Индекс УДК 33
Дата публикации: 27.03.2020

Процессный подход в управлении таможенными органами

Process approach to management of customs authorities

Абуев Н.М.,
Курицына Н.И.

1. К.э.н., доцент, доцент кафедры Таможенное дело,
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
2. К.э.н., доцент, доцент кафедры Таможенное дело,
Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Abuev N.M.,
Kuritsyna N.I.

1. Ph.D., Associate Professor, Associate Professor, Department of Customs,
St. Petersburg State the University of Economics
2. Ph.D., Associate Professor, Associate Professor, Department of Customs,
St. Petersburg State the University of Economics
Аннотация: В статье рассмотрены актуальные вопросы внедрения и применения процессного подхода в системе управления таможенными органами Российской Федерации.

Abstract: The article discusses current issues of implementation and application of the process approach in the management system of customs authorities of the Russian Federation.
Ключевые слова: процесс, процессный подход, таможенные органы, управление.

Keywords: process, process approach, customs authorities, management


В теории менеджмента существует три подхода к управлению, т.е. способа (метода) делегирования полномочий и ответственности в организации: функциональный, проектный и процессный.   В практике работы управленец использует сочетание этих подходов. Например, система бюджетирования является ярким примером применения функционального подхода через делегирование полномочий и ответственности через систему центров финансовой ответственности. Главной особенностью функционального подхода служит делегирование через функции подсистем. Их выделяют четыре: маркетинг, производство, персонал и финансы. Организация делится на функциональные подсистемы, во главе которых стоят функциональные руководители.  Проектный подход позволяет делегировать полномочия через проекты. В нашем примере, внедрение бюджетирования в работу организации как «разовой» деятельности предполагает использование проектного подхода. Полномочия и ответственность ложатся на руководителя проекта. Матричная структура управления возникает в устойчивой организации при применении процессного подхода, когда прослеживается двойственное подчинение. Данная двойственность носит временный характер, на время проведения проектных работ, когда сотрудник находится в прямом подсинении у функционального руководителя и временном – у проектного. Использование процессного подхода имеет ряд преимуществ, в том числе сокращение руководящего состава и уровней руководства. Ведь его внедрение позволяет объединить функциональные задачи в рамках одного проекта.  Следует отметить, что в рамках процесса, каждый участник несет персональную ответственность в рамках своих компетенций, осуществляет самоконтроль. Упрощение и оптимизация процесса работы внутри организации ведет к оптимизации издержек организации. Для раскрытия возможностей применения процессного подхода в управлении таможенными органами дадим определение процесса. Процесс — это устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя [1]. Все процессы были поделены на первичные и поддерживающие (вспомогательные) в соответствии с теорией Майкла Портера о цепочках ценности. Некоторые из поддерживающих процессов были потом выделены в отдельный класс — процессов развития [5]. С точки зрения применения процессного подхода в таможенных органах необходимо отметить ряд особенностей. Во-первых, жесткая система иерархии и подчинения. Во-вторых, четкое функциональное подсинение. В-третьих, низкая динамичность и приспосабливаемость системы управления к внешним и внутренним изменяющимся факторам. Все перечисленные обстоятельства влияют на возможность перестройки системы управления с использования на сегодняшний день функционального подхода на процессный. Теорией вопроса применения процессного подхода к управлению таможенными органами занимаются многие российские авторы. Колобова И.Н., Кузнецов С.С. еще в 2010 году в монографии [4] сформулировали концептуальные подходы к применению процессно-ориентированного подхода к управлению деятельностью ФТС. Кнышев А.В. в своей работе [3] выбрал объектом исследования Екатеринбургскую таможню и на конкретном примере обосновал возможность применения процессного подхода в управлении таможенными органами. Исаева Ю.Д. [2] предприняла попытку оценить эффективность применения процессного подхода в управлении таможенными органами. Попытки внедрения процессного подхода существуют в практике работы отдельных таможенных органов. Например, Приволжское таможенное управление одним из первых применило в своей работе сочетание методов системы менеджмента качества на базе ИСО 9000 и принципов управления организацией в целом. Это позволило построить результативную систему управления отдельными процессами. Практика внедрения показала положительные результаты работы управления [6].

Внедрение процессного подхода в деятельность таможенных органов не только в частных примерах и проектах, а на постоянной основе требует поэтапного рассмотрения. Во-первых, необходимо описать все процессы, проходящие в организации, выявить их особенности и специфику, определить систему показателей оценки процессов.

Во-вторых, необходимо определить потоки материальных, документационных и информационных потоков между участниками процесса.

В-третьих, определить место руководителя процесса, описать его функции и полномочия. Основными отличительными чертами руководителя являются: полная ответственность за реализацию процесса, контроль реализации и его результат и эффективность. Распределение необходимых для процесса ресурсов, ответственности между исполнителями, оценка и использование инфраструктуры организации, программное и аппаратное обеспечение – все это зоны ответственности руководителя. Руководитель процесса, управляя процессом, в то же время сам является неотъемлемой составной частью этого процесса. То есть требования к руководителю можно разделить на четыре направления: управление, компетентность, практика и ответственность. Руководителю необходимо обладать высоким уровнем компетентности, а также подобрать команду специалистов, на которых он может возложить ответственность и делегировать часть полномочий, дав возможность подчиненным проявить личные качества и творческий подход к решению поставленной задачи в рамках своих полномочий.

Рисунок 1. Руководитель процесса в общей схеме процессного подхода

Таким образом, в процессном подходе к управлению наличие руководителя процесса, обладающего ресурсами, является важнейшим необходимым усло­вием [3].

При ориентации на процессный подход к управлению задачи руководства так же подвергаются изменениям. Успешный переход к процессно-ориентированной системе управления опирается, в частности, на ряд социально-психологических факторов, в том числе характер руководства, который несет при этом определяющее значение. Процессно-ориентированный подход предполагает пересечение двух основных задач управления: управление организацией и управление кадровым составом.

В-четвертых, необходимо рассчитать количество должностных лиц в каждом процессе, необходимое для эффективной и непрерывной деятельности организации. Определить компетентность каждого, уровень доступа к ресурсам и ответственность.

В-пятых, важно определить ресурсы, необходимые должностным лицам для реализации деятельности внутри процесса. Необходимо понимать, что одно должностное лицо может быть задействовано сразу в нескольких процессах. Следует учесть загруженность в рамках каждого из них, распределить ресурсы и время на деятельность должностного лица, описать полномочия и наделить правами.

Необходимо отметить, что интеграция ответственности по вертикали и функций по горизонтали является обязательным условием перехода от функциональной ориентации к ориентации на процессы. То есть на смену функциональной системе управления, когда руководитель и подчиненные находятся «по разные стороны баррикад», а структура противопоставлена операциям, приходит целостная процессно-ориентированная стратегия управления.

Рисунок 2. Методология процессного подхода в таможенных органах

Сложный алгоритм внедрения процессного подхода в деятельность таможенной службы после адаптации и полного внедрения позволит упростить оценку результативности работы. Программно-целевое планирование, базирующееся на стратегических задачах, определяет комплексную систему показателей работы всех процессов организации и отдельных исполнителей. Оценка результатов идет на базе плановых показателей, а также в рамках динамики процесса. На сегодняшний день маркетинговый подход к таможенным услугам требует организацию оценки работы таможенных органов со стороны участников внешнеэкономической деятельности. Это возможно в рамках процессного подхода, ведь все организационные процессы просты и прозрачны, а показатели внешней оценки включены в комплексную систему показателей оценки деятельности таможенных органов.  Следует отметить, что процессный подход требует использование труда как специалистов узкого профиля, выполняющих специфические задачи, так и руководителей широкого профиля, имеющих достаточные компетенции для осуществления руководства процесса в целом. Процесс- сложный объект управления. Внедрение процессного управления в деятельность таможенных органов предполагает не только описание последовательности операций, определение плановых и бюджетных показателей, а изменение деятельности организации в целом. Руководители таких стабильных и стохастических систем как таможенные органы зачастую противятся переменам и внедрению новых методов и походов управлении. В большей степени это конечно касается функциональных руководителей, от которых требуется перейти от показателей результативности работы к целостному подходу эффективности процесса. При этом, практика внедрения процессного подхода показывает, что руководители не просто остаются на своих местах, а даже приобретают большие полномочия и ответственность при внедрении новой системы управления становясь руководителями процессов.

Таким образом, переход к процессному управлению в деятельности таможенных органов требует развития управления деятельностью государственных органов в целом, которое предполагает — направление на решение стратегических задач, контроль результатов и действий, необходимых средств, определение показателей, позволяющих отслеживать процесс и оказываемое воздействие.

Библиографический список

1. Биннер Х. Управление организациями и производством: от функционального менеджмента к процессному. – М.: Альпина Паблишер, 2010.
2. Исаева Ю.Д. Теоретические и практические аспекты управления таможенными органами с точки зрения процессного подхода // Научный альманах, 2018. №6-11 (44) http://ucom.ru/doc/na.2018.06.01.062.pdf (дата обращения 01.02.2020)
3. Кнышев А.В. Применение процессного подхода в управлении деятельностью Екатеринбургской таможни // Novaum, 2017, №9. http://novaum.ru/public/p377 (дата обращения 03.02.2020)
4. Колобова И.Н., Кузнецов С.С. Управление таможенными органами на основе процессно-ориентированного подхода: монография. – М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2010.
5. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. М., Издательство Альпина Бизнес Букс, 2007.
6. Официальный сайт Приволжского таможенного управления. URL: http://ptu.customs.ru/