Индекс УДК 65
Дата публикации: 20.10.2016

SWOT-анализ как основа развития высшего образования в Южном федеральном округе

SWOT-analysis as a basis for the development of higher education in the Southern Federal District

Леоненко Владимир Сергеевич, Полусмакова Наталия Сергеевна
1. Студент института управления и региональной экономики Волгоградский государственный университет
2. Научный руководитель: Полусмакова Наталия Сергеевна, заместитель директора института управления и региональной экономики по информатизации, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга.
Волгоградский государственный университет
Leonenko Vladimir, Polusmakova Natalia
1. Student of the Institute of Management and Regional Economy Volgograd State University
2. The Supervisor, Deputy Director of the Institute of Management and Regional Economics for Information, Candidate of Economic Sciences, assistant professor of marketing.
Volgograd State University
Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос о развитии экономических и социальных аспектов в Южном федеральном округе. Главным фактором развития является высшее образование. С целью выявления перспектив высшего образования был проведен СВОТ-анализ. С помощью этого метода были разработаны мероприятия, которые поспособствуют развитию высшего образования и помогут сделать его ключевым фактором развития субъекта в целом

Abstract: This article discusses the development of the economic and social aspects in the Southern Federal District. The main factor of the development is higher education. With the help of SWOT-analysis were identified prospects of higher education. With this method have been elaborated the activities that will contribute to the development of higher education and will help to make it a key factor in the development of the subject in general
Ключевые слова: высшее образование, SWOT-анализ, перспективы развития, рост экономики, развитие сферы высшего образования

Keywords: higher education, SWOT-analysis, prospects of development, economic growth, the development of higher education


Развитие отрасли высшего образования на уровне федерального округа в текущих реалиях является основополагающим аспектом будущего роста экономики и различных сфер производства и социального обеспечения на Юге России. Именно высокое качество высшего образования сможет создать не только огромный поток высококвалифицированных специалистов в этих сферах, но и дать регионам новых руководителей и предпринимателей, которые смогут дать толчок росту инфраструктуры за счет своей инициативы и знаний, полученных в результате получения высшего образования. Не смотря на все сильные стороны нынешнего высшего образования на Юге России, не стоит забывать и о слабых сторонах, ведь есть множество проблем, которые мешают тем или иным образом сделать высшее образование более качественным и конкурентоспособным на международном и всероссийском уровне. В данном случае, следовало бы обратить внимание на дальнейшие возможности развития в этой сфере, с целью исключить или минимизировать текущие недостатки. Кроме того, необходимо иметь возможность видеть потенциальные угрозы, во избежание формирования новых недостатков.

Для оценки дальнейшего формирования и развития высшего образование в Южном федеральном округе был проведен ситуационный анализ, или как его еще называют SWOT-анализ. Данный анализ показывает текущий потенциал округа, а также позволяет определить внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие данной отрасли, как положительные, так и отрицательные. На основе ситуационного анализа появляется возможность разработать стратегические решения, которые помогут расставить приоритеты развития, а воздействие внешних и внутренних факторов, в свою очередь, позволит оценить конкурентоспособность высшего образования.

Для начала, нужно определить внутренние факторы влияния на высшее образование, иными словами, следует выявить сильные и слабые стороны. Анализ сильных сторон позволит выявить конкурентные преимущества, а также понять в каких аспектах деятельности уже имеются существенные успехи.

К сильным сторонам отрасли высшего образования относятся:

1. Наличие квалифицированного профессорско-преподавательского состава, имеющего большой опыт педагогической и практической деятельности.

2. Непрерывное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, реализация программ по повышению квалификаций руководителей отраслей народного хозяйства.

3. Активная социальная поддержка преподавателей и студентов, развитие педагогической профессии через гранты, премии, социальные выплаты.

4. Налаженная система партнерских отношений с ВУЗами других стран в виде обмена опытом, стажировки, совместных проектов.

5. Наличие сформированной структуры образования по многим направлениям науки.

6. Наличие довузовской подготовки по сдаче вступительных испытаний, ЕГЭ.

7. Наличие программ дистанционного образования.

8. Наличие общежитий для студентов.

Анализ слабых сторон позволит выявить существующие проблемы, кроме того, укажет на мероприятия, которые следует выполнить с целью их минимизации. К слабым сторонам следует отнести:

1. Отсутствие программы привлечения профессорско-преподавательского состава в ВУЗы.

2. Слабая финансовая поддержка научных школ.

3. Низкий уровень владения иностранными языками у студентов и преподавателей, что препятствует сотрудничеству с ВУЗами других стран.

4. Отсутствие программы привлечения студентов в научно-исследовательскую деятельность и низкая техническая развитость научно-исследовательской инфраструктуры.

5. Отсутствие интерактивных форм обучения и контроля.

6. Устаревшие технологии и оборудование в соответствии с международными стандартами.

7. Недостаточное количество общежитий для студентов.

8. Недостаточное сопровождение административных и финансовых возможностей привлечения сторонних научно-педагогических работников, в том числе из-за рубежа.

9. Недостаточное контролирование, как качества обучения, так и процесса обучения.

10. Частичное отсутствие интеграции в международные системы оценки качества обучения и рейтингования.

11. Слабый уровень разработки новых практико-ориентированных образовательных программ и внедрения активных методов обучения, в т.ч. технологий индивидуального обучения и дистанционного образования.

12. Существенная доля устаревающих административных и учебных помещений.

Далее, определим внешние факторы воздействия на отрасль высшего образования в ЮФО. Ими являются потенциальные возможности и угрозы, которые положительно и отрицательно влияют на развитие сферы соответственно.

Возможностями называют будущие перспективы развития, на которые необходимо обращать внимание и стараться привести их в реальность. Как правило, это факторы, которые в текущий момент времени не освоены, либо используются не в полной мере. К ним относятся:

1. Увеличение количества обучающихся желающих повысить уровень квалификации для успешной работы в организациях.

2. Развитие информационных технологий, систем маркетинга, продаж и т.д., требующее профессиональной переподготовки.

3. Увеличение программ обучения с помощью новых технологий (в т.ч. дистанционных).

4. Повышение инновационного потенциала ВУЗов за счет интеллектуального капитала.

5.Привлечение ВУЗов в систему переподготовки кадров-соискателей по востребованным специальностям стоящих на учете в центре занятости.

6. Заключение договоров по работе над международными проектами с ВУЗами других стран. Привлечение инвестиций международного капитала для развития. Интеграция в международное пространство.

7. Спрос со стороны работодателей на развитие взаимодействия с представителями системы высшего профессионального образования.

Угрозами являются те факторы, которые в будущем могут негативно повлиять на развитие высшего образование, в случае их непринятия во внимание. К таким неблагоприятным факторам относятся:

1. Изменение политики государства по отношению к ВУЗам: сокращение бюджета, уменьшение финансирования, ужесточение норм и стандартов.

2. Ухудшение демографической ситуации, выраженной в снижении уровня рождаемости как фактора отсутствия будущих абитуриентов.

3. Широкая коммерциализация образования, ведущая к снижению качества подготовки и квалификации выпускников.

4. Ухудшение финансового состояния отечественных компаний вследствие мирового финансового кризиса, ведущее к сокращению программ повышения квалификаций. Снижение промышленной и предпринимательской активности как источника будущего трудоустройства выпускников ВУЗов.

5. Низкая степень заинтересованности и участия бизнеса в поддержке системы высшего образования.

6. Отсутствие координирующего органа для развития международных связей и образовательных проектов. Локальность и закрытость международных образовательных проектов.

После перечисления внешних и внутренних факторов влияния, необходимо установить между ними связь, c целью создания основных стратегических решений по развитию сферы высшего образования в Южном федеральном округе. Для данных мероприятий составляется SWOT-матрица, где непосредственно осуществляется оценка влияния факторов на группы зависимых факторов.

В поле «Дальнейшее развитие» устанавливаются связи между сильными сторонами и возможностями, с целью разработки стратегических действий с помощью имеющихся во внутренней среде преимуществ и возможностей во внешней среде.

В поле «Использование предоставляемых возможностей, преодолевая слабые стороны» выявляются способы дальнейшего развития с использованием будущих перспектив, необходимых для преодоления слабых сторон.

В поле «Избежание угроз с помощью сильных сторон» необходимо делать акцент на улучшение и развитие положительных факторов внутренней среды, с целью устранения угроз из внешней среды.

В поле «Минимизация слабых сторон во избежание угроз» формируются решения, способствующие минимизации слабых сторон под воздействием угроз.

SWOT-матрица со связями между внешними и внутренними факторами представлена в таблице 1.

Таблица 1

Синтез факторов при помощи SWOT-матрицы

Возможности

Угрозы

Сильные стороны

Си+В

1,2+5=А

4+5=Б

4+1,6=В

7+3=Г

3+4=Д

Си+У

6+3=А

5,7+4,5=Б

4+6=В

5+1,5=Г

Слабые стороны

Сл+В

1+4=А

6,12+6,7=Б

10+6=В

3+6=Г

Сл+У

9+1=А

5+5=Б

11+2=В

10+6=Г

Таким образом, для развития высшего образования в Южном федеральном округе следует реализовать следующие решения:

Сильные стороны + Возможности:

А. Возможность предоставления услуг повышения квалификации за счет большого опыт педагогической и практической деятельности у преподавателей.

Б. Возможность предоставления услуг переподготовки кадров на основе полученного опыта от ВУЗов других стран, соответствующих новых международным стандартам.

В. Создание единого образовательного поля на основе уже имеющегося опыта работы с иностранными ВУЗами и возможных перспектив для повышения потока новых студентов и свободным обменом научного опыта.

Г. Возможность дистанционного обучения кадров без чрезмерного отрыва их от практической деятельности.

Д. Возможность создания программы повышения инновационного потенциала за счет уже имеющейся социальной поддержки.

Слабые стороны + Возможности:

А. Создание программы привлечения преподавателей в ВУЗы за счет привлечения интеллектуального капитала.

Б. Привлечение инвестиций для поддержки научных школ, обновления устаревающих технологий и оборудования, а также для ремонта помещений.

В. Заключение договоров с иностранными ВУЗами и как следствие усиление интеграции в международные системы оценки качества обучения и рейтингования.

Г. Запуск программы обучения по обмену с другими странами, посредством повышения знания иностранных языков среди студентов.

Сильные стороны + Угрозы:

А. Установление более высокого «порога поступления» в ВУЗы, с целью повышения качества подготовки выпускников.

Б. Создание совместных проектов с представителями крупного и среднего бизнеса, и как следствие привлечение капитала и повышение уровня квалификации работников на этих предприятиях.

В. Создание координирующего органа для развития международных связей на основе уже имеющихся партнерских отношений.

Г. Сокращение бесперспективных направлений обучения с целью расширения количества мест для других более перспективных специальностей.

Слабые стороны + Угрозы:

А. Улучшение системы контроля качества обучения и как следствие лучшая отчетность Министерству образования с целью предотвращения сокращения финансирования.

Б. Привлечение бизнеса за счет создания интерактивных форм обучения, подходящих для повышения квалификации в сфере бизнеса.

В. Создание новых практико-ориентированных форм образовательных программ и внедрение индивидуальных и дистанционных форм обучения с целью избежания нехватки абитуриентов.

Г. Переориентация систем рейтингования на международные стандарты с целью повысить возможность сотрудничества с иностранными ВУЗами.

После выявления и анализа факторов внешней и внутренней среды, а также разработки стратегических решений с помощью ситуационной матрицы, следует подвести итог, путем формирования основных мероприятий, способствующих развитию и повышению конкурентоспособности сферы высшего образования в ЮФО.

Стратегическим альтернативами развития сферы образования ЮФО являются:

1. Создание благоприятных условий для привлечения бизнеса в сферу высшего образования, и как следствие приток капитала.

2. Создание новых практико-ориентированных форм образовательных программ, внедрение индивидуальных и дистанционных форм обучения, для обучения кадров без отрыва от практической деятельности, а также развитие инновационного потенциала.

3. Укрепление и развитие сотрудничества с зарубежными ВУЗами, интеграция в международные системы оценки качества обучения, посредством создания координирующего органа по международным связям.

4. Модернизация системы контроля качества обучения.

Проведенный SWOT-анализ сферы высшего образования в Южном федеральном округе, позволяет сделать вывод о том, высшее образование может стать ключевым фактором развития экономики данного региона.

Повышение конкурентоспособности и непосредственное развитие высшего образования позволит обеспечить поток высококлассный специалистов в различные отрасли хозяйства и оказания услуг, что поспособствует поддержанию и росту уровня экономики, увеличит занятость населения, также приведет к улучшению уровня жизни населения за счет социальных изменений и повышения уровня доходов работников. Помимо всего прочего, развитие высшего образования позволит избавиться от внешних и внутренних факторов, отрицательно влияющих на отрасль, а также даст возможность реализовать новые положительные перспективы.

Библиографический список

1. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник / О.С. Виханский. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики. 1998. – 296 с.
2. Воеводина У.Н. СВОТ-анализ организации делового туризма в Псковской области как инструмента устойчивого развития дестинации. 2011.
3. Стратегия развития Российского государственного социального университета до 2020 года (Утв. решением Ученого совета 30 июня 2014 г.) (3/4), 2014.
4. Сер. 3, Экон. Экол. 2008. № 2 (13): Экономика. Экология/Экономика. Экология
5. http://edu.of.ru