Индекс УДК 342
Дата публикации: 18.12.2019

К вопросу о проблемах муниципальной службы в РФ

On the issue of municipal service in the Russian Federation

Шагиева Алсу Азатовна
Научный руководитель – Шарипова Эльмира Азгаровна

1. студент, Башкирского государственного университета
2. к. филос. н., доцент кафедры государственного права
Института права БашГУ
г.Уфа, Россия

Shagieva Alsu Azatovna
Scientific adviser - Sharipova Elmira Azgarovna

1. student. Bashkir State University
2. K. Philos. N., Associate Professor, Department of Public Law
Institute of Law, BashSU
Ufa, Russia
Аннотация: В данной статье рассмотрены некоторые проблемы муниципальной службы в Российской Федерации, приведены выявленные проблемы в области организации муниципальной службы. Особое внимание автор уделяет таким проблемам как недостаток профессиональных кадров, коррупция и бюрократия. В качестве выводов автором сформулированы рекомендации по решению вышеперечисленных проблем.

Abstract: In this article some problems of municipal service in the Russian Federation are considered, the revealed problems in the field of the organization of municipal service are resulted. The author pays special attention to such problems as lack of professional staff, corruption and bureaucracy. As conclusions, the author formulated recommendations for solving the above problems.
Ключевые слова: органы местного самоуправления, муниципальная служба, устав муниципального образования, местное самоуправление.

Keywords: Local self-government bodies, municipal service, the сharter of the municipality, local government.


История становления российского государства активно сопровождалась различными потрясениями, активным реформированием в области законодательства и т.д.

В последнее время в России происходят различные преобразования во всех сферах жизнедеятельности, не прекращается поиск оптимальной модели развития общества и государства. Так же, как и органы государственной власти, «органы местного самоуправления, их должностные лица являются субъектами конституционно-правовых отношений» [20,c.101]. Местное самоуправление является «первичным уровнем взаимодействия граждан и органов государственной власти» [1,c.23]. В процессе реформирования административной сферы, сферы местного самоуправления, в российском обществе начал усиливаться интерес к одному из таких важнейших социальных институтов, как муниципальная служба.

Муниципальная служба регламентируется в соответствии с Федеральным законом от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» и определяется как профессиональная деятельность граждан, которая наблюдается в должностях муниципальной службы [14,c.134]. Возникает вопрос, что представляют собой должности муниципальной службы? Следует отметить, что должности в муниципальном самоуправлении формируются на основании муниципального устава, который принимается представительной муниципальной властью в соответствии с нормами федерального и регионального законодательства.

Данная тема является достаточно актуальной, поскольку нередко в современности возникают отношения между гражданами и властью, что и составляет связующее звено муниципальной службы[3,c.56]. И важен тот факт, насколько качественно и профессионально исполняет свои служебные обязанности должностное лицо, поскольку от этого и зависит эффективность реализации как государственной, так и муниципальной — экономической политики, которая наблюдается на территории муниципалитетов[4,c.222].

Актуальность темы состоит также в том, что, несмотря, на развитое российское законодательство, касающееся, именно, совершенствования муниципальной службы, существует немало проблем, которые требуют тщательного анализа, много спорных вопросов относительно правоприменительной практики, которые неразрывно связаны с институтом муниципальной службы[5,c.114].

В рамках рассмотрения нашей темы, целесообразно отметить некоторые проблемы, такие как:

— недостаточный уровень профессиональных кадров,

— бюрократия,

— коррупция[6,c.301].

  Вышеизложенные проблемы являются чрезвычайно сложными в своем рассмотрении, поскольку избавиться от них очень трудно[7,c.212]. Именно поэтому данные проблемы наблюдаются достаточно часто в обществе и присутствуют на всех стадиях реформирования муниципальной службы.

Следует отметить, какие еще трактовки существуют в понятии определения муниципальной службы. Муниципальная служба многими исследователями понимается как нестандартная деятельность гражданина, которая в первую очередь направлена на обеспечение интересов прав и свобод человека, оказания выгодных услуг населению, помощи социальной, что представляет собой гуманистический подход к пониманию термина[8,c.79].

Как было отмечено выше, наблюдается такая проблема муниципальной службы в российском обществе как нехватка кадров в плане профессионализма. Нужно отметить, что проблема эта заключена в дефиците кадров в целом, в недостаточности специалистов определенной профессиональной направленности, не хватает грамотности и квалифицированных специалистов, что  и приводит систему в кризисное состояние[9,c.45].

Что же необходимо сделать государству, дабы ликвидировать имеющуюся проблему в обществе? Во–первых, сложностью является обучение персонала местного самоуправления по соответствующим требованиям [10,c.115]. Установленные требования значительного роста профессиональных служащих определяют необходимость реформирования системы высшего профессионального образования в подготовке кадров конкретно для местного самоуправления. В рамках повышения своей компетентности, большинство специалистов проходят обучение по специальности «Государственное и муниципальное  управление»[11,c.72].

В целях более подробного анализа, в данной статье были рассмотрены реализации Программы формирования резерва Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2012 года № 1253, также законодательные акты субъектов РФ, муниципальные законы, в результате чего был сделан соответствующий вывод[12,c.89].

На основании всех нормативно-правовых актов, в целом сейчас сформирована необходимая правовая основа для обеспечения муниципальной деятельности. Но, несмотря на это, лица муниципальной службы по-прежнему испытывают некоторую  недостаточность в квалифицированных кадрах[13,c.25].

В качестве еще одного значимого вопроса можно привести проблему, затрагивающую предмет финансирования. Что может сюда относиться? Основными причинами данной области является отсутствие мотивации к труду должностных лиц, что затрудняет довольно–таки имеющиеся возможности специалистов реализовывать свои профессиональные качества[2,c.242].

Нами были названы далеко не все имеющиеся проблемы, но в рамках темы целесообразно обозначить основные механизмы повышения результативности работы муниципальных работников. Одним из таких механизмов может являться предоставление возможности специалистам для индивидуального развития, а именно это и будет профессиональной мотивацией[15,c.67]. Что касается материальных выплат, то они должны быть соответствующими,  уровень зарплаты должен зависеть от многих факторов деятельности должностного лица в соответствии с законодательством[16,c.227].

Еще одной, очень весомой проблемой муниципальной службы, о которой знает каждый,  является коррупция.

На сегодняшний момент сформирована  антикоррупционная правовая база в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». И это далеко не все, российским государством принимаются и другие  нормативно–правовые документы, указы Президента Российской Федерации. Всем известно, что законодательство с течением времени может измениться, так в Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» и в Федеральный закон от 2 июля 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» были внесены некоторые изменения, связаны они были в первую очередь с замещением  должностей      [17,c.221]. Если быть конкретнее, то муниципальные служащие обязаны каждый год предоставлять сведения о своих доходах, имуществе, различных обязательствах имущественного характера.

Но как показывает практика, противодействие коррупции носит затруднительный характер. Российское правительство не прекращает издавать многие программы по антикоррупционному направлению в соответствии с установленным законодательством[18,c.98].

Эффективность в противодействии коррупции в какой-то степени зависит от конкретного определения тех сфер, где наиболее высоки коррупционные риски. К примеру, ими могут стать земельные и имущественные отношения, предпринимательская деятельность.

Во многих субъектах Российской Федерации могут наблюдаться такие проблемы, как отсутствие ротаций кадров, отсутствие обновления персонала, несоответствие образования муниципальных служащих их профессиональной деятельности. Для того чтобы преодолеть такой спектр проблем, не обязательно создавать специализированные программы, на наш взгляд, достаточным было бы соблюдение каждым служащим определенного режима, который устанавливается законодательством, уставом муниципальной службы.

Еще одной особенностью муниципальной службы в РФ является то, что ее реформы производятся в условиях объективно обоснованной нехватки кадров, не соответствия профессиональному уровню[19,c.45].

В процессе рассмотрения выбранной темы, хотелось бы выделить несколько рекомендаций по решению вышеперечисленных проблем:

1) необходимо производить периодический мониторинг кадрового состава муниципальных служащих,

2) повышать личную заинтересованность муниципальных работников в прохождении муниципальной службы,

3) организовывать курсы повышения квалификации для работников, информировать состав об измененных положениях в законодательстве,

4) расширять перспективы для более молодых специалистов, но только после прохождения определенных требований к муниципальной службе,

5) в качестве мотивации применять материальные выплаты в виде премий и т. д.

Таким образом, подводя общий итог небольшого исследования проблем муниципальной службы в Российской Федерации, можно сказать, что российское государство продолжает рассматривать спектр нерешенных вопросов, поскольку данная область недостаточно изучена, по-прежнему отображает новое явление в отечественной истории. Исследователями и специалистами активно изучаются эти проблемы, выдвигаются альтернативные мнения в понимании вопросов. Сам процесс исследования проблем требует достаточное количество времени и материальных ресурсов, человеческих в том числе. И последнее, что хотелось бы сказать, главное – это осознание муниципальными служащими сильных и слабых  проблемных сторон в развитии института муниципальной службы, поскольку от данного осознания зависит благополучие нашей страны.

Библиографический список

1. Аминов И.Р. Актуальные проблемы и перспективы развития самоуправления городского округа город Уфа Республики Башкортостан / Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2017. № 3 (77). С. 22-26.
2. Бабич А.М.; Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы; Юнити-Дана - М., 2016. - 687 c.
3. Белов А.Н.; Белов А.А. Настольная книга специалиста службы делопроизводства; Эксмо - М., 2015. - 320 c.
4. Бялкина Т.М. Муниципальное право Российской Федерации; ЮРИСТЪ - М., 2016. - 128 c.
5. Государственная и муниципальная служба. Учебник; Юрайт - М., 2016. - 368 c.
6. Государственная и муниципальная служба; Юрайт - М., 2016. - 368 c.
7. Ермасова Н.Б. Государственные и муниципальные финансы: теория и практика в России и в зарубежных странах; Высшее образование - М., 2016. - 516 c.
8. Знаменский Д. Ю. Государственная и муниципальная служба; Издательский центр "Интермедия" - М., 2015. - 180 c.
9. Иванов В.В.; Коробова А.Н. Муниципальный менеджмент; ИНФРА-М - М., 2015. - 718 c.
10. Игнатов В. Г. Государственная и муниципальная служба России. История и современность; Феникс, МарТ - М., 2016. - 400 c.
11. Кокин И. А. Муниципальная служба и Трудовой Кодекс в России; Институт муниципального управления - М., 2016. - 292 c.
12. Кочетков А. В., Сульдина Г. А., Халилова Т. В., Занко Т. А. Государственная и муниципальная служба. Учебник; Юрайт - М., 2015. - 560 c.
13. Лившиц С.Б.; Назаров Н.С.; Суров, В.Ф. Кадровая служба; Лениздат - М., 2015. - 124 c.
14. Липатов Э. Г., Масленникова Е. В., Пресняков М. В., Чаннов С. Е. Комментарий к Федеральному закону "О муниципальной службе в Российской Федерации" (Постатейный); Ось-89 - М., 2016. - 320 c.
15. Налоговая служба Ярославской области; Ярославль: Академия развития - М., 2016. - 335 c.
16. Научно-практический комментарий к Федеральному закону о муниципальной службе в Российской Федерации; Юнити-Дана, Закон и право - М., 2015. - 304 c.
17. Постовой, Н.В. Муниципальное право в России. Вопросы и ответы; Юриспруденция - М., 2015. - 160 c.
18. Прокофьев С. Е., Еремин С. Г. Государственная и муниципальная служба. Учебник и практикум; Юрайт - М., 2015. - 276 c.
19. Чихладзе Л. Т., Ежевский Д. О. Муниципальная служба в Российской Федерации; Феникс - М., 2016. - 256 c.
20. Шарипова Э.А. К вопросу о системе субъектов конституционно-правовых отношений / Идель-Уральские правовые чтения Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. Уфа: БашГУ, 2015. С. 101-106.