Abstract: The RCEP is a new economic, integration initiative of the PRC, the purpose of which is to strengthen multilateral partnerships in the Asia-Pacific region and the formation of a single free trade zone between the ASEAN members in the future. This article presents the prerequisites for the formation of an integration strategy in the RCEP, the priority directions of the PRC within the framework of the implementation of the economic initiative of the RCEP, as well as a list of conditions conducive to the transformation of the RCEP. The article provides a perspective analysis of the transformation of the integration strategy of the People's Republic of China both in the Asia-Pacific region and in the whole global market.
Keywords: RCEP, new economic initiative, integration directions, foreign policy strategy, economic interests.
Начало нынешнего столетия характеризуется появлением новых экономических инициатив межгосударственного партнёрства в Восточной Азии. Изначально стремление КНР развивать направление интеграции было обусловлено исключительно экономическими аспектами, поскольку за последние годы существующие экономические объединения стали в меньшей степени отвечать интересам стран региона и способствовать интеграционным процессам.
С региональной точки зрения инициатива КНР основывалась на ускорении и трансформации партнёрства с государствами АТР, что в будущей перспективе должно было привести к образованию устойчивых единых интересов участников нового интеграционного поля. Помимо этого, активизация действий США в партнёрстве АТР и дальнейшее укрепление международных позиций КНР также способствовали тому, что Правительство Китая решило стремительно развивать новую интеграционную стратегию.
Инициатива Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (ВРЭП) была запущена АСЕАН совместно с Китаем, Японией и Южной Кореей. Ключевая роль в партнерстве также отводилась АСЕАН. ВРЭП первоначально задумывался как механизм для объединения пяти существующих соглашений. Отдельно эти соглашения способствовали сотрудничеству между членами АСЕАН и тихоокеанскими странами, но между ними было много ограничений и несоответствий.
Со временем партнерство возглавил Китай по причине его экономического превосходства. КНР сыграл ключевую роль в переговорах касательно ВРЭП, несмотря на то, что на начальном этапе и в период до подписания договоренности о ВРЭП предпосылок к главенствующей роли Китая в проекте не было.
Одним из важнейших приоритетных направлений КНР стало образование Восточноазиатского саммита [5], ежегодной встречи государств Восточной и Юго-Восточной Азии. Принятие данной инициативы не обошлось без разногласий, в частности, между КНР и Японией. КНР продвигала экономическую инициативу по созданию ВРЭП, а параллельно с этим Япония содействовала образованию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), условия которого были на более высоком уровне в отличие от ВРЭП КНР.
Основной мотивацией участия Японии в многосторонних инициативах было стремление решить стоящие перед страной политические и экономические проблемы. Восточная Азия и АТР в целом являются для Японии краеугольным камнем внешней политики. Помимо этого, экономический подъём Китая вынуждает Японию постоянно усиливать свои позиции в регионе. В связи с чем, с момента образования АТЭС Япония стремилась занять главную позицию в сотрудничестве в АТР и тем самым наращивать свой авторитет на международной арене.
В силу данных противоречий внутри Восточноазиатского саммита произошёл раскол двух участников, поступление инициативы развития направления по созданию Транстихоокеанского партнерства (ТТП) [4], и АТЭС побудило КНР провести первые переговоры с потенциальными участниками по формированию ВРЭП. Правительство Китая стремилось построить модель регионального экономического сотрудничества без участия США.
В настоящее время успешное осуществление данного проекта имеет важное значение, особенно для самого Китая, который стремится укрепить свое лидерство в АТР. Новое экономическое партнерство позволяет упростить торговые процедуры, путем снятия тарифных ограничений, при этом, не применяя новые правила относительно интеллектуальной собственности или экологических и социальных стандартов.
Экономические интересы КНР в продвижении ВРЭП заключаются в формировании единой открытой рыночной системы, обладающей достаточно высоким потенциалом современного развития. Вместе с тем для КНР одним из приоритетных направлений внешнеполитической стратегии выступает поиск новых рыночных сегментов для сбыта выпускаемых продуктов и необходимость расширения экспорта. Эта же задача решается и в рамках интеграционной стратегии «Один пояс – один путь».
Некоторые исследователи полагают, что ВРЭП можно считать гарантией интеграции Китая и инструментом влияния КНР в АТР [1, с.31]. Новая экономическая инициатива КНР призвана вести борьбу с деглобализацией и способствовать экономическому развитию. Растущие объемы торговли и взаимозависимость между партнерами представляет возможным дальнейшее развитие регионального сотрудничества на основе уже имеющихся соглашений о свободной торговле.
Проект ВРЭП также интересен в сравнении с проектом ТТП. В настоящее время эти два проекта являются центрами регионализации в АТР и оба оказывают значительное влияние на экономику региона. Данные проекты направлены на либерализацию торговли, партнёрство в технической и инвестиционной сфере, защиту интеллектуальной собственности, разрешение конфликтов и споров между участниками партнерства.
Большое отличие между ВРЭП и ТТП состоит в их целях и подходах. Проект ВРЭП имеет целью усиление экономической взаимосвязанности регионов, ТТП же направлен на либерализацию торговлю в целом. Так вступление во ВРЭП может быть интересно практически всем странам региона, а в ТТП — крупным транснациональным корпорациям. Примечательно, что уже сейчас ВРЭП объединяет участников с разным уровнем экономического развития.
Таблица 1
Систематизация и сравнение направлений инициативных проектов ВРЭП и ТТП [ 8]
Направление проекта | ВРЭП | ТТП |
Торговля на товарных рынках | + | + |
Торговля на рынках услуг | + | + |
Сфера инвестиционного партнёрства | + | + |
Техническая сфера партнёрства | + | + |
Конкурентоспособность | + | + |
Интеллектуальная собственность | + | + |
Разрешение конфликтов между участниками | + | + |
Организационные и правовые вопросы | — | + |
Электронная коммерция | + | + |
Стандарты по трудовым ресурсам | — | + |
Экологические стандарты территорий | — | + |
Осуществление государственных закупок | — | + |
В сравнении с ВРЭП, которое в определённой степени выступает отражением проводимой в КНР политики, с помощью ТТП в наибольшей степени распространяются стандарты США. Согласно систематизированным в таблице 1 результатам, области партнёрства, предлагаемые КНР в рамках ВРЭП, подчёркивают китайские экономические интересы.
Участники новой экономической инициативы тесно взаимосвязаны с Китаем по различным экономическим аспектам. Анализируемая интеграционная стратегия ВРЭП представляется удобной основой осуществления китайских внешнеторговых идей. Как считает И. Цюань, КНР может высокоэффективно использовать свой инициативный проект ВРЭП в качестве широкой платформы, объединяющей многосторонние политические и экономические взаимосвязи с другими государствами [7, p. 136].
Формально ВРЭП доминирует над ТТП по числу участников. Помимо Китая, ключевую роль в продвижении проекта ВРЭП играют действия Республики Корея. Однако географический охват ТТП в сравнении с ВРЭП более широкий, так как включает несколько государств американского континента, при прочих равных условиях, проигрывающих восточноазиатскому направлению в вопросах воздействия на ход глобальной ситуации.
В ВРЭП помимо вопросов торговли, внимание также стало уделяться и таким проблемам как технологическое сотрудничество, конкурентная политика и др. Программа ТТП, все же более обширная. В ТТП внимание уделяется большему числу аспектов: контролируются организационные и правовые вопросы, введены стандарты по трудовым ресурсам и экологические стандарты, более жесткие стандарты охраны интеллектуальной собственности, есть доступ к государственным закупкам для иностранных компаний, которые являются членами партнерства, а также обеспечиваются нормы регулирующие рынки финансовых услуг и др. Такая разница в подходах может быть вызвана тем, что КНР и США имеют разное положение в глобальных цепочках взаимодействия.
Может показаться, что действия КНР, которую ранее не включили в ТТП, направлены на усиление доминирования своей повестки в региональном интеграционном поле. Тем не менее, складывающуюся в текущем моменте ситуацию, по мнению О. Парамонова, стоит оценивать не только в контексте конкурентной борьбы между несколькими инициативными проектами, но и в контексте позиций КНР и Японии в вопросах подхода к реализации интеграционной стратегии внутри региональной территории [3].
В случае, когда КНР продвигает подход, выступающий за то, что решение региональных экономических вопросов интеграционной стратегии должно происходить без влияния внешних сторон, то для Японии характерен противоположный подход: необходимо внешнее вмешательство других государств, поскольку страной реализуется идея «открытого регионализма», которая предполагает вовлечение внешних игроков мирового сообщества, в частности, Индия и США.
Идея «открытого регионализма» появилась в связи с принятием в Японии концептуальной модели «Свободного и открытого ИТР [6]», которая перенималась и США. При этом особую опасность как для Японии, так и для США представляет тот факт, что КНР является членом достаточно большого числа международных объединений [2, с.160]. Для формирования и функционирования ВРЭП действия КНР сыграли основополагающую роль, обусловленную облегчением реализации внешнеторговых процедур.
Одним из экономических интересов КНР на современном этапе развития является расширение экспортных операций, для того чтобы перенаправить избыточные производственные мощности национального предпринимательства и реформировать соглашение ВРЭП, с учётом существующих в государстве проблем социально-экономического развития, реформирования текущих международных отношений, что способствует трансформации интеграционной стратегии ВРЭП.
ВРЭП, как одно из новейших соглашений, является важным структурным изменением в стратегии реформ КНР. Высокий уровень стандартов ВРЭП подводит Китай к изменению неприемлемых для мирового сообщества условий и к институционализации. Также данный проект экономического партнерства может стать платформой для более быстрой реализации стратегии регионального сотрудничества и развития зон свободной торговли. Проект ВРЭП также позволяет защититься от экономических потрясений и уменьшить зависимость от торговых споров, что, несомненно, делает отношения Китая с другими странами более предсказуемыми.
При этом для того чтобы минимизировать риски при перераспределении товаров, КНР требуется трансформировать свою интеграционную стратегию в сторону образования экономического круга, когда производство осуществляется от наименее до наиболее развитых участников, а также от отраслей лёгкой промышленности к отраслям тяжёлой промышленности. В рамках подобных условий КНР станет одним из участников подобной промышленной системы, учитывая тот факт, что страна является одной из крупнейших мировых держав по развитию обрабатывающих производств.
На данный момент экономическая инициатива ВРЭП имеет все шансы стать соперником ТТП в Восточно-Азиатском регионе. На долю стран, входящих во ВРЭП приходится 2,3 млрд. человек или 30% населения планеты, а также около 30% мирового ВВП.
Успешная реализация партнерства приведет к появлению крупнейшего в мире торгового блока, что в перспективе будет способствовать расширению производственных цепочек, устранению негативных аспектов прежних торговых соглашений и усилению влияния на мировую экономику.
Таким образом, в современных условиях ВРЭП представляет собой многостороннее масштабное соглашение по созданию единой зоны свободной торговли, где ключевая роль принадлежит КНР, поскольку посредством ВРЭП, как регионального объединения, КНР расширяет круг союзных государств. Вместе с тем реализацию интеграционной стратегии КНР следует трансформировать по двум направлениям: расширению экспортных операций и образованию экономического круга, способствующего оптимизации цепочки распределения произведённых в КНР продуктов.
Библиографический список
1. Буренина Е.М. Перспективы участия Китая в ВРЭП // Наука и образование сегодня. №5 (64), 2021. С. 30-32.2. Мозиас П.М. Участие Китая в региональных экономических объединениях // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 9: Востоковедение и африканистика. 2019. № 4. С. 154-183.
3. Парамонов О. Всеобъемлющее региональное экономическое партнёрство: ожидания и риски // Международная жизнь. 2020. URL: https://interaffairs.ru/news/show/28157 (дата обращения: 21.09.2022).
4. Транстихоокеанское партнерство: обзор ключевых целей США./ Office of the United States Representative: Trans-Pacific Partnership: Summary of U.S. Objectives. URL: https://ustr.gov/tpp/Summary-of-US-objectives (дата обращения: 25.09.2022).
5. Chairman’s Statement of the First East Asia Summit, Kuala Lumpur, 14 December 2005. URL: https://asean.org/chairmans-statement-of-the-first-east-asia-summit-kuala-lumpur-14-december-2005/ (дата обращения: 25.09.2022).
6. Chen Dingding. The Indo-Pacific Strategy: A Background Analysis. ISPI, 2018. URL: https://www.ispionline.it/it/pubblicazione/indo-pacific-strategy-background-analysis-20714 (дата обращения: 25.09.2022).
7. Quan Yi. The RCEP: A Chinese Perspective // New Directions in Asia-Pacific Economic Integration. East-West Center. 2019. P. 131-137.
8. Shujiro Urata. A Stages Approach to Regional Economic Integration in Asia Pacific: The RCEP, TTP, and FTAAP // New Directions in Asia-Pacific Economic Integration. East-West Center. 2019. P. 119-130.