Индекс УДК 338.2
Дата публикации: 28.06.2021

Современная система управления твердыми бытовыми отходами

Modern solid waste management system

Яружина Э.С.
Дивина Татьяна Васильевна

1. Академия труда и социальных отношений, Москва
2. кандидат наук, доцент. Профессор кафедры Экономики и менеджмента Академии труда и социальных отношений

Yaruzhina E.S.
Divina Tatiana Vasilievna

1. Academy of Labor and Social Relations, Moscow
2. Candidate of Science, Associate Professor
Professor of the Department of Economics and Management of the Academy of Labor and Social Relations
Аннотация: Данная статья направлена на рассмотрение системы управления твердыми бытовыми отходами в современном обществе. Было выявлено, что на данном этапе развития основным способом утилизации мусора является его захоронение на полигонах, что не рентабельно и по факту является более затратным, нежели переработка или сжигание мусора. Наблюдаются тенденция захламления бытовыми отходами земельного ресурса, в связи, с чем необходимо проведение реформы изменения обращения и управления твердыми бытовыми отходами. В заключение было упомянуто, что современная система управления устаревшая и нуждается в реформировании

Abstract: This article is aimed at reviewing the solid waste management system in modern society. It was revealed that at this stage of development, the main method of waste disposal is its disposal at landfills, which is not profitable and in fact is more costly than recycling or incineration of waste. There is a tendency to litter the land resource with household waste, in connection with which it is necessary to reform the treatment and management of solid household waste. In conclusion, it was mentioned that the modern management system is outdated and in need of reform.
Ключевые слова: твердые бытовые отходы, система управления, захоронение отходов, переработка отходов, территориальные образования.

Keywords: solid household waste, management system, waste disposal, waste processing, territorial entities.


Современное общество располагает высоким уровнем потребления материальных благ, что в свою очередь становится первопричиной происхождения большого числа отходов. Это международная проблема, любое государство в большем или меньшем уровне чувствует трудности в обращении с бытовыми отходами. Россия не является исключением, а даже напротив, положение данной проблемы в нашем государстве, возможно назвать исключительно острой. Продолжительное время  общество утилизировало захоронение на свалках, как главное средство в борьбе с мусором, но это содействовало вырабатыванию экологического кризиса. Назрело время использования других способов управления твёрдыми бытовыми отходами (Далее — ТБО), при которых неблагоприятные последствия для окружающего мира будут минимизированы.

Управление ТБО является одним из наиболее важных и сложных международных вопросов. Данная проблема приобрела большое значение в связи с увеличением количества отходов, сложностью и междисциплинарным характером управления. Необходимость управления ТБО характеризуется не только на международном уровне, но и на государственном, который в свою очередь должен регулировать управление утилизацией ТБО в субъектах и на местах, что применительно к Российской Федерации.

Управление ТБО должно проводиться в каждом территориальном образовании для улучшения, как экологической ситуации, так и с социальной и экономической.[9]

Территория страны является ограниченным ресурсом и его эффективное использование необходимо для развития не только лишь определённых областей и городов, но и для всего государства в целом. [8]

Обратимся к выражению Ю.А. Чемодина, в котором он описывает количество образования ТБО, так «В России находится около 82 млрд. тонн остатков жизнедеятельности. Ежедневно каждый житель страны оставляет около 1,5 кг отходов, в год на человека выходит 445 кг. Если взять общую цифру производимых ТБО-по России, то получится 63 млн. т. в год. Большинство этих отходов отправляются на специализированные полигоны» [5].

Из указанного выражения Ю.А. Чемодина можно свидетельствовать о повышении рисков быстрого захламления государства, без применения управленческих мероприятий по структуризации и утилизации ТБО наиболее выгодным способом для определенной территории.

Для России на данном историческом этапе основным способом утилизации ТБО является захоронение на специализированных полигонах. Так в Российской Федерации (за исключением Москвы) захоронению подвергают 95—98% образующихся ТБО; из Москвы на свалки Подмосковья вывозят 80—85% ТБО (уровень 25-летней давности). В Москве в ближайшие пять-шесть лет запланировано довести число мусоросжигательных заводов до 9, предполагается, что указанные заводы окажутся способны принять всю массу образующихся в городе ТБО (около 4 млн т/год), и тем самым прекратить вывоз ТБО на захоронение. Но тут также следует учитывать, что сжигание мусора приведет к образованию большой тепловой энергии, которую в дальнейшем можно использовать, например, в качестве обогревания многоквартирных домов и вредных выбросов в атмосферу. Без специализированных очистителей продуктов горения атмосферная среда будет загрязняться в ускоренном темпе.

Захоронение ТБО не является эффективным методом переработки мусора, особенно для современного общество, когда процент отходов увеличивается с каждым годом, население потребляет все больше и больше в результате полигоны растут не только в количестве, но и по площади.

Оценка риска от влияния веществ, прибывающих в атмосферный воздух, около функционировании полигона ТБО свидетельствует о том, что индивидуальный канцерогенный риск в контрольных точках характеризуется как пренебрежимо малый риск, не отличающийся от обычных ежедневных рисков, не требует добавочных мероприятий по его снижению. Сведения о степени риска подлежат исключительно периодическому контролю [4].

Несмотря на то, что риск воздействия веществ при разложении мусора мал, впрочем при разложении ТБО на полигонах и свалках в воздух поступают газообразные соединения (биогаз), а в почву и грунтовые воды – жидкие и твердые продукты распада. Эмиссия загрязняющих веществ в окружающую среду основывает вокруг полигонов и свалок постоянные зоны, где местонахождение людей опасно для их здоровья, присутствуют множественные материалы о заболеваниях людей, работающих либо живущих поблизости свалок. [2]. Данные ухудшения окружающей среды нельзя не заметить, уровень благополучия на территориях близлежащих к полигонам значительно ниже и стремится к нулю по сравнению с отдаленными территориями.

Обратимся к работе Т.Н. Шильченко, в которой разъясняется необходимость проведения реформы управления ТБО и современные попытки улучшения ситуации в стране. Так «имеющаяся в нашей огромной стране управление отходами, базирующаяся на их захоронении, приводит к существенному нарушению ландшафтов, истощению и потере земельных ресурсов, засорению окружающего воздуха и грунтовых вод, что отрицательно отражается на условиях жизни и деятельности населения, не согласуется с принципами стабильного развития экономики и, как результат,  призывает к модернизации. В связи с создавшейся ситуацией, учитывая прогрессивное природоохранное положение в России, Минприроды РФ утвердил общенациональный проект «Экология», в котором воспроизведены статистические и аналитические материалы об экологическом состоянии страны, установлены мероприятия, наставленные для его «оздоровление» и улучшение.

Паспорт государственного проекта «Экология» сконструирован в исполнение Указа Президента и охватывает в себе множество разделов, такие как «Чистая страна», «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами». Одна из генеральных целей плана – создание действенной налаженности обращения с отходами производства и потребления, начиная ликвидацию всех обнаруженных для 1 января 2018 г. несанкционированных свалок в границах городов. Сроки реализации разработанных в паспорте мероприятий установлены до 2024 года»[7, С. 54]

Обратимся к высказыванию Н.Б. Мухамеду и Ш.М. Абдукаримовой, в котором они выделяют направления переработки ТБО, проанализировав наиболее эффективные способы и методы управления в мире, так «Анализ мирового опыта переработки ТБО позволяет выделить пять направлений:

  1. Сортировка ТБО, позволяющая отделять ценные компоненты, пригодные для вторичного применения;
  2. Разделение ТБО (сепарация);
  3. Инсинерация(сжигание);
  4. Аэробная ферментация с использованием биокатализаторов и выделением тепла, позволяющая получать биоудобрение, биотопливо;
  5. Анаэробная ферментация, позволяющая извлекать биогаз)» [3]

Направление сжигания мусора локально применяется в России, однако как указывалось выше, без применения определенного характера мер, данного рода переработка может нанести для окружающей среды вред соразмерный с применением захоронения. Однако даже это направление переработки мусора несет в себе экономическую выгоду, в противовес полигонам.

В экономическом плане ради обработки неразделенных потоков ТБО предпочтительно преимущественны комбинационные промышленные решения, в необыкновенности комплексная переделка ТБО (комбинация процессов сортировки, термо- и биообработки). Однако, кроме учета тарифов за прием ТБО все эти технологии представляются убыточными. Единственной самоокупаемой является разработка раздельного сбора и сортировки отходов нежилого сектора

Эффективность управления в области  обращения с муниципальными отходами, существенно увеличивается при регулировании поступающих в систему потоков отходов нежилого сектора города (коммерческие отходы) и несмешивающихся потоков муниципальных отходов жилого сектора.

По нашему мнению наиболее эффективный способом утилизации мусора является сортирование и в дальнейшем его переработка. Выбор технологического критерия сепарации во многом определяется экономическими соображениями, т.е. сопоставлением ценности извлекаемого компонента с себестоимостью процесса сортировки.

Следует учесть также, что сепарацию ТБО в основном рассматривают как способ улучшения «традиционных» методов их переработки, а не только как метод, позволяющий утилизировать некоторые ценные компоненты ТБО

В качестве обобщенного технологического критерия сепарации ТБО как многокомпонентной смеси можно использовать формулу на основе критерия Фоменко:

где εi – извлечение i-го компонента при сортировке;

αi – содержание i-го компонента в сырье;

υi — содержание i-го компонента в хвостах;

γi – выход i-го компонента при сортировке.

Критерий Фоменко оценивает эффективность сепарации с точки зрения полноты извлечения ценных компонентов в соответствующие продукты, однако он не учитывает относительную ценность извлекаемых компонентов.

Для применения сепарации ТБО в России необходимо принципиально изменить методы управления и на ранних этапах.

На примере высказывания Бабаевой В.Н. и Горох Н.П. рассмотрим сепарацию ТБО подробнее, так «Принципиально возможны три взаимодополняющих друг друга направления сепарации ТБО: [1, С. 54]

— селективный покомпонентный сбор отходов у населения в местах образования с последующей сепарацией (глубоким отбором) ресурсно-сырьевых компонентов ТБО на специальных механизированных линиях сортировки;

— селективный пофракционный сбор в местах образования нежилого сектора (коммерческие отходы), с последующим извлечением из них ценных компонентов комбинированными методами ручной и механической сортировки;

— сортировка в заводских (производственных) условиях комплексной переработки ТБО (преимущественно механизированная, поскольку ручная сортировка отходов жилого фонда на ленте тихоходного конвейера малоэффективна; в ряде случаев технологическая схема может включать элементы ручной сортировки крупнокусковой фракции ТБО)».

Все выделенные элементы сепарации необходимы как части целого. Для полноценного функционирования и образования большой сети переработки мусора во вторсырье. Для полноценного взаимодействия элементов и их наибольшей эффективности необходимо проведения реформы для создания новых методов регулирования и управления. Так как в данной ситуации большое значение имеет сортирование мусора каждым человеком и селективный метод его сбора, то управление ТБО в территориальных образования подвергнется кардинальным изменениям.

Тут же следует отметить, что в условиях кризиса развитие системы селективного сбора имеет важное социальное значение: внедрение высвобождающихся работников в созданные производственную и «экологическую» инфраструктуры с резервом новых рабочих мест можно рассматривать как стабилизирующий социальный фактор.

Для наиболее эффективного управления сортировки, сбора, переработки и применению вторсырья, технологии современного общество могут значительно упростить и усовершенствовать имеющийся строй управления ТБО.

В своей работе С.Г. Шеина, Л.Л. Бабенко, С.С. Неделько и Н.Б. Кобалия раскрыли, значительно отличающуюся от стандартной системы управления в России, интегрированную систему управления, так «Преимуществом системы управления ТБО в Ростове является интегрированная система управления доставкой, приемом и размещением строительных и бытовых отходов на полигоне ТБО и мусороперерабатывающем заводе. Данная система включает автоматическое взвешивание, регистрацию и управление движением отходов. Ежедневно вся информация по сети связи поступает на компьютеры подразделений Департамента ЖКХ, откуда осуществляется оперативный контроль. Предприятия-перевозчики имеют всю информацию о работе своих водителей, а предприятия-производители мусора знают, как образуется и как расходуется взимаемая с них оплата. Внедрение такой системы способствует круглосуточной работе полигона ТБО, а также тому, что один оператор за смену может принять свыше 5000 м3 мусора с интервалом движения мусоровозов 15-20 секунд» [6, С. 3].

Представляется, что такая система управления ТБО эффективна, где скапливается большое количество мусора и автоматизации процесса повысит эффективность переработки отходов и значительно сократит время для учета количества мусора и переработанного ТБО.

Однако ни одна новая система управления ТБО не будет быстро вводимой, более того затраты на начальных стадиях будут огромные. Это обусловлено необходимостью от переобучения граждан самостоятельно разделять мусор, скорей всего введением на начальных стадиях внедрения поощрительных мер, более того необходимо переквалифицировать работающий персонал, строительство новых заводов и их техническое оборудование.

Алгоритм управления на первом рубеже решения проблемы ТБО учитывает стабилизацию хода сбора отходов по качеству перерабатываемого сырья. Проблема извлечения оптимальной характеристики перерабатываемого сырья, объединена с регулированием транспортировки отходов на базе организации их раздельного пофракционного сбора в жилом и нежилом секторе мегаполисы (обслуживание многообразными мусоровозами). Необходимое условие ее реализации – создание концентрированной системы управления потоками отходов и вторсырья.

Так как Россия большая страна и на ее разных концах отличный процент концентрации людей, что приводит к образованию ТБО в одних частях минимальных, в других колоссальных. Целесообразно вводит новые системы управления в тех территориальных образованиях, которые на данный момент производят больше всего бытовых отходов.

При оптимизации системы управления муниципальными отходами на стадии их сбора и удаления в качестве критерия оптимальности целесообразно принять степень утилизации ТБО (количество ресурсов, выделенных для вторичного использования) и затраты на сбор и транспортировку ТБО (экономические критерии)

Огромную результативность сможет иметь иерархический порядок обращения с отходами, которая определяет совокупный подход:

1) своевременное выделение из ТБО ресурсов, подходящих для повторного материального использования;

2) вовлечение вторичных материальных ресурсов в хозяйственный оборот (создание развитой промышленности вторсырья)

3) переработка остаточных отходов (после отделения вторсырья) с утилизацией энергии;

4) расположение на полигоне (с соблюдением всех природоохранных норм) этих отходов, которые не имеют возможности  быть использованы в качестве второстепенных материальных ресурсов и вторичных энергоресурсов.

В заключение, можно сделать вывод, что современная система управления ТБО стремится к получению наибольшей экономической выгоды с наименьшим ущербом для окружающей среды. Данные изменения по сравнению с управлением захоронением ТБО, требуют больше вложений, но создание системы управления ТБО позволяющей рационально использовать бытовые отходы. Наиболее эффективным способом переработки ТБО является раздельный сбор и переработка во вторсырье, тем самым получая дешевый ресурсы. Также необходимо введения автоматизации управления, для уменьшения возможности коррупции и ускорению процесса переработки мусора.

С экономической точки зрения подобный подход, как бы не казалась парадоксально, увеличит количество рабочих мест, обслуживающий персонал оборудования, специалисты по сбору и систематизации данных и многое другое.

Особенным ключевым моментом является именно получение дешевого сырья, за счет которого возможно локальное производство вблизи перерабатывающих заводов по производству продукции из такого сырья. За счет данных факторов переработка и раздельный сбор ТБО приобретает новый спектр и становится выгодным как для территориальных образований, так и для всего государства.

Библиографический список

1. Бабаева В.Н., Концепция экологизации и энергоресурсосбережения в системе управлении отходами мегаполиса / Н.В. Бабаева, Н.П. Горох// Восточно-Европейский журнал передовых технологий. - 2010. - №4/8. - С. 51-59.
2. Морозов В.В. Проблемы обращения с твердыми бытовыми отходами и зоны экологического бедствия / В.В. Морозов, З.И. Курбатова, Е.П. Курбатова // Известия Великолукскогой ГСХА. - 2020. - №1. - С. 9-13.
3. Мухамед Н.Б., Анализ современных технологий сортировки твердых бытовых отходов / Н.Б. Мухамед, Ш.М. Абдукаримова // Достижения науки и образования. - 2019. - С. 15-16.
4. Степкин Ю.И., Оценка и управоение риском при обращении с отходами / Ю.И. Степкин, Е.К. Гайдукова // Hygiene & Sanitation (Russian Journal). - 2018. - 97. - С. 693-698.
5. Чемодин Ю.А., Анализ особенностей управления твердыми бытовыми отходами на современном этапе в российской федерации и за рубежом / Ю.А. Чемодин // Московский экономический журнал. - 2018. - №5. - С. 200-205.
6. Шеина С.Г., Система управления твердыми бытовыми отходами с использованием ГИС-технология / С.Г., Шеина, Л.Л. Бабенко, С.С. Неделько, Н.Б. Кобалия // Инженерный вестник Дона. - 2020. - С. 1-3.
7. Шильченко Т.Н., Технологии реализации мусорной реформы в России Федерации / Т.Н. Шильченко // Вестник Таганского института управления и экономики. - 2020. - №2. - С. 54-58.
8. Дивина Т.В., Кузьмина С.В. SWOT-анализ территории как метод стратегического планирования // Креативная экономика и социальные инновации – 2019. Т. 9 N 3 (28) - С.63-72.
9. Дивина Т. В., Онанко Н. А., Юрасов А. Б. Некоторые принципы построения антикризисных программ в контексте современной экономической ситуации // ФЭС: Финансы. Экономика. Статистика. 2018. Т. 15. № 1. С. 17-22.