Abstract: This scientific work reveals the concept of unemployment and its significance from the point of view of the functioning of the national economy. The total unemployment rate in the Russian Federation in the period from 2004 to 2020 is analyzed, as well as the dynamics of the economy's total labor costs in the same period. The data of the active labor force and the unemployed in the context of federal districts are reflected. Conclusions are drawn about the dependence of the level of employment of the population and the development of the region as a whole. The problems existing in the labor market and the steps taken to resolve them are considered in detail.
Keywords: market economy, labor market, employment, labor force, unemployment, federal districts, small business.
Одной из ключевых проблем, влияющих на развитие экономики во всем мире, является взаимосвязь показателей занятости населения и безработицы. Любой стране, вне зависимости от уровня её развития, в той или иной степени, присуще наличие данной проблемы. Такие факторы, как уровень жизни населения, статистика миграционных процессов, уровень преступности, наличие квалифицированной рабочей силы, прямо зависят от уровня безработицы и занятости. Одной из основных задач каждого государства является снижение уровня безработицы, ведь высокие темпы её эскалации могут привести к негативным последствиям для экономического развития.
Безработица — социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не участвует в производстве товаров и услуг [2]. Следствием данного макроэкономического показателя является снижение уровня доходов граждан, что в свою очередь ведет к снижению покупательской способности населения. Данный фактор дестабилизирует гармоничное развитие рыночной экономики, нарушая равновесие между спросом и предложением на товары и услуги. Помимо экономических последствий, население страдает от социальных проблем, связанных с отсутствием возможности улучшить уровень жизни, жилищные условия. Это ведет к эмоциональному выгоранию и демотивации общества к развитию и стремлению к благополучию, особенно на фоне возрастающей конкуренции за вакантные рабочие места.
Безработица является весьма актуальной темой, как для России, так и для других стран. В последнее время данная проблема занимает всё более важное место в мировом дискурсе. На фоне пандемии Covid-19 и последовавшего за ней экономического кризиса, расширения ряда форм занятости, низких темпов развития ведущих экономических стран, мировая экономика переживает период серьезной реструктуризации. Данный факт обуславливает актуальность рассматриваемой тематики.
В Российской Федерации по данным, опубликованным Росстатом в 2020 году, уровень безработицы составил 5,9% от активного населения, что на 1,3% выше, чем в 2019 году [8]. Данный показатель находится за пределами нормы (4-5%), являясь максимальным за последние 10 лет (с 2012 года) и показывает, что проблема занятости в России занимает всё более важное место во внутренней политике страны.
Однако, в период экономического кризиса 2008-2010 гг. уровень безработицы в России достигал 8,5% от активного населения страны, что на треть выше, чем уровень безработицы на данным момент.
Рисунок 1 – Совокупные расходы экономики на оплату труда в 2002-2020 гг. [5] | Рисунок 2 – Уровень безработицы в 2004-2020 гг. [3] |
Рассматривая динамику безработицы за период 2012-2020 гг., можно сделать вывод, что за последние 8 лет данный показатель колебался в рамках от 4,6% до 5,7%, что, на первый взгляд, показывает стабильность уровня занятости и сдерживания проблемы безработицы на рынке труда.
Несмотря на это, анализируя график расходов на оплату труда, становится возможно зафиксировать тот факт, что уровень расходов предприятий на заработную плату практически не изменился за период 2014-2020 гг. Это значит, что сдерживающим фактором безработицы является низкий уровень оплаты труда, на фоне которого работодателям нет смысла сокращать персонал, а трудоспособное население соглашается на этот уровень оплаты по причине отсутствия альтернатив на рынке труда. Данные вывод свидетельствует об определенном застое и отсутствии ярко выраженной благоприятной динамики в сфере занятости.
Российская Федерация является государством, включающим в себя 85 субъектов федерации, которые, в свою очередь, объединены в 8 федеральных округов. Каждый из них представляет собой особую территорию, имеющую индивидуальные культурные, экономические, географические, этнические характеристики. Далее приведены данные официальной статистики по уровню безработицы по состоянию на февраль 2021 года, а также рассматривается взаимосвязь между ситуацией в сфере занятости в округе и его экономическими и территориальными особенностями.
Таблица 1
Уровень безработицы по состоянию на февраль 2021 г. [7]
№ | Федеральный округ РФ | Активная рабочая сила, тыс. чел | Безработные, тыс. чел | % безработицы |
1 | Дальневосточный | 4210,5 | 255,8 | 6,1 |
2 | Сибирский | 8511 | 473,5 | 5,6 |
3 | Уральский | 6315,7 | 266,5 | 4,2 |
4 | Северо-Западный | 7453,7 | 277 | 3,7 |
5 | Центральный | 21273,3 | 616,6 | 2,9 |
6 | Приволжский | 14627,5 | 619,2 | 4,2 |
7 | Южный | 8153,8 | 430,5 | 5,3 |
8 | Северо-Кавказский | 4551,5 | 520,7 | 11,4 |
Анализируя представленные статистические данные, можно сделать вывод, что регионами с наиболее благополучной ситуацией в сфере занятости являются Северо-Западный и Центральный федеральные округа. Отметим, что именно эти округа включают в себя два наиболее крупных по площади и численности населения города — Москву (уровень безработицы – 1,6 %) и Санкт-Петербург (1,5 %). Данные субъекты являются городами федерального значения и отличаются высоким культурным уровнем и образованности населения [8]. Таким образом, можно сделать предположение, что федеральные округа, которые являются экономически развитыми, отличающиеся благоприятными условиями жизни (развитая инфраструктура, транспортная доступность и т.п.), имеют самый высокий уровень занятости населения.
Наиболее высокий уровень безработицы наблюдается в республиках Северного Кавказа и Дальневосточного федерального округа. Указанные регионы выделяются среди других высоким уровнем рождаемости. Наблюдается избыток трудовых ресурсов, то есть спрос на вакантные места в разы превышает их количество на рынке труда.
Помимо этого, Северо-Кавказский, Дальневосточный и Сибирский федеральные округа являются одними из самых отдалённых от столицы государства. Входящие в состав округов Республика Тыва (85 место), Забайкальский край (84 место), Республика Бурятия (81 место), Алтайский край (80 место), Республика Ингушетия (78 место) занимают одни из последних позиций в рейтинге качества жизни в 2021 году [7].
Согласно современным исследованиям ученых-экономистов, уровень безработицы в 4-5% считается нормой, в связи с этим Южный, Уральский и Приволжский федеральные округа, имея показатели, варьирующиеся от 4,2% до 5,3% представляют собой регионы с умеренным экономическим развитием, благоприятным уровнем жизни, достаточно развитой инфраструктурой и образованностью населения.
Таким образом, можно сделать вывод, что показатель безработицы в регионе имеет зависимость от уровня развитости региона, доступности образования и комфортных условий проживания для населения в целом. Наряду с этим, регионы с высоким показателем безработицы отличаются высоким уровнем рождаемости и переизбытком трудовых ресурсов.
Основной характеристикой, связанной с проблемой занятости населения России, является наличие высокого уровня структурной безработицы. Предпосылкой к данному виду является набирающий темпы глобальный научно-технологический прогресс и переориентация рынка труда с производства товаров на всё большее распространение сферы услуг [9].
Если ранее в сфере занятости требовались специалисты-разнорабочие, труд которых в основном представлял собой физическую деятельность, направленную на создание материальных благ, то в современной России преобладает спрос на высококвалифицированный интеллектуальный труд, всё чаще имеющий узкоспециальный характер.
Из-за переориентации рынка за последние 20 лет произошло резкое сокращение крупных предприятий. Особенно эта проблема ярко выражена в субъектах и муниципальных образованиях, для которых подобные предприятия разного рода промышленности являлись в советский период градостроительными. В небольших городах они предоставляли рабочие места значительной части населения и после их закрытия у многих граждан, которые работали большую часть жизни на производстве, возникли серьезные трудности в поиске работы по специальности. Часть населения так и не смогла найти себе место в условиях нового рынка [4].
В условиях меняющегося спроса на человеческие ресурсы логично предположить, что существует острая нехватка кадров, отвечающих новым требованиям по уровню образования и квалификации. Образовательные организации занимаются подготовкой таких кадров, затрачивая серьезные ресурсы и стремясь переломить существующие тенденции. Однако зачастую выпускники, окончившие вуз, имеют серьезные проблемы с поиском работы, в связи с тем, что рынок труда выдвигает высокие требования к наличию опыта работы в необходимой сфере деятельности. С одной стороны, работодатель действительно имеет право запрашивать определенный уровень опыта, так как предприятия заинтересованы в беспрерывном производстве и предоставлению услуг на наиболее высоком уровне для сохранения конкурентоспособности своего бизнеса, но с другой стороны, молодые специалисты просто не имеют возможности устроиться по полученной специальности и занимают рабочие места, на которых не требуется наличие специфических навыков. Исходя их этого, происходит следующий дисбаланс – количество вакантных мест с повышенными требованиями к соискателям, которые некому занять, увеличивается, но наблюдается переизбыток низкоквалифицированных кадров на рынке труда. Наряду с этим происходит высвобождение кадров за счет роботизации и механизации различных производственных задач.
В целях борьбы с проблемой развитой структурной безработицы в современной России проводятся мероприятия по переквалификации трудоспособного населения, создаются центры занятости, помогающие получить дополнительное образование и реализовать себя на рынке труда. Вместе с тем, для помощи молодым специалистам созданы программы целевого обучения, в рамках которой вчерашние ученики поступают на бюджетные места в университеты, заключая соглашения об обязательствах будущего трудоустройства на предприятия, которые оплачивают их обучение. Этот метод, с одной стороны, обеспечивает часть студентов рабочими местами, а с другой стороны, дает организациям стабильный приток кадров [6].
Как было отмечено ранее, в Российской Федерации показатель безработицы варьируется в зависимости от региона. Исходя из этого, правительство разрабатывает программы по содействию занятости в регионах и развитию миграции граждан из субъектов с высоким уровнем безработицы в те, которые имеют повышенные темпы развития. При этом мигрантам оказывается материальная помощь при переезде на другое место. Примером может служить наделение граждан России дальневосточным гектаром, программы «Земский учитель» и «Земский доктор», и иные льготы.
В свою очередь региональный бизнес приглашает иностранных граждан на мало привлекательные рабочие места с тяжелыми условиями работы. Российская Федерация ежегодно принимает большое количество мигрантов, которые меняют место своего пребывания в связи с поиском более комфортных условий работы и проживания. При поддержке государства внедряются программы, направленные на помощь мигрантам в поиске достойных вакансий, соответствующих уровню их квалификации.
В обозначенном направлении хорошим средством снижения уровня безработицы является развитие малого бизнеса, поддержка молодежного предпринимательства.
В России существует широкий круг мер по данному направлению: конкурсы, гранты, налоговые льготы, создание бизнес-инкубаторов и т.д. В дальнейшем для активизации развития малого бизнеса государством предусматриваются следующие меры:
— отмена сбора за проезд грузовой техники по федеральным дорогам в рамках системы Платон (либо модификацию системы оплаты). Частные перевозчики, как правило, зарегистрированы как индивидуальные предприниматели или работают в малых предприятиях;
— ограничение роста платежей и сборов с малых предприятий;
— увеличение доли малых предприятий в распределении государственных закупок товаров и услуг;
— повышение финансовой поддержки малого бизнеса со стороны федеральных органов власти и программ;
— упрощение ведения налогового и бухгалтерского учета малого бизнеса;
— создание условий для перехода незарегистрированных предпринимателей в статус легальных субъектов малого бизнеса [1].
Подводя итог, необходимо еще раз отметить, что проблема занятости населения является важной темой, находящейся в основной повестке дискурса мирового сообщества, наряду с такими проблемами, как проблемы экологии, терроризма, бедности и т.д. Важность исследования этой темы определяется самой сутью проблемы, которая заключается в том, что часть общества способная к труду и находящаяся в активном поиске работы, не имеет возможность реализовать себя. Этот факт обращает внимание на то, что при наличии заинтересованной рабочей силы, способной участвовать в экономическом, культурном развитии стран и мира в целом, борьбе с существующими глобальными проблемами, общество просто не использует этот ресурс для решения ряда актуальных проблем.
В Российской Федерации безработица имеет довольно разнородный и затяжной характер, с каждым годом меняя динамику своего развития. На фоне этого, как в мире, так и в отечественной практике известны и широко используются разноплановые меры борьбы с данной проблемой, применяемые на всех уровнях жизнедеятельности общества, а при государственной поддержке разрабатываются программы по созданию новых рабочих мест и восполнению существующих.
Библиографический список
1. Авдеев, Л. Г. Длительная безработица как социально-экономическое явление / Л. Г. Авдеев // Рынок труда и занятость населения. – 2020. – № 1. – С. 5-7.2. Аникина, Е. А. Экономическая теория / Е.А. Аникина, Л.И. Гавриленко. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2014. – 413 с.
3. Ашуркина, А. В. Проблема занятости и безработицы в РФ / А.В. Ашуркина // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2021. - № 1-1 (123). - С. 17-19.
4. Вон, С. М. Безработица: ее причины и последствия / С.М. Вон. – М.: Спутник +. - 2019. – 177 с.
5. Горшенина, Е. В. Занятость и безработицы / Е.В. Горшенина // Экономические исследования. - 2021. - № 3. - С. 5-14.
6. Пономарев, П. А., Марченко, Н. Ю. Безработица среди молодежи как социальная проблема современного рынка труда // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 385-388.
7. Сажина, Я. О., Серушкина, А. С. Безработица, как социально-экономическое явление, анализ уровня безработицы в регионах // Научный альманах. - 2021. - № 12-1 (14). - С. 326-339.
8. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: официальный сайт. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/labour_force (дата обращения 12.09.2022), свободный. - Загл. с экрана.
9. Ягофарова, Л. Р. Сущность безработицы и ее виды // Наука сегодня: теоретические и практические аспекты: Междунар. науч.-практ. конф. – М.: Науч. центр "Олимп", 2018. – С. 602-606.