Abstract: The social security system of the country's armed forces is a factor in ensuring a high level of combat readiness of its soldiers and, of course, helps the military leadership to more effectively solve the tasks facing it. We know that the success of social protection is determined by the availability and quality of legislation. In this regard, of undoubted interest is the mechanism for developing, approving and amending legislation on the social protection of military personnel.
Keywords: social security, pension, military personnel, length of service, social protection, material support, military service.
Социальная защита военнослужащих рассматривается как неотъемлемая часть системы социальной защиты населения России, очерчивается специфика этой системы, а также определяются основные направления реформирования системы материального обеспечения военнослужащих. Оценивается эффективность обучения правительства России материальному и жилищному обеспечению военнослужащих.
Один из важнейших аспектов привлекательности военной службы – это достойное пенсионное обеспечение, так как военная служба отличается повышенными рисками для жизни и здоровья, поэтому военные должны быть уверенными в том, что и после увольнения в запас или отставку их ждет обеспеченная старость. Ввиду особой значимости данной структуры в жизни общества и государства, можно сказать, что от нее зависит военная, а, следовательно, и национальная безопасность России в целом. Поэтому от того, насколько эффективно будет обеспечено пенсионное обеспечение военнослужащих, в конечном итоге будет зависеть безопасность страны и общества.
Социальная защита военнослужащих является неотъемлемой частью социальной защиты всего населения России и в то же время занимает особое место. Это относительно самостоятельный структурный элемент общей отечественной системы социальной защиты, с одной стороны, и самостоятельная система, включающая в себя все элементы общей социальной защиты, с другой. Социальная защита военнослужащих — система социально-экономических отношений, обеспечивающая материальное благополучие и социальное благополучие военнослужащих и членов их семей.
Социальной защите военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в отличие от социальной защиты других категорий граждан присущ ряд характерных особенностей, основными из которых являются:
1) Социальная защита распространяется не только на личностные характеристики военнослужащего, но и на социальное устройство членов его семьи во время и после выхода военнослужащего на пенсию (отставку).
2) Социальная защита военнослужащих в первую очередь направлена на поощрение справедливой службы и компенсацию ограничений их общегражданских прав и свобод, тогда как социальная защита населения направлена только на снижение социальных рисков и компенсацию утраченного заработка и других доходов, вследствие безработица, инвалидность, старость и т. д.
3) Система социального обеспечения военнослужащих финансируется исключительно за счет федерального бюджета. Внебюджетные фонды (такие как Пенсионный фонд и Фонд социального страхования), играющие ключевую роль в российской системе социального обеспечения, в системе социального обеспечения военнослужащих не используются.
4) Социальное обеспечение военнослужащих включает в себя несколько видов социального обеспечения, пособий и компенсационных выплат, которые распространяются только на эти категории граждан. Например, существует прямая зависимость между гарантиями и компенсациями военнослужащим.
5) Нормы права системы социальной защиты содержатся, главным образом, в федеральном законодательстве — законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба. Правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иные локальные акты в общем массиве военно-социального законодательства имеют весьма незначительный удельный вес и играют вспомогательную роль.
Представляется, что в силу особого характера военной службы, военная пенсия, в том числе и пенсия за выслугу лет, должна трактоваться не только как компенсация потери утраченного заработка военнослужащего, но и как компенсация вреда, причиненного его здоровью, жизни, а также всех тягот и лишений военной службы, повышенного риска, гибели, потери здоровья, ограничений общепризнанных прав и свобод, предусмотренным законодательством.
Библиографический список
1. Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 N 442-ФЗ (последняя редакция)//СПС КонсультантПлюс.2. Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ (последняя редакция) //СПС КонсультантПлюс.
3. Антипьева Н. В. Единство и дифференциация в праве социального обеспечения. — М: Проспект, 2017. 238 с.
4. Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю. Право социального обеспечения России. Учебное пособие. — М: Проспект, 2020. 184 с.
5. Григорьев И. В., Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения. Учебник и практикум для вузов. — М: Юрайт, 2019. 428 с.