Индекс УДК 338.2
Дата публикации: 14.11.2016

Концепция опережающего развития: предпосылки и препятствия

The concept of priority development: conditions and obstacles

Штельцер Максим Сергеевич
Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского
Stelzer Maxim
V.I. Vernadsky Crimean Federal University
Аннотация: в статье рассматриваются мнения отечественных и зарубежных ученых, отражающие причины и сложности в реализации концепции опережающего развития. Автор приходит к выводу об историческом характере экономического лидерства, диалектическом единстве лидерства и опережающего развития, времени как экономического блага при формировании «человеческого капитала»

Abstract: the article discusses the views of domestic and foreign scientists, reflecting possible causes and difficulties in the implementation of the concept of anticipatory development. The author logically comes to the conclusion about the historical character of economic leadership, the dialectical unity of leadership and accelerated development, time as an economic good in the formation of "human capital"
Ключевые слова: опережающее развитие, догоняющее развитие, национальное богатство, социальные институты, «человеческий капитал»

Keywords: rapid development, catching-up development, national wealth, social institutions, human capital


Прогресс, накопление и переосмысление научного знания, и его применение в различных технических решениях привело к увеличению темпов развития технологий создаваемых человеком социальных и экономических структур, что вызвало изменения в мировой экономике глобального масштаба. В развивающихся странах разница между темпом роста населения и темпом роста доходов на душу населения начала уменьшаться. Увеличение темпов роста доходов населения требуют создания новых механизмов распределения созданного продукта. Меняется восприятие обществом загрязнения окружающей среды, которое не рассматриваются уже как фактор торможения экономического роста, а считаются источником дополнительного дохода в результате применения новых технологических решений, накопление которого ведет к росту национального богатства, то есть благотворно влияет на темп экономического роста. Процесс глобализации сопровождается: расслоением и бедностью, нигилированием роли многих международных правовых институтов, возникновением экспорта управляемых войн, доминированием одних стран над другими с формированием экономических центров и периферии. Парадигма развития определяется состоянием базовых социальных институтов, наличием доступа к знаниям, демографическими и природно-климатическими условиями. Исторически сложившиеся социальные и культурные особенности организационной структуры на фоне технологической зависимости так же определяют экономический потенциал. Скорость принятия решений — время — становится экономическим благом.

Выделяют несколько концепций развития:

Концепция первенства – форма развития, при которой страна является лидером в области науки и технологий, общественного стандарта потребления. При этом данное лидерство может быть основано на особом режиме взаимодействия лидера и аутсайдера: перенесении издержек развития на иные страны и континенты. Это лидерство исторически обусловлено и оформлено социальными институтами[1].

Остальным странам приходится реализовывать концепцию догоняющего развития, которая бывает двух типов:

первого типа, осваивающие технологические достижения и институты, созданные в странах-лидерах (пионерах), демонстрирующие довольно высокий социальный стандарт жизни населения, занимающие вспомогательную нишу относительно лидеров, осуществляющие доводку основных технико-технологических решений и приложений знаний, рождаемых в странах-пионерах. Здесь может быть развит государственный сектор, могут осуществляться государственные инвестиции, эти страны сохраняют в целом контроль над своим внутренним рынком;

второго типа, концепция развития, которых полностью подчинена целям стран-лидеров, так как развитие осуществляется исключительно за счет масштабного заимствования их технологий и знаний. Бюрократия не является самостоятельной в решениях, государственный сектор может быть различным по величине, но внутренний рынок находится под контролем иностранных транснациональных компаний. В «несырьевом» секторе страна обычно не имеет компаний транснационального уровня [1].

Догоняющая и опережающая концепции развития экономики являются различными вариантами развития, как по смыслу, так и по системе возможных правительственных мероприятий, однако стратегия опережающего развития строится исходя из общих условий догоняющего развития. Последнее призвано сократить расстояние между странами путем повышения темпа роста промышленного производства и экономики, сохраняя движение отстающей страны по известной траектории, акцентируя внимание на преодолении отставания за счет концентрации собственных ресурсов на модернизации экономики, либо за счет заимствования недостающих технологий и приобретения необходимых ресурсов. Исходя из этого Сухарев О.С. предложил элементарную модель экономического роста. Проанализировав макроэкономическую ситуацию он показал зависимость качества жизни в экономической системе от начального ресурса и величины населения, скорости исчерпания ресурса и возможностей по открытию и использованию новых ресурсов, либо расширению запасов использования известных ресурсов и от производительной переработки ресурсов [1].

Реализация догоняющей концепции определяется:

исходной обеспеченностью ресурсами,

величиной технологического уровня,

скоростью переработки ресурсов, определяющей производительность,

институциональными условиями для поддержания такого темпа роста, который бы сокращал расстояние от лидеров — превосходил темп лидирующей экономики, на которую ориентируется данная страна.

Исходная структура и социальные институты будут объективными ограничителями в реализации такой стратегии так, как отсталая структура не обеспечит долгосрочного экономического роста. Изменения структуры и качественный рывок в развитии возможны за счет концентрации ресурсов и элементов национального богатства, однако рост не сможет быть выше чем рост страны-лидера ни в краткосрочной, ни в долгосрочной перспективе.

Опережающее развитие – концепция, которая предполагает высокий темп экономического роста в среднесрочной и долгосрочной перспективах за счет качественных изменений институтов и структуры экономики, для сокращения расстояния от стран-лидеров. Опережающее развитие связано с тем, что страна не идет известной траекторией, чтобы догнать лидера по какому-то параметру, а за счет новейших технологий стремится в ближайшем будущем занять новое место в мировой экономике, создать и контролировать новые рынки и сохранить высокий темп роста экономики, превышающий темп роста стран-лидеров. Новые технологии и специализация на получении нового знания, делают возможность опережения вероятной. В соответствие с тем, по каким параметрам оцениваются отставание и разрыв: по экономическим параметрам этот разрыв может сокращаться, но будет сохраняется по социальным параметрам – качеству жизни, информации, стоимости времени и т. д.

Важным ограничителем выступает экологическая нагрузка экономической системы: необходимые расходы могут быть довольно высоки, что потребует изменить саму стратегию развития.

Сохраняется проблема равномерности распределения уровня национального богатства между странами, что и предопределяет различные траектории их социально-экономического прогресса. Увеличение национального богатства является важным параметром эффективности экономики. Соотношение темпа роста текущего создаваемого продукта и богатства представляет принципиальное соотношение, характеризующее развитие современных экономик. Величина отношения должна повлиять на выбор формата концепции опережающего развития. Опережающее развитие определяется ресурсами, институтами и структурой экономики, но самое важное – имеющимися технологическими заделами[1].

В структуре богатства стран с наименьшими доходами преобладает природно-ресурсный капитал, а в структуре богатства высокодоходных стран – человеческий капитал. Группа самых богатых стран превосходит группу наиболее бедных стран по величине богатства на душу населения в 60,9 раза, по природному капиталу – в 4,5 раза, по производственному капиталу – в 66,2 раза, по уровню человеческого капитала (так называемые неосязаемые активы) – в 88 раз[5].

Приоритетными сферами и направлениями получения и закрепления конкурентных преимуществ страны по мнению А.Н. Москаленко становятся:

модель инновационной конкуренции,

технологический скачок в производстве, социальный рост на основе форсированного повышения качества и уровня жизни граждан,

прогнозирование структуры спроса, потребностей общества,

опережающее развитие образования и человеческого потенциала.

Концептуальными основами экономической политики опережающего развития становятся следующие направления, которые могут одновременно выступать его (опережающего развития) качественными индикаторами:

Опережение в качестве государственного управления (макроэкономического менеджмента) — разработка эффективного инструментария экономической политики, который позволяет экономике иметь так называемый «запас прочности» и «запас доминирования» по нескольким технологическим конкурентным преимуществам, а также использовать встроенные автоматические институциональные корректировщики. Экономическим аргументом должен стать также показатель качества реального потребления населением на каждом этапе развития экономики и технологии общества.

Опережающее развитие гражданского общества, формирующее адекватный тип общественного и индивидуального сознания. Инициативный субъект опережающего экономического развития может появиться в ситуации готовности гражданского общества к позитивным изменениям через общественную инициативу и активность. Доверие к государству: такое состояние компетенций, которое определяет их структуру, соответствующую реальным актуальным потребностям развития экономики и способную реализовать свой функциональный потенциал в долгосрочных экономических стратегиях роста экономики.

Опережающее развитие человеческого потенциала и опережающее включение человеческого капитала в процесс экономического развития. Особо важным становится опережающее развитие образования, что становится возможным в результате интенсивного инвестирования как государством, так и частным бизнесом в подготовку специалистов для высокотехнологичных отраслей промышленности будущего.

Опережение в зрелости социальных институтов, которые поддерживают экономическую стабильность. Социальные институты, к которым относят институты государственной власти, институт права, институт прав частной собственности, институт интеллектуальной ренты, институт здравоохранения, институт образования и науки и другие, способны вбирать в себя наилучшие формы проявления хозяйственной практики, которые формируются в процессе получения собственного или заимствования международного опыта. При этом важной является цивилизационная способность социальных институтов общества к сохранению наилучших традиций и национальных преимуществ и способность к эффективной адаптации.

Институциональная способность экономической системы развиваться опережающими темпами, что возможно в результате встраивания в институциональную структуру автоматических «предохранителей» воздействия (законодательные меры, экономические инварианты). Такие механизмы позволяют заблаговременно создавать условия для неэффективности «игры» вне системы формальных и неформальных правил, а также адекватно и эффективно реагировать на угрозы внешней среды во всех сферах функционирования экономики и общества.

Опережающее развитие отраслей промышленности будущего благодаря их созданию и финансированию в рамках нынешнего технологического способа производства, а также конструированию для этих отраслей адекватной научно-технической (инновационной) и рыночной инфраструктуры[2].

Однако исторический опыт России, которая пытается реализовать стратегию “догоняющей модернизации”, достаточно противоречив. Было предпринято две больших попытки добиться намеченного результата: “крестьянская реформа” 1861 года и стимулирование роста промышленного капитализма в конце XIX — начале ХХ века; октябрьская революция 1917 года и последующая индустриализация на основе централизованной плановой экономики. Это привело к социальным и экономическим кризисам, закончившимся падением политического строя. Этот исторический опыт наводит на мысль о порочности как стремления ускоренно повторить путь экономического развития более развитых стран, так и попыток форсировать модернизацию. Задача модернизации – дуалистична и противоречива: не перепрыгивая через объективные ступени социальной эволюции содействовать росту наиболее прогрессивных и эффективных социально-экономических форм, то есть создание человеческого потенциала и материальной структуры — культуры производства, превосходящие передовые сегодняшние образцы[3]. Подобный антропоцентрический подход встречается и у других исследователей: С.Ю. Глазьева [4], М.С.Хараевой [5]. Он подводит к праксеологической парадигме развития экономики. Весомый вклад в развитие которой внесли: Карл Ме́нгер, Ойген фон Бём-Ба́верк, Людвиг фон Мизес, Фри́дрих А́вгуст фон Ха́йек, Т. Котарбиньский и др. Инструментом познания человеческой деятельности и важности её результатов в изменении бытия ими была избрана логика как отражение и продолжение мышления. В качестве концептуальной основы для формирования моделей социальных институтов предложен принцип равнозначности результатов деятельности людей. Деятельность общества рассматривается как совокупность деятельности отдельных индивидов, осуществляющейся в порядке: сотрудничества, стимуляции, подавления, разрешения. Цели индивидуальной деятельности определяются моральными ценностями, а выбор средств, для их достижения является результатом всех знаний индивида [6]. То есть можно говорить о переходе количества в качество. В такой ситуации опять же время становится важнейшим экономическим благом.

Из выше изложенного можно сделать следующие выводы:

— экономическое лидерство одних стран и отставание других исторически обусловлено;

— концепция опережающего развития и концепция лидерства отражают в полной мере единство и борьбу противоположностей;

— технологическое, институциональное отставание и изменение отношения общества к загрязнению окружающей среды являются препятствием для формирования «человеческого капитала»;

— время развития «человеческого капитала» является экономическим благом и фактором естественно ограничивающим возможность опережающего развития.

Библиографический список

1. Сухарев О.С.Адекватность стратегии опережающего развития экономики России в глобальных изменениях/ О.С. Сухарев.М.Стратегия экономического развития (Экономический анализ: теория и практика) №47(350) – 2013г.
2. Москаленко А.Н. Опережающее развитие и концептуальные основы экономической политики современного государства /А.Н. Москаленко.Киев.: Киевский национальный экономический университет имени Вадима Гетьмана, Економiчний часопис-XXI 1-2(2)’2014г.
3. Калганов А. Средства выхода российской экономики на траекторию опережающего развития./А.Калганов.http://libelli.ru/magazine/96_3/kolganov.htm © libelli.ru 2003-2014
4. Глазьев С.Ю. О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и выводу российской экономики на траекторию опережающего развития. Доклад / С.Ю. Глазьев.М.: Институт экономических стратегий, Русский биографический институт, 2015. — 60 с
5. Хараева М.С. Человеческий капитал - как фактор опережающего экономического развития // Креативная экономика. — 2009. — № 3 (27). — c.
6. Ludwig von Mises «Человеческая деятельность», Московский Либертариум, 1994-2008.