Индекс УДК 334
Дата публикации: 27.06.2022

Экосистемная модель бизнеса

Ecosystem business model

Бабич И.В.
Аспирант,
Уфимский государственный нефтяной технический университет,
г. Уфа

Babich I.V.
Postgraduate student,
Ufa State Petroleum Technical University,
Ufa
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы использования экосистемного подхода к управлению развитием современного бизнеса. Дается определение понятия «бизнес-экосистема» и приводится типологизация бизнес-экосистем. Раскрываются преимущества использования экосистемной модели в управлении бизнесом, сущность которых сводится к возможности укрепления в структуре рынка, повышенной эффективности удовлетворения потребительского спроса, а также реализации синергического эффекта с точки зрения достижения ключевых качественных и количественных показателей функционирования.

Abstract: The article deals with the issues of using the ecosystem approach to managing the development of modern business. The definition of the concept of "business ecosystem" is given and the typology of business ecosystems is given. The advantages of using the ecosystem model in business management are revealed, the essence of which is the possibility of strengthening in the market structure, increased efficiency in meeting consumer demand, as well as the implementation of a synergistic effect in terms of achieving key qualitative and quantitative performance indicators.
Ключевые слова: бизнес-экосистема; модели управления; компания

Keywords: business ecosystem; management models; company


 Введение. В наше время технологии постоянно развиваются, что обусловлено исследованиями и разработками, а также потребительским и корпоративным спросом на новые продукты и предложения. Компании разных отраслей видят, что их когда-то верные и надежные способы получения прибыли и ведения бизнеса находятся под угрозой.  В настоящее время экосистемный подход подчеркивает стратегическую значимость бизнес-среды в деятельности организаций, которая помогает фирмам в достижении устойчивого конкурентного преимущества и долгосрочной стратегии предпринимательства.

Методология исследования. В ходе научно-исследовательской работы автором задействуются методы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, сопоставления, дедуктивные и индуктивные методы, а также некоторые эмпирические. В качестве объекта исследования рассматривается экосистемная модель бизнеса; в качестве предмета – процесс функционирования субъекта предпринимательства в рамках экосистемной модели бизнеса.

Результаты и их обсуждение. Бизнес-экосистема является той средой, в контексте функционирования которой компании могут осуществлять процессы взаимовлияния, тем самым обеспечивая комплексное взаимодействие и соразвитие [4]. Кроме того, проистечение подобных процессов в достаточной степени тесно связано с вопросами инновационно-ориентированного развития в сотрудничестве, что позволяет обеспечивать конкурентоспособность отдельных субъектов предпринимательства и формировать новейшие на текущий момент времени продукты. В результате, бизнес-экосистема фактически становится способом удовлетворения постоянно растущего потребительского спроса в рамках единого пространства, без необходимости обращения к разным типам рынков [6].

Важно подчеркнуть, что представленное определение закладывает в понятие экосистемы совокупность определенных ролей и ценностных ориентаций, что исходит из занимаемого в общей структуре экосистемы места конкретного субъекта и реализуемых им функций в данной системе (например, функция поставщика материалов). Представленное определение ко всему прочему исключает возможность соотношения экосистем с различными обособленными отраслями функционирования предприятий, поскольку экосистема рассматривается исключительно в качестве набора нескольких взаимосвязанных функций.

Boston Consulting Group в своем исследовании закладывает в определение понятия бизнес-экосистемы иной смысл, основанный на организации партнерских отношений между несколькими компаниями. Причем результатом подобного партнерства становится достижение тех качественных и количественных результатов деятельности, которые субъекты предпринимательства не смогли бы достичь в обособленном состоянии [2]. Здесь можно также подчеркнуть, что данная трактовка бизнес-экосистемы фактически строится на возможностях достижения синергического эффекта, который формируется посредством слияния нескольких компаний и образования потенциально инновационных основ, действующих исходя из совокупных конкурентных преимуществ каждого из предприятий в отдельности; при этом всем синергический эффект позволяет преумножить весомость данных преимуществ, что исходит из их совместно направленного вектора оказания воздействия.

В дополнение к вышесказанному стоит заметить, что такой подход основан на принципах применения оптимизации ресурсов и комплексной ответственности. Конфигурация работы субъекта в структуре экосистемы подбирается в зависимости от задач и потребностей клиента.

На современном этапе можно выделить три основных типа бизнес-экосистем, каждая из которых отличается собственными характерными особенностями. В качестве таковых стоит рассматривать экосистему решений, транзакций (marketplace) и экосистему в виде саморазвивающегося кластера-организации. Специфика построения взаимодействия в контексте каждой из систем представлена на рис. 1:

Рисунок 1. Три основных типа бизнес-экосистем

Обращаясь к рисунку 1, необходимо произвести описание каждой из представленных систем:

  1. Экосистема решений. Данный тип бизнес-экосистем предполагает генерацию определенного перечня товаров и услуг, строящуюся на принципах кооперативного взаимодействия двух и более субъектов предпринимательства. Характерной особенностью экосистемы решений является занятие главенствующей роли для определенной компании, которая будет диктовать условия функционирования для других, управляя их совокупным набором предложений и продвигая их для клиентов.

Помимо прочего, стоит подчеркнуть, что подобный тип экосистем предполагает активность только со стороны компаний; потребитель же занимает пассивное положение во всей структуре и осуществляет лишь выбор интересующего его продукта из уже сформированного перечня предложений.

  1. Экосистема транзакций или marketplace. Является также и цифровым типом построения взаимодействия компании и её клиентов; сущность экосистемы транзакций сводится к интеграции в рамках единой платформы как независимых продавцов, так и потенциальных клиентов. В результате, взаимодействие строится на принципах взаимной активности.

Достаточную успешность подобные экосистемы показали за счет своей популярности, поскольку они формируют около 1/3 части от всех глобальных доходов корпоративных компаний. Фактически, экосистема транзакций сегодня является системообразующей и комплексно влияющей на проистечение процессов трансформации общего рынка, что попросту диктует для новых компаний необходимость и целесообразность разработки стратегий по вхождению в среду данной экосистемы (с последующим закреплением), тогда как для уже существующих и функционирующих к развитию в условиях активно нарастающей конкуренции [3].

Кроме того, важно заметить, что экосистемы транзакций имеют особую популярность и в Российской практике функционирования. Отечественный рынок экосистем сегодня представлен несколькими основными маркетплейсами: «Яндекс», «Сбер», «Озон» и другие. Особую лидерскую позицию в современных условиях занял «Сбер», поскольку в его экосистему включено практически 100 сервисов, ориентированных как на потребителей, так и на сами компании [1].

  1. Экосистема как саморазвивающийся кластер-организация. Представляет собой формирование экосистемы на базе какой-либо компании. Однако, данный подход является малоизученным и в большей степени неэффективным, поскольку сегодня отсутствуют действительно эффективные инструменты управления, позволяющие обеспечивать нормальную работоспособность подобной экосистемы [5].

Важно также подчеркнуть, что в условиях ориентации бизнеса на воссоздание экосистемы, учет существующих типов экосистем является основополагающим процессом, строящимся на возможностях выбора той стратегии формирования, которая будет максимально отвечать его потребностям и интересам.

Заключение. Таким образом, вопросы воссоздания экосистемной модели бизнеса на современном этапе играют ключевую роль; данный факт диктуется тем, что экосистемная организация бизнес-процессов позволяет учитывать множественные особенности и потребности как конкретного предприятия в общей структуре рынка, так и потребителя, заинтересованного в высококачественном получении товаров и услуг без необходимости смены общей среды. Данная модель позволяет увеличивать конкурентоспособность субъекта предпринимательства, что исходит из возможности действия синергического эффекта, усиливающего действие отдельных элементов преимуществ в рамках всей экосистемы.

На основе проведенного исследования можно сформировать следующие преимущества применения экосистемной модели бизнеса:

  1. Достаточно высокие возможности по управлению конкурентными преимуществами за счет их масштабирования.
  2. Обеспечение высокой гибкости субъекта предпринимательства под текущие и будущие потребности потребителя.
  3. Высокая устойчивость перед рыночными изменениями.
  4. Возможность реализации синергического эффекта, что в совокупности предопределяет высокую результативность функционирования компании в рамках бизнес-экосистемы.

Вышеизложенное позволяет подчеркнуть, что сегодня экосистемная модель бизнеса может рассматриваться в качестве ключевой перспективы становления и развития субъектов предпринимательства с ориентацией на долгосрочную перспективу.

Библиографический список

1. Бизнес-экосистема Сбербанка: что надо знать // РБК. URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/5f6c55219a79475398b841bd (дата обращения: 11.05.2022).
2. Клейнер Г.Б. Экономика экосистем: шаг в будущее/ Г.Б. Клейнер// Экономическое возрождение России. 2019. № 1(59). С. 40-44.
3. Кобылко А.А. Функции управления в бизнес-экосистемах // ЭКО. 2021. № 8. С. 127–150.
4. Розенберг Г.С. Бизнес-системы: Что стоит за словами и куда это ведет? // Биосфера. Институт экологии Волжского бассейна РАН, 2020. С. 161-167.
5. Серов Н.С. Бизнес-экосистема как этап жизненного цикла организации и как элемент интеллектуального менеджмента. Экономика науки. 2021, № 7(2). С. 135–143.
6. Что такое бизнес-экосистемы и зачем они нужны // РБК. URL: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/6087e5899a7947ed35fdbbf3 (дата обращения: 19.04.2022).