Индекс УДК 336
Дата публикации: 27.09.2016

Современные методы стабилизации экономики Европейского Центрального банка

Modern methods of stabilization of the economy of the European Central Bank

Смбатян Лиля Геворгевна, Афанасьева Оксана Николаевна
Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации г. Москва
L. Smbatyan, O. Afanasyeva
Finance University under the Government of the Russian Federation, Moscow
Аннотация: Основной целью настоящей статьи является рассмотрение и изучение нестандартных методов борьбы с кризисными явлениями и способы подъема экономики Европейским Центральным Банком в условиях финансовой нестабильности

Abstract: The main purpose of this article is to review and study of non-standard methods of struggle with the crisis and the ways of economic recovery by the European Central Bank in terms of financial instability.
Ключевые слова: ЕЦБ, количественное смягчение, евро, ИПЦ, LTRO, TLTRO

Keywords: The ECB, Quantitative easing (QE) , the Euro, the consumer price index, LTRO, TLTRO


Главная задача Европейской системы Центральных банков состоит в поддержании ценовой стабильности. Без ущерба для выполнения этой задачи, ЕСЦБ оказывает поддержку общей экономической политике внутри Сообщества, действует в соответствии с принципами открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией, способствуя при этом рациональному распределению ресурсов и соблюдению принципов деятельности ЕЦБ.

Европейская система центральных банков (ЕСЦБ)- это международная банковская система, состоящая из наднационального Европейского Центрального банка (ЕСЦБ) и Национальных банков (НЦБ) государств-членов Европейского Экономического Сообщества.

Главная цель, которая закреплена за ЕСЦБ, определена Статьей 2 Устава ЕСЦБ и это-поддержание ценовой стабильности. ЕЦБ в рамках этой цели оказывает поддержку экономике стран-участниц зоны евро. При достижении поставленных перед Евросоюзом целей, ЕСЦБ должен:

разрабатывать и проводить денежно-кредитную политику;

проводить обменные операции с иностранными валютами;

управлять валютными резервами стран-участниц;

обеспечить постоянное функционирование платежных систем;

содействовать обеспечению стабильности финансовой системы и проводить наряду с компетентными ведомствами пруденциальный контроль над кредитными организациями и институтами;

установить минимальные резервные требования для кредитных институтов.

При безусловном поддержании стабильности цен ЕСЦБ должен проводить общую экономическую политику, соответствующую целям Европейского Сообщества, способствующую решению его задач. В уставе ЕСЦБ также определено, что преследуя свои цели, ЕСЦБ действует в соответствии с принципом открытой экономики в условиях свободной конкуренции.

Основная возможность Европейского Центрального банка влиять на экономику – это его монетарная политика, которая состоит из определенных инструментов (изменение процентной ставки, нормы резервирования и операций на открытом рынке). Эти инструменты ЕЦБ использует для эффективного управления денежным предложением (расширяя денежную базу или влияя на мультипликатор). Чем выше ставка рефинансирования, которая определяет цену денег для национальных коммерческих банков, чем больше объем обязательного резервирования, тем дороже деньги: меньше их в экономике, меньше их выдано в качестве кредитов, меньше идет на инвестиционные проекты и т.д. Политика дорогих денег предполагает, что инфляция минимальна, но и экономического роста при такой политике добиться сложно. Дешевые деньги, наоборот, создаются снижением ставки, норм резервирования для банков, покупок облигаций на открытом рынке – все это увеличивает денежную массу, и деньги вливаются в новые проекты, выдаются как кредиты, финансируют инвестиционные программы, разработки и т.д., что в итоге приводит к экономическому росту, однако дешевые деньги практически неизменно предполагают инфляцию.

Во время экономического подъема центральные банки обычно используют небольшое сдерживание, ужесточая монетарную политику, а во время спада – наоборот, проводятся стимулирующие меры, связанные с расширением денежного предложения. Однако в последнее время в мировой экономике все чаще начинают появляться нестандартные ситуации, когда выбранный инструмент не приводит к нужным последствиям.

LTRO (long-term refinancing operation) – это операции долгосрочного рефинансирования, которые были запущены ЕЦБ непосредственно для борьбы с кризисными явлениями в экономике еврозоны. Обычные операции рефинансирования, MRO (main refinancing operation), подразумевают, что Европейский Центральный банк предоставляет национальным банкам на срок от 2х недель до месяца под определенный процент определенное количество денег, т.е. ЕЦБ является банком для всех остальных банков, которые испытывают временную нехватку ликвидности. Появление слова long-term означает, что теперь европейские банки могли получать деньги на длительные периоды времени, сроком от 3 месяцев до 3 лет. При этом ЕЦБ значительно снизил процентную ставку, поэтому можно сказать, что банки могли получать средства почти бесплатно. Безусловно, что новые деньги расширяют денежную базу, что должно было положительно сказаться на экономике. Первый тендер на трехмесячное рефинансирования прошел 3 апреля 2009 года: первоначальное предложение было превышено вчетверо, т.е. на 25 млрд евро пришлось заявок на общую сумму в 103.1 млрд евро от 177 банков. 21 декабря 2011 года был проведено рефинансирование европейских банков сроком на 3 года под 1% годовых, ЕЦБ выдал 489 млрд евро 523 банкам, при этом 296 млрд евро было направлено на рефинансирование старых долгов, поэтому «новых денег» было создано 193 млрд доллара. Единственное ограничение, с которым сталкивались банки, — это рыночная стоимость из активов, поскольку ЕЦБ не мог предоставить банку средств больше, чем собственные активы этого банка, при этом ЕЦБ принимал в залог активы с дисконтом от 3% до 46% к их рыночной стоимости, в зависимости от качества.

Одной из целей ЕЦБ в конце 2011 года оказалось сокращение долговой нагрузки проблемных стран, которые столкнулись с финансовыми проблемами при обслуживании внешнего долга. Ухудшение экономической ситуации в Ирландии, Греции, Испании вызвало рост процентных ставок по суверенным облигациям этих стран. Соответственно, ЕЦБ рекомендовал банкам направить полученные средства на покупку суверенных облигаций (спрос на эти бумаги окажет давление в сторону понижения процентной ставки по облигациям и стране будет проще справиться в выплатой % по долгам) и на кредитование домохозяйств. Большую часть средств во время декабрьского раунда LTRO запросили банки Ирландии, Италии, Испании и Греции, которые – как и предполагалось – направили средства на покупку государственных ценных бумаг. Второй раунд LTRO проводился через 2 месяца, в конце февраля 2012, тогда ЕЦБ предоставил кредиты 800 банкам на 529.5 млрд евро (всего доступ к программе LTRO имело 2 267 финансовых организации).

Предполагалось, что помимо покупки государственных ценных бумаг банки начнут кредитовать друг друга, оживляя банковский сектор. Однако спустя некоторое время экономисты пришли к выводу, что LTRO оказался провальным. Финансовые институты предпочли разместить средства в самом ЕЦБ в качестве срочных депозитов. В начале марта ЕЦБ зафиксировал рекордные 819 млрд евро, размещенные на его счетах под столь же символические 0.25%. Т.е. национальные банки предпочли не заниматься кредитованием, а просто сложить все полученные средства на хранение. Дополнительным знаком провала стало досрочное погашение банками свих кредитов перед ЕЦБ.

Кредитование домохозяйств является исключительно важным компонентом для постиндустриальных эпох, поскольку кредитование домохозяйств вызывает расширение потребительского спроса. Потребительский спрос – один из основных рычагов экономики, где превалирует сфера услуг, а не промышленное производство. Таким образом, чтобы увеличить экономический рост необходимо стимулировать именно потребительские расходы не менее, чем бизнес. В начале 2014 года в Европе проявлялись дефляционные эффекты. В апреле объемы кредитования частного сектора сократились на 2.7%, а инфляция опустилась вниз до 0.5%. Результаты второго квартала 2014 года оказались настолько неэффективными, что ЕЦБ был вынужден перейти к действиям, названным Targeted Long Term Refinancing Operation, в ходе которых предполагается, что банки смогут в течение 2014 и 2015 годов получить до 1 трлн евро.

В последний год одним из самых актуальных вопросов европейской экономики остается дилемма об эффективности программы количественного смягчения, которая заключается в том, что Центральный банк создаёт средства, выдаваемые банкам в обмен на ценные бумаги (например государственные облигации). Таким образом, банковские резервы пополняются, что позволяет им выдавать больше кредитов. Это также подстёгивает их находить замену тем активам, которые они продали Центральному банку. В связи с этим, программа воспринимается как положительный фактор для фондового рынка.

Вопреки ожиданиям большинства инвесторов в 2016 году, европейский регулятор не стал увеличивать объем программы количественного смягчения, продлив лишь сроки его действия – до марта 2017 года. Таким образом, месячный объем выкупа активов остался на прежнем уровне, который составляет 60 млрд. евро. Кроме того, ключевую ставку также решили оставить на прежнем символическом уровне 0.05%, что, впрочем, также было ожидаемо большинством инвесторов. Однако депозитную ставку регулятор снизил лишь на 0.1% — до -0.3% (то есть коммерческие банки могут разместить в ЕЦБ свою ликвидность не только не получив взамен какой-либо доходности, но и, напротив, заплатив 0.3% каждый год за право хранить там деньги).

Однако, самой большой проблемой для Европейского центрального банка является не рост. Задача ЕЦБ – удержать инфляцию на уровне близком к 2%. Из-за отстающей экономики Индекс потребительских цен на данный момент находится на гораздо более низком уровне от запланированного– 0,5%. Очень низкий уровень инфляции вызывает предпосылки дефляции – повсеместное снижение цен на товары, стоимость акций и жилья, а также снижение зарплат. Дефляция может привести к снижению (или даже прекращению) потребительских расходов, а это то, что имеет большое влияние на большинство современных экономик. Если это всё же произойдёт, то существует серьёзный риск того, что рост обернётся негативным фактором и приведёт к рецесии.

В целом, нельзя не отметить и положительные результаты в ходе действий ЕЦБ. Так, например, удалось стабилизировать ситуацию в Греции и предотвратить ее полномасштабный дефолт. Кроме того, по итогам года, скорее всего, удастся добиться пусть и минимального, но тем не менее положительного роста потребительских цен. Однако все эти достижения являются локальными и не идут ни в какое сравнению с по-прежнему нерешенными проблемами в европейской экономике. Возможно, рано или поздно, ЕЦБ столкнется с той же проблемой, с какой ФРС сталкивается сейчас. Экономисты не исключают, что в ближайшие несколько лет придется заниматься урегулированием ситуации на финансовых рынках и предотвращению чрезмерного роста фондовых индексов.

Однако, по мнению экспертов ситуацию пока еще можно исправить – главным образом, за счет развития реальных секторов экономики. Нельзя не отметить несколько эффективных мероприятий ЕЦБ в этом направлении. Во-первых, программа LTRO действительно дала некоторый положительный эффект. Согласно этой программе, регулятор отдает коммерческим банкам средне и долгосрочные кредиты в обмен на кредитование экономики, тем самым стимулируя инвестиционную активность и поддерживая рост промышленности. Во-вторых, благодаря девальвации евро, конкурентоспособность экономики значительно увеличилась, и это касается как сферы услуг, так и промышленности. В-третьих, благодаря комплексу мер, удалось предотвратить развитие дефляции в регионе. Это будет поддерживать внутреннее производство, а за счет снижения стоимости европейских товаров на мировом рынке, также это позволит поддержать промышленный рост и от экспортных направлений.

Ну и, наконец, принятые меры действительно позволили проблемным странам Еврозоны (в особенности Испании) справиться с долговыми и прочими проблемами и относительно стабилизировать экономический рост. Тем не менее, хочется надеяться, что ЕЦБ не будет слишком усердствовать с количественным смягчением и позволит экономике пройти пусть и более долгий, но значительно более безопасный путь восстановления и обеспечения стабильного роста.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» с изменениями и дополнениями
2. Шатров Е.А. Организация европейской системы центральных банков как фактор, формирующий кредитно-денежную политику в Европейском валютном союзе : диссертация кандидата экономических наук : 08.00.14/ [Место защиты: Ин-т мировой экономики и междунар. отношений РАН]. - Москва, 2010.
3. Сидак Н.В. Европейская система центральных банков: правовые аспекты организации //"Финансовое право", 2008, N 4.
4. Сысоева А.В. Влияние политики Европейского центрального банка на валютные рынки. Банковская система Европейского союза // "Международные банковские операции", 2009, N 4
5. http://www.ecb.europa.eu/