation system of Russia / M. E. Kosov, A. V. Sigarev, G. T. Malashenko [et al.] // Journal of Advanced Research in Law and Economics. – 2019. – Vol. 10. – No 6(44). – P. 1794-1800. – DOI 10.14505/jarle.v10.6(44).21.