Индекс УДК 332.05 (477.75)
Дата публикации: 17.10.2017

Вопросы адаптации рекреационной отрасли Республики Крым в контексте трансформации регионального хозяйственного комплекса под влиянием новых геополитических условий

Questions of adaptation recreational branch of the Republic of Crimea in the context of the transformation of regional economic complex under the influence of the new geopolitical conditions

Шутаева Е.А., Побирченко В.В.
1. к.э.н., доцент кафедры мировой экономики
2. к.г.н., доцент кафедры мировой экономики
Институт экономики и управления «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»,
г. Симферополь, Республика Крым, Россия

Shutaieva E.A., Pobirchenko V.V.
1.Cand.Sc. (Economy), Associate Professor Chair of World Economy
2.Cand.Sc. (Geography), Associate Professor Chair of World Economy
Institute of Economics and Management «V.I.Vernadsky Сrimean Federal University»,
Simferopol, Republic of Crimea, Russia
Аннотация: В статье определена необходимость отраслевых и территориальных трансформаций хозяйственного комплекса Республики Крым, названы основные направления адаптации рекреационной отрасли с учётом новых геополитических условий.

Abstract: The paper defined is the necessity of branchal and territorial transformations of the economic complex of the Republic of Crimea, the main directions of adaptation of the recreational branch are named taking into account new geopolitical conditions.
Ключевые слова: социально-экономическая адаптация, рекреационная система, рекреационный район, региональный хозяйственный комплекс, региональное развитие.

Keywords: social and economic adaptation, recreational system, recreational area, regional economic complex, regional development.


Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 16-06-00423а

Процесс адаптации воспроизводственных механизмов к новым условиям хозяйствования в различных отраслях экономики и в различных регионах имеет свои количественные и качественные особенности.

Крымский регион из-за уникальности природных ресурсов исторически сформировавшийся как рекреационный, в советское время превратился в полицентрический район развития многопрофильной сети хозяйствующих структур, которые включали в себя множество предприятий машиностроения, химии, промышленности строительных материалов и др. Искусственно созданный в условиях плановой экономики полицентризм, на наш взгляд, в последующие периоды ограничивал реализацию курортно-рекреационной функции этой уникальной по рекреационному потенциалу территории.

В прошлом на правительственном уровне не однократно декларировался тезис о признании рекреационной отрасли Крыма приоритетной отраслью хозяйства. На самом же деле, экономическое развитие региона шло по пути наращивания промышленного и сельскохозяйственного производства, продукция которых в основном направлялась в другие регионы страны. В результате отмечалась диспропорция между отраслевой структурой хозяйственного комплекса Крыма и его природно-ресурсным потенциалом, с одной стороны, а с другой – между реальным спросом на промышленные и сельскохозяйственные товары и рекреационные услуги на внутреннем рынке страны.

Рекреационный комплекс выпадал из стратегического развития регионального хозяйственного комплекса, а его территориальная организация формировалась в качестве производной от развития и размещения промышленных, сельскохозяйственных и селитебных объектов. В советский период специализация региона на удовлетворении потребностей длительного отдыха и лечения обусловила создание мощной материально-технической базы туристской отрасли и развитие адекватной сети предприятий обслуживания. А высокая степень диверсификации базовых отраслей хозяйства сформировала сложную, зачастую противоречивую, систему отношений рекреации с другими отраслями в рамках региональной экономики. На этапе перехода к рынку всё вместе взятое привело к обострению в староосвоенных туристских районах Крыма конкурентных отношений, связанных с взаимодействием промышленных, транспортных, аграрных и других хозяйственных функций с собственно рекреационными. После распада СССР перспективы социально-экономического развития Крыма кардинально изменились. Потеря сложившихся хозяйственных связей поставила перед Крымом проблему выбора новой экономической ориентации. При чём, определение путей трансформации хозяйственного комплекса Крыма было обусловлено двумя обстоятельствами: «….провозглашением на общегосударственном уровне задачи самообеспеченности регионов и резко возросшим геополитическим положением Крыма после распада Союза. Последнее, в число первоочередных задач структурной перестройки экономики, выдвигает необходимость использования Крымом своих возможностей как курортного региона» [1, с. 30]. Спустя почти два десятилетия хозяйственный комплекс Крыма оказался в аналогичной ситуации. Новые геополитические условия, в которых оказался Крым в марте 2014 года вновь актуализируют проблему определения путей трансформации хозяйственного комплекса, при чём в данном случае проблема стоит намного острее, поскольку речь идёт о необходимости трансформационных сдвигов, как в отраслевом, так и территориальном аспектах. Согласно Государственной программы развития курортов и туризма в Республике Крым на 2017-2020 годы «эффективное функционирование санаторно-курортной отрасли остаётся одним из приоритетных направлений развития Республики Крым» [2, с.7]. И в перспективе «развитие туризма с учётом синергетического эффекта будет являться стимулом для развития экономики Республики Крым в целом и позволит вывести Республику Крым из дотационной территории в категорию территории-донора» [2, с.12].

Всё вышесказанное ещё раз убеждает в том, что в настоящее время назрела объективная необходимость развития научных исследований закономерностей адаптационного процесса именно рекреационной отрасли в регионе и проведение её коренных структурных преобразований на основе рыночных приоритетов в межотраслевом взаимодействии. При этом, как отмечалось нами ранее, необходимо, используя факторы поддержания общего равновесия на региональном уровне, создавать условия разрешения существующих межотраслевых противоречий, придавая экономике региона её естественно обусловленную функциональную направленность [3].

Если ранее концепции рекреационного развития Крыма преследовали решение трёх основных взаимосвязанных задач: увеличение пропускной способности рекреационных территорий, сдерживание урбанизации курортных местностей, приспособление рекреационных учреждений и всей сферы обслуживания к сезонной неравномерности спроса на отдых (причём необходимо отметить, что названное не потеряло своей значимости и сегодня), то в настоящее время в рамках Государственной программы развития курортов и туризма в Республике Крым на 2017-2020 годы спектр поставленных задач достаточно широк, но все они нацелены на развитие туристско-рекреационного комплекса как такового, без учёта существующих в регионе межотраслевых противоречий. На наш взгляд, цель названной Государственной программы – «формирование современного туристско-рекреационного комплекса, характеризующегося конкурентоспособностью, востребованностью, разнообразием предлагаемых туристских и лечебно-оздоровительных услуг и высоким качеством обслуживания» [2] может быть достигнута лишь при условии трансформационной адаптации комплекса к новым геополитическим условиям, повлекшим за собой необходимость построения новых территориальных, инфраструктурных и межотраслевых связей.

Нами предлагается адаптационная концепция (концепция межотраслевой адаптации рекреационной системы), согласно которой рекреационная функция Крыма из числа приоритетных должна трансформироваться в главную, являющуюся основным звеном хозяйственной тактики и стратегии будущего устойчивого развития региона.

Однако, стать главной отраслью специализации, ядром стабильности в экономики Крыма индустрия отдыха сможет лишь тогда, когда концепция её развития будет ориентирована не только на «формирование современного туристско-рекреационного комплекса, характеризующегося конкурентоспособностью, востребованностью, разнообразием предлагаемых туристских и лечебно-оздоровительных услуг» [2], но и соответствие туристско-рекреационного комплекса международным стандартам, а главное, Крым рассматриваться как единое экономико-рекреационное пространство.

В основе разработки целевой адаптационной программы лежит научное понятие «социально-экономическая адаптация» – процесс взаимоприспособления производственных и непроизводственных структур (отдельных предприятий, учреждений и отраслей) к изменившимся условиям и факторам природно-социальной среды расширенного общественного производства. Вопросы адаптации территории к выполнению определенных функций по удовлетворению общественных потребностей рассматривались нами ранее в контексте изучения социально-экономического процесса общественной организации территории [4, с. 70].

Установлено, что в рекреационных районах взаимообусловленная приспособительная деятельность всех социально-экономических структур территории осуществляется на базе единого отраслевого адаптера. Более того, в регионах с уникальными природными и социально-экономическими условиями общественного воспроизводства каким является Крым, межотраслевым адаптером объективно выступает рекреационный процесс, который имеет ярко выраженную биосоциальную структуру и обладает эффектом мультипликатора [5].

Адаптивная трансформация рекреационной отрасли должна охватывать все иерархические уровни, включая: а) организационный; б) структурный; в) управленческий; г) территориальный; д) функциональный; е) социально-культурный.

На организационном уровне особое внимание должно уделяться созданию структур, которые позволят объединить в единое целое научный и производственный потенциал различных сфер экономики и направить их на развитие рекреационной отрасли.

Структурная и функциональная адаптация определяется перестройкой профиля туристских учреждений не только в направлении расширения видов услуг, включая сочетание деловых занятий с рекреационными, улучшения качества сервиса, что и обозначено в вышеназванной программе развития курортов и туризма в Республике Крым, но и  увеличении доли предоставляющего круглогодичные услуги оздоровительного компонента рекреационной системы, ориентированного на удовлетворение спроса местных жителей.

В связи с этим нами предлагается рассматривать жителей рекреационных районов не только как дополнительный фактор бесперебойного функционирования рекреационной системы (в разгар курортного сезона), но и как ведущий источник прибыли в осенне-зимний период. С этой целью необходимо лишь пересмотреть и немного изменить профиль рекреационных предприятий в контексте предоставляемых ими услуг и их сочетаний, а также приспособить продолжительность обслуживания к финансовым возможностям местных жителей, учитывая то обстоятельство, что пик их трудовой деятельности приходится на разгар курортного сезона.

Такую перестройку необходимо осуществлять, опираясь на научное обоснование содержания и закономерностей механизма взаимопревращений в условиях рекреационных районов категорий «среда обитания» в «среда отдыха», «местный житель» в категорию «сорекреант», а затем «рекреант».

Названные пути структурной реорганизации позволят оптимизировать функционирование рекреационной отрасли и получать максимальную прибыль не за счёт высоких цен, а за счёт массового потребителя. Следовательно, рыночная адаптация рекреационной отрасли немыслима без отказа от стереотипной концепции максимально полного удовлетворения рекреационных потребностей и внедрения категории прибыли, как главного критерия цели функционирования предприятий туристской отрасли.

Социо-культурный уровень адаптации туристской отрасли должен охватывать организацию системы комплексной подготовки обслуживающего персонала, экономистов и менеджеров туризма, а также рекреационное просвещение («окультуривание») местного населения через систему общего образования, рекламу и рекреационную рыночную инфраструктуру.

Для нормального финансирования и активизации инвестиционной деятельности в рекреационной отрасли целесообразно было бы создать специальный фонд (банк) реконструкции и развития рекреационной индустрии. Средства уставного капитала этого фонда (банка) должны складываться из целевых взносов или других вариантов отчислений рекреационных учреждений, а также от приватизации и распродажи определённой части рекреационных предприятий, привлечения зарубежных инвесторов.

В условиях отсутствия средств, международной неконкурентоспособности крымских здравниц, с одной стороны, и невостребованности местных рекреантов, с другой стороны, вышеперечисленные направления адаптации рекреационной отрасли наиболее реальны не только на современном этапе, но и на ближайшую перспективу. При этом реализация намеченных направлений трансформации региональной туристской индустрии потребует ещё более детальных общественно-географических и социально-экономических исследований закономерностей адаптационных процессов в сложившихся рекреационных районах.

Библиографический список

1. Багров Н.В. Принципы концепции рекреационного развития Крыма //Український географічний журнал. – 1997. - №1. - С. 29-34.
2. Постановление Совета министров Республики Крым от 29 декабря 2016 г. №650 «Об утверждении Государственной программы развития курортов и туризма в Республике Крым на 2017 - 2020 годы»
3. Побирченко В.В. Рыночная адаптация рекреационных предприятий Крыма // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. - 2001. - № 1. - С. 254–257.
4. Никитина М.Г., Шутаева Е. А., Побирченко В.В. Системно-генетический подход в исследовании процесса общественной организации территории // Теория и практика общественного развития. – 2016. - №10. – С. 68-72.
5. Побірченко В. В. Міжгалузеві аспекти ринкової адаптації територіальних рекреаційних систем (на прикладі Євпаторійської територіальної рекреаційної системи Криму). Автореферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата географічних наук, Київ – 2001. – 19 с.