Индекс УДК 33
Дата публикации: 27.04.2018

Альтернативы традиционным бизнес-решениям в выставочных форумах

Alternatives to traditional business solutions in exhibition forums

Дудкина Ольга Владимировна, Бородай Владимир Александрович

1. Кандидат социологических наук, доцент
2. Доктор социологических наук, профессор,

Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону

Dudkina Olga Vladimirovna, Borodai Vladimir Alexandrovich

1.Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor
2. Doctor of Sociological Sciences, Professor,

Don State Technical University, Rostov-on-Don
Аннотация: В статье рассматриваются альтернативные решения по участию бизнеса в выставочных форумах. Показано, что для молодых компаний участвовать в таких мероприятиях проблематично с точки зрения финансовой нагрузки. Многие компании представляют себе выставочные форумы не как маркетинговый канал, а в большей части как представительское мероприятие. Альтернативные варианты решения проблем участия в выставках могут быть действия компаний, связанные с активностью в интернет-пространстве. Делается вывод о том, что участие в выставках должно носить комплексный характер.

Abstract: The article considers alternative solutions for the participation of business in exhibition forums. It is shown that for young companies to participate in such events is problematic in terms of financial burden. Many companies imagine exhibition forums not as a marketing channel, but for the most part as a representative event. Alternative solutions to the problems of participation in exhibitions may be the actions of companies related to the activity in the Internet space. The conclusion is made that participation in exhibitions should be of a complex nature.
Ключевые слова: Имидж, эффективность, нетворкинг, стенд, промоутер, аудитория, контент-маркетинг, площадка.

Keywords: Image, efficiency, networking, stand, promoter, audience, content marketing, playground.


  1. Введение

Как известно выставочные мероприятия приносят бизнесу различные выгоды. Если отбросить имиджевый эффект, коммерческая отдача от участия в выставочных форумах невелика [1]. Есть ли альтернативы?

В любой отрасли, в каждой сфере бизнеса профильные выставки – ежегодное знаковое событие. Но большая часть экспозиций – это стенды лидеров рынка. Актуальность темы исследования связана с тем, что для молодых компаний участвовать в таких мероприятиях финансово тяжело. Можно ли приобрести новых клиентов и завести полезные знакомства, не выходя из офиса и занимаясь реальным стендостроительством?

Большая часть компаний, которые принимают участие в тех или иных выставках на постоянной основе, стараются отслеживать деловую активность полученных контактов и эффективность участия [2]. Большая часть маркетологов и представителей руководства измеряют эффективность в количестве заключенных сделок с теми компаниями, знакомство с которыми произошло на выставке. Материальная отдача считается по обычной формуле return on investment (ROI) – отношению суммы заключенных контрактов и количества средств, потраченных на подготовку и участие в выставке.

  1. Объекты и методы исследования

Объектом исследования в работе является выставочная деятельность. Предмет исследования – проблемы участия бизнес-структур в выставочных мероприятиях и корреспондирующие с ними альтернативные бизнес-решения, способствующие повышению полезности выставочных мероприятий для экспонентов. В работе использован аналитический метод, а также  элементы системного подхода.

Проведем анализ положительных и отрицательных сторон выставочных форумов.

Рассмотрим плюсы выставок. Чтобы подобрать торговым выставкам полноценные или частичные альтернативы, сначала стоит рассмотреть основные цели и задачи участников. Для новой компании, во-первых, это хороший способ заявить о своем появлении на рынке. Во-вторых, на выставке можно изучить других игроков, посмотреть на продукцию и услуги конкурентов и, возможно, получить информацию, которой еще нет в открытом доступе. В-третьих, можно познакомиться со множеством интересных компаний, не являющихся прямыми конкурентами, выйти на новых поставщиков, узнать о новинках, дополняющих ваши товары. И, наконец, нетворкинг – личное знакомство и общение с топ-менеджерами различных компаний. Зачастую, назначить им встречу или знакомство в другом месте не представляется возможным [3].

По опросам, лишь небольшая часть компаний может похвастаться хорошей окупаемостью участия даже в крупных событиях своей отрасли.

Теперь несколько слов о минусы выставок. Есть ряд основных проблем с которыми сталкиваются практически все компании, принимающие участие в выставках [4]. Среди них можно назвать следующие.

Во-первых, — цена участия. Только стоимость аренды места под стенд в выставочном павильоне международного уровня может достигать нескольких миллионов рублей. А еще нужно этот стенд поставить, оформить, выделиться среди конкурентов, привезти и расположить продукцию и работников… Представьте себе, насколько сложно дается участие в подобном мероприятии для молодой, развивающейся компании. Бюджеты красивых, заметных выставочных стендов – это почти всегда колоссальные суммы, потраченные всего за несколько дней.

Во-вторых, — эффективность работы стенда. Должно быть точно рассчитано все: от количества привезенного товара и работающих на стенде сотрудников (экспонентов) до площади стенда. Очень много бывает отзывов, наподобие: нам не понравилось участие – за все время выставки к стенду почти не подходили люди. Такие отзывы – первый признак того, что работа на стенде не была продумана и спланирована должным образом. Все время работы в павильоне должен находиться человек, перемещающийся по выставке и общающийся с посетителями. Он должен приглашать посетителей посетить стенд именно вашей компании. Иногда эту функцию может выполнить хороший промоутер с поставленной речью. В дополнение можно пригласить промоутеров, раздающих промоматериалы. Но когда человек приходит на стенд, подумайте, что он видит. Сколько человек может комфортно вместить в себя стендовое пространство? Сколько менеджеров может одновременно работать с посетителями? Какова  главная цель экспонента – количество или качество посетителей? Ответив на эти вопросы, руководитель может выбрать оптимальный участок для будущего стенда фирмы и правильно организовать его работу уже на этапе подготовки к выставке. В противном случае, велик шанс не окупить вложенные средства [5].

В-третьих, — проблемы, не зависящие от самой компании. Даже если этап подготовки безупречен, расходы просчитаны, менеджеры обучены и готовы выводить каждого посетителя на максимальную сделку, все равно остается шанс того, что вложения не окупят себя [6]. Дело в том, что не ваша компания организует выставку. Если, например, организаторы (чаще такое случается на уровне регионов) не смогли пригласить на мероприятие достаточное количество посетителей, экспоненты рискуют провести все дни ее работы в кругу своих конкурентов. Руководители компаний-экспонентов  практически никак не могут повлиять на общее количество гостей своего стенда. Очень часто выставки рекламируются только внутри отрасли – в профильных СМИ и, может быть, на баннерах выставочного комплекса. Неудивительно, что зачастую они собирают много негативных отзывов от компаний-участников. Эффективность работы стенда может быть высокой. Но какой от этого толк, если нет посетителей?

По совокупности всех описанных выше недостатков компании все чаще видят в выставках не маркетинговый канал, а скорее имиджевое мероприятие. Быть на выставке и иметь красивый стенд – это престижно. Многие участвуют именно ради этого.

Есть ли альтернативы?  Автором предложено расширить и дополнить известные техники и приемы участия в выставочных форумах. Результат исследования заключается в том, что предложенные идеи развивают сло­жившиеся ранее представления и практические достижения по повышению полезности выставочных мероприятий за счет интернет-пространства.

Попробуем найти варианты решения четырех задач, которые решают выставки, в интернете.

Первая задача: заявить о своей компании. Альтернативными могут быть следующие решения:

— продвижение в поисковых системах. Сейчас, если компании нет в интернете – значит, ее не существует. Это звучит очень категорично, но в большинстве случаев так оно и есть [7]. И просто сделать страничку в социальной сети или одностраничный сайт недостаточно. Если о нем не знают главные поисковики интернета – его нет. Прошло время, когда можно было просто закупить ссылочную массу. Сейчас поисковые системы стали более разборчивыми, и каждый месяц их алгоритмы меняются и совершенствуются, поэтому стоит прибегнуть к качественному, настоящему SEO. Это совершенствование корпоративного сайта компании и его материалов.

— работа со всеми сайтами, интересными вашей аудитории. Не стоит игнорировать тематические форумы, порталы и отраслевые каталоги. Чем больше качественных упоминаний о вашей компании в интернете, тем выше шансы, что ваша компания станет заметной на своем рынке [8].

— контент-маркетинг. Чем больше полезного вы рассказываете о своем продукте и возможностях его применения, чем активнее общаетесь с аудиторией – тем выше узнаваемость вашего бренда и доверие к нему. Создавая уникальный и полезный контент компания завоевывает доверие читателей, улучшает свою репутацию, а также увеличивает SEO-показатели вашего сайта и конверсию.

Если руководителю компании кажется, что целевая аудитория не сидит в интернете – следует, на наш взгляд, найти правильную площадку для размещения. Чаще всего, если создается такое впечатление – значит, информации по теме компании и смежным отраслям в интернете очень мало. Это повышает шансы на то, что, при поиске будущий потребитель найдет информацию конкретной компании, а не статьи конкурентов. Написанием статей можно заняться самостоятельно, но можно воспользоваться и услугами профессионалов.

Вторая и третья задачи: сбор информации о рынке и партнерах. Альтернативные решения могут быть связаны с онлайн-выставки. Сегодня многие компании и выставочные комплексы уже начали совмещать стандартный формат выставок и интернет-пространство. Выставочные центры создают каталоги компаний и предлагают размещение в подобном каталоге как заочное участие в профильной выставке. Иногда даже есть возможность сделать страничку с примерами продукции, и этот расширенный каталог компаний называется онлайн-выставкой. Размещение на таких порталах стоит в десятки раз дешевле аренды стенда, а то и вовсе составляет несколько сотен рублей в месяц. Эффективность этих каталогов может быть различной, и ее нужно обязательно учитывать, но, с другой стороны – почему бы и нет? Чем больше упоминаний о компании в интернете, тем она заметнее [9]. Если на интернет-площадке действительно есть посетители и трафик хороший – нет поводов для отказа.

Однако страницы каталогов больше уведомляют о существовании товара компании, а не продают его. Они не могут заменить живого общения с коллегами и покупателями [10]. Хорошей альтернативой выставкам в этом плане может стать платформа swyto.com. На виртуальный стенд вашей компании привлекается именно ваша целевая аудитория. Вы можете не только оставить там описание вашей продукции и контакты ответственных сотрудников, но и наладить общение с каждым посетителем стенда в формате онлайн-чата. Это уникальная возможность живого общения с коллегами и посетителями в виртуальном пространстве.

Четвертая задача: нетворкинг. Похоже, единственная задача, которая до сих пор решается исключительно на традиционных выставках – это личное общение с руководящими лицами других компаний [11].

  1. Заключение

Таким образом, можно сделать выводы о том, что полностью отказываться от участия в выставках не стоит. Полезнее совмещать эти мероприятия с интернет-активностью, а бюджет тратить более обдуманно. Расходы на стенд можно, например, оптимизировать, используя специальные конструкторы стендов. Они позволяют тщательно подбирать место расположения стенда и его площадь. Ясно одно, — необходимо развиваться, изучать новое и становиться лидерами в своей профессиональной сфере.

Библиографический список

1. Безуглова М.Н., Бородай В.А. Дилемма оптимизации – делать вещи правильно или делать правильные вещи // В сборнике: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА Материалы III международной научно-практической конференции. 2014. С. 15-18.
2. Андреева Г.Н., Бадальянц С.В., Бородай В.А., Дудкина О.В., Зубарев А.Е., Казьмина Л.Н., Минасян Л.А., Миронов Л.В., Шер М.Л. Развитие цифровой экономики в России как ключевой фактор экономического роста и повышения качества жизни населения: монография / Нижний Новгород: издательство «Профессиональная наука», 2018. -98 с. (правильно уже цитировали в ринц)
3. Фидря И.Н., Бородай В.А. Генезис воздействия на аудиторию на основе кобрендинга // В сборнике: Социально-экономическое развитие стран, регионов и оптимизация секторов экономики: анализ и прогнозы Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. 2017. С. 244-251.
4. Савченко А.Б., Бородай В.А. Формирование будущего – проектирование устойчиво функционирующих бизнес процессов//Научно-исследовательская и инновационная деятельность в России. Актуальные вопросы теории и практики. -Саратов: ЦПМ Академия бизнеса. 2016. С. 61-64.
5. Минасян Л.А., Дудкина О.В., Бородай В.А. Нарративные процедуры новой системы мотивации // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2018. № 3 (109). С. 15.
6. Феоктистов Р.С., Бородай В.А. Трансформации сервисного бизнеса в русле инновационного развития // Экономические исследования и разработки. 2018. № 1. С. 51-57.
7. Архипов П.И., Бородай В.А. Архитектура управленческой модели - выбор альтернативы // Экономические исследования и разработки. 2018. № 1. С. 38-43.
8. Шерстюк Ю.А., Бородай В.А. Репутация туристского предприятия на основе интернет брендинга // В сборнике: Образование, здравоохранение, культура, демография: социальные проблемы современного общества Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2017. С. 505-514.
9. Дудкина О.В. Апперцепция и индивидуальность в проведении мероприятий по брендированию территории города Ростова-на-Дону // В сборнике: ТУРИЗМ И ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Материалы III-й Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации, Донской государственный технический университет, Министерство культуры Ростовской области, Национальная академия туризма. 2017. С. 155-160.
10. Петренко А.С., Бородай В.А. Особенности формирования организационной культуры предприятий сферы услуг // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. № 11 (105). С. 3.
11. Минасян Л.А. Россия в системе мирового туризма: тенденции развития // В сборнике: Туризм и индустрия гостеприимства: современное состояние и тенденции развития Международная научно-практическая конференция, в рамках XI Международного научно-технического форума ИнЭРТ-2014. Редакционная коллегия: Л.А. Минасян, А.А. Резванов, Л.Н. Казьмина, В.С. Макаренко . 2014. С. 23-36.