Индекс УДК 33
Дата публикации: 03.02.2021

Проблемы и перспективы развития российского рынка биотоплива

Problems and prospects for the development of the Russian biofuel market

Боровицкая Полина Сергеевна
Варламова Елена Станиславовна
Научный руководитель: Крылова Юлия Владимировна

1. студент Санкт-Петербургского Государственного университета
2. студент Санкт-Петербургского Государственного университета
3. Санкт-Петербургский Государственный университет, доцент, кандидат экономических наук

Borovitskaya Polina Sergeevna
Varlamova Elena Stanislavovna
Scientific adviser: Krylova Yulia Vladimirovna

1. student of St. Petersburg State University
2. student of St. Petersburg State University
3. St. Petersburg State University, Associate Professor, Candidate of Economic Sciences
Аннотация: Целью данной работы является оценка перспектив и направлений развития российского рынка жидкого биотоплива. Для ее выполнения были рассмотрены основные преимущества использования жидкого биотоплива в различных сферах экономики, потенциал России в формировании сырьевой базы для производства биотоплива, а также возможные направления реализации товара на внутреннем рынке и за рубежом.

Abstract: The main goal of this study is to assess the prospects and directions of development of the Russian market of liquid biofuels. For its implementation, were considered the main advantages of using liquid biofuel in various spheres of the economy, the potential of Russia in the formation of a raw material base for the production of biofuel, as well as possible directions for selling goods on the domestic market and abroad.
Ключевые слова: жидкое биотопливо (ЖБТ), биотопливо, биоэтанол, биоэнергетика

Keywords: liquid biofuels, biofuels, bioethanol, bioenergy


Введение

Биотопливо, объем рынка которого увеличился на 9% с 2012 по 2020 год, является одной из главных альтернатив традиционным видам топлива (дизель, бензин и пр.). Страны во всем мире признают многочисленные социальные, экономические и экологические преимущества продвижения жидкого биотоплива (далее ЖБТ), на основе чего осуществляют инвестиции в его разработку, вводят налоговые льготы на производство и тарифы производственного регулирования.

В РФ на данный момент рынок ЖБТ как таковой отсутствует, однако, учитывая сырьевую ориентированность страны, перспективы и предпосылки для его развития есть. В рамках исследования перспектив формирования и развития рынка ЖБТ в России были сделаны следующие предположения:

  • РФ обладает большой сырьевой базой для создания производства ЖБТ, достаточного как для удовлетворения потенциальных внутренних потребностей, так и для экспорта;
  • При систематической поддержке со стороны государства российский рынок может создать большой внутренний спрос на ЖБТ в топливной и химической отраслях;
  • Азиатские страны — потенциальные рынки сбыта, так как начинающий развитие собственный рынок ЖБТ не обеспечен достаточной сырьевой базой и производственными мощностями для дальнейшего роста

Целью данной работы является оценка перспектив и направлений развития российского рынка жидкого биотоплива. Для реализации этой цели в работе предполагается решение следующих задач:

  • Рассмотрение существующих на мировом рынке видов жидкого биотоплива
  • Анализ европейского и азиатского рынков жидкого биотоплива с точки зрения правового регулирования и тенденций развития
  • Определение места жидкого биотоплива в структуре возобновляемой энергетики на российском рынке
  • Рассмотрение особенностей правового регулирования рынка жидкого биотоплива в РФ
  • Анализ сырьевой базы доступной для производства жидкого биотоплива в РФ
  • Оценка потенциального спроса на произведенное в России жидкое биотопливо
  • Оценка перспектив российского рынка жидкого биотоплива

 

Виды жидкого биотоплива

Современный рынок биотоплива представлен следующими позициями:

  • Биоэтанол: альтернатива бензину, производимая путем ферментации сахара дрожжами. В настоящее время это биотопливо с наибольшим объемом производства в год: в 2019 году во всем мире было произведено 109 миллиардов литров. Наиболее распространенным сырьем являются культуры с высоким содержанием сахара или крахмала.
  • Биодизель: альтернатива дизельному топливу, производимая из биомассы с высоким содержанием масла
  • Чистое растительное масло (PPO) / Натуральное растительное масло (SVO): могут использоваться только в модифицированных или модернизированных двигателях из-за различий в вязкости и характеристиках сгорания. Перспективны для мелких фермеров в развивающихся странах, например Южной Азии
  • Возобновляемое дизельное топливо (RD) / гидроочищенное растительное масло (HVO): производится путем гидрогенизации из того же сырья, что и биодизель. Имеет несколько преимуществ, включая высокое цетановое число, высокую плотность энергии, стабильность при хранении, чистое горение и безопасную работу при более низких температурах, подходит для всех типов двигателей. Может быть использован как замена керосина для авиационного топлива.
  • Биомасса в жидкое топливо (BTL): производится из твердого сырья (древесные остатки из лесов, растительные остатки с ферм, твердые бытовые отходы). Процесс изготовления считается одним из самых сложных, но и самым экологичным.

Жидкое биотопливо можно производить из огромного количества исходного сырья, что является его весомым преимуществом в сравнении с традиционными видами топлива. Обзор наиболее распространенных категорий сырья приведен в таблице 1.

Таблица 1

 Сырье

Группа культурПредставителиКрупнейший мировой производитель
Культуры с высоким содержанием сахараСахарный тростникБразилия
Сахарная свеклаРоссийская Федерация
СоргоСША
Культуры с высоким содержанием крахмалаКукурузаСША
ПшеницаРоссийская Федерация
МаниокаНигерия
ПросоИндия
Масличные культуры и отработанные маслаСояБразилия
Масленичная пальмаБразилия
РапсКанада
КанолаКанада
Целлюлозная биомассаПромышленные отходы лесного хозяйстваКитай
Водоросли и водная биомассаЗеленые водорослиСША
РисРисКитай
С/Х отходыЖмыхКитай

Источник: составлено авторами

На данный момент около 64% этанола производится из кукурузы, 26% — из сахарного тростника, 3% — из патоки, 3% — из пшеницы, а остальное — из других зерновых культур, маниоки или сахарной свеклы.

Около 77% биодизеля состоит из растительных масел (37% рапсового масла, 27% соевого масла и 9% пальмового масла) или использованных кулинарных масел (23%).

Более продвинутые технологии, основанные на целлюлозном сырье, водной биомассе или рисе, не составляют значительной доли от общего производства биотоплива.

Жидкое биотопливо предлагает множество преимуществ и побуждает разработчиков политики стимулировать производство жидкого биотоплива, устойчиво производимого за счет реализации долгосрочной, стабильной и амбициозной политики в соответствии с международными целями в области энергетики и климата.

Таблица 2

Сравнительные преимущества ЖБТ

Положительная сторонаПреимущества
Эффективность– производится из возобновляемых ресурсов и, по сравнению с ископаемым дизельным топливом, относительно менее горючее

– биотопливо обладает значительно более высокими смазочными характеристиками

– производит менее токсичные выбросы углерода

– можно производить из самых разных материалов

Экономическая целесообразность

 

– рентабельность пользования выше, чем у бензина

– этанол – моторное топливо с самым высоким октановым числом и самой низкой стоимостью на планете[1]

Обеспечение долговечности двигателя автомобиля

 

– можно адаптировать к современным конструкциям двигателей и очень хорошо работать в большинстве случаев

– при использовании увеличивает долговечность двигателя в сравнении с использованием бензина

– требует меньше обслуживания и снижает общие затраты на проверку загрязнения

Возобновляемость– производится из повсеместно выращиваемых возобновляемых источников
Снижение выбросов парниковых газов– снижает выбросы парниковых газов до 65 %
Экономическая безопасность– снижает зависимость страны от иностранного ископаемого топлива

– увеличивает спрос на подходящие биотопливные культуры, что дает толчок развитию сельскохозяйственной отрасли

– создание рабочих мест за счет развития отрасли биотоплива

Источник: составлено авторами на основе conserve-energy-future.com/advantages-and-disadvantages-of-biofuels.php (Дата обращения 13.11.2020)

С другой стороны, не все аналитики топливного рынка поддерживают идею перехода к альтернативным топливам. Частая критика биотоплива основывается на ряде недостатков, возникающих в процессе его производства, таких как (см. Таблицу 3).

Таблица 3

Недостатки жидкого биотоплива

ПроблемаСопутствующие рискиВозможные решения
Проблема направления использования сырья (Food versus Fuel)– недостаток сырья в пищевой промышленности

– рост цен на продукты питания

– в 2013 году опровергнута прямая зависимость рос цены на продукты / нехватка сырья

– переход на целлюлозное биотопливо или биотопливо из водной биомассы

Проблема нехватки земельных ресурсов (Land Requirements)– нехватка площадей для бесперебойного произрастания

– истощение почв

– увеличение выброса углеродов

– восстановление неиспользуемых в настоящий момент деградировавших земель

– исследования способов повышения урожайности

Проблема загрязнения

(Pollutions)

– увеличение выброса углеродов

– использование удобрений может привести к загрязнению грунтовых вод

– дополнение критериев устойчивого развития

– разработка очистительных механизмов нового поколения

 

Проблема использование побочных продуктов производства (By-product handling)– появление в процессе производства питательного жмыха, шрота и иных отходов, богатыми питательными веществами

– превышение доли отходов над долью биотоплива

– продажа отходов предприятиям, специализирующимся на выращивании скота
Конкуренция с электроприборами (Electrification vs Biofuels)– согласно прогнозам 24-44%[2] мирового автопарка будет электрическим

 

– рост декарбонизации и уход от традиционного топлива обеспечат возможности развития рынку биотоплива

 

Высокие затраты на производство (High cost of production)– дорогое производство на текущем рынке– увеличение инвестиций на разработку более эффективных технологий производства (пример[3]: США выделили $ 74 млн. на 35 R&D проектов)

Составлено авторами на основе: «Liquid biofuels a sustainable solution for transport sector», 2020.  — С.8-9.

Согласно долгосрочным сценариям по ВИЭ и биотопливу в динамике мировой выработки электроэнергии 2012 — 2040 гг. ожидаемый прирост «зелёной энергии» составит 5,9 триллионов кВт.ч, где доля биомассы и отходов составит 14% или 856 миллиардов кВт.ч, в то же время, согласно прогнозу IEA, среднегодовой темп роста мирового рынка биотоплива составит до 5,87% в период 2016-2025.

Биотопливо будет незаменимым для декарбонизации транспортного сектора в целом, и, хотя автомобильный транспорт, вероятно, останется крупнейшим рынком биотоплива, он особенно важен для приложений, где электрификация не выглядит жизнеспособным вариантом в ближайшие несколько лет (большегрузные автомобили, авиация, морские перевозки). На этих рынках биотопливо будет играть все более важную роль.

Российский рынок жидкого биотоплива

Из-за обилия нефти и природного газа Россия производит небольшое количество биотоплива и имеет минимальный внутренний спрос. На рис.1 можно видеть данные Минэнерго[4] по объемам выработки энергии из возобновляемых источников:

Рисунок 1. Объем выработки э/э на объектах ВИЭ, тыс. кВт*ч

За указанный период наиболее быстрыми темпами выросло производство солнечной энергии: каждый год оно увеличивается более чем в два раза. Также последние два года успешно развивается ветровая энергетика. Что до биотоплива, объемы его производства с 2016 года находятся на уровне 43 — 43,5 кВт*ч, и, согласно данным International Energy Agency[5], эта группа представлена исключительно промышленными отходами и первичным твердым биотопливом на растительной основе. Таким образом, данные о производстве жидкого биотоплива в официальной статистике отсутствуют. Согласно оценкам некоторых экспертов[6], объем производства биоэтанола в России может составлять около 500 тыс.тонн в год, однако почти все топливо идет на внутреннее потребление предприятий.

На данный момент на российском рынке действуют по крайней мере три предприятия, реализующих жидкое биотопливо: Кировский “БиоХимЗавод” (URL: https://biohimzavod.kmarket43.ru/) , производящий биотопливо из отходов лесопиления и деревообработки; завод “Миранда” (URL: https://mirandagroup.ru/)  во Владикавказе, производящий биоэтанол из низкосортных зерновых культур и отходов пищевой промышленности; и компания “ЭкоЛайф” в Амурской области, производящий биодизель из технического жира и отработанного растительного масла[7].

Нельзя не упомянуть проекты биотопливных производств, которые были заявлены, но так и не были реализованы на российском рынке за последние десять лет. Например, Агрохолдинг “Юг Руси” в 2012 году планировал вложить $200 млн в производство “зеленого дизеля” из технических сортов рапса и льна на Новошахтинском заводе[8]; в 2018 году московская компания “Микро динамические технологии” заявляла о намерении построить заводы по производству биотоплива в Воронежской и Курской областях[9]. Список можно продолжить, однако очевидно, что, хотя предприниматели видят потенциал в жидком биотопливе в целом, существуют факторы, препятствующие развитию данного рынка в России.

 

Правовое регулирование

Законодательное регулирование рынка жидкого биотоплива в России на данный момент находится на начальной стадии своего развития: до 2018 года в законодательстве РФ понятие биоэтанола отсутствовало как таковое, а биотопливо, пусть и не облагалось топливными налогами, несмотря на принадлежность к энергетическому рынку, подразумевало уплату постоянно растущих акцизов на спиртосодержащую продукцию: в 2020 году он составляет 544 рубля за литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре[10]; при этом еще в 2018 году акциз составлял всего 107 рублей. Напомним также, что содержание этилового спирта в биоэтаноле — более 99%, а потому при таком налогообложении не может идти речи о конкурентоспособности биоэтанола на рынке топлива.

В рамках технического регулирования в РФ принят ряд межгосударственных стандартов, устанавливающих требования к качеству жидкого биотоплива: ГОСТ 33131-2014, ГОСТ 33077-2014, ГОСТ 33112-2014 и ГОСТ 33113-2014 для биодизеля; ГОСТ 32513-2013, ГОСТ 33872-2016 для биоэтанола.

Серьезным шагом в сторону развития рынка жидкого биотоплива можно считать принятые в конце 2018 года поправки к ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»[11], которое выводит автомобильное топливо с добавлением биоэтанола из-под действия данного закона, снимая таким образом неподъемные акцизы на этиловый спирт. По словам президента Российской биотопливной ассоциации Алексея Аблаева[12], «закон <…> сделает развитие рынков биотехнологий и биотоплива локомотивом, способным придать стране импульс для дальнейшего роста, базирующегося на диверсификации экономики».

Интересно, что главной причиной принятия данного закона стала не попытка избавиться от зависимости от традиционного топлива (в первую очередь нефти), как это происходит в других странах, а необходимость развития сельскохозяйственной отрасли.

Сырьевая база для производства жидкого биотоплива в России

Проанализируем возможности страны обеспечить производство биотоплива необходимым сырьем. Географические и климатические особенности большей части страны не позволяют выращивать такие культуры, как сахарный тростник, кукурузу и подсолнечник в достаточном количестве как для обеспечения потребностей в пищевом продукте, так и для производства топлива.

Перспективным сырьем для производства БТ в россии могут служить пшеница, сахарная свекла, рапс и рыжик, однако необходимо грамотно подходить к вопросу определения объемов сырья, направляемых на производство биотоплива вместо использования в пищевой промышленности или экспорта продукта.

Пшеница является одним из самых энергоэффективных при производстве БТ источников сырья[13], однако представляет собой важную составляющую экспорта РФ.

Некоторые эксперты фиксируют периодическое перепроизводство пшеницы[14][15], что является хорошим поводом для рассмотрения данной культуры в качестве одного из источников сырья для производства биоэтанола – в первую очередь низкокачественных сортов, которые не пользуются спросом на мировом рынке.

Другой культурой, способной стать сырьем для производства ЖБТ в России, является сахарная свекла. В РФ производится большое ее количество, и потенциально данный ресурс способен как полностью покрыть внутренний спрос, так и стать одним из основных источников для производства БТ. Согласно исследованию 2018 года[16], свободный объем сахарной свеклы составляет 6,3 млн.тонн, что при существующих технологиях позволяет произвести 831 млн.л или 623 тыс.тонн биоэтанола. Этого достаточно, чтобы доля биоэтанола в бензине, потребляемом в РФ, составила 2%.

Нельзя не упомянуть и такое растение, как борщевик Сосновского, распространенное на территориях средней полосы России и являющееся сорным растением, применение которого в различных отраслях промышленности давно является важным вопросом многих научных исследований. Растение обладает необходимыми свойствами для получения биотоплива, неприхотливо к условиям произрастания, в связи с чем быстро покрывает большие земельные площади. На данный момент в рамках лабораторных исследований уже созданы технологии, позволяющие перерабатывать борщевик Сосновского в биоэтанол[17][18]. Согласно этим исследованиям, с одного гектара можно получить от 40 до 200 тонн зеленой массы, что в свою очередь превращается в 2 500 — 29 000 литров биоэтанола. На данный момент в РФ выявлено около 150 тыс.га нежелательных зарослей борщевика, что при полной его переработке в ЖБТ может дать более 2 млн.тонн биоэтанола.

 

Оценка потенциального спроса

Основное направление использования ЖБТ – это добавка к автомобильному топливу. Спирт смешивается с бензином в различных пропорциях, и получается топливо Е5, Е10, Е85 и т.д., где цифры показывают процентное содержание биоэтанола. Важно отметить, что при доле биоэтанола в топливе до 10% оно подходит для большинства современных автомобилей на ДВС.

Объем потребления бензина последние несколько лет составляет около 35 млн.тонн[19] — не считая значительного падения спроса в 2020 году в связи с пандемией и введенными государством ограничениями. Таким образом, при использовании в России топлива Е5 объем данного рынка ЖБТ можно оценить в 1,75 млн.тонн.

Другая крупная область применения ЖБТ — производство этилацетата для химической промышленности. К сожалению, согласно аналитическому отчету ФАС рынка синтетического технического спирта[20], товаром-заменителем которому служит биоэтанол, объемы производства и реализации технического спирта российскими организациями составляют коммерческую тайну, поэтому оценить потенциальный спрос на ЖБТ в данной отрасли представляется невозможным. Однако можно отметить следующие моменты:

  • ввиду больших акцизов и импортных пошлин на российском рынке технического спирта отсутствует конкуренция со стороны иностранных производителей;
  • рынок высококонцентрированный, с высокими барьерами входа на рынок;
  • высокая насыщенность спроса;

Таким образом, несмотря на отсутствие конкуренции со стороны импортных продуктов, применение ЖБТ в химической промышленности на российском рынке не имеет значительных преимуществ перед синтетическим спиртом.

По результатам анализа потенциала российского рынка ЖБТ видно, что потенциальный объем производства биотоплива превышает потенциальный спрос на внутреннем рынке. Таким образом, необходимо рассмотреть возможность экспорта произведенного БТ.

Спрос на ЖБТ — величина, чувствительная к сценарным условиям, среди которых НТР, развитие внутреннего и международного законодательства в отношении альтернативных топлив, развития транспортных систем и прочих. При его оценке методом сценариев, прогнозируется, что к 2040 году мировой спрос на ЖБТ вырастет на 9% по сравнению с 2018 годом. Пик наступит в 2026 году, но с 2030 начнется тенденция к снижению.

Таблица 4

Спрос на ЖБТ, миллион тонн.нефтяного эквивалента

202020302040
Европа631504390
ЕС + англия557440334
Азия165017721502
Япония17912282
Индия644314370
Китай244695560

Источник: составлено авторами на основе данных ERI RAS

В целом можно разделить страны на два региона — азиатский и европейский, так как у них есть общие тенденции развития и схожие сценарные условия, представленные в Таблице Х, влияющие на формирование спроса на ЖБТ.

Таблица 5

Факторы, влияющие на функционирование рынков

Европейский рынокАзиатский рынок
ПравовыеДоктрина RED

Национальная политика отдельных стран

Программы EBP, Biodiesel, (Индия)

Закон о возобновляемых источниках энергии (Китай)

Разрешение смешивать этанол с бензином до 3% (Японии)

ЭкономическиеСоотношение цена/КПД

Количество С/Х отходов

Процесс производства

СоциальныеЦена топлива

Проблема “еда vs топливо”

Нехватка воды

Цена топлива

Проблема “еда vs топливо”

Нехватка площадей

ТехнологическиеРазвитие индустрии БТ и отраслей возобновляемой энергии

Соотношение электротранспорт/транспорт на БТ

ЭкологическиеВыбросы парниковых газов Производство сырья и БТ

Истощение земли

Топливное разнообразие

Источник: составлено авторами

Пандемия Covid-19 сильно повлияла на отрасль биотоплива. Мировое производство транспортного биотоплива в 2020 году составило 144 миллиарда литров, что на 11,6% меньше рекордного объема производства 2019 года и первое сокращение годового производства за 20 лет.

Если спрос на ископаемое топливо для транспорта вырастет до уровня, близкого к допандемическому уровню, а политическая поддержка на ключевых рынках продолжит расширяться, производство транспортного биотоплива может достичь 162 млрд л в 2021 году, что вернется к уровню 2019 года. Однако это зависит от того, будет ли взят под контроль кризис в области здравоохранения и будут устранены дальнейшие широко распространенные ограничения мобильности.

Также ожидается, что в 2022 году производство вырастет еще на 4% — до 169 млрд. литров.

Европейский рынок ввиду его географической близости, а также развитости рынка возобновляемой энергетики, что подразумевает высокий устойчивый спрос, кажется перспективным рынком сбыта биотоплива. Кроме того, ограниченность земельных ресурсов накладывает серьезные ограничения на объем сырья, который производители европейских стран могут использовать для производства энергии.

На данный момент ввозные пошлины при ввозе биоэтанола в ЕС составляют 129 либо 243 евро за тонну, в зависимости от классификационного кода, присвоенного товару[21][22], — в расчете на литр эта величина составит около 0,1 евро. Тем не менее, небольшой размер пошлины не позволяет беспрепятственно экспортировать данный продукт в Европу, поскольку таможенная политика в отношении биоэнергетики направлена на поддержку европейский производителей и серьезно ограничивает объем ввоза биотоплива — крупнейший импортер ЖБТ в Европу — США — занимает всего 4% рынка[23].

Таким образом, европейский рынок в условиях ограниченности собственных ресурсов для производства биотоплива формирует спрос не на импортное ЖБТ, а на сырье. Кроме того, с учетом прогнозов снижения потребления ЖБТ в следующие 20 лет, вероятность открытия европейского рынка для импорта биотоплива близка к нулю.

Похожую ситуацию можно видеть и в крупных азиатских странах, таких как Китай, Япония и Индия — в экономиках этих государств биоэнергетика уже играет важную роль и получает весомую поддержку со стороны государства, а потому данные рынки будут заинтересованы не в импортном ЖБТ, а в сырье для его производства.

Таким образом, возможности экспорта ЖБТ для России весьма ограничены. Потенциальным направлением экспорта мы видим небольшие страны азиатского региона, формирующие свой рынок ЖБТ, но еще не обладающие производственными мощностями для удовлетворения всего внутреннего спроса. Однако долгосрочность таких торговых отношений вызывает сомнения.

 

Заключение

По результатам исследования перспектив развития российского рынка жидкого топлива мы пришли к следующим выводам:

  • РФ обладает достаточной сырьевой базой для полного обеспечения потенциальной внутренней потребности в ЖБТ без нанесения ущерба пищевой промышленности и для производства топлива на экспорт. Наиболее подходящими культурами для осуществления этих задач можно считать сахарную свеклу, борщевик Сосновского, а также пшеницу низкокачественных сортов.
  • Потенциальный объем внутреннего спроса на ЖБТ можно оценить более чем в 1,75 млн.тонн в год. Последние обновления в законодательстве РФ касательно производства этанола (2018 год) позволят развивать отечественный рынок жидкого биотоплива уже сейчас, однако для наращивания значительных объемов производства необходима целенаправленная поддержка отрасли государством, что на сегодняшний день входит в противоречие с зависимостью российской экономики от нефти и газа.
  • Возможности экспорта ЖБТ сильно ограничены — европейский регион, а также крупные азиатские страны, такие как Китай, Индия и Япония, заинтересованы в развитии и поддержке собственного производства, а потому будут формировать спрос не на импортное биотопливо, а на сырье для его производства. Вопрос же о перспективности торговых отношений с азиатскими странами, только начинающими развитие биоэнергетики и не обладающими собственными производственными мощностями, остается дискуссионным.

В настоящий момент, РФ не обладает достаточным количеством эффективных технологий и мощностей для производства жидкого биотоплива. Для улучшения ситуации необходимо проводить политику государственного стимулирования, повышать заинтересованность частных предпринимателей, что, с одной стороны, повысит эффективность производства и расширит перспективы экономики, а с другой, улучшит престиж РФ на мировой арене.

[1]  Ethanol Industry Outlook report, RFA (Renewable Fuels Association) // 2019

[2] Enerdata [Электронный ресурс], URL: enerdata.net/publications/executive-briefing/ (Дата обращения 13.11.2020)

[3] Energy efficiency and renewable energy  [Электронный ресурс], URL: energy.gov/eere/bioenergy/ (Дата обращения 13.11.2020)

[4] Об отрасли — Министерство Энергетики РФ [Электронный ресурс], URL: https://minenergo.gov.ru/node/489 (26.10.2020).

[5] Data and Statistics — International Energy Agency [Электронный ресурс], URL: https://www.iea.org/data-and-statistics?country=RUSSIA&fuel=Energy%20supply&indicator=WasteGenBySource (26.10.2020).

[6] URL: https://www.kommersant.ru/doc/3821180 (01.11.2020)

[7] URL: http://amur.net/mojo/gorod/vremya-deystviy (01.11.2020). Сайт у компании отсутствует.

[8] URL: https://www.vedomosti.ru/business/news/2012/08/18/agroholding-yug-rusi-vlozhit-$200-mln-v-proizvo

dstvo-biotopliva (01.11.2020)

[9] URL: https://www.kommersant.ru/doc/3821180 (01.11.2020)

[10] «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 09.11.2020). — Ст.193.

[11] Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 448-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»

[12] URL: https://lesprominform.ru/jarticles.html?id=5324 (13.11.2020)

[13] Биотопливо и продовольственная безопасность. Июнь 2013 года. [Электронный ресурс], URL: http://www.fao.org/3/f-i2952r.pdf, p.58-59.

[14] URL: https://www.eg-online.ru/article/81299/ (21.01.2021)

[15] URL: https://www.gazeta.ru/business/2018/04/10/11713441.shtml (21.01.2021)

[16] Садовникова, Н.А., Сидак, М.В. Структурная диверсификация сахарной отрасли в решении проблемы перепроизводства: сахар или биотопливо? / Н.А. Садовникова, М.В. Сидак. — Россия: тенденции и перспективы развития, 2018.

[17] Токбаева А.А. (науч. рук. Баракова Н.В.) Потенциал использования борщевика Сосновского / А.А. Токбаева. — Сборник тезисов докладов конгресса молодых ученых. – СПб: Университет ИТМО, 2020.

[18] Гальчук П.В. Перспективы использования борщевика Сосновского как сырья для переработки в Ленинградской области. —  Сборник тезисов докладов конгресса молодых ученых. – СПб: Университет ИТМО, 2019.

[19] URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2020/04/02/827039-upal-spros-motornoe-toplivo (21.01.2021)

[20] Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке спирта этилового синтетического технического денатурированного марки Б, используемого при производстве этилацетата — ФАС, 2016. — Приложение 2.

[21] TARIC Consultation [Электронный ресурс], URL: https://ec.europa.eu/taxation_customs/dds2/taric/taric_consultation.jsp?Lang=en; (22.01.2021)

[22] COMMISSION IMPLEMENTING REGULATION (EU) 2019/765 of 14 May 2019 [Электронный ресурс], URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32019R0765&from=EN.

[23] Там же.

Библиографический список

1. Об отрасли - Министерство Энергетики РФ [Электронный ресурс], URL: minenergo.gov.ru/node/489 (26.10.2020).
2. Data and Statistics - International Energy Agency [Электронный ресурс], URL: iea.org/data-and-statistics (26.10.2020).
3. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 09.11.2020). - Ст.193.
4. Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 448-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
5. Биотопливо и продовольственная безопасность. Июнь 2013 года. [Электронный ресурс], URL: fao.org/3/f-i2952r.pdf, p.58-59.
6. Садовникова, Н.А., Сидак, М.В. Структурная диверсификация сахарной отрасли в решении проблемы перепроизводства: сахар или биотопливо? / Н.А. Садовникова, М.В. Сидак. - Россия: тенденции и перспективы развития, 2018.
7. Токбаева А.А. (науч. рук. Баракова Н.В.) Потенциал использования борщевика Сосновского / А.А. Токбаева. - Сборник тезисов докладов конгресса молодых ученых. – СПб: Университет ИТМО, 2020.
8. Гальчук П.В. Перспективы использования борщевика Сосновского как сырья для переработки в Ленинградской области. - Сборник тезисов докладов конгресса молодых ученых. – СПб: Университет ИТМО, 2019.
9. Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке спирта этилового синтетического технического денатурированного марки Б, используемого при производстве этилацетата - ФАС, 2016. - Приложение 2.
10. Анализ индустрии биотоплива в Европе с помощью PESTLE / С. Ачинас, Дж. Хорьюс / Устойчивое развитие - 11. - 2019
11. Законы о биотопливе в Азии: инструменты для доступа к энергии, безопасности, защиты окружающей среды и расширения прав и возможностей сельских жителей, Рам Мохан / Обзор азиатских биотехнологий и развития - том. 8, 2 - стр. 51-57-2016.
12. Рынки биотоплива и политика в России / К. Янда, Э.Станкус / МПРА - 2017.
13. Перспективы энергетики России и мира на 2019 год - Сколково, 2019. - Москва.
14. Перспективы мировой и российской энергетики до 2040 года - Аналлитический центр при правилтельстве РФ, 2017. - Москва.
15. Глобальная статистика биоэнергетики 2019, Всемирная ассоциация биотоплива - 2019
16. Отчет о перспективах этанольной промышленности, RFA (Ассоциация возобновляемых источников топлива) - 2019
17. Жидкое биотопливо - устойчивое решение для транспортного сектора, WBA - 2020
18. Консультация TARIC [Электронный ресурс], URL: ec.europa.eu/taxation_customs/ (22.01.2021)
19. ПОЛОЖЕНИЕ О ВЫПОЛНЕНИИ КОМИССИИ (ЕС) 2019/765 от 14 мая 2019 г. [Электронный ресурс], URL: eur-lex.europa.eu/legal-content/EN