Индекс УДК 33
Дата публикации: 30.11.2018

Актуальные вопросы здоровья населения и организации здравоохранения (на примере Российской Федерации и ФРГ)

Topical issues of public health and organization healths (on the example of the Russian Federation and Germany)

Лаврентьева М. А.
Запевалова И.А.
1. к.э.н. доцент кафедры социальной медицины и организации здравоохранения
ФГБОУ ВО "Приволжский исследовательский медицинский университет"
2. студентка 150 гр. факультета "Лечебное дело" ПИМУ
ФГБОУ ВО "Приволжский исследовательский медицинский университет"
Lavrentyeva M.A.
Zapevalova I.A.
1. Ph.D. Associate Professor at the Department of Social Medicine and Health Organization
FSBEI of HE "Volga Research Medical University"
2. student 150 gr. Faculty "Medicine" PIMU
FSBEI of HE "Volga Research Medical University"
Аннотация: В данной статье рассмотрены вопросы обеспечения населения услугами здравоохранения на примере двух стран, существующие проблемы и пути их решения.

Abstract: This article discusses the issues of providing the population with health services on the example of two countries, existing problems and ways to solve them.
Ключевые слова: медицинская помощь, профилактика заболеваний, здоровье населения.

Keywords: medical care, disease prevention, public health


Охрана здоровья населения является одной из важнейших задач в любой стране мира, вне зависимости от уровня достигнутых технологий. Вопросы, поднятые в данной статье рассмотрим на примере Российской Федерации и Германии. Как устроены системы здравоохранения в этих странах, какие они ставят задачи и цели, какие актуальные проблемы здоровья волнуют население и их решения, все эти вопросы будут проанализированы в рамках данного исследования.

Конституция Российской Федерации констатирует и законодательно закрепляет права человека и гражданина на охрану здоровья и получение качественной медицинской помощи, что предполагает существование развитой стабильной системы здравоохранения [1]. В первую очередь, система здравоохранения в России является составным элементом структуры социальной сферы жизни общества.

Понятие «здравоохранение» означает деятельность по сохранению, улучшению, обеспечению и укреплению здоровья населения и является важнейшей частью социально-экономической политики государства.

Здравоохранение рассматривается как государственная система с целью взаимодействия лечебных и профилактических служб, доступностью квалифицированной медицинской помощи. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Но в то же время система здравоохранения не исключает и другие варианты как например, частное здравоохранения, основанным на добровольном медицинском страховании или непосредственной оплате медицинской помощи.

Медицинская помощь делится на следующие виды:

1) лечебная — это амбулаторно-поликлиническая помощь,

2) специализированная помощь (например, туберкулезные больницы и стационары),

3) акушерско-гинекологическая помощь (родильные дома),

4) медицинская помощь детям ( детские поликлиники и больницы),

5) санитарно- курортное лечение,

6) профилактическая — профилактика различных заболеваний, прививки [2].

Не последнюю роль в профилактике, улучшении здоровья населения и в определении заболеваний на ранней стадии играет технологический прогресс. В связи с развитием новых технологий, роль медицинской помощи, значительно увеличились, появилось понятие «смертей, которые можно избежать». Это важно, так как обеспечение доступа медицинской помощи – своевременно и качественно — это задача не только здравоохранения, но и социальная и политическая. Поэтому принципиальной задачей системы здравоохранения является обеспечение права на охрану здоровья и возможности гражданам получить достойную медицинскую помощь качественно и своевременно.

Состояние здоровья населения зависит от многих факторов: социально-экономических, экологических, технологических, условий труда и быта. Все эти факторы связаны между собой и определяют показатели качества здоровья населения.

Показателями являются продолжительность жизни и смертность населения, заболеваемость, нетрудоспособность. В 2003 году средняя продолжительность жизни населения по стране составляла 64,84 года, на сегодняшний день, по данным Росстата продолжительность жизни достигла 72,7 года. С одной стороны это является положительным фактором, но к сожалению, выросло число «болезней цивилизации». Чаще всего в РФ умирают от сердечно-сосудистых заболеваний, в 2017 г. — 47% от всех умерших. Второе место занимают новообразования, это 15,84% от всех смертей. От болезней органов дыхания скончалось в 2017 г. 3,31%, а от болезней органов пищеварения 5%. Растет число заболеваний щитовидной железы, эндемическим зобом — 2,1% от всех смертей в 2017 г. [3]. Это связано с сокращением производства йодированной соли. Также растет количество больных ревматическими заболеваниями: ревматизм, болезни костно- мышечной системы. Немало заболеваний связаны с производственной вредностью, неправильным режимом труда, чрезмерными физическими и психологическими нагрузками. Более, чем одна треть женщин, работают в опасных и вредных условиях, что, в свою очередь, влияет на репродуктивную функцию женщины и рождаемость в стране.

Немаловажным фактором является и то, что количество медицинских учреждений по стране уменьшается, например, в период с 2000 по 2016 год почти в 2 раза. Сократилось количество больничных коек в стационарах на 27,5%, в сельской местности на 40%, что делает медицинскую помощь малодоступной и в экстренных ситуациях почти невозможной.

Важным фактором обеспечения населения бесплатной медициной является финансирование системы здравоохранения. К сожалению, сохраняется низкая доля финансирования в ВВП по сравнению с развитыми странами. Расходы здравоохранение в ВВП РФ составили в 2014г.-3,2%, в 2015г.-3,4%, в 2016г.- 3,6%. Получатся, что доля финансирования остаётся почти неизменной, несмотря на сильную инфляцию в 2014г.-11,36%, в 2015-12,90%, и более умеренную в 2016г.-5,4% и в 2017-2,5%, что, в свою очередь, ведёт к дефициту бюджета здравоохранения [4].

В Восточной Европе расходы на здравоохранение составляют 5,4% ВВП , а в Западной Европе — от 7,9% до 8,1% ВВП. Таким образом, дефицит бюджета отражается на обеспечении населения бесплатными медикаментами, на нехватке оборудования и, не в последнюю очередь, на заработной плате врачам и медицинскому персоналу. Например, в Западной Европе профессия врача относится к высокооплачиваемой разряду с адвокатами, финансистами [5].

Какие меры принимаются для улучшения здоровья населения в РФ? Какие изменения и перемены ожидаются в российском здравоохранении?

Например, для поддержания семей, имеющих детей, существует, с 2007 года, программа по выплате материнского капитала. При рождении или усыновлении второго или последующего ребёнка, семья получает сертификат в размере 453.026 рублей (в 2016-2017 годах), что соответствует примерно 5.960 €. Этот сертификат может использоваться на улучшение жилищных условий, для получения образования ребёнка, в форме накопительной пенсии матери [6]. Это положительный шаг в сторону улучшения демографии страны. Коэффициент рождаемости c 1,56 в 2010 г. поднялся на 1,76 в 2016 году.

Благодаря госпрограмме 2009 года «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации», число россиян, регулярно занимающихся спортом, выросла за последние года почти втрое, это примерно 30% [7].

Также в 2017 году была подготовлена Минздравом и утверждена Правительством РФ новая государственная программа «Развитие здравоохранения» по улучшению здоровья населения и кадрового состава, развитии науки и образования, внедрению информационных технологий, которая вступила в действие в 2018 году [8].  В рамках реализации программы по улучшению здоровья планируется снижение смертности и увеличение продолжительности жизни населения, создание мотивации для ведения здорового образа жизни, получение медицинской помощи независимо от места жительства, профилактика заболеваний, развитие реабилитации и санаторно-курортного лечения.

Таким образом, ситуация по вопросам здоровья населения и обеспечения медицинской помощи в РФ выглядит двояко: с одной стороны нехватка бюджета, медицинских учреждений, стационарных мест, бесплатных медикаментов; с другой — сокращение количества смертей от основных болезней на 3,367% в 2017г. по сравнению с предыдущим годом, и на 6,8% чем в 2012 г., утверждение новых госпрограмм, направленных на улучшение здоровья и демографии страны, появление новых российских технологий и инноваций в сфере медицины.

Система здравоохранения Германии уходит своими корнями в 1883 год, когда канцлер объединённой Германии фон Бисмарк впервые ввел медицинскую страховую систему для работающих и членов их семей.

В Конституции ФРГ не найти прямого закона о правах человека и гражданина на охрану здоровья, на получении медицинской помощи, а также о задачах здравоохранения по сохранению и улучшении здоровья населения. Только в соединении нескольких параграфов, зафиксированных в Конституции ФРГ, вырисовывается «обязанность» государства создать функциональную систему здравоохранения [9]. К этим параграфам относятся слeдующее:

— Конституция ФРГ, право на жизнь и физическую сохранность, §2, ст. 2, предл.1

— Конституция ФРГ, право на защиту человеческого достоинства, §1, ст. 1

— Конституция ФРГ, принцип социального государства, §20, ст. 1

В законодательстве Германии не найдётся ни одного конкретного закона или поправки, говорящих о целях и задачах в вопросах здоровья населения, как на государственном уровне, так и в здравоохранении. Один единственный закон, регулирующий право на финансовое обеспечение больниц их устроение, можно трактовать как цель государства по сохранению и улучшению здоровья населения — Конституция ФРГ, §74, ст. 1, Nr. 19a.

Система здравоохранения в ФРГ базируется на 4 пунктах:

1) обязательная медицинская страховка;

2) финансирование через взносы налогоплательщиков и работодателей;

3) принцип солидарности;

4) принцип самоуправления здравоохранения [10].

Медицинская помощь в Германии доступна всем. Она финансируется за счет страховых взносов, которые составляют 14-15 % от заработной платы, но половину из этой суммы оплачивает работодатель.

Есть два вида медицинской страховки: обязательная и частная. Медицинская страховка оплачивает почти все услуги в сфере амбулаторной и стационарной помощи: визиты к врачам, профилактика и раннее обследование, операции, медикаменты по рецепту.

Анализируя статистические данные качества здоровья населения ФРГ можно сделать следующие выводы. Средняя продолжительность жизни в Германии составляет с 2015 по 2017 гг. остаётся неизменной: для мужчин 78,3 лет, для женщин 83,2 года. Чаще всего умирают, как и в России, от сердечно-сосудистых заболеваний 38,5%, из них 5,5% от инфарктов. Второе место занимают злокачественные образования это 24,5%, третье и четвёртое место делят болезни органов дыхания 7,4% и психические расстройства (суицид) 4,8%. От болезней пищеварения скончалось 4,3%. Несмотря на более высокую, чем в России, продолжительность жизни, смертность в 2015 году повысилась на 6,5% по сравнению с 2014.

Также как и в РФ, система здравоохранения ФРГ имеет свои проблемы и задачи. Самая актуальная на сегодняшний день — это нехватка врачей, узких специалистов, медицинского персонала. Чтобы попасть на прием к врачу терапевту, пациенты ждут приёма от 1 до 2 недель, a к узкому специалисту от 1 до 4 месяцев (например к пульмонологу), это значит, что несвоевременное оказание медицинской помощи может привести к необратимым последствиям. Поэтому ФРГ старается привлечь высококвалифицированных специалистов из различных стран мира, предоставляя высокую заработную плату и хорошие условия работы. Вторaя проблема заключается в том, что ежегодно в клиниках ФРГ проводятся абсолютно неоправдаванные операции, которые можно было бы избежать и заменить другими лечебными процедурами. В 2015 году было проопериривано 9000 пациентов по пересадке искусственного бедра, которые по критериям AQUA (нем.: Institut für angewandte Qualitätsförderung und Forschung) были необязательными. И такая тенденция растет с каждым годом, так как приносит больницам колоссальные доходы [11].

Таким образом, отсутствие контроля на государственном уровне и абсолютная свобода «заинтересованных в денежном успехе» организаций ведёт к оказании «помощи», которую можно было бы избежать. Эта проблема требует новых реформ в здравоохранении, о которых дискутируют в последние года.

Демографический вопрос является одним из важных в системе здравоохранения ФРГ. Рождаемость по стране на 2016 год составила 1,5 ребёнка на женщину, на 2017 – 1,57 (включая мигрантов с ближнего Востока), в то время как в РФ коэффициент рождаемости составляет в 2016 г.- 1,75 , в 2017 — 1,62.

Как же решаются проблемы здоровья населения в ФРГ?

Например, чтобы повысить рождаемость в Германии в 2007г. ввели родительское пособие в форме 65% от заработной платы в течении 14 месяцев, выплата детских пособий-194 € в 2018 г, а с 2019 г.-204 €, дополнительно оказывается социальная помощь в оплате детских садов.

Причины смертности в РФ и ФРГ, на первый взгляд, почти идентичны. Первое место занимают сердечно-сосудистые заболевания, хотя в ФРГ этот показатель на 8,5% меньше. Благодаря улучшенной медицине и технологии, число заболеваний в последние 10 лет сократилось, но профилактике и ранней диагностике уделяется большое внимание в улучшении здоровья населения. Поэтому были разработаны бонусные программы, поощряющие здоровый образ жизни. Спортивная деятельность, например, снижает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний на 20%, следовательно больничные кассы (БК) оплачивают спортивные курсы, такие как гимнастика, йога, скандинавская ходьба, гимнастика для спины, плавание.

Например, БК VIACTIV доплачивает ежегодно до 200 € за оздоровительные курсы в фитнес-центрах. Также БК предлагаются программы по здоровому питанию, что снижает риск заболеваний атеросклероза, повышенного холестерина. Так как Германия является самой «толстой» страной в Европе, такие программы вводятся уже в начальных классах. Что касается болезней органов дыхания, тут также играет важную роль ранняя диагностика и профилактика. Например, пациенты с астматическими заболеваниями проходят ежегодно полное обследование, получают бесплатно необходимые медикаменты, а также бесплатную санаторную путёвку на 3-5 недель 1 раз в 4 года. Борьба с курением ведётся не только через здравоохранение, но и приобрела масштаб государственного уровня. Это, в первую очередь, высокий налог на табачные изделия, распространение информации о вреде курения, в том числе фотографии болезней на пачках сигарет, денежные премии, программа «Анти-табак-политика» (2014). Благодаря этим действиям потребление табака снизились в 2014 почти на 1%.

Что же можно осуществить в РФ на примере Германии в вопросах улучшения здоровья?

В первую очередь встаёт вопрос, как это будет финансироваться.

Введение небольшого взноса с каждого налогоплательщика, работодателя или налога на богатых, значительно улучшило бы ситуацию в бюджете. Ведь все эти программы и нововведения возможны только при наличии хорошего бюджета и правильного, справедливого распределения финансовых ресурсов, контроля со стороны государства.

Не последнюю роль играет и желание самого пациента в улучшении своего здоровья. По оценкам экспертов здоровье зависит на 55% от образа и качества жизни, на 25% от экологических и на 8-10% генетических факторов, и только 8-12% от уровня медицинской помощи. Немного спорта, здоровой пищи, позитивного и радостного настроя, духовного просвещения могут качество жизни существенно повысить, а врачи, своевременная медицинская помощь, новые технологии помогут сохранить и поддержать здоровье населения до глубокой старости.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
2. Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
3. Российский статистический ежегодник: стат. сб. М.: Росстат, [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: // www. gks. ru
4. Здравоохранение: современное состояние и возможные сценарии развития [Текст] : докл. к XVIII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 11–14 апр. 2017 г. / рук. авт. кол. С. В. Шишкин ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. — 54, [2] с. — 500 экз. — ISBN 978-5-7598-1578-5 (в обл.). — ISBN 978-5- 7598-1645-4 (e-book).
5. Здоровье как цель государства?, Херберт Ландау/Gesundheit als Staatsziel?, Herbert Landau//[Электронный ресурс] – Режим доступа: http: // www.kas.de
6. Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" от 29.12.2006 N 256-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
7. Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 N 1101-р "Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года"[Электронный ресурс] – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (далее – Госпрограмма) утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».
9. Конституция Федеративной Республики Германии (текст приводится по сборнику "Конституции зарубежных государств: Учебное пособие/Сост. проф. В.В.Маклаков. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2003")
10. Государтсвенное право на обеспечение медицинской помощи, Немецкий Бундестаг, 2015, Акт/ Разработка WD 3-3000-089/15//Grundgesetzlicher Anspruch auf gesundheitliche Versorgung, Deutscher Bundestag, Aktenzeichen WD 3 - 3000 – 089/15, 21.04.2015
11. Немецкая система здравоохранения//[Электронный ресурс] – Режим доступа: http: // www.gesundheitsinformation.de