Индекс УДК 33
Дата публикации: 23.01.2018

Использование франчайзинга для повышения устойчивости предприятия в условиях конкурентных противостояний

Using franchising to improve the sustainability of an enterprise in a competitive environment

Гайсарова А.А., Лагунова Е.В.

1. к.э.н., доцент кафедры экономики предприятия
Институт экономики и управления (структурное подразделение). КФУ им. В.И.Вернадского г. Симферополь
2. студентка группы ЭП 331о
Институт экономики и управления (структурное подразделение). КФУ им. В.И.Вернадского г. Симферополь

Gaysarova A.A., Lagunova E.V.

1. Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Enterprise Economics
Institute of Economics and Management (structural unit). KFU them. VI Vernadsky Simferopol
2. student of group EP 331o
Institute of Economics and Management (structural unit). KFU them. VI Vernadsky Simferopol
Аннотация: В работе раскрыта сущность франчайзинга как формы бизнес сотрудничества, а также рассмотрены его основные формы. Изучены отношения участников франчайзинга, что помогло сформировать совокупность преимуществ и недостатков данного вида предпринимательской деятельности.

Abstract: The essence of franchising as a form of business cooperation is disclosed in the work, and its basic forms are also considered. The relations of franchising participants were studied, which helped to form a set of advantages and disadvantages of this type of entrepreneurial activity.
Ключевые слова: франчайзинг, франчайзер, франчайзи, товарный франчайзинг, производственный франчайзинг, деловой франчайзинг.

Keywords: franchising, franchisor, franchisee, commodity franchising, industrial franchising, business franchising.


Введение. Решение множества экономических проблем современной России требует внедрения новых экономических механизмов, одним из которых выступает франчайзинг.

Сегодня существует множество форм делового сотрудничества нескольких предприятий. Так как большинство предпринимателей стремится найти более безопасный и в тоже время выгодный вариант выхода на рынок, то франчайзинг является решением вопроса возможных рисков финансовых потерь. В России существует много трудностей, связанных с франчайзинговым процессом, что и определяет актуальность выбранной темы исследования.

Целью исследования является изучение экономической сущности франчайзинга, а также рассмотрение его характерных особенностей.

Данная цель определяет решение следующего комплекса задач:

— рассмотреть сущность понятия «франчайзинг»;

— охарактеризовать схему отношений участников в системе франчайзинга;

— изучить особенности и рассмотреть виды франчайзинга;

— выявить преимущества и недостатки данного вида предпринимательства.

Объекты и методы исследования. Объектом научного исследования является процесс организации малого бизнеса в современных конкуретных условиях. Предмет исследования – особенности реализации франчайзинга как современного подхода организации малого предпринимательства. При проведении исследования были использованы такие общенаучные методы как анализ, синтез, сравнение, аналогия, графический.

Экспериментальная часть. Термин «франчайзинг» происходит от «franchise», что в переводе с французского означает «льгота, право участие, привилегия» и берет свое начало в США середины 19 века. Исаак Меррит Зингер считается первым франчайзером, который в 1851 году Зингер со своим партнером организовал «объединение швейных машин» и все коммерческие предприятия, входившие в это объединение, получили право реализовывать продукцию торговой марки «Zinger».

Существует множество научных работ, в которых отечественные и зарубежные ученные рассматривают сущность понятия «франчайзинг», а также особенности подобного ведения бизнеса в условиях конкуренции. Так, украинский ученый И. В. Гой в своей работе определял франчайзинг как «метод осуществления предпринимательской деятельности, за которым мощная, известная фирма предоставляет другому предприятию или отдельному предпринимателю право использовать свое имя и товарный знак, изготавливать или продавать ее продукцию (оказывать услуги) в обмен на обязательство выплачивать долю дохода и при условии соблюдения технологий производственных и обслуживающих операций»[1, с. 302].

Б.И. Пугинский при определении франчайзинга делает акцент на формирование комплекса принципов ведения данного бизнеса, утверждая, что «франчайзинг – это система договорных отношений крупных изготовителей (продавцов) с мелкими фирмами, в которых обязательства по продвижению товара сопровождаются использованием на основе лицензии фирменного наименования или товарного знака головной фирмы, а также соблюдением ее технологий производства стратегий по сбыту товаров»[6,с.33].

Гражданский кодекс Российской Федерации использует вместо дефиниции «франчайзинг» термин «договор коммерческой концессии». Суть данного договора определяется в законе следующим образом: «одна сторона (субъект авторского права, правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок (период) или без указания периода право применять в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, которые принадлежат правообладателю, включая право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие указанные договором исключительные права, в частности, на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау)»[2].

Другими словами, суть франчайзинга заключается в следующем: франчайзер (известная фирма) дает франчайзи (предприниматель) разрешение использовать торговую марку, имя, а также возможность изготавливать, при соблюдении технологий производства, продукцию данного предприятия за определенную часть прибыли (рис. 1).

Рисунок 1. Отношения между субъектами в системе франчайзинга.

Составлен авторами по источникам [1, 2, 5].

Все правовые и деловые взаимоотношения между франчайзером и франчайзи регулируются с помощью письменного договора, который регламентирует данные отношения. Договор подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности и содержит следующие положения:

  1. Передача прав, а именно:

—  техническая и коммерческая документация, а также иная информация, необходимая пользователю;

— право использовать имя фирмы и товарный знак;

— фирменный стиль, в который входят логотип торговой марки, площадь, основные используемые цвета и другое;

— право производства и продажи товара по оригинальной технологии, а также использование патентов и ноу-хау.

  1. Вознаграждение, получаемое правообладателем, которое имеет форму фиксированных разовых или периодических платежей, отчисление от выручки или наценки.
  2. Контроль деятельности пользователя договора, а именно установление определенных границ деятельности, которые помогают франчайзи следовать общепринятой предпринимательской системе данного предприятия.

В научной литературе принято выделять 6 видов франчайзинга (рис. 2).

Рисунок 2. Виды франчайзинга.

Составлен авторами по источникам [1, 3, 5].

Корпоративный франчайзинг представляет собой компанию, инвестиционные группы или отдельных инвесторов, которые заинтересованы не в развитии одного конкретного франчайзингового предприятия, а в создании региональной франшизной сети с наемными работниками.

Районный франчайзинг дает франчайзи возможность открывать большое количество предприятий, не ограничиваясь одной определенной территорией.

Также существует конверсионный франчайзинг, который предполагает присоединение к бренду франчайзера самостоятельного предприятия, работающего в той же или смежной отрасли.

Однако на практике чаще всего применяются три основных вида франчайзинга:

  • Товарный франчайзинг.
  • Производственный франчайзинг.
  • Деловой (лицензионный) франчайзинг.

При товарном франчайзинге франчайзи приобретает у крупного предприятия право на продажу, а также на сервисное обслуживание товаров, но при этом реализация продукции конечным потребителям осуществляется исключительно от имени предприятия-франчайзера. Ярким примером могут служить сети по торговле техникой.

В случае производственного франчайзинга предприятие продает франчайзи технологии, патенты и сырье для изготовления определенного продукта. В большинстве случаевправо реализации продукции и право использования технологий, патентов, «ноу-хау» предоставляется в пределах конкретного продукта. Часто франчайзингом такого вида пользуются производители напитков.

Последний из рассматриваемых видов — деловой франчайзинг. Суть данного типа франчайзинга заключается в приобретении лицензии на так называемый «бизнес-формат», который включает в себя практически все стадии производственно-коммерческого цикла предприятия, от сырья и технологий до организационных схем и методов отчетности. Данный вид франчайзинга наиболее распространен в торговле, услугах, гостиничном деле, общественном питании.

Результаты. Изучив сущность понятия «франчайзинг» и рассмотрев процесс его осуществления, представляется возможным сформулировать совокупность преимуществ и недостатков данного вида предпринимательской деятельности.

К преимуществам франчайзинга можно отнести:

— получение полной информации о ведении данного бизнеса, а также консультаций со стороны владельца франшизы по вопросам связанных с поставкой, обслуживанием и сбытом;

— вход в бизнес, который успел занять определенную нишу на рынке, имеет определенную репутацию и популярность у потребителей;

— легкость в получении кредита при поддержке владельца франшизы, который может выступить гарантом;

— отсутствие необходимости в новых идеях. Все что требуется для данного вида деятельности – это опыт управленческой работы и денежные средства;

— точность финансовых прогнозов. Опираясь на опыт франчайзера, франчайзи легче спланировать будущие доходы и расходы.

— нет потребности в изучении рынка — владелец франшизы собирает и анализирует все данные по рынку, его изменениях и тенденциях;

Несмотря на большое количество преимуществ франчайзинг имеет и ряд недостатков:

— потребность в значительном капитале — бизнес по франчайзингу является более дорогим, чем открытие бизнеса с нуля;

— риск потери репутации в зависимости от бренда. Так, если бизнес у владельца франшизы идет хорошо, то и у франчайзи не будет никаких проблем. Но если проблемы начинаются у первого, они переходят и ко второму;

— обязательства — предпринимателю необходимо выполнять определенные финансовые обязательства перед владельцем франшизы, вне зависимости от положения дел франчайзи, что может стать фактором, сокращающим доход;

— сомнительное будущее — если владелец франшизы решит закрыть сеть, то предпринимателю придется искать новый способ заработка;

— ограниченный доступ к свободному рынку — обязанность предпринимателя закупать продукцию и сырье у заранее оговоренных поставщиков, даже по завышенным ценам.

Заключение. В результате проведенной работы было доказано, что франчайзинг является эффективным видом предпринимательства, который открывает возможности малому бизнесу на рыночном пространстве. Разрастание сети франчайзинговых предприятий позволяет развивать экономику страны, а также привлекает иностранные инвестиции и дает возможность разнообразить выбор потребителей.

Библиографический список

1. Гой И.В.Предпринимательство: учебное пособие/ И.В. Гой, П.Т. Смелянская — К.: Центр учебнойлитературы, 2013. — 368 с.
2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017) Глава 54. Коммерческая концессия.
3. Мухина И.А. Экономика организации (предприятия): учеб. пособие / И.А. Мухина. – М.: Флинта : НОУ ВПО «МПСИ», 2010. – 320 с.
4. Экономика предприятия: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред .проф . В .Я .Горфинкеля . — 6-е изд., перераб . и доп . — М . : ЮНИТИ - ДАНА , 2013. — 663 с.
5. Земляков Д.Н. Франчайзинг. Интегрированные формы организации бизнеса: Учеб. пособие для вузов. /Д.Н. Земляков, М.О. Макашев — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 142 с.
6. Пугинский Б.И. Коммерческое право России: учебник / Б.И. Пугинский -4-е изд., перераб. и доп. –М.: Юрайт-Издат, 2010. -354 с.