Abstract: The paper substantiates the need to introduce a new concept of the organization of socio-economic space of the territories of the Russian Federation, the purpose of which is the development of regions and improving the quality of life of the population. The definitions of the terms "economic model", "organization of socio-economic spaces and territories", "cluster-network approach" are defined. A comparative analysis of the cluster and cluster-network model is presented. On the basis of the analysis the advantages and disadvantages of the compared models are revealed. Foreign experience of cluster policy implementation on the example of South Korea, Germany and France is analyzed. Recommendations for improvement of cluster policy in the Russian Federation are developed. Recommendations on the formation of a cluster-network strategy at the regional level are presented. According to the authors, for the successful implementation of the cluster-network strategy in the regions of the Russian Federation it is necessary to create an innovative infrastructure headed by the Centers of cluster-network development.
Keywords: region, cluster-network entities, clustering model, cluster-network model, cluster-network approach, clustering policy, cluster-network economics, social-economic spacement
Введение:
В современных условиях глобализации, постоянных общественно-политических и экономических кризисов роль государства и государственной политики во всех сферах жизнедеятельности общества все больше возрастает. Одна из ключевых функций государства – создание условий и формирование механизма, обеспечивающих сбалансированное и устойчивое социально-экономическое развитие регионов и территории страны в целом. Основным инструментом осуществления этой функции является региональная политика, направленная на регулирование пространственного и территориального размещения производительных сил в стране, равномерное и сбалансированное социально-экономическое развитие регионов, а также выравнивание уровня развития субъектов РФ. Для реализации обозначенных выше целей необходимо формирование фокусной экономической и социальной политики государства в регионах, направленной на сбалансированный динамичный рост и выравнивание уровня развития территорий и субъектов Российской Федерации. В качестве такого инструмента может быть рассмотрена предлагаемая модель организации социально-экономического пространства территорий посредством кластерно-сететвых структур (КСС).
Методология исследования:
Под термином «модель» в экономике подразумевается упрощенное отображение экономической действительности, позволяющее в более простой форме акцентировать внимание на основных элементах ее структуры; формализованное описание различных экономических явлений и процессов, служащих установлению взаимозависимости между экономическими переменными; комплекс тесно переплетенных элементов, которые образуют упорядоченную целостность, выраженную в форме экономической структуры общества. Подобная целостность проявляется в единстве отношений, которые возникают в результате производства, обмена, потребления и перераспределения материальных благ [1].
Экономические модели используются для обобщения основных характеристик сложных явлений, чтобы упростить их и сделать доступными для анализа
По нашему мнению, организация социально-экономического пространства территорий – это целенаправленный процесс формирования системного и эффективно управляемого пространства, содержащего в своей основе циркулирующий информационный поток, различными хозяйствующими субъектами посредством разнообразных по своей структуре ресурсов.
Кластерно-сетевые структуры, представляющие собой сетевую взаимосвязь территориально-пространственного размещения хозяйствующих субъектов на сопряжённых территориях как внутри, так и вне кластеров, позволяют организовать социально-экономическое пространство территорий таким образом, что усиливается процесс совместного взаимодействия, порождающий благоприятные условия для развития корпоративных, сетевых и локальных мегаструктур и мегаэкономики территорий их базирования, создается среда распространения и активного развития очагов глобального экономического роста, способствующая получению кумулятивного эффекта в интернальном и экстернальном аспекте, что, в свою очередь, способствует повышению производительности, инновационной активности и развитию организаций, вошедших в состав кластерно-сетевой структуры, усиливает интенсивность развития малого и среднего бизнеса, активизирует привлечение инвестиций и, как следствие, увеличиваются поступления в государственный бюджет всех уровней, улучшается положение как отдельных отраслей экономики и регионов, так и всей страны в целом.
Кластерно-сетевая модель – это, прежде всего новая управляющая технология, позволяющая повысить эффективность функционирования территориальных образований. Это сложная многоуровневая, внутренне дифференцированная открытая система, посредством которой формируется благоприятная социально-экономическая среда [2], обеспечивая реализацию трех основных принципов развития территорий: устойчивости, пропорциональности и сбалансированности [3]. Все эти свойства системы взаимосвязаны друг с другом и должны присутствовать одновременно в любой момент времени. Устойчивость предполагает сохранение воспроизводственного потенциала кластерных структур в течение длительного периода времени. Пропорциональность обеспечивает функционально-эффективное перераспределение ресурсов внутри кластеров и между кластерами по сетевым связям. Сбалансированность определяется сетевыми взаимодействиями всех экономических систем в кластерно-сетевой структуре региона.
Резюмируя понятия «организация социально-экономического пространства», «кластерно-сетевые структуры» и «модель» в экономике», мы можем сформулировать определение нового терминологического сочетания —«организация социально-экономического пространства посредством кластерно-сетевых структур», которое в нашем понимании представляет собой целенаправленный процесс формирования, функционирования и развития тесно переплетенных путем циркулирующих информационно-ресурсных потоков кластерно-сетевых структур, образующих упорядоченную целостность эффективно управляемого пространства различными хозяйствующими субъектами, призванных обеспечить улучшение качества жизни населения и повышение конкурентоспособности экономики территорий. При этом кластерно-сетевой механизм организационного устройства социально-экономического пространства имеет территориально-отраслевую привязку.
В отличие от широко используемой кластерной модели организации экономических взаимодействий, кластерно-сетевая модель обладает рядом дополнительных преимуществ. Компаративный анализ кластерной и кластерно-сетевой модели приведён в таблице 1.
Таблица 1
Компаративный анализ кластерной и кластерно-сетевой моделей (сост. авт.)
Критерии | Кластерная модель | Кластерно-сетевая модель |
Структура состава | в кластер входят только местные (региональные) взаимосвязанные предприятия | расширение системы взаимосвязей как внутри кластерных образований, так и с внешними агентами |
Распределение ресурсов | перераспределение ресурсов внутри системы, ограниченной границами кластера | расширение каналов ресурсообеспечения за счёт сетевых взаимосвязей |
Разновидности связей в структуре | взаимосвязи, которые позволяют участникам кластеров приобретать более мощный производственно-рыночный потенциал в сравнении с теми организациями, которые работают в одиночку (производственно-финансовые и организационные взаимосвязи) | рациональность образования взаимосвязей (вертикальное выстраивание связей при горизонтально-сетевой интеграции элементов) |
Масштаб эффекта | повышение конкурентоспособности экономики на уровне региона, края | повышение конкурентоспособности экономики в более крупных масштабах, например округа, страны, союза государств |
Особенности государственной поддержки | обеспечение соответствия стратегии каждого отдельного вида предпринимательской деятельности общей стратегии развития региона. | ориентация управления деятельностью кластеров за счёт стимулирования сетевых взаимосвязей |
Данные таблицы 1 позволяют сделать вывод о том, что кластерно-сетевая модель организации экономических взаимодействий обеспечивает повышение конкурентоспособности экономики в более крупных масштабах по сравнению с кластерной моделью, и более высокие результаты экономической деятельности за счет мультипликативного эффекта процессов кластеризации и сетизации.
Формирование, функционирование и развитие кластерно-сетевых структур осуществляется поэтапно, каждый из которых имеет конкретные цели, задачи и принципы организации. Так главной целью этапа формирования КСС является создание первых экономических кластеров. Основной задачей данного этапа является создание «кластерной среды», которая позволит обеспечить специальные условия, благоприятствующие активному зарождению кластеров из отдельных предприятий. Наличие «кластерной среды» — жизненно необходимое условие для выхода уже сформировавшихся кластеров на внутренний рынок региона, а в последствии на внешний рынок, что, в свою очередь, создаст предпосылки для дальнейшей сетизации кластеров.
На этапе формирования КСС действуют принципы кооперации, сотрудничества и всеобщей взаимной поддержки. Сотрудничество и кооперация проявляется в том, что одни из участников проявляют спрос, а другие формируют предложение на конкретные товары или услуги, являющееся основой зарождения кластеров.
Целью следующего этапа (функционирования КСС) является повышение роста конкурентоспособности региона. Для этого необходимо выполнение следующих задач: обеспечить расширение системы взаимосвязей кластеров с внешними агентами; осуществить расширение каналов ресурсообеспечения за счет сетевых взаимосвязей; сфокусироваться на управлении деятельностью кластеров за счет стимулирования сетевых взаимосвязей. На данном этапе действуют принципы конкуренции и соперничества, которые проявляются в том, что каждый участник кластера обладает дифференцированным спросом, предъявляя его разным контрагентам, между которыми возникает борьба или соперничество друг с другом за спрос генерирующего его предприятия.
Главная цель этапа развития КСС – консолидация уже сформировавшихся кластеров и их интеграция в более крупные структуры, так называемые мегакластеры [4]. Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач: разработка многоканального ресурсообеспечения; создание единой информационной системы; обеспечение условий для развития механизма функционирования КСС; моделирование кластерно-сетевых процессов региональных экономик. На этапе развития КСС действуют принципы всеобщей и взаимной поддержки кластерных элементов друг друга, а также принципы ограничения. Принципы всеобщей и взаимной поддержки реализуются на синергии отношении прямой поддержки, когда участники кластера поддерживают друг друга при достаточном объеме ресурсов. В случае, когда ресурсы ограничены, между элементами кластера возникают такие отношения как ограничения, когда каждый из элементов кластерно-сетевой структуры создает ограничения для развития остальных элементов.
Структурные элементы КСС представлены компонентами внешнего воздействия и саморегуляции, которые обладают различными функциональными характеристиками в зависимости от этапа. Так на этапе формирования КСС компоненты внешнего воздействия и саморегуляции обеспечивают экономическое, институциональное, информационное и координационное воздействие на формирующиеся кластеры. На этапе функционирования происходит эволюционирование кластеров посредством управления инструментами государственного регулирования, экспертного сообщества и, как результат, развитие саморегуляционной компоненты. Этапу развития присущи наличие противоречий в кластерообразующем ядре, приводящее к прогрессу или регрессу развития КСС.
Кластерно-сетевой подход – это инновационный инструмент государственного регулирования экономики и общества в целом, призванный стать основой формирования современной промышленной политики, благодаря переводу экономики в режим эндогенного экономического роста и позволяющий освободиться от «сырьевой зависимости» [5].
Можно предположить, что в рамках кластерно-сетевой модели становится возможным создание эффективной саморазвивающейся и самообеспечивающей экономической системы, которая не только обеспечит эффективное социально-экономическое развитие регионов, но решит проблемы их территориальной разобщенности. Кластерно-сетевой подход наилучшим образом увязывает основные концепции кластерного развития и обосновывает механизм внутри и вне кластерного взаимодействия экономических субъектов по сетевому принципу. Исходя из вышесказанного, следует определить кластерно-сетевой подход как сочетание, с одной стороны, территориально-пространственного размещения хозяйствующих субъектов а, с другой стороны, как сеть взаимосвязей и взаимодействий между структурными элементами региональных экономик как внутри, так и вне кластеров.
По нашему мнению, появление кластерно-сетевых структур в социально-экономическом пространстве территорий РФ во многом зависит от своевременной и эффективной государственной поддержки, которая должна заключаться как в создании благоприятных условий для деятельности кластерно-сетевых образований, так и в непосредственном воздействии на внешние факторы конкурентоспособности, что в совокупности должно быть отражено в кластерно-сетевой политике. В нашем случае кластерная политика используется как общее название для различных способов поддержки инициатив по созданию и развитию сетевых объединений предприятий (кластеров).
Стоит отметить, что политика государственного регулирования кластеров (в англоязычных странах – просто кластерная политика) теоретически все ещё недостаточно обоснована. Главной проблемой, по мнению многих исследователей, является «отсутствие единой логики исследования, общепринятого определения кластера, что обуславливает сложность формирования реальной политики на практике [6]. Это свидетельствует о том, что система исходных представлений о таком сложном и многоаспектном явлении как кластер, ещё не устоялась. Это во многом обусловлено различной политикой регулирования кластеров, временем их зарождения, различным уровнем социально-экономического развития стран. Опыт разных стран в построении кластеров значительно разнится, ровно, как и проделанный ими путь в осмыслении явления кластера (таблица 2) [7].
Таблица 2
Зарубежный опыт реализации кластерной политики: направления поддержки
Программа | Направления поддержки |
Innovative Cluster Cities (Южная Корея) | 1.Совместные проекты в сфере исследований и разработок 2.Развитие сервисов для стартапов малых и средних предприятий 3.Создание и деятельность рабочих групп и органов управления в кластерах 4.Инновационная и исследовательская инфраструктура (строительство) 5.Содействие взаимодействию с зарубежными кластерами |
InnoRegio (Германия) | 1.Создание системы сбора и распространения научно-технической информации 2.Создание и развитие региональных инновационных сетей и платформ 3.Научное сопровождение инновационных процессов в регионе 4.Посевное финансирование инновационных проектов 5.Адаптация среднего, высшего и послевузовского образования, научных организаций к потребностям региональной инновационной специализации 6.Повышение квалификации с учетом потребностей инновационного развития 7.Разработка и реализацию стратегии маркетинга (позиционирования) 8.Развитие новых моделей кооперации, трансфера знаний и технологий |
Competitiveness poles (Франция) | 1.Заработная плата (включая накладные расходы) 2.Развитие инфраструктуры (строительство) 3.Закупка оборудования 4.Обучение (включая поездки) 5.Внешняя экспертная поддержка |
По нашему мнению, кластерная политика может быть эшелонирована по трем уровням. На федеральном уровне необходимы интеграция кластерного подхода в отраслевые стратегии и государственные программы, поддержка реализации пилотных кластерных инициатив в высокотехнологичных отраслях, стимулирование развития международных связей между кластерами.
На отраслевом уровне предусматривается, прежде всего, проведение оценки влияния рынков на развитие отрасли, адаптацию научно-технических исследований и производств к внешним и внутренним условиям, разработку сценариев развития отрасли, индустрии (отдельного рынка, сектора промышленности или экономики).
Говоря о кластерной политике на региональном уровне, следует согласиться с позицией М. Портера по поводу того, что регионы должны сосредоточиться на повышении производительности всех кластеров, в которых они имеют значимую позицию в большей мере, чем пытаться мигрировать к более «желательным» кластерам» [8, с.138]. Региональные органы власти должны сконцентрировать усилия на анализе барьеров для реализации кластерных инициатив и возможностей их устранения, финансировании на принципах государственно-частного партнерства проектов по развитию региональных кластеров, прежде всего в части развития научно-образовательной составляющей кластера, интеграцию кластерного подхода в региональные стратегии, программы, проекты.
Мы считаем, что кластерно-сетевая политика должна, прежде всего, быть сконцентрирована на региональном уровне, поскольку конкурентные преимущества создаются и реализуются в основном на определенных территориях и предприятиях, входящих в региональный кластер. По мнению М.И. Гузева и Н.А. Мишура, региональная кластерная политика – это система отношений между органами региональной государственной власти и хозяйствующими субъектами по поводу повышения их конкурентоспособности на основе формирования и развития кластеров [9]. Целью региональной кластерной политики является повышение качества социально-экономического развития территории на основе создания условий для роста конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, образующих региональные кластеры.
Следует отметить, что кластерно-сетевые структуры обеспечивают опережающее развитие главных сетевых участников. По мере разрастания сетевых структур увеличивается влияние кластеров в рамках сетевого пространства. Благодаря такому механизму появляется возможность самоорганизации кластерно-сетевого пространства и, следовательно, повышения эффективности региональной экономики, а также экономики тех регионов, с которыми установлены кластерно-сетевые взаимодействия.
Сетевые взаимосвязи и взаимодействия обуславливают характер развития кластерно-сетевой экономики. Свойства сетей распространяются на функционирование кластерных образований, характеризуя их активность, предприимчивость и динамичность развития.
От степени влияния сетевых взаимосвязей и взаимодействий на функционирование кластеров можно выбирать стратегические приоритеты регионального развития: чем более развито кластерно-сетевое пространство, тем выше доля влияния данного кластера на функционирование других субъектов экономики, как на региональном, так и на внешнем пространстве.
Учитывая межрегиональный характер взаимодействия кластеров в кластерно-сетевых структурах, требуется кооперация и синхронизация действий органов власти нескольких субъектов федерации, что, по нашему мнению, должно инициировать создание новой кластерной политики, проводимой на более широком уровне (федеральные округа, экономические районы). Данный подход позволит использовать конкурентные преимущества не только одного отдельно взятого региона, а использовать набор преимуществ всего экономического района, либо федерального округа, обеспечивая сетевое взаимодействие между субъектами федерации.
Кластерно-сетевая политика на региональном уровне должна включать определение цели и постановку задач, наличие субъектов, объектов, функций и форм, выбор методов и инструментов. Она выступает как важное направление региональной промышленной политики. При этом кластерно-сетевая политика региона представляет собой комплекс мер государственной поддержки кластерных инициатив. Под кластерными инициативами понимаются отдельные слагаемые кластерной политики, действия групп и организаций по трансформации существующих агломераций предприятий в кластеры.
Сложность в разработке и реализации кластерно-сетевой политики заключается в том, что она призвана объединять и взаимоувязывать интересы различных сторон, вовлеченных в процесс кластеризации, стимулировать их развитие с учетом разноплановых (порой противоречивых) интересов участников. Кроме того, кластерно-сетевая политика реализуется посредством различных ведомств, что требует координации их действий.
Реализация кластерно-сетевой политики подразумевает комплекс мер преимущественно регулятивного характера, целью которых является устранение препятствий, возникающих на пути обмена знаниями и навыками, мешающими установлению взаимодействия и взаимозависимости между различными участниками кластера.
Очевидно, что сотрудничество в кластере становится все более выгодным. Однако оно же несет участникам кластера определенную опасность ― возможность частичной утраты самостоятельности, т. е. способности к независимому поведению на рынке, самостоятельному освоению новых товаров, новых технологий и пр. [10]. С учётом этого в последние десятилетия в ряде стран приобрели значение эффективные кластерные стратегии, которые строятся на центрах деловой активности, уже доказавших свою силу и конкурентоспособность на мировом рынке. При этом правительства стран концентрируют усилия на поддержке существующих кластеров и создании новых сетей компаний, ранее не контактировавших между собой. В этом случае государство не только способствует формированию кластеров, но и само становится участником сетей.
Основная особенность, осложняющая реализацию какой-либо кластерной политики, — это существенные различия, наблюдающиеся между кластерами в зависимости от их отраслевой принадлежности, местоположения и внутренней организации. В настоящее время в качестве цели развития экономики декларируется конкурентоспособность, достигаемая путем создания определенных структурных условий. При этом в качестве средства ускорения территориального развития и достижения его с наименьшими затратами рассматривается заимствование успешных стратегий.
Опираясь на внешний опыт, власти различного уровня пытаются заимствовать опыт известных «лучших практик» кластеризации, что приводит к формированию региональных и национальных политик с аналогичными целями и инструментами [11]. Поэтому, наиболее острой проблемой, стоящей перед разработчиками кластерно-сетевой политики, является дилемма «лучших практик», поскольку меры по развитию кластеров, доказавших свою эффективность в одном случае, могут оказаться бесполезными или даже нежелательными ― в другом. Ясно, что необходима оценка целесообразности использования тех или иных инструментов кластерно-сетевой политики применительно к конкретно взятой ситуации.
Следует отметить, что основным этапом реализации кластерно-сетевой политики должна стать разработка кластерно-сетевой стратегии, как на уровне государства и региона, так и на уровне участников кластерно-сетевых образований [12]. В свою очередь региональная кластерно-сетевая стратегия должна являться элементом стратегии социально-экономического развития регионов, а кластерная стратегия на уровне участников кластера – элементом стратегии повышения конкурентоспособности предприятий – участников кластерно-сетевых структур.
Анализ различных методик по разработке стратегии развития кластерно-сетевых структур позволил нам определить этапы ее разработки (рисунок 1).
Рисунок 1. Этапы разработки кластерно-сетевой стратегии (сост.авт.)
На наш взгляд, при формировании кластерно-сетевой стратегии в каждом субъекте Российской Федерации необходимо создавать инновационную инфраструктуру, главным звеном которой должны стать Центры кластерно-сетевого развития, включающие:
- Научно-образовательные организации: опорные университеты, профильные институты для образующегося кластера;
- Производственные организации и предприятия: якорные предприятия, средний и малый бизнес, реализующий кластерные инициативы региона;
- Инновационные предприятия, организации: инновационные лаборатории, научно-производственные площадки, инжиниринговые центры, парки.
- Органы государственной власти: правительство субъекта РФ, профильные министерства, департаменты.
- Общественные инициативные группы: различные общественные объединения физических и юридических лиц, например, благотворительные фонды, некоммерческие организации (НКО), местные эксперты по отраслям кластерных инициатив, волонтеры.
На рисунке 2 представлена схема, отражающая наличие обязательных модулей Центра кластерно-сетевого развития по управлению и координации проектами в части кластерных инициатив на территории субъектов Российской Федерации.
Рисунок 2. Центр кластерно-сетевого развития субъекта РФ
Такие Центры позволят своевременно и оперативно координировать все действия по становлению и реализации кластерных инициатив на территории региона, включая:
- Координацию деятельности участников кластерно-сетевой структуры, в том числе участие в технологических платформах, НИР и ОКР, поддерживаемых государством.
- Организацию технологической экспертизы инновационных, инфраструктурных и «продуктовых» проектов.
- Популяризацию различными способами продукции участников ККС.
- Участие представителей ККС в работе с органами государственной власти по их развитию, снижению административных барьеров, сокращению числа и упрощению административных процедур при организации бизнеса.
- Организацию разработки и поддержки информационной системы в ККС с целью мониторинга ключевых показателей эффективности его развития.
- Проведение работы с молодежью в целях формирования кадрового потенциала, повышения уровня квалификации научных, инженерно-технических и управленческих работников.
- Проведения контроля, мониторинга и аудита технологических активов участников ККС.
- Развитие аутсорсинга для крупного бизнеса, создание рабочих мест для малого и среднего бизнеса.
- Содействие в вопросах трансферта технологий и привлечения зарубежных технологий в ККС и др.
Заключение:
Таким образом, кластерно-сетевая модель – это, прежде всего новая управляющая технология, позволяющая повысить эффективность функционирования территориальных образований. Это сложная многоуровневая, внутренне дифференцированная открытая система, посредством которой формируется благоприятная социально-экономическая среда, обеспечивая реализацию трех основных принципов развития территорий: устойчивости, пропорциональности и сбалансированности
Кластерно-сетевая модель в отличие от широко используемой кластерной модели обеспечит повышение конкурентоспособности экономики в более крупных масштабах за счет мультипликативного эффекта процессов кластеризации и сетизации.
Региональная кластерно-сетевая структура представляет собой ядро эффективности кластерно-ориентированной экономики, где сети играют роль механизма развития во взаимосвязи субъектов экономики. В целом кластерно-сетевые структуры дают мультипликативный эффект развития регионов и способствуют повышению качества жизни населения в них.
Внедрение кластерно-сетевой модели на региональном уровне — это сложный и многоэтапный процесс, успешная реализация которого позволит создать эффективную экономическую систему на сопряженных территориях, базирующуюся на принципах саморазвития и самообеспечения.
Библиографический список
1. Электронный ресурс.URL:https://utmagazine.ru/posts/8750-modeli-ekonomiki2. Плотн иков а Т.Н., Ш иб аев а Т.А. Кл астерно-сетев ая модель рег ион ального р азв ит ия // Фунд амент альные исследов ан ия. 2016. – № 2 (ч асть 1) – С. 193-196
3. Д анько Т.П., Кляг ин А.В., Куценко Е.С. Кл астеры в конкурентоспособной н ац ион альной эконом ике // М аркет инг вз а имодейств ия: Концепц и и, стр атег и и, эффект ивность. – СПб., 2009. – С. 534–537
4. Волош ин а А.Ю. Мег акл астеры в простр анстве глоб альной эконом ик и: сущность и в иды // Вестн ик Волгогр адского госуд арственного ун иверс итет а. Сер ия 3: Эконом ик а. Эколог ия. 2014 - №2 (25) – С. 77-89
5. К иселев Д.Н. Кл астерный подход к ак од ин из инструментов иннов ац ионно-ор иент иров анного р азв ит ия эконом ик и рег ионов РФ // Эконом ик а и соц иум. 2017. № 1-1 (32). С. 864-876
6. Drejer I., Frank Skov Kristensen & Keld Laursen // "Cluster Studies As A Basis For Industrial Policy: The Case Of Denmark," Industry and Innovation, Taylor & Francis Journals – 1999 - vol. 6(2) – P. 171-190
7. М ин истерство эконом ического р азв ит ия Росс ийской Федер ац и и // О госуд арственной поддержке р азв ит ия иннов ац ионных терр итор и альных кл астеров. 2015. URL: http://minpr omt org.g ov.ru/c omm on/upl o ad/fil es/d ocs/O_g osud arstv enn oy_p odd erzhk e_r azvitiy a_inn ov atsi onnykh_t errit ori alnykh_kl ast er ov.pdf
8. Портер М. Эконом ическое р азв ит ие рег ионов // Простр анственн ая эконом ик а. 2006 - №4
9. Гузев М.М., М ишур а Н.А. Ре ал из ац ия кл астерной пол ит ик и к ак ф актор обеспечен ия эконом ической безоп асност и в рег ион ах Росс и и // Вопросы безоп асност и. 2015. № 6. С. 128-137
10. К арпов В.В., Л изунов В.В. Кл астерн ая пол ит ик а в эконом ике Росс и и // Н ац ион альные пр иор итеты Росс и и. 2009. № 1 (1). С. 116-130
11. М арков Л.С. Проблемы ре ал из ац и и кл астерной пол ит ик и в Росс и и // Н аучный эксперт. 2007. № 4. С. 20-30
12. Шарф А.А. Кластерная политика как элемент инновационной экономики // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 1 (40). С. 164-167