Abstract: the article deals with the new Russian system of financing budgetary organizations. The author reveals its content, usefulness, and also carries out the analysis of the characteristics and effectiveness of the implementation of the reform of the budget sphere.
Keywords: budgetary agencies, public expenditure, public sector job
Сегодня одно из центральных направлений в политике Российской Федерации занимает реформирование бюджетной сферы, совершенствование бюджетных учреждений, ориентация на запросы рынка. Центральным вопросом в рамках бюджетной политики является финансирование бюджетных учреждений.
Анализируя и сопоставляя определение бюджетного учреждения, с недавних пор измененного в Бюджетном Кодексе РФ, с понятием, которое содержалось до внесения поправок в документ, данное обстоятельство кажется закономерным. В первую очередь, это связано с тем, что бюджетные учреждения перестают быть полноправными участниками бюджетных отношений, теряя ассигнования со стороны государства.
Функционируя в рыночных условиях, бюджетные учреждения в целях получения бюджетных средств на погашение расходов, были поставлены перед необходимостью в поиске денежных ресурсов. Основным инструментом финансирования бюджетных учреждений ранее и ныне остается предпринимательская деятельность.
Бюджетные организации лишены стимулов к развитию и продуктивности деятельности в силу не рациональности сметного финансирования от сложившихся расходов. Также по причине того, что бюджетные учреждения характеризуются закрытостью управления.
Серьезным инновационным шагом в реформе финансирования бюджетных организаций стал отказ от бюджетной сметы. Таким образом, если ранее финансирование бюджетных организаций производилось на базе фактических расходов учреждения без прямой связи с результатами деятельности, то новая система предполагает предоставление субсидий на условиях выполнения государственного задания.
То есть размер субсидий будет прямым образом взаимосвязан с эффективностью деятельности бюджетных организаций, что целесообразно в условиях рыночных отношений.
Субсидии дифференцированы на достижение задач, поставленных государством перед образовательным учреждением и на прочие (единовременные выплаты, ориентированные на приобретение организацией необходимого технического и программного обеспечения, профессиональное развитие сотрудников, а также устранение чрезвычайных происшествий в виде пожаров, наводнений и т.д.).
Более того, новыми законодательными документами предусматривается предоставление организациям бюджетных инвестиций. Также, по инициативе бюджетных организаций, государство и муниципалитеты могут предоставлять задания сверх установленной меры на условиях оплаты их деятельности.
Государственное задание формируется при формировании федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и утверждается не позднее одного месяца со дня официального опубликования федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
При этом ассигнования, направляемые в бюджетные организации после качественного выполнения государственного задания, формируются в рамках существующего бюджета. В случае если бюджетная организация не справляется с порученным заданием или не использует предоставленные субсидии до конца года, ассигнования остаются на счету учреждения.
Главное различие между ассигнованиями по сметной системе и системе государственных заданий заключается в том, что в первом случае бюджетным учреждениям обеспечивается стабильность, а во втором осуществляется стимулирование к более эффективным результатам.
Следует отметить, что процесс получения государственных заданий является нестабильным, так как он зависит от реальной необходимости государства в услугах бюджетного учреждения. Поэтому, размеры субсидий могут различаться в течение всего года.
Однако бюджетные учреждения должны существовать и полноценно функционировать на протяжении всего года. В связи с этим, важно избрать грамотную методику расчета ассигнований.
Государственное или муниципальное задание должно включать:
Во – первых, выписку из реестра расходных обязательств;
Во – вторых, показатели, отражающие состав, качество либо объем оказываемых государственных услуг.
На основе вышеуказанных данных, бюджетному учреждению будет предоставлена возможность автономно проводить расчеты объемов ассигнований со стороны государства.
Также следует отметить, что задания и соответственно ассигнования федеральные бюджетные учреждения получают от Правительства Российской Федерации, бюджетные учреждения субъекта РФ – от высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, а муниципальные бюджетные организации – от органов на местах.
Таким образом, начатая реформа государственных бюджетных учреждений сформировала качественный инструмент, позволяющий стимулировать бюджетные учреждения к эффективной деятельности и результатам. Новая система может стать успешной лишь при условии установления со стороны государства адекватных показателей качества выполненных заданий и систематическому мониторингу процесса предоставления услуг учреждениями.
Основополагающей целью системы взаимосвязи предоставляемых услуг и ассигнований являются не санкции в отношении бюджетных учреждений, а повышение качества оказания услуг государству и населению. Государство формирует современный финансовый механизм, направленный на удовлетворение рыночных запросов, потребностей граждан страны.
Библиографический список
1. Акашева В. В., Горсткина Н. Н., Кудряшова М. Ю. Реформирование бюджетного учета // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. - Серия: Экономика. - 2015. - № 2 (40). - С. 16-192. Акашева В. В. Порядок ведения бухгалтерского учета в соответствии с законом «о бухгалтерском учете» №402-фз» в государственных (муниципальных) учреждениях / В. В. Акашева, Е. В. Грызунова // Системное управление. 2013. № 4 (21). С. 21.
3. Акашева В. В. Порядок финансирования бюджетных учреждений за счет субсидий / В. В. Акашева, Е. С. Колмыкова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 1-1. С. 158-163.
4. Бареев В. И. К вопросу о финансировании бюджетных учреждений / В. И. Бареев // Экономика и предпринимательство. – 2016. – №4. – С. 50 – 60.
5. Валиев А. А. Новая система финансирования бюджетных учреждений в России / А. А. Валиев // Экономика и управление. – 2017. - №1. – С. 60 – 83.
6. Самойлов В. Р. Современная финансовая реформа в Российской Федерации / В. Р. Самойлов // Финансы и кредит. – 2016. – №8. – С. 100 – 123.
7. Моисеев И. В. Государственные и муниципальные задания: эффективный инструмент стимулирования бюджетных организаций / И. В. Моисеев // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2017. - №3.- С. 70 – 90.
8. Янчев И. И. Особенности финансирования бюджетных учреждений / И. И. Янчев // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2017. - №1.- С. 70 – 102.