Индекс УДК 330
Дата публикации: 06.07.2020

Модели университетов, обеспечивающие развитие инновационной деятельности

Models of universities that ensure the development of innovation activities

Пономарева О.Н.
Уральский государственный медицинский университет,
ст. преподаватель

Ponomareva O.N.
Ural State Medical University,
Senior Lecturer
Аннотация: Экономика знаний предъявляет новые требования к инновационной активности учреждений высшего образования. Автор рассматривает инновационную активность с позиции эволюционной теории развития организации, что позволяет выделить методы, обеспечивающие повышение интенсивности инновационной деятельности.

Abstract: The knowledge economy imposes new requirements on the innovation activity of higher education institutions. The author considers innovative activity from the point of view of the evolutionary theory of organization development, which allows us to identify methods that increase the intensity of innovative activity.
Ключевые слова: Инновационная активность вуза, методы управления, жизненный цикл.

Keywords: Innovative activity of the University, management methods, life cycle.


Цифровая экономика предъявляет новые требования к инновационной активности учреждений высшего образования. «Смысл инновационной активности состоит в том, чтобы не только оценить масштабы внедрения новых или улучшающих технологий по хозяйственным субъектам в целом, но и способствовать отдельным организациям и учреждениям в осуществлении отбора того или иного направления инновационного развития»[2].

Цель исследования – выделить  модели университетов, способствующих развитию инновационной активности. Исследования автора опираются на работы Селенской Д.В., Исаевой Е.В.,  Мушкетовой Н.С.,  Башариной  А.В., Волостниковой В.М., Пановой А.А., И. Адизеса, Р.Р. Нельсона,С. Дж. Уинтера и другие. Объект исследования — инновационная деятельность российских университетов.

Согласно эволюционной теории развития  организации И. Адизеса и эволюционной теории инноваций Р.Р. Нельсона и С. Дж. Уинтера,  инновационная активность является обязательным условием развития организации. С другой стороны, величина инновационной активности  зависит от  моделей и методов управления, которые применяются в организации [1,16]. «Инновационная активность — это характеристика, которая должна показать связь между намеченным содержанием деятельности и ее результатом. Именно различия в инновационной активности позволяют объяснить неоднозначные инновационные результаты при одинаковых исходных позициях» [9].

Инновационная активность является обязательным условием  не только функционирования и развития организации, но и реализации ее функций. Для университета — это образовательная, научная, прикладная, социально-экономическая и коммуникативная функции. Первые две являются для университета основными и обеспечивают выполнение его миссии. Прикладная направлена на коммерциализацию вузовских инноваций; коммуникативная  обеспечивает взаимодействие вуза с другими  вузами, бизнесом, научно-исследовательскими и другими организациями в области научно-образовательной деятельности, включая  иностранные; социально — экономическая  воздействует на культурный и профессиональный уровень подготовки кадров; влияет на экономическое и социальное  развитие региона [10,c.244].

 Развитие инновационной активности, согласно  И. Адизеса, проходит через основные стадии такие, как рост, достижение максимального значения и  снижение; управляемость вуза достигает максимального значения на этапе роста инновационной активности [1], после чего начинает снижаться. Следовательно, анализируя инновационную деятельность университета, интенсивность которой нарастает в течение определенного периода времени, можно выявить методы, которые способствуют повышению ее интенсивности. Автор предложил свой взгляд  на этапы жизненного цикла инновационной активности вуза согласно типа  инновационной активности, а также выделил  направления ее развития  (см. таблица 1 и таблица 2).

Таблица 1

Жизненный цикл инновационной активности (ИА) университета

Тип ИА вуза  

Этап

цикла

 

Характеристика

этапа

Ниже среднего 

Зарождение

1.Формируются идеи по развитию инновационной активности.

2. Поиск дополнительных ресурсов.

 

Средний

 

 

Детство

1.Университет концентрируется на небольшом количестве приоритетных направлений инновационной деятельности.

2.Вуз находиться в состоянии постоянного поиска таких направлений и их апробации.

 

Выше среднего

 

 

Юность

1.Вуз имеет возможность работать по нескольким независимым между собой приоритетным направлениям.

2. Проникновение на рынок инноваций и закрепление на нем за счет  активной предпринимательской деятельности.

 

 

Высокий

 

 

Расцвет

1.Создания инновационных структур, находящихся на различной стадии жизненного цикла.

2.Количество реализуемых и разрабатываемых  инновационных проектов постоянно увеличивается.

2.Вуз разрабатывает стратегии развития  инновационной активности для системы высшего образования в целом.

Таблица 2

Направления развития инновационной активности   университета в зависимости от этапа жизненного цикла ее развития

 

Этап жизненного цикла развития  инновационной активности вуза

 

 

Перспективные направления  развития (диверсификации) научно-образовательного потенциала вуза

 

 

Расцвет

1.Коммерциализация вузовских достижений (предпринимательская деятельность).

2.Разработка инновационных технологий, включая образовательные.

3.Самостоятельно реализует  несколько инновационных  проектов.

4.Подготовка инновационных специалистов.

5.Активное взаимодействие с бизнесом и академической наукой.

 

 

 

Юность

1.Разработка и освоение новых инновационных технологий, включая образовательные.

2.Реализация независимых друг от друга приоритетных направлений инновационной деятельности.

3.Активное взаимодействие с бизнесом и академической наукой, что позволяет продвигать наиболее успешные вузовские инновационные проекты.

 

 

Детство

1.Освоение   улучшающих образовательных и иных технологий.

2.Концентрация на ограниченном  количестве приоритетных направлений инновационной деятельности.

3.Коммерциализация незначительной части наиболее удачных инновационных проектов.

 

Зарождение

1. Вуз способен самостоятельно работать над реализацией мелких или небольших частей инновационных проектов.

2.Выбирает 1-2  направления  инновационной активности.

3.Активное взаимодействие с вузами, имеющими более высокий уровень инновационной активности.

 

Отсутствует

1.Требуется  замена основной части ППС и администрации вуза.

2.Кардинальная модернизация инновационной  деятельности вуза.

Понятие «инновационная активность вуза» рассматривается с различных точек зрения. Например, Матузова И.В. определяет инновационную активность  как деятельность, направленную на реализацию инновационных изменений[13]; Ноговицына О.С., Соболева О.Н.  как интенсивность разработки и внедрения  нововведений [17].  Согласно данного подхода автор в  таблице 3 представил свой взгляд на ожидаемые результаты  инновационной активности вуза и ее результаты, полученные при реализации  функций.

Таблица 3

 Ожидаемые результаты инновационной активности университетов

Функция

вуза

 

 

Направления  инновационной активности вуза

 

Результаты внедрения инновации

 

Образовательная

1.Подготовка или переподготовка  профессорско-преподавательского состава, включая аспирантуру и доктатуру.

2.Подготовка   кадров для инновационной экономики.

3.Межвузовское взаимодействие в области форм и методов обучения.

1.Повышение уровня подготовки  специалиста.

2.Обновление ППС.

3.Усиление взаимодействия вуза и работодателей и др.

 

 

Научная

 

1.Научно-исследовательская деятельность, включая научные школы

2.Совместная деятельность с академической наукой, вузами и научно-исследовательскими организациями.

1.Ротация ППС.

2.Подготовка кадров для российской науки.

3.Развитие инновационной деятельности и др.

 

Коммуникативная

 

1.Сотрудничество с вузами, научными школами, научно-исследовательскими организациями, бизнесом в области научной и образовательной деятельности, включая иностранные.

2.Наличие малых предприятий, центра лицензирования и других структур, способствующих продвижению (обмену) вузовскими достижениями, образовательными программами.

3.Межвузовское общение и обмены (например, студенческий обмен).

1.Повышение престижности  российского образования.

2.Информационная открытость.

3.Налаживание отношение между международным бизнесом и наукой.

4.Привлечение иностранных инвестиций

5.Развитие инновационной деятельности.

 

Прикладная

 

1.Взаимодействие с предприятиями и организациями региона (страны).

2.Коммерциализация вузовских разработок.

3.Предпринимательская деятельность, включая малое предприятие вуза.

4.Наличие инновационной инфраструктуры (инжиниринговый центр и т.п.).

1.Единство научного и образовательного процесса.

2.Коммерциализация вузовских достижений.

 

Социально-

экономическая

 

1.Реализация социально-экономического аспекта взаимодействия вуза и экономики региона.1.Экономическая самостоятельность субъектов  инновационной деятельности.

2. Автономности вуза.

3.Реализация социальной функции в регионе (стране) и др.

К управлению учреждениями высшего образования можно подойти с различных точек зрения. На основе анализа  моделей управления университетами  автором выделены характерные особенности каждой из них, а также функции вуза, которые максимально эффективно  раскрываются при использовании данной модели [3,14,20] (см. таблицу3).

Таблица 3

 Сравнительные характеристики моделей   учреждений высшего образования

Модель управленияОсновные характеристики моделиМаксимально

реализуемая функция вуза

 

Модель Гумбольдта

 

1.Взаимодействие образовательной и научной функции вуза.

2.Академическая свобода ППС и студентов.

3. Обучение студентов через  научную функцию.

1.Образовательная.

2.Социально-экономическая. 3.Коммуникативная.

4.Прикладная.

5.Научная.

 

Модель

Ньюмона

 

1.Научная  деятельность.

2.Самореализация студентов.

1.Образовательная.

2.Социально-экономическая. 3.Коммуникативная.

4.Прикладная.

5.Научная.

 

Коллегиальная модель

 

1.Низкая вероятность ошибки при принятии управленческого решения.

2.Высокая корпоративная культура.

3.Длительный процесс принятия общего решения.

1.Образовательная.

2.Социально-экономическая. 3.Коммуникативная.

 

Иерархическая модель

 

1.Своевременность и оперативность принятия управленческого решения.

2.Оперативная реакция на внешние изменения.

3.Основные решения принимаются администрацией вуза.

1.Образовательная.

2.Социально-экономическая. 3.Коммуникативная.

 

 

Политическая модель

 

1.Четкая формулировка политики и целей вуза.

2.Реализация интересов отдельных коллегиальных групп ППС.

3.Координация деятельности осуществляется на основании решений, принятых группой ППС.

1.Образовательная.

2.Социально-экономическая. 3.Коммуникативная.

 

VI.

Анархическая модель

 

1.Созданы условия для принятия нестандартных управленческих решений.

2.Отсутствие связи между принятым решением и результатом.

3.Децентрализованная власть.

1.Образовательная.

2.Социально-экономическая. 3.Коммуникативная.

 

VII.

Атлантическая модель

 

1.Минимальное государственное управление.

2.Качество образовательных услуг обеспечено взаимодействием рынка, вуза и профессиональных ассоциаций.

3.Наличие успешных механизмов вузовского самоуправления.

1.Образовательная.

2.Социально-экономическая. 3.Коммуникативная.

Перечисленные выше модели соответствуют различному уровню автономии вузовского управления. Но сегодня существуют модели университетов, соответствующие этапами развития общества (доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное) — это так называемые  Университеты 1.0 — 4.0.

Главной целью Университета 1.0  ранее было формирование и хранение знаний, но сегодня – это подготовка квалифицированного специалиста, соответствующего запросам экономики [7,с.17]. Университет  2.0 соответствует индустриальному этапу развития общества, поэтому основная цель — подготовка высококвалифицированного специалиста и разработка конкурентоспособной продукции. Университет 3.0 соответствует эпохи индустриализационной зрелости, где развиваются высокотехнологичные производства, маркетинг, логистика, реклама  и т.п. Поэтому в вузах появляются новые направления подготовки, повышается спрос на специальности экономического и гуманитарного направления [7,с.18].

Университет 4.0 – это перспективная модель, соответствующая запросам цифровой экономики, находиться на стадии формирования и только незначительная часть вузов в мире соответствует данной модели [15,19]. Характеристики современных моделей университетов представлены в таблице 4, которая сформирована автором на основе исследований В.С. Ефимова, А.В. Лаптевой, Е.В. Неборского, Н.В. Головко, О.В. Зиневича, А.О. Карпова, Е. А. Кранзеевой, С.В. Кортова [5,6,7,8,10,12,11,15,19] и собственных исследований автора. Перечень моделей может быть дополнен методами, которые были успешно апробированы  самими вузами. Методы выделены на основе анализа инновационной деятельности университетов, входящих в национальный рейтинг, сформированный агентством «ЭКСПЕРТ-РА» за период 2016-2019 г. [21]. Автор считает возможным  их использование, т.к. вуз входит в рейтинг, следовательно, его инновационная активность находиться на высоком уровне  [6]   (см. таблица 5).

Таблица 4

Модели университетов 1.0 — 4.0 и их характеристики

Модель университетаОсновные характеристики моделиМетоды реализации инновационной активности Результаты инновационной активности
 

 

 

Университет

1.0

1.Взаимодействие студентов и ППС вуза регулируются традициями общества.

2.Подготовка квалифицированного специалиста.

1.Двойные дипломы.

2.Издание журналов и научных трудов ППС и  т.п.;

3.Послевузовское обучение и др.

1.Квалифицированный специалист.

2.Подготовка ППС для нужд вуза.

 

 

 

Университет

2.0

1.Основная цель — создать благоприятную среду для  реализации и взаимодействия образовательной и научной функций вуза.

2.Подготовка высоко квалифицированного специалиста.

3.Основная роль в управлении вузом принадлежит  государству.

1.Взаимодействие с бизнесом, научно-исследовательским организациями, академической наукой включая иностранные.

2.Двойные дипломы.

3.Издание журналов ВАК; учебно-методической литературы и т.п.;

5.Межвузовское взаимодействие, включая зарубежное и др.

1.Повышение уровня подготовки  ППС и специалиста по отношению к 1.0.

2.Подготовка кадров для российской науки.

3.Реализация экономической функции  вуза в регионе (стране).

 

 

 

 

 

 

 

Университет 3.0:

1.Интеграция образования, науки и бизнеса.

2.Создание условий для самореализации ППС и студентов.

3.Снижение доли  участия государства в управлении  вузом.

1.Бизнес – инкубаторы.

2.Брендинг.

3.Взаимодействие с бизнесом, научно-исследовательским организациями, включая иностранные.

4.Взаимодействие с академической наукой и др.

 

1.Высокий уровень подготовки  ППС и специалиста.

2.Усиление взаимодействия вуза и работодателей.

3.Высокий уровень инновационной активности.

4.Экономическая самостоятельность.

 

 

 

 

 

 

 

Университет

4.0

 

 

 

 

 

1.Постенное вытеснение классических моделей и  внедрение новых, например, электронных курсов.

2Использование  цифровых технологий.

3.Создание максимально благоприятных условий для реализации таланта студентов и ППС.

1.Бизнес – инкубаторы.

2.Брендинг.

3.Взаимодействие с бизнесом, научно-исследовательским организациями, включая иностранные.

4.Формирование научных центров продвижения вузовских достижений и др.

5.Взаимодействие с академической наукой и др.

1.Высокий уровень подготовки ППС и специалиста.

2.Развитие инновационной деятельности.

3.Повышение престижности обучения в вузе.

Таблица 5

 Методы, обеспечивающие повышение инновационной активности университета

Функции вузаМетоды реализации инновационной активности вуза
РаспространенныеМенее распространенные
 

 

Образовательная

 

 

Брендинг; двойные дипломы; компьютеризация образовательного процесса; межвузовское взаимодействие по вопросам образования, включая зарубежные вузы и др.Дуальное обучение; интеграция основного и послевузовского обучения;

международное взаимодействие в послевузовском обучении;CIDO; постдок и др.

 

 

Научная

 

 

 Бизнес-инкубатор; брендинг; взаимодействие с вузами, РАН, научно-исследовательскими организациями; взаимодействие с бизнесом; издательская деятельность;  инжиринговый центр; коммерциализация вузовских разработок; научные школы  и др.Инновационно-внедренческие центры; курсы для ППС «Патентоведение», «Коммерциализация вузовских разработок»; специализированный сайт вузовских разработок; студенческий предпринимательский центр и др.
Прикладная

 

 

-аналогично предыдущему.

 

-аналогично предыдущему

 

 

 

 

Коммуникативная

 

 

Бизнес-инкубаторы; взаимодействие с мировыми научными организациями и бизнесом; издание научных трудов в зарубежных журналах; международный обмен студентами и ППС;межвузовская научная деятельность; привлечение иностранных  ученых, экспертов и др.Взаимодействие в послевузовском обучении; международное сетевое  вузовское взаимодействие; международный акселератор и др.

 

 

 

 

Социально-    экономическаяАктивно задействована линейно-функциональная структура управления.

 

 

Привлечение возможностей дивизиональной и матратичной структуры управления.

Вывод. Результатом проведенных автором исследований является выявление наиболее распространенных моделей университетов,  активно реализующих  функции учреждений высшего образования и обеспечивающих развитие инновационной активности. Функционирование таких моделей направлено на   расширение  форм послевузовского обучения; взаимодействие вуза и предприятия на основе рыночного подхода; применение кластерных технологий и другое. Все это в совокупности способствует повышению конкурентоспособности высшего образования в России.

Библиографический список

1.Адизес И.К. Управление жизненным циклом корпорации / И.К. Адизес.- 500с. [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://adizec.pdf (дата обращения: 23.02.2020)
2. Антропов В.А. Проблемы модернизации и инноваций в российском профессиональном образовании /В.А. Антропов.- Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН,2013.-104с.
3.Башарина А.В. Сравнительный анализ американской и российской модели образования // Социология образования.-2010.-№1.- с.57-66
4. Волостникова Л.М. Гумбольдтова модель университета и академическая свобода // Вестник Тюменского государственного университета.-2006.-№4.-с.247-254 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http: cyberleninka.ru (дата обращения: 23.12.2019)
5.Головко Н.В., Зиневич О.В., Рузанкина Е.А. Университет третьего поколения: Б.К.Кларк и Й.Уисена // Высшее образование в России.- 2016.-№8-9(204).- с.40-47
6. Ершов В.С., Лаптева А.В. Университет 4.0: филосовско - методологический анализ //Университетское управление: практика и анализ.-2017.-Том21.-№1.- с.16-27
7.Ефимов В.С., Лаптева А.В. Университет фронтира: на пути к новому поколению институтов развития //Университетское управление: практика и анализ.- 2017.-Том21.-№6.- с.6-18
8.Карпов А.О. Университет 3.0-социальные миссии и реальность //Социологические исследования.-2017.-№9.- с.114-124
9. Клочко И.А., Старкова Г.П., Манько Т.В. Качественные характеристики инновационной активности предпринимательских структур //Современные проблемы науки и образования.-2013.-№4 [Электронный ресурс].- Режим доступа: http: //cyberleninka.ru (дата обращения: 23.06.2020)
10. Козлова О.А., Пономарева О.Н. Комплексный подход к моделированию системы управления научно-образовательным потенциалом вуза //Экономическая теория.-2017.-№4.-с.243-253
11.Кортов С.В. Университеты 3.0: опыт УрФУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wwwС.Кортов-УрФУ.pdf (дата обращения:20.09.2019)
12 Кранзеева Е.А. Новые модели университетов: вклад в региональное развитие //Университетское управление: практика и анализ.-2017.-Том21.-№5.- с.64-71
13. Матузова И. В. К вопросу о содержании и сущности категории «Инновационная активность» // Транспортное дело России.-2012.-№4.- с.104-106. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru (дата обращения:12.01.2020).
14.Мущкетова Н.С. Управление образованием как фактор развития маркетинговой среды вуза [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http: //030905071.pdf (дата обращения:12.01.2020).
15.Неборская Е.В. Реконструирование модели университета: переход к формату 4.0 // Интернет-журнал «Мир науки».- 2017.- Том5.- №4 [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/26PDMN417.pdf (дата обращения:20.02.2019)
16.Р.Р. Нельсон, С.Дж. Уинтер Эволюционная теория экономических изменений - М.: Дело, 2002-536с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // nel_son_r_r_uinter_s_dzh_evolyutsionnaya_ teoriya_ekonomiches.pdf (дата обращения:20.02.2019)
17.Ноговицына О.С., Соболева О.Н. Инновационная активность: сущность и роль в поддержании устойчивости хозяйствующих субъектов // Экономика, социология и право.- 2014. -№2 [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://cyberleninka.ru (дата обращения:12.01.2019).
18.Панова А.А. О структуре управления и принятии решения в российских вузах // Препринт WP10/2006/05.-М.:ГУ ВШЭ,2006.-28с., с.5 [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://struktura VUZA.pdf (дата обращения:12.01.2019).
19.Пономарева О.Н. Методы, обеспечивающие развитие инновационной активности современных моделей университетов (1.0-4.0). Вопросы теории и практики инновационного развития науки и образования: монография/Под общ. ред. Г.Ю. Гуляева.- Пенза: МЦНС «Наука и просвещение».-2018.-194с, с.6-14(дата обращения:12.01.2020).
20.Селенская Г.А., Исаева Е.В. Базовые принципы управленческих инноваций в вузе // Экономика и современный менеджмент: теория и практика.-2013.-№27 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http:// cyberleninka.ru (дата обращения:12.01.2020).
21. Рейтинговое агентство «ЭЕСПЕРТ-РА» [Электронный ресурс] Режим доступа:http:// raexpert.ru (дата обращения:11.04.2020).