Индекс УДК 33
Дата публикации: 31.10.2018

Системный подход к управлению качеством на основе TQM

A systematic approach to quality management based on TQM

Шагалова Татьяна Владимировна
к.э.н., доцент кафедры менеджмента и государственного управления
ННГУ им. Н.И. Лобачевского

Shagalova Tatyana Vladimirovna
Ph.D., Associate Professor of Management and Public Administration
UNN them. N.I. Lobachevsky
Аннотация: В статье рассмотрены основные положения системы управления качеством на основе TQM. Изложены научные подходы и основные принципы системы управления качеством.

Abstract: The article describes the main provisions of quality management system based on TQM. Set out scientific approaches and the basic principles of the quality management system.
Ключевые слова: система менеджмента качества, методы управления, принципы управления, всеобщий менеджмент качества.

Keywords: quality management system, management methods, management principles, total quality management.


Проблема TQM охватывает не только управление качеством продукции, но и качество управления в широком смысле слова, чтобы обеспечить качество продукции на уровне неочевидных, скрытых, будущих потребностей общества.

Цель статьи – раскрыть особенность системы управления качеством на основе TQM, предусматривающей вложение инвестиций в развитие персонала, чтобы дальнейшее развитие системы управления качеством исходило от первого лица предприятия, с перестроенной структурой управления, нацеленной на качество.

Чтобы решить данную проблему были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть существующие методы управления качеством.
  2. Исследовать теоретические основы системы управления качеством на основе TQM.
  3. Предложить мероприятия по внедрению системы управления качеством и проверки её результатов.

На практике при решении сложных задач в управлении качеством продукции используются различные научные подходы. Среди важнейших следует выделить: административный: воспроизводственный, динамический, интеграционный, количественный, комплексный, маркетинговый, нормативный, поведенческий, процессный, функциональный, инновационный, ситуационный, системный [4].

На практике отдельно какой-либо подход практически не применяется. Наиболее эффективный метод управления достигается, когда системный подход сочетается с одним или несколькими научными подходами. В этом случае достигается синергетический эффект системного подхода.

При системном подходе управления качеством рассматривается как подсистема в общей системе управления предприятием, включающая различные методы, характеризующие способы выполнения основных функций управления, представленных на рисунке 1.

Рисунок 1. Структура основных методов управления, используемых в управлении качеством

Наибольшее достижение в решении проблемы качества продукции обеспечивается за счёт системного подхода к управлению качеством на основе TQM, который должен опираться на систему методов качества, изложенных выше [3].

Концепция управления качеством на основе TQM предусматривает ключевые условия эффективности всеобщего управления качеством, которые представлены на рисунке 2.

Рисунок 2.  Ключевые условия эффективности всеобщего управления качеством

Указанная модель системы управления качеством стала основой детальной разработки в ведущих странах систем управления и обеспечения качества продукции. Положительный опыт такой деятельности отражен в международных стандартах ИСО серии 9000, устанавливающих требования к системам качества, разработанных Международной организацией по стандартизации ИСО. При этом управление охватывает все стороны деятельности предприятия.

Под управлением качеством понимается управление качеством не только продукции и услуг, но и технологий, информации, труда, различных систем управления [7].

Реализация концепции TQM возможна на основе новой культуры и современной системы менеджмента организации. При использовании TQM все сотрудники вовлекаются в процесс улучшения качества работы. Поэтому понимание проблем управления качеством, соответствующей методологии, а главное – формирование определенного образа мышления для менеджеров всех направлений является исключительно важной задачей [5].

Система управления качеством должна способствовать снижению рисков, которые возникают из-за неопределённости, поэтому зачастую предприятием применяется принцип минимизации затрат. Совершенствуется классификация рисков, непосредственно связанная с качеством продукции [6].

Такие риски могут возникать в процессе использования продукции по назначению и определяются путём проведения опросов, но основная часть рисков связана с внутренними факторами, которые вызываются несовершенством системы снабжения, уровнем развития технологий и другими факторами [7].

Система управления качеством обеспечивает следующие показатели качества: показатели назначения; показатели надежности: безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость и долговечность объекта; показатели технологичности: коэффициент сборности, коэффициент использования новых материалов, удельная трудоемкость производства; эргономические показатели; гигиенические показатели; антропометрические показатели; физиологические показатели; психологические показатели; эстетические показатели; показатели стандартизации и унификации; показатель патентной защиты характеризует количество и весомость новых отечественных изобретений, реализованных в данном объекте и экономические показатели.

Развитие систем управления качеством продолжает непрерывно совершенствоваться. Мотивацией к этому служит усиление конкуренции на рынках сбыта [1]. Производитель, прежде всего, сам заинтересован повышать конкурентоспособность своей продукции, поэтому это является движущим стимулом для предприятия искать пути и средства в решении этой проблемы [2].

Чтобы система управления качеством отвечала современным требованиям, она должна отвечать следующим принципам, показанным на рисунке 3.

Главным критерием, которым должна соответствовать система менеджмента качества, является требование международного стандарта ИСО 9001:2000.

Основное назначение системы менеджмента качества – обеспечение результативного функционирования взаимосвязанных процессов и процедур, входящих в систему, для достижения высокого уровня качества создаваемой продукции и удовлетворенности потребителя.

Рисунок 3. Используемые принципы управления качеством

Высшим приоритетом системы менеджмента качества (СМК) является обеспечение безопасности, надежности и длительного срока службы создаваемой продукции, поэтому СМК организации должна быть сертифицирована независимой организацией. Сертификат, подтверждающий соответствие системы менеджмента качества организации требованиям международного стандарта ИСО 9001:2000. С целью подтверждения соответствия СМК предприятия требованиям ИСО 9001:2000 ежегодно проводятся наблюдательные аудиты представителями органа сертификации.

Функционирование системы менеджмента качества обеспечивает нормативная база, включающая в себя следующие виды документов:

— руководство по качеству;

— карты процессов;

— стандарты организации (СТО СМК);

-программы обеспечения качества (ПОК) для объектов использования атомной энергии.

Контроль за поддержанием СМК в рабочем состоянии обеспечивается проведением внутренних аудитов.

В организации должны быть установлены процедуры контроля, необходимые для подтверждения соответствия характеристик продукции установленным требованиям на всех стадиях жизненного цикла.

При разработке продукции в соответствии с действующими стандартами организации проводится анализ и верификация технических характеристик научно-технической продукции на соответствие ее входным данным.

На стадии изготовления контроль продукции предусматривает:

— входной контроль материалов, заготовок и комплектующих, поступивших на предприятие;

— контроль в процессе изготовления продукции (операционный контроль);

— испытания в процессе изготовления (испытания для контроля характеристик и состояния материалов и полуфабрикатов, испытания на герметичность и прочность изделий);

— окончательный (приемочный) контроль готовой продукции.

Реализуя «процессный подход», в организации должен проводится непрерывный мониторинг процессов системы менеджмента качества методом анализа информации о функционировании процессов: «Проектирование и разработка», «Производство продукции», «Технологическая подготовка производства», «Закупки», «Управление персоналом».

На основании указанной информации рассчитываются показатели результативности процессов, которые сопоставляются с установленными критериями для каждого процесса. В случаях, когда запланированных результатов не достичь, принимается решение о проведении корректирующих действий для обеспечения результативности процессов по показателям.

Показатели результативности процессов установлены соответствующими картами процессов, а критерии результативности определяются руководителем процесса не реже 1 раза в год.

Система менеджмента качества через запланированные промежутки времени должна анализироваться на различных уровнях организации.

Анализ обычно проводится: координационным советом по качеству; постоянно действующей комиссией по качеству под председательством уполномоченного руководства–начальника службы качества; начальниками подразделений при проведении «Дней качества».

Совершенствование СМК осуществляется путем: использования политики и целей в области качества; выполнения решений, мероприятий, корректирующих и предупреждающих действий по результатам анализов СМК; реализации мероприятий по улучшению результативности процессов; разработки и выполнения корректирующих действий по результатам проведенных анализов и проверок проектов, контроля продукции при изготовлении и внутренних аудитов; актуализации нормативной документации СМК.

Реализация перечисленных мероприятий позволит повысить степень удовлетворенности потребителей, что подтверждается результатами ежегодных сравнительных анализов текущего и предыдущего годов и устойчивым ростом номенклатуры и объемов продукции, поставляемой заказчикам (потребителям).

 

Заключение

 

На основе проведённых исследований можно сделать следующие выводы:

  1. Уточнены существующие методы управления качеством, которые должны применяться во взаимосвязи друг с другом, что позволило сделать вывод об эффективности управления качеством.
  2. Исследованы теоретические основы системы управления качеством на основе TQM. Концепция всеобщего менеджмента качества реализуется на предприятии благодаря всесторонним, хорошо скоординированным применениям систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности предприятия при участии персонала всех уровней, при рациональном использовании всех потенциальных: экономических, технических, социальных и ресурсных возможностей.
  3. Предложенные мероприятия по внедрению и проверке результатов позволяют добиться уровня качества продукции, соответствующего скрытым неочевидным потребностям общества, а также перспективным образцам науки и техники.

Библиографический список

1. Мазин А., Шагалова Т., Кабанов В. Развитие комплексной оценки мотивации персонала в экономической системе // Управление персоналом. 2008. № 19. С. 82-85.
2. Гуськова И.В., Шагалова Т.В. Перспективы повышения конкурентоспособности экономик стран - участниц Евразийского экономического союза // Современная конкуренция. 2014. № 4 (46). С. 74-82.
3. Шагалова Т.В. Качество - основа конкурентоспособности предприятия в период стагфляции // Professional Science. 2016. № 3. С. 106-118.
4. Кожин В.А., Шагалова Т.В., Иванова О.С. Экономика организации (предприятия) Нижегородский институт менеджмента и бизнеса. Нижний Новгород, 2014. (2-е издание, переработанное и дополненное)
5. Шагалова Т.В. Развитие форм и методов стимулирования персонала к инновационной деятельности на предприятиях Нижегородской области. диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. Нижний Новгород, 2011
6. Кожин В.А. Методологические основы стратегического управления экономическими системами (предприятиями) Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук / Нижегородский институт менеджмента и бизнеса. Новгород, 2002
7. Аристов О.В., Егоршин А.П., Кожин В.А. Управление качеством учебное пособие / Нижний Новгород, 2007.