Индекс УДК 33
Дата публикации: 29.10.2020

Роль стандартизации в развитии индустрии 4.0 в Российской Федерации

Role of standardization in the development of the 4.0 industry in the Russian Federation

Азимина Е.В., Сучкова М.Ю.
Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ)
Azimina E.V., Suchkova M.U.
St. Petersburg State University of Economics (UNECON)
Аннотация: В статье рассматривается потенциал организаций перехода на цифровые технологии. Цифровизация производства, как инструмент выхода из экономического кризиса и роль стандартизации в этом процессе. Важность создания и запуска на государственном уровне платформы «Промышленность Российской Федерации 4.0» по аналогии немецкой «Industry 4.0.». И постановка задач стандартизации в цифровизации промышленности.

Abstract: The paper deals with the potential of organizations for transition to digital technologies. Digitalization of production as a tool for overcoming the economic crisis and the role of standardization in this process. The importance of creating and launching the platform "Industry of the Russian Federation 4.0" at the state level by analogy with the German "Industry 4.0. And setting of standardization tasks in the digitalization of industry.
Ключевые слова: Стандартизация, цифровизация производства, цифровизация экономики, индустрия 4.0., развитие технологий.

Keywords: Standardization, digitalization of production, digitalization of economy, industry 4.0., technology development.


Трудно переоценить роль и значение стандартизации в современном мире. Стереотипы работают аспектом суждения, мерой свойства, конкретной залогом сопоставимости и взаимозаменяемости, содействуя увеличению защищенности, охране самочувствия людей и обороне, находящейся вокруг среды, что наиболее стереотипы содействуют способствуют улучшению свойства жизни. На современном этапе развития отечественной экономики стандартизация является ключевым фактором перехода к Индустрии 4.0. Попробуем раскрыть данный тезис.

Цифровые технологии активно врываются в нашу жизнь, формируя новые потребности и новые способы их удовлетворения, создавая новую конкурентную среду, где борьба ведется за внимание потенциального потребителя в сети, а в конкурентное противоборство за та кое внимание вступают представителя совершенно разных отраслей, ломая сложившиеся стереотипы маркетинга. Случившаяся в этом году пандемия, как негативное последствие реализовавшегося риска, который был идентифицирован уже давно, но о существовании которого было не принято вспоминать, стала сильным катализатором цифровой трансформации общественно-экономической жизни. Более того, работа в период пандемии на «удаленке» показала преимущества цифровых технологий и их потенциал для организаций.

Цифровизация производства- становится одним из главных инструментов выхода из экономического кризиса и дальнейшего развития российской промышленности, а стандартизация является основой такой трансформации, обеспечивая ее базис и взимодействие субъектов хозяйствования.

Сегодня, Российская промышленность осуществляет ряд успешных проектов в области стандартизации. Так, российские производители железнодорожной техники активно применяют цифровое производство: умный локомотив, цифровые двойники и др., что позволяет создавать единую цифровую среду обмена данными между производителями и эксплуатантами.

На этом же пути находится целый ряд крупных российских компаний, успешно осуществляющих проекты по цифровизации производства — это и ПАО «Россети», ПАО «КАМАЗ», ПАО «Газпром Нефть», «Росатом» и другие.

Значимым вопросом в этой связи становится единая политика в области цифровизации промышленности [1]. Решению данного вопроса должен способствовать Совет по техническому регулированию и стандартизации для цифровой экономики, который был создан Российским союзом промышленников и предпринимателей и Восточным комитетом Германской экономики. Сегодня Совет объединяет порядка 100 экспертов России и Германии- основной целью данного сотрудничества является гармонизация нормативно-правовой базы в области цифровых производств и развитие инфраструктуры качества, и совместная работа над IT стандартами для цифровых платформ. По мнению экспертов Совета сегодня есть необходимость принятия на государственном уровне решения по созданию платформы «Промышленность Российской Федерации 4.0.» и комплекса IT стандартов.  В свою очередь необходим переход промышленности к современным методам планирования и управления по аналогии с немецкой платформой «Industry 4.0.» в рамках которой немецкие предприятия внедряют у себя цифровизацию, интернет вещей и эти вопросы охватывают разные процессы такие как: торговлю, услуги, логистику.

Новые задачи стандартизации в цифровизации, как элемента современной инновационной и промышленной политики порождает изменения в различных видах экономической деятельности. Стандарты и деятельность по их разработке является инструментом комплексного решения проблем в высокотехнологичных секторах промышленного производства. Так именно в рамках стандартизации возможно обеспечение прозрачности и открытости инновационного развития, позволяя тем самым заинтересованным сторонам договариваться о технических спецификациях и возможностях применения новых технологий. Создание платформы «Промышленность РФ 4.0.» в совокупности с гармонизацией стандартов, которые являются ключевым инструментом совместимости систем в условиях глобального рынка, упростит трансфер знаний и будет способствовать разработке инновационных решений [2].

Росстандарт утвердил серию из десяти предварительных национальных стандартов в области умного производства. Стандарты разработаны техническим комитетом «Кибер-физические системы» на базе РВК при поддержке Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Стандарты направлены на высокоэффективное внедрение цифровых технологий в отечественную промышленность, рост качественных и самостоятельных решений, а также на обеспечение их совместимости. В рамках данной серии стандартов утверждены включая и первые нормативно-технические документы, контролирующие сферу «цифровых двойников» – виртуального представления физических элементов производственный процесса, таких как товары, ресурсы и персонал. «Цифровые двойники» предоставляют возможность оптимизации управления процессами производства, выявляют аномалии, исполняют предиктивное обслуживание.

Большинство стандартов, которые регулируют внедрение и использование решений на основе ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) уже используются при создании и модернизации высокотехнологичного оборудования, образцы которого могут разрабатываться разными поставщиками с использованием различных технологий, но при этом должны быть функционально совместимы.  Как правило, стандарты в секторе ИКТ преимущественно создаются в отраслевых консорциумах и разделяются на два класса – стандарты, формальные разрабатываемые организациями, устанавливающими стандарты или организациями по разработке стандартов и стандарты, возникшие в результате рыночной конкуренции и применяемые в основном частными компаниями.

Роль государства в области стандартизации на сегодняшний день в основном связана с координацией процесса разработки стандартов и снижением рисков для участников. Цели России по цифровизации экономики, носят стратегический характер и отражены в Указе Президента РФ №204 от 07 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Основной инициативой является по достижению указанной цели является национальный проект «Цифровая экономика». Однако, на сегодняшний день уровень внедрения цифровых технологий в промышленность остается низким, промышленные компании всё ещё используют лишь незначительный набор цифровых решений.

Анализ причин такой ситуации показывает, что во многом это связано с отсутствием понятной, структурированной системы стандартизации в области информационных технологий, которая должна была бы логично объединить все уровни стандартизации: международный, национальный и отраслевой, стать катализатором инновационного развития отечественной промышленности на пути перехода к цифровой экономике. Формирование такой системы есть первоочередная задача, которая должна быть решена в научно-практической дискуссии. Мы все, как участники общественно- экономической жизни крайне заинтересованы.

Библиографический список

1. https://frprf.ru/zaymy/tsifrovizatsiya-promyshlennosti/
2. Narayanana V.K., Chen T. (2012) Research on technology standards: Accomplishment and challenges. Research Policy, no 41, pp. 1375—1406.
3. Окрепилов В.В. Экономика качества. СПб.: Наука. 2011.
4. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. – 479 с.
5. Акаткин Ю.М., Карпов О.Э., Конявский В.А., Ясиновская Е.Д. Цифровая экономика: концептуальная архитектура экосистемы цифровой отрасли // Бизнес-информатика. 2017. № 4 (42). С. 17-28.
6. Цифровое предприятие: трансформация в новую реальность / В.И. Ананьин [и др.] // Бизнес-информатика. 2018. № 2 (44). С. 45-54.