Индекс УДК 311.313
Дата публикации: 26.02.2018

Статистический анализ дифференциации доходов и уровня бедности населения Российской Федерации

Statistical analysis of income inequality and poverty level of the population of the Russian Federation

Бикеева Марина Викторовна
доцент кафедры статистики, эконометрики и информационных технологий в управлении
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, г. Саранск
Bikeeva Marina Victorovna
Ph. D. in Economics, assistant professor of the Chair of Statistics, Econometrics and Information Technologies in Management
National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk
Аннотация: В статье рассмотрен традиционный набор статистических показателей изучения дифференциации доходов и оценки бедности населения. Значительное неравенство в доходах, приводящее к концентрации богатства и нищеты, становится характерной чертой российского общества. На протяжении 2011 – 2016 гг. для Российской Федерации характерно избыточное неравенство. Величина коэффициента Джини более 40 %, что превышает его пороговое значение на 30-40 %. Абсолютный подход к оценке бедности, распространенный в России, основан на установлении прожиточного минимума. Несмотря на сокращение масштабов абсолютной бедности в 2,1 раза за период с 2000 – 2016 гг., прожиточный минимум остаётся стандартом очень низкого потребления для всех социально-демографических групп населения. Среди уязвимых групп населения работники бюджетной сферы, сельского хозяйства и др. Результаты субъективной оценки бедности 2016 года свидетельствуют, что более 86% населения России считают себя бедными.

Abstract: The article describes the traditional set of statistical indicators to study income inequality and poverty estimates of the population. Significant income inequality, leading to a concentration of wealth and poverty, is becoming a characteristic feature of Russian society. During 2011-2016, the Russian Federation was characterized by excessive inequality. The value of the Gini coefficient is more than 40%, which exceeds its threshold by 30-40%. The absolute approach to poverty assessment common in Russia is based on the establishment of the subsistence minimum. Despite the reduction in the absolute poverty rate of 2.1% over the period 2000 – 2016, the minimum wage remains very low standard of consumption for all socio-demographic groups. Among the vulnerable groups are employees of the public sector, agriculture, etc. The results of the subjective poverty assessment in 2016 show that more than 86% of the Russian population consider themselves poor.
Ключевые слова: дифференциация доходов населения, уровень бедности, абсолютная бедность, прожиточный минимум, потребительская корзина.

Keywords: income disparities, poverty, absolute poverty, living wage, consumer basket


*Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-010-00756

С переходом к рыночной экономике резко обострился процесс расслоения общества по уровню доходов, что обусловило необходимость внедрения в практику показателей, используемых для анализа социально-экономической дифференциации и уровня бедности населения.

Исследование дифференциации доходов населения заключается в установлении масштабов расслоения населения по уровню доходов и выявления основных факторов, создающих предпосылки для такого расслоения.

Для количественной оценки дифференциации доходов используются статистические показатели (таблица 1).

Таблица 1

Перечень статистических показателей оценки дифференциации доходов населения

ПоказательХарактеристика
Средний доходобщий средний уровень дохода всего населения
Модальный доходуровень дохода, наиболее часто встречающийся среди населения
Медианный доходпоказатель дохода, находящийся в середине ранжированного ряда распределения, т.е. одна половина населения имеет доход ниже, а вторая половина – выше медианного
Децильный коэффициент дифференциации доходовпоказывает во сколько раз минимальные доходы 10% самого богатого населения превышают максимальные доходы 10% наименеее обеспеченного населения
Коэффициент фондовхарактеризует соотношение между средними доходами населения десятой и первой децильных групп
Индекс концентрации доходов (коэффициент Джини)характеризует неравенство в распределении доходов населения между его отдельными группами

 

Изучение дифференциации осуществляется с помощью вариационных рядов распределения доходов населения:

  • распределение домашних хозяйств по величине среднедушевого денежного дохода, сгруппированных по интервалам с фиксированными границами. Такое распределение осуществляется по разным типам домохозяйств (городским, сельским, по наличию детей, по составу домохозяйств и т.д.);
  • распределение общего объема денежных доходов населения по 10- и 20%-м группам, позволяющее рассчитать квинтильные и децильные показатели дифференциации, оценить концентрацию доходов);
  • распределение на группы, пропорциональные размеру прожиточного минимума, позволяющие оценить социальную структуру населения (бедные, малообеспеченные, средние, обеспеченные и богатые) и ее динамику [5].

Рисунок 1 свидетельствует о возрастающей тенденции заработной платы за 2011 – 2016 гг. Однако значительное превышение средней заработной платы за весь анализируемый период над медианным и модальным значениями заработной платы свидетельствует о существовании дифференциации доходов населения.

Рисунок 1. Динамика среднего, медианного и модального значений заработной платы работников организаций за 2011 – 2017 гг. (по данным выборочных обследований организаций за апрель)

Большое неравенство в доходах, приводящее к концентрации богатства и нищеты, стало характерной чертой российского общества (таблица 2). Можно считать, что в Российской Федерации неравенство не просто высокое, а избыточное (коэффициент Джини более 40 % и превышает пороговое значение данного индикатора на 30-40 %).

Таблица 2

Распределение общего объема денежных доходов по 20%-ным группам населения Российской Федерации

Показатель201120122013201420152016
Денежные доходы – всего, процентов100100100100100100
в том числе по 20-процентным группам населения:
первая (с наименьшими доходами)5,25,25,25,25,35,3
вторая9,99,89,89,910,010,0
третья14,914,914,914,915,015,0
четвертая22,622,522,522,622,622,6
пятая (с наибольшими доходами)47,447,647,647,447,147,1
Коэффициент Джини0,4170,4200,4190,4160,4130,412
Коэффициент фондов, в разах16,216,416,316,015,715,6
Децильный коэффициент, в разах7,37,47,47,37,17,1

Что касается измерения бедности, то в мировой практике получили распространение три основных подхода [4]:

Абсолютный подход – основан на установлении минимума средств существования, считающимся стабильным и не зависящим от времени.

Относительный подход – основан на признании бедным того, чей доход не позволяет жить в рамках принятого в конкретном обществе стандарта потребления. При конструировании относительной черты бедности используется показатель медианного личного располагаемого дохода. В США граница относительной бедности соответствует 40% медианного дохода, в большинстве стран Европы – 50%, в Скандинавии – 60% [6, с. 280].

Субъективный подход – основан на мнении самого индивида об уровне его бедности. Использование данного подхода позволяет конкретизировать более значимые аспекты бедности, поскольку бедность проявляется не только в недостатке средств к существованию, но и в неудовлетворительном состоянии здоровья и питания, низком уровне образования, неудовлетворительных жилищных условиях, социальной изоляции и т.п.

Официальные оценки бедности в Российской Федерации основаны на показателях в рамках абсолютного подхода бедности. В качестве одного из критериев оценки бедности используется величина прожиточного минимума [5, с. 201]. Численность бедных принимается равной численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. Помимо численности и доли бедного населения, Росстат рассчитывает и публикует показатель «Дефицит располагаемых ресурсов малоимущего населения» – количество денег, которое необходимо, чтобы поднять доходы бедных до прожиточного минимума.

Правовую основу для определения прожиточного минимума в РФ составляют Федеральный закон № 134-ФЗ от 24.10.1997г. с последующими корректировками «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и Постановления Правительства РФ № 1702 от 30.12.2017 г. «О порядке установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации» [1; 2]. Согласно закону величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания для трудоспособного населения, пенсионеров и детей, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, непродовольственных товаров и услуг, а также обязательные платежи и сборы (рис. 2.) [7].

Рисунок 2. Структура величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации и в разрезе социально-демографических групп (IV квартал 2016 г.)

Из рисунка видно, преобладающая часть потребительской корзины представлена расходами на продукты питания. Стоимость минимального набора продуктов питания производится на основе установленного списка продуктов питания и текущих цен на них. Доля расходов на непродовольственные товары и услуги практически равные. Стоимость набора непродовольственных товаров и стоимость услуг определяются по 50% стоимости минимального набора продуктов питания. При этом транспортные услуги предусмотрены в потребительской корзине лишь трудоспособного населения и детей в возрасте 7 – 15 лет. Для пенсионеров и детей в возрасте до шести лет транспортные услуги в минимальный набор не включены. В 2010 году перечень минимальных услуг был дополнен расходами на услуги культуры, составляющие 5% от общей величины расходов на весь набор услуг. В потребительской корзине трудоспособного населения предусмотрены расходы на обязательные платежи и сборы, что объясняется экономической активностью данной группы населения и логичным отсутствием данной статьи расходов у группы пенсионеров и детей.

Данные рис. 3 свидетельствуют о сокращении масштабов абсолютной бедности в России за анализируемый период в 2,1 раза (с 29% до 13,5%). Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2000 году составляла 42,3 млн. человек, или 29% общей численности населения. Период экономического роста 2002 – 2007 гг. способствовал положительным сдвигам в материальном положении населения страны и снижению уровня бедности с 24,6 до 13,3%. Наступивший кризис 2008 года замедлил темпы снижения численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. А начиная с 2012 года, наблюдается обострение проблемы бедности, характеризующееся увеличением численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2016 году до 19,8 млн. человек, или 13,5% общей численности населения.

Рисунок 3. Динамика численности населения Российской Федерации с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума1),2)

 

1) Оценка на основе материалов выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств и макроэкономического показателя среднедушевых денежных доходов населения.

2) В 2005 г. и 2013 г. изменялся порядок расчета величины прожиточного минимума. В 2015 г. изменился учетный состав населения.

3) Без учета данных по Республике Крым и г.Севастополю.

4) Предварительные данные.

Среди уязвимых групп населения дети в возрасте до 16 лет (29,2%), молодежь в возрасте 16-30 лет (18,7%), пенсионеры (12,8%) (Рис 4). Причем характерной особенностью современного времени является появление «новых бедных» — группы работающего населения, которые по своим образовательному уровню и квалификации никогда и нигде в мире не могут быть бедными. Эту группу представляет собой население трудоспособного возраста, работающее преимущественно в бюджетной сфере, сельском хозяйстве и др. Доля данной группы населения за анализируемый период многочисленная и составляет 39,3%.

Рисунок 4. Распределение населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по основным возрастным группам, %

 

Интересна информация о субъективной бедности, полученной по результатам опроса ОБДХ 2016 г. Таблица 3 представляет информацию об ответах респондентов ОБДХ, оценивающих собственное финансовое положение.

Таблица 3

Распределение малоимущих домашних хозяйств в зависимости от оценки своего финансового положения в 2016 г. (в процентах ко всем домашним хозяйствам)

Все домохозяйства100
из них, оценившие свое финансовое положение следующим образом:

не хватает денег даже на еду

 

3,1

денег хватает на еду, но покупать одежду и оплачивать жилищно-коммунальные услуги затруднительно33,7
денег хватает на еду и одежду, но не можем позволить себе покупку товаров длительного пользования50,7
денег хватает на еду, одежду и товары длительного пользования, но не можем позволить себе покупку автомобиля, квартиры, дачи10,5
средств достаточно, чтобы купить все, что считаем нужным0,9
затруднились ответить1,1

Итак, финансовое положение 36,8% респондентов таково, что их домашнему хозяйству в лучшем случае хватает доходов на еду, но покупать одежду и оплачивать жилищно-коммунальные услуги затруднительно. Еще 50,7% респондентов ответили, что они в состоянии приобрести еду и одежду, но не могут позволить себе покупку товаров длительного пользования. Если принять, что оценка своего финансового положения как недостаточного для покупки товаров длительного пользования является признаком бедности, то в 2016 году бедными являлись более 86% населения России.

Таким образом, результаты исследования показали одну из острейших проблем современной России – высокий уровень бедности. Решение проблем бедности, преодоление социального неравенства и сглаживание присущих им противоречий должно являться одной из главных миссий системы государственного управления в России, как социального государства.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». [Электронный ресурс] Система ГАРАНТ: URL:http://base.garant.ru/172780/#ixzz558DnR5ow (дата обращения: 22.02.2018 г.)
2. Постановление Правительства РФ № 1702 от 30.12.2017 г. «О порядке установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации». {Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71748876/ (дата обращения: 22.02.2018 г.)
3. Бедность как образ жизни в современной России: Монография / И.Я. Богданов. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 224 с.
4. Елисеева И.И., Раскина Ю.В. Измерение бедности в России: возможности и ограничения // Вопросы статистики. – 2017. - № 8. – С. 70-88.
5. Литвинов В.А. Прожиточный минимум: История, методика, анализ. Изд. 2-е. – М.: ЛЕНАНД, 2010. – 280 с.
6. Статистика: учебник / В.В. Глинский, В.Г. Ионин, Л.К. Серга [и др.]; под ред. В.Г. Ионина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2017. – 355 с.
7. Статистический бюллетень «Социально - экономические индикаторы бедности в 2013 – 2016 годах» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_110/Main.htm (дата обращения: 24.02.2018 г.)