Индекс УДК 316. 462
Дата публикации: 31.08.2022

Цифровизация как инструмент бюрократического управления: возможности и ограничения

Digitalization as a Tool of Bureaucratic Management: Opportunities and Limitations

Рыбина Екатерина Валерьевна
Научный руководитель: Ермолаева Светлана Георгиевна
Научный руководитель: Ускова Екатерина Викторовна

1. студентка, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Институт технологий открытого образования, кафедра управления персоналом и психологии
2. старший преподаватель, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Уральский гуманитарный институт, департамент психологии, кафедра управления персоналом и психологии,
3. доцент, к.ф.н., ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Уральский гуманитарный институт, департамент психологии, кафедра управления персоналом и психологии

Rybina Ekaterina Valerievna,
Scientific adviser: Ermolaeva Svetlana Georgievna,
Scientific adviser: Uskova Ekaterina Viktorovna

1. student, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Institute of Open Education Technologies, Department of Personnel Management and Psychology
2. Senior Lecturer, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Ural Institute for the Humanities, Department of Psychology, Department of Personnel Management and Psychology,
3. Associate Professor, Ph.D., Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Ural Institute for the Humanities, Department of Psychology, Department of Personnel Management and Psychology
Аннотация: Процесс цифровизации – это неотъемлемая часть прогресса в мире. Процесс цифровизации инициирован государством. В связи с этим в 2019 году была запущена Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», в которую входят семь Федеральных проектов. Таким образом, современный виток развития общества связан с цифровизацией. Управление реализацией этих проектов имеет многочисленные возможности и встречается с барьерами. О том, что бюрократизация может быть тормозом для развития общества, пишут разные исследователи, начиная с М. Вебера. Отмечая положительные стороны бюрократии, М. Вебер и другие теоретики вместе с тем упоминают ее жесткость, сверхрациональность, формализованный характер. Бюрократия, в стремлении совершенствовать нормативное регулирование, усиливает управленческий контроль. Проведенное авторами исследование показало, что в ходе цифровизации новый порядок в разных сферах деятельности устанавливается постепенно, технологии внедрения цифровых инноваций имеют отличия стадий проектирования и реализации. Складывается противоречивая ситуация, когда декларация планов и их реализация серьезно расходятся как по времени, так и по результатам. Все это требует дополнительных усилий по выполнению мероприятий национального проекта. Такая ситуация в цифровизации обусловлена, в том числе, принципами и особенностями бюрократии, которые не учитывают требования рыночной экономики, наличие кризисов, конъюнктуру, приводя к бюрократизации. Другая причина трудностей цифровизации кроется в недостаточном контроле за правовой, психологической готовностью общества и его подсистем к цифровизации. Возможно, необходим обмен знаниями и опытом между бюрократией и другими социальными группами. Внедрение цифровых инноваций в образование может дать старт такому взаимодействию.

Abstract: The process of digitalization is an integral part of progress in the world. The digitalization process is initiated by the state. In this regard, in 2019, the National Program "Digital Economy of the Russian Federation" was launched, which includes seven federal projects. Thus, the modern stage of development of society is associated with digitalization. Managing the implementation of these projects has numerous opportunities and encounters barriers. The fact that bureaucratization can be a brake on the development of society is written by various researchers, starting with M. Weber. Noting the positive aspects of bureaucracy, M. Weber and other theorists at the same time mention its rigidity, over-rationality, and formalized nature. The bureaucracy, in an effort to improve regulatory regulation, strengthens managerial control. The study conducted by the authors showed that in the course of digitalization, a new order in different areas of activity is being established gradually, technologies for introducing digital innovations have differences in the stages of design and implementation. A contradictory situation is emerging, when the declaration of plans and their implementation seriously diverge both in terms of time and results. All this requires additional efforts to implement the activities of the national project. This situation in digitalization is due, among other things, to the principles and characteristics of the bureaucracy, which do not take into account the requirements of a market economy, the presence of crises, the conjuncture, leading to bureaucratization. Another reason for the difficulties of digitalization lies in the lack of control over the legal, psychological readiness of society and its subsystems for digitalization. It may be necessary to exchange knowledge and experience between the bureaucracy and other social groups. The introduction of digital innovations in education can give rise to such interaction.
Ключевые слова: цифровизация, бюрократия, бюрократизация, нормативное регулирование

Keywords: digitalization, bureaucracy, bureaucratization, regulation


Введение

Нормативное регулирование развития и функционирования цифровой среды – это одно из направлений (Федеральный проект) Национальной программы «Цифровая экономика» [6]. В списке направлений данной программы оно стоит первым. Нормативная регуляция – это важный механизм управления и установления порядка в обществе. О необходимости применения нормативного регулирования в ходе цифровизации для создания рамок говорит заместитель министра просвещения РФ В. Басюк: «Неограниченное возрастание разнообразия размывает границы нормы, и сама норма из безусловного регулятора деятельности будет становиться достаточно условной» [7]. Важно создать нормативы, правовые нормы, которые помогали бы управлять внедрением изменений, защищали бы от угроз и рисков как организацию, работодателя, а также работников. Излишний оптимизм по увеличению темпов при внедрении новшеств, ориентир на отчетность и формальные показатели могут обернуться неоправданными потерями, возникновением возможностей для мошенников. Ситуация с цифровизацией в настоящее время такова, что есть оптимистично настроенные теоретики и практики, которые видят только сильные стороны этого важного процесса. Есть также исследователи и практики, которые обращают внимание на риски процесса цифровизации. Например, практики, которые заняты реализацией планов и описывают состояние дел в разных сферах информационного общества. Факты, которые они приводят, говорят о существующих несостыковках между частями, элементами системы, например, разными ведомствами, которые могут приводить к вынужденным затратным действиям потребителей и получателей услуг в случае ошибки [7].

Бюрократия использует цифровизацию как инструмент управления обществом на современном этапе его развития. При этом цифровизация из удобного для всех инструмента подчас превращается в ту самую цель, ради которой забывают о смысле бюрократических процедур. Бюрократизация призвана упорядочивать общество, вводя повсеместные формы учёта и контроля. Цифровизация подходит для этого как нельзя лучше. Но любая идея, взятая в своём крайнем выражении, переходит в свою противоположность, что и случается с бюрократизацией при чрезмерном внедрении цифровизации. Зарубежные авторы говорят о том, что цифровизация имеет и другие эффекты, кроме экономических, например, эффект «оживления сектора ИКТ» [14]; есть мнение, что цифровые реформы в Дании проведены не только во имя развития и повышения эффективности государственного сектора, а скорее для роста зарождающихся отраслей цифровых технологий [10].

С развитием процессов цифровизации бюрократизация охватывает также и университетское управление. Авторы, рассуждающие о будущем университетского образования, полагают, что для России «характерен высокий уровень административного контроля вузов» [3, 24], который в настоящее время реализуется с использованием цифровых технологий. В то же время «для эффективного управления необходим разумный баланс между автономией преподавательского состава и административным контролем» [3, 24]. В вузах может стать проблемой эффективное внедрение цифровизации, если делать излишний акцент на функции контроля. Стремление бюрократии контролировать, формировать цифровую среду в образовании, построенную, в основном, на отчетности или отчетности по определенным показателям, может войти в противоречие с необходимостью повышать уровень образования. В.П. Бабинцев и В.П. Римский пишут, что бюрократизация управления научно-образовательным и культурно-воспитательным пространством в вузе «проявляется в виде комплекса управленческих практик, затрагивающих все аспекты функционирования учреждений ВПО и в современных условиях  существенным образом девальвирующих интеллектуальную составляющую образовательного процесса» [2, 6]. Обращая внимание на преобладание  отчетности над содержанием образования, авторы отмечают: «Следствием гипертрофированной установки на стандартизацию и регламентацию становится повышение роли всех видов отчетности» [2, 11]. Применяемые для анализа результатов деятельности индикаторы, реализуемые с использованием цифровых технологий, не охватывают специфики интеллектуального труда, тем самым создают барьеры совершенствования образовательной среды.

Другие проблемы бюрократизации, связанные с цифровизацией, отмечают зарубежные авторы, например, появление на переднем крае работы государственных органов «старой» и «новой» напряженности [13]. В качестве конструктивных вариантов применения цифровизации в реализации муниципальной политики в Германии описаны исследования, где в качестве индикаторов взяты не только те, которые получены с помощью средств описательной статистики (которые легче использовать в отчетах), но и посредством полуструктурированного интервью [11]. В монографии, посвященной доверию, авторы с пониманием относятся к опасениям и усилению контроля в ходе цифровизации, при этом замечают, что властные институты, руководствуясь иногда принципами сверхбюрократии, усиливают контроль до сверхконтроля, проявляют чрезмерные опасения за действия сограждан.  В свою очередь, такой сверхконтроль означает проявление отрицательных сторон бюрократии, он воспринимается людьми как недоверие власти: «Опасения «как бы не занесло на повороте» равносильны недоверию властных институтов к субъектности граждан…» [4, 153]. Таким образом, на этапе внедрения цифровых технологий необходимо максимально учитывать несостыковки, недочеты, проявляя твердость в работе над ошибками, а не к людям.

Методология

Авторы провели пилотажное исследование, цель которого – изучить мнение респондентов, жителей города Екатеринбурга и Свердловской области о процессе цифровизации, как инструменте бюрократического управления. Исследование проведено в 2020-2021 г.г. В исследовании приняли участие 92 человека, структура выборки была следующей: 31.8% мужчин и 68.2 % женщин. В возрастном отношении респондентами были люди, преимущественно, до 40 лет (77.2%): 31-40 лет  – 54.5%, 21-30 лет – 22.7%, 18-20 лет – 13.6 %, 41-50 лет – 9.1%. Более половины респондентов имели средне профессиональное образование (63.6%)  и высшее (22.6%). Стаж работы у большей половины респондентов — более 5 лет (72.7%), из них: более 10 лет – 40.9% и от 5 до 10 лет –  31.8%. Более 80% (86.4%) – это работающие люди. Сфера деятельности респондентов – производство (22.7%), образование (22.7%), транспорт (13.6%), управление персоналом (13.6%) и другие.

Результаты

При формулировке гипотез мы ориентировались на характеристики бюрократии, данные М. Вебером. А в чём эти гипотезы состоят?

Гипотезы:

  1. Респонденты связывают между собой понятия бюрократии и цифровизации, отмечая, что именно бюрократия заинтересована в повсеместном распространении цифровизации.
  2. Внедрение цифровизации помогает увеличить порядок в обществе и в целом это оценивается положительно.
  3. Всеобщая цифровизация неизбежно ведёт к увеличению бюрократических процедур, т.е. увеличению регламентированности.

В качестве положительных сторон бюрократии М. Вебер описывает четкость распределения ролевых функций, формализованный характер отношений, что приводит к принятию своевременных решений, основанных на тщательно проверенной информации. В качестве отрицательных сторон М. Вебер описывает следующие характеристики: сверхрациональность (неприятие людей, которые имеют противоречащий общепринятому образ мышления); жесткий формализм (как игнорирование неформальной организации); принципы бюрократии, становящиеся самоцелью; ориентир на «своих» людей.

Ответы респондентов на вопрос «По вашему мнению, порядок и дисциплина в социуме в процессе цифровизации…»  представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Мнение респондентов об изменениях порядка и дисциплины в социуме в ходе  цифровизации.

Как изменится порядок и дисциплина в социуме в ходе  цифровизации%, от числа опрошенных
Увеличится59.1
Останется на прежнем уровне31.8
Уменьшится 9.1
Итого:100

Примерно половина респондентов ответили положительно (59.1%), однако имеются ответы: «останется на том же уровне» – 31.8% , «уменьшится» –  9.1%.

Положительные ответы можно интерпретировать тем, что «порядок» – это «правильное налаженное состояние». Порядок, по мнению людей, сопровождает цифровизацию, порядок – это одна из целей цифровизации во многих сферах деятельности общества.  Другие варианты ответов (31.8% и 9.1%) можно объяснить тем, что не все задумываются на эту тему; те же, кто задумался, могут слабо представлять воздействие цифровизации, так как не встречаются с этим явлением в своей жизни или не относят его к жизни общества в целом. Если же задумываются, то не верят или не связывают порядок и дисциплину с цифровизацией, так как, возможно, относят достижения цифровизации к сфере потребления, а не порядка.

Респонденты также считают, что цифровизация положительно повлияет на деловую жизнь (52%), в большей степени положительно (36%), нейтрально (12%) (Таблица 2). Респонденты ожидают, что в целом положительное влияние цифровизация окажет на управление, нежели на деловую жизнь вообще. Если связывать ответы на 2 вопрос с ответами на 1 вопрос (Таблица 1), то респонденты ожидают увеличения порядка, как положительного проявления бюрократии. Респонденты считают, что цифровизация положительно повлияет на управление  – 56%, в малой степени положительно  –  28%, нейтрально отнеслись к этому утверждению – 12%, в целом отрицательно – 4%.

Таблица 2

Влияние цифровизации на деловую жизнь и управление

В какой степени цифр. влияет на…В высокой степени положительное (%)В небольшой степени положительно (%)Не оказывает никакого влияния (%)В небольшой степени отрицательно (%)В высокой степени отрицательно (%)
на деловую жизнь52       36     12       0         0
на управление56      28      8        4         4

Ориентируясь на вопрос об изменении регламентированности в деловом общении в ходе цифровизации, авторы предположили, что респонденты будут отвечать положительно, так как ориентиром цифровизации является снижение  рутины в работе. Выполнение рутиной работы приводит к ошибкам при ее выполнении за счет монотонии. Результаты показали (Таблица 3), что, отвечая на вопрос о влиянии цифровизации на регламентированность в деловом общении, респонденты считают, что регламентированность повысится,  так ответили на вопрос 71.4% респондентов. Респондентов, которые считают, что регламентированность останется на прежнем уровне 16.7%, что понизится – 8.3%.

Таблица 3

Влияние цифровизации на регламентированность

Влияние цифровизации на регламентированностьЧастота ответов (%)
Повысится75
Останется на прежнем уровне16.7
Понизится8.3
Итого100

Регламентированность – это подчинение установленным правилам и ограничениям. Таким образом, большая часть респондентов ответила (примерно ¾), что регламентированность повысится, то есть, повысится формализация, стандартизация. Возможно, что та часть респондентов, которые ответили менее оптимистично о повышении регламентированности (установления правил), считают, что есть часть бюрократии, которая формулирует правила другим, при этом сама их не выполняет. Пессимистические ожидания по значению цифровизации для регламентированности разделяет 8.3% респондентов. Возможно также, что эти респонденты не считают, что регламентированность – это важная задача цифровизации.

Ответы на вопрос по изменению сферы производственного секторе в ходе цифровизации для того, чтобы компания могла конкурировать на рынке представлены в Таблице 4. Можно предположить, что  респонденты  предпочтут скорость вывода продукта на рынок  или повышенное качество, увеличение гибкости в применении технологий и материалов, так как эти факторы связаны с производством.

Таблица 4

Что является основной сферой, которую необходимо менять в производственном секторе, чтобы компания могла конкурировать на рынке в период цифровизации? (можно выбрать несколько ответов)

Основная сфера, которую необходимо менять в производственном секторе для повышения конкурентоспособностиЧастота ответов (%)
Увеличение гибкости в технологиях и материалах64
Повышенное качество36
Скорость вывода продукта на рынок44
Повышенная эффективность32
Инновации в управлении56
Развитие и обучение персонала48

Как показало исследование, респонденты обратили внимание на повышение гибкости  в применении технологий и материалов (64%),  на инновации в управлении (56%), а также на  развитие и обучение персонала (48%).

В Таблице 5 представлены результаты исследования по представленности бюрократических процедур в информационном обществе.

Таблица 5

Изменится ли количество бюрократических процедур с развитием цифровизации?

Вариант ответаЧастота ответов (%)
Увеличится48
Останется на прежнем уровне12
Уменьшится40
Итого100

По результатам исследования почти половина респондентов  (48%) считают, что количество бюрократических процедур увеличится, 40% респондентов считают, что их количество уменьшится, 12% считают, что останется на прежнем уровне. Такая ситуация может говорить о том, что цифровизация в представлениях респондентов имеет не очень понятные последствия в виде бюрократизации общества. В тоже время респонденты считают необходимыми инновации в управлении, инновационное совершенствование технологий управления, повышение квалификации персонала (Таблица 4).

Обсуждение

Влияние бюрократии на процесс цифровизации многозначно. Многие авторы пишут о повышении формализма и сверхбюрократии в отчетности с использованием цифровых технологий [1], [2]. Цифры заменяют действительное качественное состояние дел, которое нуждается в качественном описании или изменении индикаторов. В настоящее время, например, в вузе отношения с руководством строятся на принципах соблюдения формальных правил взаимодействия: «Усиление в организационной культуре вектора бюрократизации» [5, 101]. Введение отчетности через балльно-рейтинговую систему, стремление оцифровать деятельность преподавателей (запись аудиторных занятий), размещение материалов в Интернет и другие процедуры, позволяющие реализовывать контроль и сверхконтроль (как характеристику свехбюрократизации). Исследователи показывают, что ожидаемый порядок в разных сферах деятельности общества с развитием цифровизации входит постепенно,  так как технологии внедрения новшеств имеют стадии, реализация которых, в свою очередь, связана с темпоральностью, человеческим фактором сопровождения инноваций [1], [9]. Отсутствие правовой, психологической, этической  готовности, также предполагает осмотрительность в цифровом прогрессе, развитии бюрократии [8].

Респонденты полагают, что в информационном обществе необходимы инновации в управлении в направлении повышения порядка и нормативного регулирования, однако сверхбюрократизация, чрезмерные контроль и сверхрациональность могут повысить формализованность тогда,  когда необходимо направить свои усилия на гибкость, обучение, инновации в управлении.

В свою очередь, чрезмерная формализация в государственном секторе также может стать причиной сверхбюрократизации. Важный момент, на который необходимо обратить внимание в бюрократизации при использовании цифровых технологий в государственном секторе, – это возможность брать ориентир на передовых работников государственного сектора, о которых пишут датские исследователи. Эти работники «действуют в соответствии с кажущимися противоречивыми способами упорядочения». Передовые работники действуют рефлексивно, в зависимости от того, может ли гражданин действовать самостоятельно, применяя цифровые технологии, или ему необходимо непосредственно помочь [12]. Некоторые преподаватели в вузе, например, говорят, что в чем-то необходимо учится у бюрократии. И, действительно, если говорить о гибкости, инновационности современной экономики, то внешняя среда может повлиять на внутреннюю среду индивидов разных социальных групп, повышая гибкость. Возможно развитие таких качеств, которые помогают взаимодействовать с представителями других  социальных групп для повышения эффективности, выходя на стратегии компромисса и сотрудничества. У бюрократии можно учиться четкости, рациональности.

Если обратиться к понятию бюрократизации, как увеличению порядка, то обращает на себя внимание, что бюрократизации в некоторых сферах недостаточно. В частности, в сфере нормативного регулирования, где подчас не хватает регламентов по предупреждению мошенничества. Мошенники сориентировались быстро и цифровую сферу осваивают не на оценку, как в высших и средних профессиональных учреждениях, тут ценой становится – возможность существования. Таким образом, развитие бюрократии в цифровом обществе, стремящемся к прогрессу, может двигаться в направлении «идеального типа» бюрократии  по М.Веберу, а – «сверхбюрократизация» в цифровом обществе может ограничить как необходимое развитие всего общества, так и отдельных его членов. Исследование может быть продолжено в направлении анализа как плюсов, так и минусов влияния бюрократии на цифровизацию, использования цифровизации в усилении контроля, в выделении групп в обществе, исходя из удобства проведения цифровой обработки, применяя эту практику и в реальности. Важно также осознание того факта, что часть населения при предоставлении государственных услуг через цифровые порталы,  оказывается исключенной при цифровизации,  как описывает J. Schou, появляются новые формы цифровой изоляции [15].

В ходе проведённого опроса наши гипотезы в целом подтвердились. Мы убедились в том, что люди понимают связь между процессами бюрократизации и цифровизации общества и в целом относятся к цифровизации положительно, связывая её с увеличением порядка. Вместе с тем люди не питают иллюзий насчёт бюрократии в целом, справедливо полагая, что количество бюрократических процедур и регламентированность не только не уменьшится, а наоборот, возрастёт. И это не может не удивлять, ведь цифровизация как таковая призвана облегчить нашу жизнь, сделать многие государственные услуги доступнее, а получение информации значительно более удобным и быстрым. Но на деле так не происходит. Информация в любые базы данных заносится людьми, они же отвечают за её дальнейшую обработку и циркулирование, за устранение недочётов и корректировку ошибок, за информирование всех заинтересованных лиц и т.д. Цифровые гаджеты – это не более чем удобные способы хранения и передачи данных, но перед этим данные должны быть собраны, сделана программа по их обработке  и должна быть установлен алгоритм по их получению по запросу. На всех этапах загрузки, обработки и выгрузки информации по-прежнему задействованы люди, которые в отличие от машин нуждаются в отдыхе, могут что-то забыть или намеренно сокрыть информацию и т.д. То есть действие пресловутого человеческого фактора сохраняется, а вместе с недочётами и неисправностями любой цифровой платформы может начисто стереть все достижения цифровизации. Поэтому мы полагаем, что бюрократизация общества безусловно продолжится при помощи цифровизации, но ни сами бюрократы, ни остальные граждане не должны преувеличивать смысла и значения бюрократических процедур, подкреплённых цифровизацией.

Библиографический список

1.Амбарова П. А. Сверхбюрократизация как аномалия развития высшего образования в России / П. А. Амбарова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. – 2018. – Т. 24, № 1 (171). – С. 173-183.
2.Бабинцев В.П., Римский В.П. Бюрократизация вуза как антиинтеллектуальный процесс// Наука. Искусство. Культура. – 2014. – Выпуск 4. – С. 5-17.
3.Будущее высшего образования и академической профессии: страны БРИК и США/ под ред. Ф. Альтбаха, Г. Андрущака, Я. Кузьминова, М. Юдкевич, Л. Райсберг; пер. с англ. А. Гордеева (гл. 1-5), Г. Петренко (гл.6); под науч. Ред. М. Юдкевич; Нац. Исслед. Ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. – 247 c.
4.Доверие и недоверие в условиях развития гражданского общества/отв. Ред. А.Б.Купрейченко, И.В. Мерсияновой. – М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013. – 564 с.
5. Клюев А.К., Томилин О.Б. Управление университетом: итоги трансформации// Университетское управление: практика и анализ. – 2018. – Том 22, №1. – С. 93-104.
6.Нормативное регулирование цифровой среды. Цифровая экономика. Федеральный проект. URL: https://futurerussia.gov.ru/normativnoe-regulirovanie-cifrovoj-sredy. (Дата обращения 02.11.2020)
7.Тенденции и риски цифровизации и многообразия среды, перспективы эволюции управления / Вести образования. – URL: https://vogazeta.ru/articles/2020/10/30/edpolitics/15474-tendentsii_i_riski_tsifrovizatsii_i_mnogoobraziya_sredy_perspektivy_evolyutsii_upravleniya. (Дата обращения 02.11.2020)
8. Цифровизация глазами студентов: этический и психологический аспекты / С. Г. Ермолаева, И. Д. Колушев, Д. М. Ежов, А. И. Мартюшев // Цифровая трансформация общества, экономики, менеджмента и образования: материалы Международной конференции (Екатеринбург, 05–06 декабря 2019 года). – Том 2. – Sedlčany: Ústav personalistiky, 2020. – С. 31-38.
9.Шестакова И.Г. Новая темпоральность цифровой цивилизации: будущее уже наступило // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. – 2019. – Т. 10, № 2. – С. 20–29. DOI: 10.18721/ JHSS.10202
10.Collington, R. (2021) “Disrupting the Welfare State? Digitalisation and the Retrenchment of Public Sector Capacity”, New political economy. DOI 10.1080/13563467.2021.1952559
11. Giacomini, G. (2017) “The experience of ePart. Notes on the digitalization of the pa between citizen participation and transformation of the bureaucracy”. Comunicazione Politica, vol. 18, Issue 1, pp. 77-98
12.Jorgensen, B. and Schou, J. (2020) “Helping or intervening? Modes of ordering in public sector digitalization”, Journal of organizational ethnography, vol. 9, no. 3, pp. 265-279. DOI: 10.1108/JOE-02-2019-0015
13. Lundberg, KG. and Syltevik, LJ. (2016) “Everyday interaction at the front-line. The case of the Norwegian all-in-one bureaucracy”, Jornal of organizational ethnography, vol. 5, no. 2, pp. 152-166
14.McBride, K. (2019) “Sailing towards digitalization when it doesn't make cents? Analysing the Faroe Islands' new digital governance trajectory”, Island studies journal, vol. 14, no. 2, pp. 193-214
15. Schou, J. (2019) “Digital by default? A qualitative study of exclusion in digitalised welfare”, Social policy & Administration, vol. 53, no. 3, pp. 464-477