Abstract: This article discusses the accounting for fixed assets in a non-profit organization. The definition of an accounting standard and an international standard is given, as well as a comparative analysis of the draft federal standard of the public sector “Fixed Assets” and Accounting Regulation 6/01 “Fixed Assets”. The article concludes with trends in the development of regulatory accounting.
Keywords: non-profit organization, fixed assets, accounting, regulation, accounting standard, international standard.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, утвержденного 06 декабря 2011 года к нормативным актам в области регулирования бухгалтерского учета относятся федеральные стандарты, отраслевые стандарты, а также нормативные акты Центрального банка Российской Федерации. Из ст.20 данного Закона также следует, что нормативное регулирование бухгалтерского учета в нашей стране реализуется согласно принципам «соответствия федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета».
Согласно ст. 3 Федерального закона «О бухгалтерском учете»:
— стандарт бухгалтерского учета — «документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета»;
— международный стандарт — «стандарт бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта».
11 сентября 2018 г. состоялось заседание Совета по стандартам бухгалтерского учета, созданного в соответствии с Федеральным законом «О
бухгалтерском учете», где было рекомендовано Министерству финансов Российской Федерации принять проект федерального стандарта по бухгалтерскому учету «Основные средства». Более детально рассмотрим расхождения проекта федерального стандарта по бухгалтерскому учету «Основные средства» с Положением по бухгалтерскому учету 6/01 «Основные средства».
Данный проект федерального стандарта по бухгалтерскому учету «Основные средства» предписывает организациям, за исключением организаций государственного сектора, три метода расчета амортизации: метод уменьшаемого остатка, метод начисления амортизации пропорционально объему продукции, линейный метод.
Также следует обратить внимание на то, что данные методы, в соответствии с данным проектом федерального стандарта, должны отражать предполагаемые способы потребления субъектом будущих экономических выгод или полезного потенциала основных средств[3]. Так, например, основные средства амортизируется линейным методом или методом уменьшаемого остатка, в случае если срок полезного использования рассчитывается в единицах времени, а пропорционально объему продукции в случае если срок полезного использования рассчитывается в натуральных единицах.
Рассмотрим в таблице 1 Методы определения срока полезного использования в проекте федерального стандарта государственного сектора «Основные средства» и ПБУ 6/01 «Основные средства»
Таблица 1
Методы определения срока полезного использования (СПИ) в проекте федерального стандарта государственного сектора «Основные средства» и ПБУ 6/01 «Основные средства»
Проект федерального стандарта государственного сектора «Основные средства» | ПБУ 6/01 «Основные средства» |
Расчет СПИ исходя из ожидаемого периода использования с учетом производительности или мощности, нормативных, договорных и других ограничений использования, намерений руководства организации | Расчет СПИ исходя из ожидаемого периода использования с учетом ожидаемой производительности или мощности |
Расчет СПИ исходя из ожидаемого физического износа с учетом режима эксплуатации (количества смен), системы проведения ремонтов, естественных условий, влияния агрессивной среды и иных аналогичных факторов | Расчет СПИ исходя из ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта |
Расчет СПИ исходя из ожидаемого морального устаревания, в частности, в результате изменения или усовершенствования производственного процесса или в результате изменения рыночного спроса на продукцию или услуги, производимые при помощи основных средств | — |
Расчет СПИ исходя из планов по замене основных средств, модернизации, реконструкции, технического перевооружения | — |
— | Расчет СПИ исходя из нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта |
Исходя из таблицы 1 срок полезного использования объекта основных средств, определяемый организацией исходя из нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта, вскоре потеряет свою актуальность. В то же время будут приняты два новых способа определения срока полезного использования: исходя из ожидаемого морального устаревания, а также исходя из планов по замене основных средств.
Два метода начисления амортизации (метод уменьшаемого остатка и метод начисления амортизации пропорционально объему продукции) являются новыми не только для бухгалтерского учета государственного сектора, но не для российского учета в целом. Данные методы разрешены в ПБУ 6/01 «Учет основных средств» [5] для применения субъектами негосударственного сектора. Соответствуют в данном проекте федерального стандарта и в ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и правила начисления амортизации основных средств линейным методом. В ПБУ 6/01 в настоящее время представлен только один способ расчета амортизации данных активов, не нашедший отражения в вышеназванном проекте: способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, что явно видно в таблице 2.
Таблица 2
Методы начисления амортизации в проекте федерального стандарта государственного сектора «Основные средства» и ПБУ 6/01 «Основные средства»
Проект федерального стандарта государственного сектора «Основные средства» | ПБУ 6/01 «Основные средства» |
Линейный метод Данный метод предполагает начисление постоянной суммы амортизации на протяжении всего срока полезного использования актива. Предполагается начисление одинаковой суммы амортизации на весь период СПИ (расчет данной суммы производится исходя из нормы амортизации и первоначальной или восстановительной стоимости объекта основных средств) | Линейный метод Данный метод предполагает начисление постоянной суммы амортизации на протяжении всего срока полезного использования актива. Предполагается начисление одинаковой суммы амортизации на весь период СПИ (расчет данной суммы производится исходя из нормы амортизации и первоначальной или восстановительной стоимости объекта основных средств) |
Способ уменьшаемого остатка Сумма амортизации рассчитывается исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного периода и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования и коэффициента не выше 3, используемого организацией | Способ уменьшаемого остатка Сумма амортизации рассчитывается исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного периода и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования и коэффициента не выше 3, используемого организацией |
—
| Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования предполагает, что годовая сумма амортизации рассчитывается исходя из первоначальной стоимости (или восстановительной стоимости в случае проведенной переоценки) объекта основных средств и соотношения, в числителе которого — число лет до истечения СПИ данного объекта, а в знаменателе – общая сумма чисел лет СПИ объекта |
Метод начисления амортизации пропорционально объему продукции предполагает начисление суммы амортизации исходя из натурального показателя объема продукции в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта и предполагаемого объема продукции за весь СПИ | Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) предполагает начисление суммы амортизации исходя из натурального показателя объема продукции в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта и предполагаемого объема продукции за весь СПИ |
Правила учета, содержащиеся в отечественных нормативных документов по бухгалтерскому учету, постепенно сближаются с требованиями международных стандартов финансовой отчетности (МСФО)[3]. МСФО ОС же в свою очередь совершенствуются на базе международных стандартов финансовой отчетности негосударственного сектора (Международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора).
На основании всего вышесказанного, можно определить тенденции развития бухгалтерского учета (в том числе и учета основных средств):
— сближение российских бухгалтерских правил учета негосударственного сектора с предписаниями Международных стандартов финансовой отчетности (в том числе: соответствия правил российских нормативных документов по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора с требованиями МСФО 16 «Основные средства»);
— сближение предписаний отечественных бухгалтерских нормативных актов для субъектов государственного сектора с регламентациями МСФО ОС (в том числе: соответствия правил российских нормативных документов по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора с требованиями МСФО ОС 17 «Основные средства»);
— усовершенствование требований МСФО ОС с учетом положений Международных стандартов финансовой отчетности негосударственного сектора;
— достижение соответствия между российскими правилами бухгалтерского учета государственного и негосударственного секторов.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что изменение нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета на столько вызывают проблемы с их реализацией, на сколько необходимы для совершенствования не только самого бухгалтерского учета, но и других сфер нормативного регулирования. И при правильной реализации на практике вносимых Министерством финансов Российской Федерации России изменений в нормативные акты, регулирующие сферу бухгалтерского учета, достоверность учетной и отчетной информации в организациях как государственного, так и общественного сектора, должна существенно повыситься.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» [Элетронный ресурс] : (с изм. и доп.) // Гарант: [сайт информ. – правовой компании]. - [ М., 2019 ]. – Режим доступа: http:// base.garant.ru/70103036/.2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01): (с изм. и доп.) // Гарант : [сайт информ. – правовой компании]. - [М., 2019]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12122835/.
3. Алексеева Г.И. Учет основных средств в условиях стандартизации российского бухгалтерского учета /Г.И. Алексеева // журнал «Международный бухгалтерский учет», № 6, июнь 2019 г.
4. Дружиловская Т. Ю. Проблемы дальнейшего совершенствования бухгалтерского учета основных средств в государственном секторе / Т.Ю. Дружиловская, Э.С. Дружиловская // журнал «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», № 8, апрель 2015 г.
5. Гетьман В.Г. Назревшие вопросы совершенствования учета расчетов / В.Г. Гетьман, журнал «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», № 8, апрель 2016 г.
6. Саранцева Е. Г. Обоснование управленческих решений на основе маржинального анализа / Е.Г. Саранцева // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2017. Т.2. № 2. - С. 78-83.