Индекс УДК 33
Дата публикации: 31.03.2019

Технологический уклон в подготовке кадров для инновационной экономики

Technological bias into preparation specialists for the innovation economy

Потеев Артур Тихонович
Ваденина Евгения Сергеевна
1. к.э.н., профессор кафедры экономической теории
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
Институт экономики и управления
2. магистрант. ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
Институт экономики и управления

Poteev Arthur Tikhonovich
Vadenina Evgenia Sergeevna
1. Ph.D., Professor, Department of Economic Theory. FSAEI of HE "Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky
Institute of economics and management
2. master student. FSAEI of HE "Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky
Institute of economics and management
Аннотация: Авторы статьи изложили свою точку зрения на возрастающую роль «человеческого фактора» в условиях автоматизации, цифровизации национальной экономики при ее трансформации в инновационный вид. Особое внимание в статье уделяется мобилизации общественного сознания, формированию национальной экономической идеи и средствам ее воплощения. Предложен ряд мер по совершенствованию системы обучения при подготовке специалистов, сочетающих технологическое и экономическое образование.
Статья предназначена для ученых и практиков, работа которых связана с системой образования и управления производством.


Abstract: The authors of the article set forth their point of view on the growing role of the “human factor” in the conditions of automation, digitalization of the national economy with its transformation into an innovative look. Special attention is paid to the mobilization of public consciousness, the formation of a national economic idea and the means of its implementation. A number of measures to improve the training system in the training of specialists combining technological and economic education are proposed.
The article is intended for scientists and practitioners whose work is related to the education system and production management.
Ключевые слова: экономический рост, новые технологии, перспективное планирование, ресурсы и факторы производства.

Keywords: economical growth, new technology, resources and production factors, perspective planning.


Введение. Российская экономика обладает значительными ресурсами всех видов, необходимых для масштабного и динамичного развития. Основными факторами роста являются капитал, труд, природные ресурсы.

Дополним классическую формулу Кобба-Дугласа факторами предпринимательства, научно-технического прогресса,  научной организации производства и труда – получим весь спектр ресурсов, определяющих успех любой экономики мира. Научной проблемой остается соотношение указанных факторов и изменение их степени влияния на экономический рост в различных исторических и технологических условиях существования экономики.

Основной материал.

Все из перечисленного в России было всегда и в достаточном количестве. Но история экономики нашей страны знает кратковременные (по 10 – 15 лет) поражающие весь мир «взлеты» и затянувшиеся «падения». Периоды интенсивного роста включают времена правления царей          Петра I, Александра III, Столыпинской пореформенной экономики, краткосрочный ленинский период НЭП и сталинские довоенные пятилетки во времена мирового кризиса. Наконец, возрождение современной экономики после «лихих» 90-х годов. Войны и революции каждый раз прерывают и сдерживают наше созидательное движение вверх. Видно пугает кого-то развитие России. Вопрос великого писателя Н.В.Гоголя: «Русь, куда же несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа…» повисает в воздухе и всегда тревожит наших соседей-«доброжелателей». Возможно одной из причин такого недоброжелательства соседей является то, что они не слышат от нас ответа на поставленный классиком вопрос. Необходимо удовлетворить их любопытство и пусть дальше «косясь, постораниваются и дают ей (России) дорогу другие народы и государства».

Краткий экскурс в художественную литературу приведен для того, чтобы сказать, что нам необходима четко сформулированная идеология социально-экономического развития страны. Мобилизующая цель, обоснованная и выраженная в идеологии, приобретает силу, когда она овладевает народными массами. Даже простые лозунги становятся мотивом к действию. Например, предлагаем: «Все для России! Россия для нас! Верим! Бог нам поможет и в этот раз!» подключите к простому лозунгу, девизу все средства массовой пропаганды, плакаты, телевидение и т.п. – и девиз «заживет», станет реальной силой. Мы не наивные люди. Одними лозунгами проблемы не решить. Всякую идею необходимо конкретизировать в долгосрочной перспективе на 40 – 50 лет развития.

Концептуальные документы станут основой для планирования и организации исполнения планов всех уровней и сроков. За этим последует напряженная работа по мобилизации всего общества, коллективов на реализацию намеченных планов. К этой работе должны подключиться все социально-экономические институты общества, включая базовые институты (семьи, собственности, государственности) и комплиментарные, такие как образования,  права, договора, мотивации, корпоративной ответственности и т.д. Движение к цели сплачивает общество, повышает уровень активности масс. Контроль за исполнением усиливает ответственность, повышает доверие. Пока доверие не утрачено до критического уровня необходимы срочные и активные меры по его поддержанию и возвышению. Конкретные дела и успехи – лучшее средство укрепления доверия. Говоря о доверии, мы имеем ввиду самый широкий спектр отношений (в бизнесе, в денежно-финансовой сфере, в налоговой сфере, в отношении к государственной политике, в отношениях собственности, к руководству всех уровней). В этой связи и следует отметить, что студенческая молодежь удовлетворенно поддерживает проводимую в последнее время политику ужесточения борьбы с криминалом, взяточничеством на самых высоких уровнях территориального руководства. Считаем, что и мера наказания должна быть более жесткой за коррупцию, хищения.

Кроме мобилизующего единства и сплоченности общества нужны реальные средства для устойчивого экономического роста. Критический анализ состояния производственного потенциала Российской Федерации позволяет выявить реальное состояние всех факторов. Состояние оценивается неоднозначно и существует немало проблем в использовании возможностей.

Природно-ресурсный потенциал. Россия обладает мощным и разнообразным природным потенциалом. Но огромной территории с весьма разнообразными условиями в России есть все  возможности динамично развивать сельское хозяйство, лесничество. Земельный фонд страны составляет 1709 млн. га, из которых более 400 млн. га выделено под сельхозугодия. На каждого жителя РФ приходится по 0,8 га земли, что вполне достаточно для обеспечения населения продовольствием и промышленным сырьем.

Лесные угодья занимают 45% территории РФ, из которых 70% под деревьями хвойных пород. Лесное богатство сосредоточено на Севере Европейской части страны и, главным образом, в Сибири и в Дальневосточном регионе. Оно нуждается в рачительном уходе, охране и системном воспроизводстве. Колоссальный ущерб российскому лесу наносят ежегодные лесные пожары и банальная кража леса с вывозом на «черный» рынок соседних стран.

Россия богата запасами минеральных ресурсов. В ее недрах, по данным Mining Annual Review (2002г.), в качестве разведанных запасов сосредоточено газа – 32% от мировых объемов, нефти – 12%, угля – 11%, калийных солей – 31%, кобальта – 21%, цинка – 155, свинца – 10%. Всего в России разведано более 20 тысяч месторождений полезных ископаемых, из них 1/3 введены в эксплуатацию. Общая оценка природно-ресурсного потенциала составляет 35% всех мировых запасов. Для более эффективной добычи и использования природно-ресурсного потенциала нужны совершенные технологии добычи, транспортное обеспечение и локализация человеческого потенциала в отдаленных местах добычи природных запасов. Но перспективным и наиболее значимым фактором остается автоматизация и роботизация технологических процессов.

Человеческий капитал в России, как и в любой стране, имеет количественное и качественное измерение. Из общей численности населения в 146,88 млн. человек в народном хозяйстве занято 72,4 млн. человек. Динамика численности населения и доли занятого весьма неустойчива. Незначительный рост за последние 4 – 5 лет сменяется столь же незначительными снижениями.

Но главной количественной проблемой является его территориальная неравномерность расселения. Почти 10% населения проживает в Москве и Санкт-Петербурге. В европейской части страны проживает 78,8 млн. человек (или 55%) населения. В то же время большая часть производственного потенциала сосредоточена и развивается за счет азиатских регионов.

Большего внимания, с нашей точки зрения, заслуживает анализ качественных показателей человеческого капитала страны.

К числу качественных параметров человеческого ресурса относят профессиональное мастерство работников, уровень образования, опыт, творчество и рационализаторство, умение работать в коллективном труде, ответственность и исполнительность в трудовом процессе, стремление к достижению совместных высоких результатов.

Совокупная рабочая сила страны может быть оценена по нескольким формальным показателям. Их изменения в динамике отражает сложившийся тренд качества человеческого ресурса и отчасти даже тенденции в изменении интеллектуального ресурса общества.

Для анализа проблем обратимся к статистическим сведениям. Проанализируем динамику структуры занятых в российской экономике по уровню образования (Табл. 1).

Таблица 1

Структура занятых по уровню образования

ВсегоВ том числе
высшееСреднее профессиональноеОбщее среднееОсновное общееНе имеющие основного общего
По программе подготовки специалистов среднего образованияПо программе квалифицированных рабочих
Из числа занятых в экономике по годам
200510026,225,618,422,66,40,7
201010029,127,119,619,94,00,3
201410032,225,819,019,23,50,2
201510033,015,819,218,43,40,2
201610033,515,919,218,13,20,2

Источник: [1]

Из данных табл. 1 следует, что третья часть работников имеют высшее образование. При современных достижениях НТП такая динамика в образовательном уровне работающих вполне закономерное и даже желательное явление. Но при более внимательном изучении этой части совокупной рабочей силы выясняется, что в ее внутренней структуре возрастает число специалистов с высшим образованием по гуманитарным специальностям.

После распада СССР и появления первых коммерческих фирм, новых товаров и услуг, не существовавших ранее на рынке, сложился устойчивый спрос на рынке труда на специалистов в сфере экономики, финансов, учета и аудита, современных информационных технологий, менеджмента и маркетинга, способных эффективно работать и генерировать новые идеи.

Растущая диверсификация производства после кризиса 1998 года, рост конкуренции на рынке товаров и услуг, развитие новых форм торговли требовали большего количества высококвалифицированных сотрудников. В течение 10 лет (с 1992 по 2002гг.) в Крыму средний темп прироста выпускников-экономистов составил 23% (Рис.1).

Рисунок 1. Число выпускников экономических специальностей в АР Крым в 1991 – 2014гг. Источник: составлено авторами  на основе [2]

В период с 2002 по 2008гг. осуществляется структуризация и конкретизация спроса на образовательные услуги, завершение процесса создания новых специальностей, становление и позиционирование ведущих образовательных учреждений на рынке. С 2009г. наблюдается экономическая нестабильность в Крыму, постепенное насыщение спроса, а также ужесточение требований к качеству учебных программ. Все это способствовало обострению конкурентной борьбы между вузами разных форм собственности на рынке образовательных услуг.

Определенную настороженность, если не сказать тревогу вызывают «сдвиги» в структуре образовательной системы. За период с 2005 по 2018гг. произошло резкое сокращение подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессиональным программам. Так, если в 2005г. по указанным программам обучалось 1509 тыс. человек, то в 2017 – 2018гг. только 557 тыс. человек, т.е. сокращение в 2,7 раза. Квалифицированных рабочих, приходящихся на 10000 населения выпущено в 2006г. – 106, а в 2018г. – 38 человек.

В системе высшего образования по программам подготовки уровней бакалавриата, специалитета и магистратуры обучалось студентов в 1993-1994гг. – 2613 тыс. чел., в 2005-2006гг. – 7064 тыс. человек, а в 2017-2018гг. – 4246 тыс. человек. При этом численность зарегистрированных безработных с высшим образованием за 10 лет увеличилась с 686 тыс. чел. (2006г.) до 868 тыс. чел. (2016г.) [3].

Переход к экономике инновационного типа, по мере внедрения высокотехнологичного производства без сомнений потребует корректировки кадровой политики. В системе высшего образования необходимо увеличить подготовку инженерно-технических специалистов, способных создавать и эксплуатировать современные технологии.

Экономический профиль подготовки следует максимально приблизить к практическому применению в новых технологических условиях. Например, в учебных планах для экономистов, менеджеров предлагаем ввести учебные дисциплины «Основы технологии», «Технологическая инновация в отрасли». Уже сейчас практика проведения занятий по темам «Международный рынок новых технологий» вызывает неподдельный интерес у студентов. Они охотно берутся за подготовку докладов, рефератов и т.п. на темы технологического обновления отечественного производства.

Следует подумать о восстановлении вузовской практики советского периода, когда выпускники получали специальности «инженер-экономист», «экономист-технолог», «инженер-эксплуатационник» (по современному «менеджер»).

При обучении указанным специальностям в тот период наряду с экономическим и управленческим блоком предметов, студенты изучали инженерно-технологические дисциплины. Да и вообще, если рассуждать здравомысленно, никакой экономист не сможет подсчитать себестоимость конкретной продукции, если не знает технологию ее производства. Аналогично, инженер-проектировщик, изобретатель просто обязан владеть приемами экономического обоснования своих проектов. По нашему глубокому убеждению это аксиома.

Выводы.

  1. Существующая в России система подготовки кадров нуждается в существенной корректировке, способствующей адаптации ее к требованиям высоких технологий, новых форм организации производства конкурентоспособной продукции, содействующей экономическому росту. Система должна обеспечить рост выпуска высококвалифицированных рабочих.
  2. Обучающиеся в вузах студенты экономического направления нуждаются в получении знаний в областях технологии, новых видов техники, широкого спектра современных достижений научно-технического прогресса.
  3. Целесообразно, на наш взгляд, разработать Программы подготовки специалистов, магистров с последующим обучением и выпуском специальностей «инженер-экономист», «экономист-технолог», «инженер-менеджер» с максимальной практической ориентацией.
  4. Внедрить в практику долгосрочного планирования российской экономики разработку Концептуальных основ развития национального хозяйства Российской Федерации с плановыми горизонтами до 40 – 45 лет. Подобная концепция должна включать обоснованную философию экономического прогресса, национальную экономическую идею, обоснованную теорией предвидения. Это, несомненно, станет содействовать стабильности в обществе, укреплять доверие между экономическими субъектами. Вся дальнейшая практическая деятельность должна осуществляться с учетом разработанной долгосрочной концепцией.

Библиографический список

1. Труд и занятость в России. 2017, Стат. Сб. России, 2017, 261с.
2. Экономическое образование в Крыму: истоки, реалии и перспективы / Н. А. Симченко, С. Ю. Цехла, А. Т. Потеев, Н. В. Кочеткова // Проблемы современной экономики. – 2018. – № 03. – С. 244-248.
3. Россия в цифрах. 2018. Крат. Стат. Сб. / Росстат – М., 2018. – 522с.
4. О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года [Электронный ресурс]: Закон Республики Крым от 09.01.2017 г. № 352-ЗРК/2017. — Режим доступа: URL: https://rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_322716.pdf (дата обращения 07.05.2018).
5. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gks.ru