Индекс УДК 33.331
Дата публикации: 27.03.2020

Становление и развитие детского спортивно-оздоровительного отдыха в России

Formation and development of children's sports and recreation in Russia

Дудкина О.В.,
Давыдова Д.В.
1. кандидат социологических наук, доцент
доцент кафедры «Сервис, туризм и индустрия гостеприимства»
Донской Государственный Технический Университет (ДГТУ)
Россия, г. Ростов-на-Дону
2. бакалавр, 4 курс
кафедра «Сервис, туризм и индустрия гостеприимства»
Донской государственный технический университет (ДГТУ)
Россия, г. Ростов-на-Дону

Dudkina O. V.,
Davydova D. V.
1. candidate of social Sciences, associate Professor
associate Professor of the Department «Service, tourism and hospitality industry»
Don State Technical University (DSTU)
Russia, Rostov-on-Don
2. bachelor's degree, 4th year
Department «Service, tourism and hospitality industry»
Don state technical University (DSTU)
Russia, Rostov-on-Don
Аннотация: В статье рассматривается историческое развитие спортивно-оздоровительных мероприятий на территории России. Показано, что исторически спортивные мероприятия эволюционировали из трех основных истоков становления. Делается вывод о значимости реализации государственных целей в развитии детского спорта для развития страны.

Abstract: the historical development of sports and recreation activities in Russia is Considered. It is shown that historically sports events have evolved from three main sources of formation. The conclusion is made about the significance of the implementation of state goals in the development of children's sports for the development of the country.
Ключевые слова: физическая культура и спорт, спортивно-оздоровительное мероприятие, спортивная организация, спортивная индустрия.

Keywords: physical culture and sport, sports and recreation event, sports organization, sports industry.


Введение, объекты и методы исследования.

История физической культуры и спорта имеет давние корни. Еще не существовал термин «спорт», не было осознания физического воспитания вообще, но уже была борьба за существование, которая имела свои правила на ранних стадиях развития человечества.

В процессе своего формирования физическая культура вобрала в себя знания, накопленные различными науками: историей, психологией, этнографией, медициной, социологией и др. Поэтому ее можно считать интегральной дисциплиной, но, в то же время, обладающей относительной самостоятельностью, имеющей свой предмет, содержание, функции и методы изучения. Необходимо подчеркнуть, что современные формы физической культуры и являются следствием исторической эволюции данного вида человеческой деятельности.

Обратившись к истории, можно определить предпосылки возникновения современных тенденций развития физической культуры и организации спортивно-оздоровительных мероприятий в России для молодого поколения в том числе.

Экспериментальная часть.

Еще у первобытных людей ранней формой физического воспитания были коллективные игры, которые носили подражательный характер. Играя, первобытные люди учили новое поколение охотиться, подражая действиям более зрелых охотников. В этих играх использовались предметы охотничьего инвентаря и живые цели [1]. И уже тогда у каждого народа на войне, охоте или при разделе добычи весьма уважаемыми и важными были такие качества как ловкость и физическая сила.

На последней ступени развития первобытных людей из игр выделились отдельные виды упражнений, такие как: бег, метание различных предметов, прыжки, плавание и другие, которые потом использовались для подготовки членов общины к труду.

В IV – III веке до н.э. в период рабовладельческого строя физическая культура потеряла связь с трудовой деятельностью и стала средством военно-физической подготовки для защиты рабовладельцев. Физическая культура применялась в семейном воспитании, учебных заведениях, армии, быту, культовых обрядах. Именно в данный период начали формироваться зачатки науки о физическом воспитании.

В Древнем Египте достойная физическая подготовка способствовала процветанию безграничной централизованной власти фараонов. В это время созданы были соревнования по борьбе и фехтованию на праздниках царя Рамзеса  II, результаты которых оценивали судьи.

В Европе самыми приближенными к современному спорту были состязания в Древнем Риме и Древней Греции.

Причины их возникновения:

  • во-первых – в античных государствах сформировалась широкая прослойка потребителей зрелищ – свободных граждан, освобожденных от воинских обязанностей и физического труда, в период рабовладельческого строя;
  • во-вторых – в этих государствах развивалась античная демократия, которая создавала свободным гражданам широкие возможности для самовыражения и самоутверждения, удовлетворяя свои потребности в состязательной деятельности.

В Древней Греции происходит зарождение педагогической теории физического воспитания. В трудах древних философов и ученых – Платона, Аристотеля и др. – было высказано много ценных мыслей о физическом воспитании как составной части общего воспитания и образования [2].

В XVIII – XIX веках демократизация общественной жизни открыла широкие перспективы общественным объединениям, таким как партии, союзы и т.д. Начала развиваться промышленная, научная, культурная, техническая деятельность, что привело к интенсивному росту городов, в которых и развивалась новая культурная среда.

Предпосылки развития спорта в данный период:

  • во-первых – принципы состязательности стали более близки и популярны в такой среде. В газетах того времени уже были публикации, содержащие в себе информацию о денежных выигрышах и различных вознаграждениях за победу, что являлось мощным стимулом для участия в подобных мероприятиях. Состязания послужили толчком в развития спорта. Об этом свидетельствуют исторические материалы. В этот период зарождаются первые физкультурно-спортивные общества, кружки, школы. И уже в начале XIX века в Англии было открыто несколько боксерских школ, создан легкоатлетический клуб, развивались и другие виды спорта. В этот период начали устраиваться регулярные соревнования по гимнастике, легкой атлетике, гребле, футболу;
  • во-вторых – развитие в промышленной сфере машинного производства. Научно-техническая революция привела к росту производительности труда. Появился «средний слой» из-за введения нормированного графика на заводах и фабриках. Все это привело к развитию различных физкультурно-спортивных объединений уже не только в аристократической среде, как это было раньше, но и в, так называемом, «среднем» классе.

Возникновение современного спорта, в том числе на территории нашей страны, появилось вследствие исторических эволюций трех основных истоков:

  • зрелищного (на трибунах – в древние времена, у телевизора – в настоящее время);
  • воспитательного (игровые виды спорта – баскетбол, футбол и др.);
  • религиозного (разнообразные восточные единоборства).

Таким образом, вся эта отдельная дисциплина представляет собой самоорганизующееся и саморазвивающееся общественное движение, главным в котором является процесс удовлетворения индивидуальных потребностей в состязательной деятельности.

В основе организации спортивных мероприятий лежит:

  • определенным образом организованная соревновательная деятельность людей, направленная на оценку их подготовленности (основа вида спорта);
  • специальная система подготовки к соревновательной деятельности, организованная в виде педагогического процесса;
  • преемственность в средствах и методах подготовки к соревновательной деятельности, оформленная в виде принципов, правил, специальных наставлений.

Исходя из всего вышесказанного, мы видим, что физическое воспитание и спорт тесно взаимосвязано с другими сторонами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим и, следовательно, оказывает большое влияние на развитие человека в обществе.

Спорт в России, как и остальном мире, уходит корнями в далекое прошлое, когда в древние времена в Европе происходило становление культуры проведения Олимпийских игр.

В старинные времена спортивными играми на территории нашей страны считались лапта, городки, катание на лыжах, санях. Так же, на Руси развиты были зрелищные мероприятия. Одним из таких зрелищ и был кулачный бой «стенка на стенку», в котором принимало участие большое  количество народа, что было весьма зрелищно и привлекало большое количество зрителей-болельщиков. В прочем, и сейчас проводятся подобные мероприятия, которые до сих пор устраиваются во всем мире, и даже производятся ставки на бойцов для большего азарта.

Особое развитие спорт на территории России получил во времена правления Петра I. Именно благодаря Петру Великому, в российских школах появилась такая дисциплина как «физическая культура». С  1701 года в Москве в школе математических и навигационных наук была введена физическая подготовка как обязательный учебный предмет. А затем и в Морской академии в Санкт-Петербурге (1719 год), в гимназии Глюка в Москве  (1703  год) появились такие предметы [3]. Во второй половине XVIII века открываются учреждения, где особое внимание обращалось на привитие внешних манер поведения. И в то же время, в данных учебных заведениях средствами физического воспитания были фехтование, верховая езда, гребля, парусное дело, стрельба из пистолета, танцы и различные подвижные игры.

Академик А. П. Протасов в 1765 году выступил с докладами «О физическом воспитании детей» и «О необходимости движения для сохранения здоровья», в котором утверждал, что физические упражнения являются средством сохранения здоровья, укрепления организма и  закаливания молодого поколения [4].

Большая заслуга в становлении спорта в России принадлежит таким выдающимся личностям, как А.В. Суворов, Ф.Ф Ушаков, которые дали армии свои методы физического воспитания. Многие молодые люди, чтобы поступить на службу в офицерский полк, должны были сдать на отлично все дисциплины, которые они изучали в школе, включая обязательную физическую подготовку. В ХIХ веке стали открываться частные школы для аристократических семей, где активно преподавалось физическое воспитание. Несколько позднее открылись манежи и места, где упражняться в спортивной деятельности могли все граждане, не зависимо от их социального положения.

В развитие спорта свои изменения внесли многочисленные иностранцы – французы, немцы, англичане, которые в то время приезжали в Россию по приглашению правительства и царствующих особ, а так же и наше граждане, выезжавшие за границу на обучение или в коммерческих целях. Таким образом, Европа открыла России многие новые виды спорта, которые существуют до сих пор.

В просвещенном ХIХ веке в России начинают печататься и первые спортивные издания – журналы и газеты, такие как «Охотник», «Спорт», и другие. Русские поэты и писатели также вносят свой вклад – пропагандируют спорт, посвящая ему свои произведения.

В ХIХ веке физическое воспитание изучалось не только с медицинской точки зрения, но и с философской, педагогической.

Великий русский педагог Ушинский Константин Дмитриевич в своем сочинении «Человек как предмет воспитания» поднял вопрос об индивидуальном подходе к каждому человеку. Определяя средства физического воспитания детей и подростков, он ориентировался на принципы народности. Считал, что основу физического воспитания должны составлять народные игры и физические упражнения в сочетании с трудом. Игры ценились Ушинским за общественную направленность и отражение трудовой и бытовой жизни народа [5].

Дмитрий Иванович Писарев считал, что физическое воспитание должно содействовать оздоровлению и закаливанию организма подрастающего поколения.

Русский хирург-анатом Николай Иванович Пирогов обосновал зависимость строения органов тела от их функций. Он выяснил, что повторные физические упражнения влияют на развитие и изменение форм тела, а так же на работу всего организма. Благодаря своему труду, он был первым издателем в России анатомического атласа, ставшего основой для нового движения в спорте, развивающего красоту тела.

Русский физиолог Иван Михайлович Сеченов в своих трудах доказал связь центральной нервной системы с мышечными движениями. На основе этих трудов, Иван Петрович Павлов (русский физиолог) развил целое научное направление о высшей нервной деятельности, единстве физического и психического в человеческом организме.

В своей работе «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» Петр Францевич Лесгафт изложил свои выводы относительно физического воспитания детей и молодежи.

В конце ХIХ века русский народ уже овладел фигурным катанием, хоккеем, боксом, легкой атлетикой и футболом. Спортивные секции и клубы были уже всем известны. В 1894 году Бутовский был отправлен в Грецию для подготовки проведения Олимпийских игр. Именно этот период для  России считается расцветом в развитии спорта [6].

ХХ век ознаменован многими достижениями в спорте. В 1908 году впервые в России проводилось первенство по легкой атлетике, в котором участвовали 50 спортсменов из 6 спортивных клубов Петербурга и Риги. К концу 1911 года союз зарегистрировал первые рекорды России во всех видах сегодняшнего классического десятиборья.

В годы Великой Отечественной Войны перед государством стояла задача – воспитать молодежь, владеющая основами военного дела. Так, специальными постановлениями правительства № 1729 и № 1730 от 24 октября 1942 года с 1942/43 учебного года во всех начальных школах была введена военно-физическая подготовка учащихся, а для 5 – 10 классов и техникумов – начальная и допризывная военная подготовка. Повсеместно молодежь охватило стремление «Сильнее, выше, быстрее» для сдачи нормативов БГТО (будь готов к труду и обороне). В дальнейшем стали вручать значки ГТО (готов к труду и обороне), которые юноши и девушки с гордостью носили на груди как символ своего бескорыстного служения Родине.

В послевоенный период, государство столкнулось с большими трудностями. На оккупированной территории были разрушены почти 4 тысячи спортивных залов в школах, 334 в институтах. Погибли 18% специалистов по физическому воспитанию, 15% дипломированных тренеров. СССР стремилось расширять международные спортивные связи. Все долго и медленно восстанавливалось. Но, несмотря на все трудности, советское государство уделяло постоянное внимание деятельности физкультурных организаций. К 1947 году в спортивном движении страны были ликвидированы последствия военных разрушений. Число спортсменов возросло до 5,4 млн. человек, это превысило почти на 100000 показатели 1940 года [7].

Уходящий XX век со своими кризисами и различными потрясениями оказал колоссальное влияние на развитие и характер международного спортивного движения, да и самого спорта, что не могло не отразиться и на развитии спорта в России.

Начало ХХI века было трудным для существования спорта на территории нашей страны. Но, несмотря на это, Россия шагнула далеко вперед в развитии спорта, что помогло возродить деятельность различных спортивных клубов.

Значительную роль в развитии спорта в ХХI веке сыграло государство. Согласно «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», развитие физической культуры и спорта сегодня является одним из приоритетных направлений социальной политики государства [8].

Государственная политика нацелена на повышение заинтересованности населения в спортивной деятельности, на пропаганду здорового образа жизни.

Согласно статистике за 2018 год, количество занимающихся физкультурой и спортом в России составляет 54 миллиона 200 тысяч человек, то есть 39,8 процентов от всего населения страны.

В 2019 году этот процент увеличился уже до 42. Цель правительства, увеличить процент людей, занимающихся спортом до 55% до 2024 года. Сегодня разрабатывается проект «Спорт – норма жизни», цель которого – создание условий для занятия спортом самых разных категорий населения страны [9].

На сегодняшний день, существует комплекс мер, по пропаганде физической культуры в России поскольку здоровье нации влияет на престиж страны в целом на международной арене, на повышение экономического потенциала страны. Следовательно, необходимо создавать благоприятные условия молодому поколению для занятия спортом, а так же развития детского, массового и оздоровительного отдыха.

На сегодняшний день в спортивной индустрии происходит значительное количество изменений:

– здоровый образ жизни стал моден, что ведет к большому охвату людей спортивными занятиями;

– технологическая революция и научно-технический прогресс приводят к изменениям в самом спорте, технической и физической подготовке в проведении занятий;

– благодаря развитию образовательной сферы в спорте, стало больше квалифицированных специалистов, работающих в спортивной среде;

­– коллективные виды спорта и групповые тренировки стали более популярными и все больше вытесняют индивидуальные.

Результаты. Заключение.

Таким образом, на всем протяжении развития спорта в России, мы наблюдаем спады и подъемы спортивной деятельности. Но именно пройденные трудности и привели к толчку развития спорта в целом на территории нашей страны. С каждым годом, государство ставит все больше грандиозных целей для развития физической культуры в стране. И начинается воплощение этих целей с молодого поколения. Выходя на улицы, мы видим новые спортивные площадки, новые стадионы и спортклубы, в них – разновозрастные группы детей, а это и есть пропаганда спорта. Ведь именно здоровые спортивные дети залог благополучного будущего России.

Библиографический список

1. Бородай В.А., Дудкина О.В. Функциональные особенности компетентностного подхода в управлении знаниями сотрудников сервисной компании // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2019. № 2 (120). С. 29.
2. Дудкина О.В. Релевантность событийных мероприятий в развитии туристской привлекательности территории // В сборнике: Туризм и индустрия гостеприимства: современное состояние и тенденции развития. Материалы III-й международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации, Донской государственный технический университет, Министерство культуры Ростовской области, Национальная академия туризма. 2017. С. 16-20.
3. Осипова Ю.В., Шевченко Е.М., Бородай В.А. Альтернативный взгляд на технологию антикризисных услуг в сервисе // Экономические исследования и разработки. 2019. № 8. С. 112-116.
4. Гунько Д.И., Дудкина О.В. Теоретическая модель организации современного специального мероприятия в сервисной деятельности // Экономические исследования и разработки. 2019. № 5. С. 120-128.
5. Грекова Г.А. Интерактивные методы обучения в системе высшего образования // В сборнике: Современная система интерактивного обучения в условиях модернизации высшего образования. Материалы научно-методической конференции. 2015. С. 9-22.
6. Бородай В.А., Минасян Л.А., Казьмина Л.Н. Актуализация управленческих решений в стратегической сессии сервисной компании // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2019. № 3 (121). С. 7.
7. Грекова Г.А., Дудкина О.В. Актуализация современной системы обучения в сервисных организациях // Экономические исследования и разработки. 2017. № 4. С. 134-146.
8. Котова Д.А., Дудкина О.В. Организация и результативность тематических событийных мероприятий // Экономические исследования и разработки. 2019. № 5. С. 138-144.
9. Греков А.А., Грекова Г.А. Педагогическая миссия классических университетов России. Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2012. № 2. С.233-236.