Индекс УДК 33
Дата публикации: 28.05.2020

Цифровые технологии управления в ритейле

Digital management technologies in retail

Сучков М.А.,
кандидат экономических наук, директор института
Кыргызский филиал ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», доцент кафедры менеджмента и бизнес – технологий

Suchkov M.A.,
PhD in Economics, Director of the Institute
Kyrgyz branch of Kazan National Research Technological University, Associate Professor, Department of Management and Business Technologies
Аннотация: Цель статьи заключается в систематизации основных направлений использования цифровых технологий в сфере розничной торговли и выявление перспективных траекторий для их последующего внедрения и развития. В качестве объекта исследования выступает сфера розничной торговли с учетом трендов внедрения цифровых технологий управления. Методами исследования послужили описание, сравнение, морфологический анализ. Рассмотрены такие цифровые технологии ритейла, как мобильные маячки, онлайн кассы, визуальные приложения для пользователей.

Abstract: The purpose of the article is to systematize the main directions of the use of digital technologies in the retail sector and identify promising paths for their subsequent implementation and development. The subject of research is the retail sector, taking into account trends in the introduction of digital management technologies. The research methods were description, comparison, morphological analysis. Digital retail technologies such as mobile beacons, online cash registers, and visual applications for users are considered.
Ключевые слова: цифровые технологии, ритейл, логистика и управление цепями поставок, сбалансированная система показателей, цикл распределения, мобильные маячки, онлайн покупки, управление в розничной торговле.

Keywords: digital technologies, retail, logistics and supply chain management, balanced scorecard, distribution cycle, mobile beacons, online shopping, retail management.


Введение. Сфера ритейлинга является одной из динамично развивающихся сфер экономики. Ежегодные темпы роста оборота розничной торговли составляют в среднем 6% в год. Число хозяйствующих субъектов достигло в 2019 г. 290,3 тысяч [6]. Расширение спектра услуг и диверсификация продуктового ряда, вызванная скоростью и разнообразием изменения потребительских предпочтений, а также цифровизация отрасли ставят во главу угла необходимость изучения данной сферы хозяйственной деятельности, что предопределило актуальность темы данной статьи. Цель статьи заключается в систематизации основных направлений использования цифровых технологий в сфере розничной торговли и выявление перспективных траекторий для их последующего внедрения и развития.

Объект и методы исследования. В качестве объекта исследования выступает сфера розничной торговли с учетом трендов внедрения цифровых технологий управления. Методами исследования послужили описание, сравнение, морфологический анализ.

Результаты исследования. Сфера ритейла обладает рядом особенностей, такими как высокая оборачиваемость продукции, низкие сроки годности, температурный режим, лицензирование и сертификация продукции, поставка мелкими партиями, большой ассортимент номенклатуры, высокие требования к формализации бизнес-процессов, реализация по сетевому принципу, что накладывает высокие требования на оценку эффективности управления в данной области деятельности.

Для оценки эффективности работы сети распределения необходим анализ:

1) имеющейся структуры логистической сети и организационная структура управления сбытом компании;

2) эффективности основных логистических функций, выполняемых либо отделами, либо подразделениями компании;

3) качества  логистического сервиса системы распределения;

4) уровня рациональности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов при выполнении функций распределения;

5) затрат по видам деятельности и общих затрат на логистику распределения;

6) наличия конфликтных ситуаций;

7) эффективной работы документооборота, относящегося к логистике распределения;

8) планирования потребности и управления товарными запасами;

9) состояния складского хозяйства, транспорта и других логистических инфраструктурных подразделений в распределении.

Далее на рисунке 1 обозначен цикл логистики распределения. Он имеет замкнутую систему.

Рисунок 1. Функциональный цикл логистики распределения [1]

Для оценки эффективности сети распределения стоит включить один из самых доступных и распространенных методов на практике – метод сбалансированной системы показателей (ССП) [2]. Метод ССП – система управления и стратегического планирования, которая широко используется в бизнесе и промышленности, государственных и некоммерческих организациях по всему миру с целью согласованности предпринимательской деятельности с видением и стратегией организации, улучшения внутренних и внешних коммуникаций, организации и мониторинга эффективности в достижении стратегических целей и т.д.

Система сбалансированных показателей предполагает, что рассматриваемый объект либо процесс в организации изучается с четырех точек зрения с разработкой показателей, сбором данных и их анализом по отношению к каждой из четырех перспектив, названия которых могут варьироваться от конкретного случая:

– финансы;

– клиенты;

– внутренние бизнес-процессы;

– обучение и развитие (дальнейшие перспективы) [3].

Повысить результативность систем оценки эффективности ритейла становится возможным благодаря цифровизации данной отрасли. Ритейл – один из более активных областей бизнеса, сильно реагирующая на перемены потребностей общества. Каждое новое поколение потребителей устанавливает личные условия – изменения в привычках и методах приема решений вынуждают розничные сети находить новые пути взаимодействия с покупателями.

В прогрессивной торговле огромное значение в эффективности хозяйственной деятельности торговых союзов устанавливают нематериальные ресурсы. К таковым ресурсам можно причислить разновидность каналов продаж, образовавшуюся деловую репутацию, перечень торговых организаций, способы привлечения потребителей и многие другие. Колоссальное интерес в ритейле уделяется торгово-технологическим инновациям [4,5]. Используются автоматизированные системы учета товародвижения, штрихкодирование, прогрессивное торговое и научно-техническое оборудование. Самым новым введением, за ближайшее время относящимся к организационным можно отнести закон об обязательном внедрении в розничные сети онлайн-касс. Новые кассы через интернет передают электронные копии чеков в налоговую. Нововведение касается абсолютно всех: услуги, розничную торговлю, интернет–магазины и даже тех, кто раньше работал совсем без кассы. Онлайн-касса – это касса со встроенным фискальным накопителем. Это прибор, с помощью которого налоговая получает информацию обо всех операциях в режиме реального времени через интернет. Касса фиксирует выручку на торговой точке и теоретически не позволяет ее менять постфактум.

Мобильные маячки (beacons) – небольшие устройства, эксплуатирующие технологию BLE (Bluetooth low energy) и способные осуществлять коммуникацию с мобильными устройствами. Самый простой пример применения маячков в условиях розничной торговли – отправка push-уведомлений посетителям. Попадает в зону действия маячка человек, в смартфоне которого установлено приложение магазина, и получает этот человек push-приветствие, в котором, возможно, есть информация об акциях, содержится купон и т.п. В общем и целом, мобильные маяки – еще один шаг в сторону размытия границы между онлайн и офлайн–ритейлом. Смартфоны, планшеты и иные подключенные мобильные девайсы способствуют этому размытию.

Еще одним достижением использования цифровых технологий в ритейле является ручной или автоматизированный вызов продавца из приложения. В первом варианте маячок может подсказать клиенту, в какой именно отдел вызвать консультанта, во втором – автоматически отправить сигнал продавцам в случае, если человек задержался в определенном месте дольше чем на заданное количество минут. Выгода для магазинов с большой площадью может заключаться в повышении эффективности работы и снижении количества сотрудников торгового зала.

Еще одна функция, полезная для больших магазинов заключается в том, что с помощью маячков приложение ритейлера позволит посетителям строить пошаговые маршруты до конкретного товара. Кроме того, навигационный функционал позволяет привнести в поход в магазин элементы игры, подразумевающей поиск спрятанных предметов.

Подсчет посетителей, исследование их действия с целью оптимизации выкладки – проблемы, беспокоящие многочисленных ритейлеров. Мобильные маяки имеют все шансы быть полезными в их решении. С их поддержкой допускается принимать во внимание не только лишь число посетителей, однако и прослеживать их маршруты в области магазина, распознавать состав корзины. Помимо этого, маячки предоставляют омниканальным ритейлерам вероятность сравнения онлайн-инициатив офлайновым покупкам (приписывание), наиболее полного учета клиентов и заполнения их профилей.

Заключение. Таким образом, проведенное исследование позволило выявить основные направления использования цифровых технологий в сфере розничной торговли. К таковым отнесены использование мобильных маячков, специальных визуальных приложений для потребителей, онлайн касс. Полагаем, что последующими направлениями цифровизации ритейлинга станут использование киберфизических систем в розничной торговле, расширение функциональных возможностей интеграции цепей поставок продукции на основе информационных технологий, увеличение объема продаж с использованием онлайн платформ, внедрение технологий блокчейн в торговых операциях.

Библиографический список

1. Chen Y., Zhao S., Zhai Y. Construction of intelligent logistics system by RFID of Internet of things based on cloud computing // Journal of Chemical and Pharmaceutical Research. – 2014. – №6(7). – Р. 1676-1679.
2. Rahman N. Measuring Performance for Data Warehouses – A Balanced Scorecard Approach // Information Systems Research. – 2016. – Vol. 23. – №2. – Р. 453–473.
3. Shen Y.C., Chen P.S., Wang C.H. A study of enterprise resource planning (ERP) system performance measurement using the quantitative balanced scorecard approach // Computers in Industry. – 2016. – №75. – Р. 127-139.
4. Кандилов В.П., Краснова О.М., Кудрявцева С.С. Инновационная активность и конкурентоспособность экономики Республики Татарстан // Вопросы статистики. – 2013. – № 4. – С. 61-69.
5. Кудрявцева С.С. Перспективы внедрения модели открытых инноваций в сфере нанотехнологий // Вестник Казанского технологического университета. – 2014. – Т. 17. – № 9. – С. 394-399.
6. Торговля в России. 2019: Стат. сб./ Росстат. – M., 2019. – 228 с.