Индекс УДК 332.1:338.
Дата публикации: 14.04.2017

Специфика современного экономического роста Крымской экономики

The specifical modern economical growth of Сremia economy

Потеев Артур Тихонович, Семенюк Виктория Александровна
1. Профессор, кандидат экономических наук, профессор кафедры экономической теории, Институт экономики и управления, ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского», г.Симферополь;
2. Студентка, Институт экономики и управления, ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского», г.Симферополь.


Poteiv Artur Tichonovich, Semenyk Victoria Aleksandrovna
1. Professor, Ph.D in Economics, Professor Department of economical theory, Institute of Economics and Management of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «V.I.Vernadsky Crimean Federal University», Simferopol;
2. Student, Institute of Economics and Management of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «V.I.Vernadsky Crimean Federal University», Simferopol.
Аннотация: Авторы статьи представили стартовые условия развития крымской экономики в составе Российской Федерации с 2014 года. Выявлены основные факторы, сдерживающие темпы развития регионального хозяйства и программные перспективы решения приоритетных экономических задач.

Abstract: The authors of article have presented the start conditions of crimea economy development into structure Russian Federation since 2014y. The essential factors, which restrained rates of regional development economy and program of perspective prepotency tasks have been elucidated.
Ключевые слова: региональная экономика, основные фонды, производство промышленной и аграрной продукции, бюджет региона.

Keywords: regional economy, fixed capital, manufacture of industry and agricultural products, regional budget.


Введение. Все регионы России имеют свои особенности экономического развития. Крымская экономика столкнулась с целым рядом исключительных факторов, сдерживающих динамику ее развития. Во-первых, более поздний стартовый период и незначительный по масштабам первоначальный капитал. Начиная с 90-х годов вплоть до 2014г. – года воссоединения с Россией центральная власть Украины обирала крымский регион, приводя его, когда-то по советским меркам богатый экономический потенциал, в ущербное состояние. Многие крупные промышленные, перерабатывающие предприятия, колхозы и совхозы перестали существовать. На смену пришла спекулятивная торговля, ущербный туристский комплекс, гипертрофированное финансовое предпринимательство.

Во-вторых, произошло усложнение и удорожание ресурсного обеспечения. Ослаблены экономико-производственные корпоративные связи, традиционные и сформированные после лихих 90-х годов.

В-третьих, более, чем в других регионах страны унаследованы значительно физически и морально устаревшие основные фонды предприятий. Техника и технологии уже не способны были обеспечить необходимую конкурентоспособность крымских промышленных товаров на стремительно меняющихся рынках.

В-четвертых, произошла профессиональная переориентация рабочей силы. Оказались невостребованными многие высококвалифицированные профессии (какие, например, использовались на заводах «Фиолент», «Фотон», судостроительных и судоремонтных заводах Крыма). Пожилые и опытные рабочие – золотой кадровый фонд ушел во вспомогательное производство, мелкий бизнес или в торговлю. Симферопольские промышленные предприятия с развитым производством пришли в упадок. Завод «Фиолент», выпускающий высокотехнологичную военную продукцию для кораблей стал производить лобзики, электрорубанки, секаторы и т.п. Телезавод «Фотон», построенный Советским Союзом для обеспечения граждан телевизорами, вообще был закрыт, здание опустело и через годы его сдали в аренду (или продали?) предпринимателям. Такая же горькая участь выпала по воле украинских властей на почти все керченские и феодосийские промышленные заводы и фабрики. Из керченской судоверфи перестали выходить в плавание известные всему миру крупнотоннажные танкеры. Нет там металлургического комбината. Ушла в небытие феодосийская трикотажная фабрика. Морские порты работали в полузагруженном состоянии и стали единственным спасением от безработицы части горожан и источником городского бюджета.

Не лучше ситуация оказалась в крымском аграрно-промышленном секторе. Наш университет постоянно и много лет сотрудничал с предприятиями Нижнегорского района. В трудные осенние периоды в район уезжали «студенческие отряды» на уборку яблок, винограда, овощей. Что называется не понаслышке, а с личным участием вспоминают университетские коллеги такие крупнейшие агрохозяйства, как колхозы «Имени Крупской», «Завет Ильича», «Гвардеец». «Имени Кирова», «За мир» и другие. Были успешные, крупные совхозы «40 лет Октября», «Искра», «Ударник». Промышленной переработкой сельхозпродукции на местах, т.е. в районах, занимались заводы «Нижнегорский», «Весна», «Победа». К сожалению, вместе с колхозами, совхозами заброшена и погибла бóльшая часть садов, виноградников. На восстановление их потребуются немалые средства и длительное время. Почти аналогичная ситуация и в других районах Крыма.

Молодое поколение переориентировалось на новые ценности в образовании и, к сожалению, оказывается невостребованным по избранной специализации. Утрата мотивации в получении образования привела к резкому ухудшению дисциплины и состояния учебного процесса в вузах.

Основная часть. Возвращение в российскую юрисдикцию и экономическое пространство потребовало полной переналадки всего организационно-хозяйственного механизма. Поскольку любая экономическая система обладает определенной инерционностью, неспособна к мгновенным преобразованиям, то требуется немало усилий и времени на ее переустройство. В ряде отраслей Крыма первые годы – 2014, 2015 сохранялась негативная динамика экономики.

Производственные фонды, технология крымских предприятий оказались в крайне плачевном состоянии. Степень износа основных производственных фондов чрезвычайно высокая. Приведем статистическую информацию по основным фондам за 2014 и 2015 годы по некоторым наиболее значимым видам деятельности (Табл. 1).

 Таблица 1.

Степень износа основных фондов по видам деятельности, %

 2014г.2015г.Изменение износа
Всего по основным фондам70,571,6+1,1
в т.ч. в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве51,960,4+0,5
обрабатывающее производство66,758,0-8,7
строительство45,454,69,2
транспорт и связь95,195,5+0,4
образование67,856,4-11,4
здравоохранение и соцзащита51,050,5-0,5

Источник: [1; 2]

Как видно из приведенных данных, высокий уровень износа основных фондов первые два года крымской экономики в новой реалии пока что сохраняется. Перелом негативной тенденции произошел только в обрабатывающем производстве, образовании и незначительный в учреждениях школьного образования, вузах.

Итогом экономической разрухи стало значительное сокращение производства во всех отраслях экономики. Сельскохозяйственное производство сократилось почти на 25%, обрабатывающая промышленность более, чем на 15%. Крым оказался без водных ресурсов и с дефицитным энергообеспечением.

Доля обрабатывающего промышленного производства составляла в 2013г. в общем объеме ВРП всего лишь 7,1%. На долю строительства приходилось 3,9%, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 17%.

Результаты 25ти— летнего хозяйствования постсоветских украинских властей в Крыму можно выразить в конкретных показателях, например, агропромышленного комплекса. Сравним производство основных видов сельскохозяйственных культур за период с 1990 года по 2014-2015 года.

 Таблица 2.

Производство основных сельскохозяйственных культур в Республике Крым

 1990г.2014г.2015г.2014 г. в сравнении с 1990 г.
Зерновые культуры (тыс. тонн),1938,81102,11263,156,8
в т.ч. пшеница984,1630,2741,664,0
рожь4,61,73,136,9
ячмень760,1418,1462,155,0
овес41,37,28,417,4
Подсолнечник, тыс. тонн43,2101,2107,4245.0
Картофель, тыс. тонн251,3387,8272,6154,3
Овощи, тыс. тонн385,4413,9354,3107,4
Плоды и ягоды, тыс. тонн348,4113,4121,632,5
Виноград, реализация, тыс. тонн255,870,258,327,4

Источник: 1, [2; С.115-128]

Анализ объемов производства в сельскохозяйственных предприятиях всех типов за период с 1990 года отразил резкое сокращение производства практически по всем видам основной продукции на 45-50%. Реализация винограда сократилась в 4 раза, плодов и овощей в 3 раза, пшеницы – на 40%.

Если с растениеводческой продукцией можно исправить положение в более короткий срок, то в животноводстве быстрых изменений ждать не приходится. В этой отрасли аграрной сферы положение гораздо сложнее. Вновь обратимся к отчетным статистическим данным по наличию в агропредприятиях поголовья скота (табл. 3).

Таблица 3.

Поголовье скота в агропредприятиях Республики Крым за период 1991 – 2015гг. (тысяч голов)

 1991г.2014г.2015г.%

2014г. к 1991г.

Крупный рогатый скот835,6110,2110,513.2
Свиньи497,6139,3161,227,9
Овцы и козы1039,2196,4210,219,0
Птица8938,59283,2

Источник: [1], [2]

 За период «самостийной» Украины в Крыму сократилось поголовье крупного рогатого скота в 7,58 раза, поголовье свиней – в 3,57 раза, поголовье овец и коз – в 5,3 раза. При этом, отмечают жители полуострова, в «девяностых» и «нулевых» мяса в магазинах купить было невозможно, был сплошной дефицит. Теперь ситуация изменилась коренным образом. Поголовье скота сократилось в 5-7 раз, а прилавки магазинов и рынков «завалены» мясопродукцией. Одной из причин такой метаморфозы рынка продовольственных товаров является поступление продукции из других регионов России. Купить можно все, чего душа желает. Главное – были бы деньги. А вот чтобы они были необходимо самим зарабатывать и производить свою продукцию. С этим, как раз, не все так ладно и быстро.

В cложном положении оказались не только материально-технические условия деятельности крымских предприятий, но и финансово-экономические. От общего количества функционирующих предприятий получить небольшую прибыль смогли в 2014г. только 67,2%, а в 2015г. уже 71,1%. Значительное количество предприятий допустили убытки в своей финансовой деятельности. Так, в 2014г. допустили убытки 32,4% предприятий, а в 2015г. – 28,9%. Разумеется при таких обстоятельствах собственных возможностей для обновления производства не имела третья часть предприятий. Уровень рентабельности в промышленном производстве 2014г. составил 6,7 процентных пункта, а в 2015г. – уже +3.0 процента. То есть, уровень рентабельности очень низкий и, соответственно, ограничивающий возможности использования кредитных ресурсов банковской системы.

Все это не могло не сказаться на бюджете всей Республики Крым. Сокращалась доходная часть, снижались возможности расходной части в бюджетном финансировании, сохранялось дефицитное состояние. Однако динамика дефицитности приобрела в 2015г. положительное направление, о чем свидетельствуют данные статистики, приведенные в табл. 4.

Таблица 4.

Консолидированный бюджет Республики Крым за 2014 – 2015 года (млн. руб)

 2014г.2015г.
Доходы бюджета142598,795766,6
Расходы125075,1100177,9
Дефицит-17523,6-4411,3

Источник: [2]

Если в общих чертах охарактеризовать экономику Крыма, вступившую в трансформационный период от Украины в Россию, то можно назвать ее торгово-обслуживающей со слабым аграрно-промышленным комплексом. Так в общей структуре валового регионального продукта Крыма на долю торговли, сферы ремонтно-автомобильной и бытовой техники приходилось в 2014г. – 15,8%. Транспорт и связь создали 10,9% ВРП.

Постепенно, медленно, но уверенно преодолевается сложившаяся ситуация в экономике в 2015 и 2016 годах. С материковой части Юга России в Крым стала поступать электроэнергия, строятся собственные энергетические мощности. Ликвидирован дефицит снабжения природным газом. Задействованы природные источники пресной воды и крымчане в городах перестали получать воду по часовому графику. Оптимизма придает успешное строительство моста через Керченский пролив и подводные к нему автомобильные трассы.

Распоряжением Совета Министров РК от 08.09.2015года утвержден Перечень государственных программ Республики Крым на 2015 – 2017гг., в который вошли государственные программы развития курортов и туризма, программы развития сельского хозяйства, программы развития промышленного комплекса, транспортно-дорожного комплекса, программа топливно-энергетического, энергообеспечения, программа обеспечения водоснабжения и другие, всего 38 основных программ с подпрограммами.

В частности, в соответствии с Государственной программой развития промышленного комплекса РК, предусмотрено финансирование из средств федерального бюджета 950 млн. руб. и из средств бюджета РК – 194,6 млн. руб. Запланировано финансирование ресурсного обеспечения из внебюджетных средств (23374,1 млн. руб.) [4].

Приоритетами развития промышленного комплекса определены:

— проведение модернизации технологического оборудования во всех отраслях промышленности;

— создание новых высокотехнологичных производств, модернизация и расширение имеющейся производственной базы, освоение выпуска новой конкурентоспособной продукции;

— освоение новых рынков сбыта, сохранение конкурентных позиций на традиционных рынках.

Основными ожидаемыми результатами в сфере государственной программы должны стать:

— достижение высокого качества технологического развития промышленности;

— повышение эффективности системы государственного управления промышленностью;

— рост экспорта промышленной продукции;

— рост инновационно активных предприятий;

— снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Достижение заявленной цели и решение поставленных задач Программы будет осуществляться в рамках реализации следующих основных мероприятий.

Модернизация и технологическое перевооружение промышленных предприятий, в рамках которого будут реализованы следующие меры:

— обеспечение бесперебойного электро-, газо-, водоснабжения;

— реконструкция причалов, ремонт сухого дока ООО «Судостроительный завод «Залив»;

— строительство установки по обессоливанию морской воды методом обратного осмоса на Армянском филиале ООО «Титановые Инвестиции» – «Крымский Титан»;

— внедрение энергоэффективных технологий производства на ГП «Феодосийский оптический завод»;

— бурение скважин, строительство установки по обессоливанию воды для обеспечения ПАО «Бром» технической водой;

— увеличение производственных мощностей выпуска пищевой соли на ПАО «Крымский содовый завод».

В правительственной Программе предусмотрено:

— создание новых производств, в рамках которого будут реализованы следующие меры:

— строительство цеха по производству пигментного диоксида титана сульфатным способом на Армянском филиале ООО «Титановые Инвестиции» – «Крымский Титан»;

— строительство сборочно-сервисного центра КАМАЗ;

— запуск производства холодильных ларей на ООО «УКСНАБ»;

— строительство производства твердого хлористого кальция на ПАО «Крымский содовый завод».

Сроки и этапы реализации Программы – 3 года (с 2015 по 2017 годы). Этапы реализации Программы не выделяются.

В ходе реализации Госпрограммы РК «Развитие транспортно-дорожного комплекса Республики Крым на 2015-2017гг» будут решаться следующие задачи:

— строительство, ремонт и содержание путей сообщения (автомобильные

дороги общего пользования);

— повышение качества обслуживания пассажиров на автотранспорте;

— обеспечение устойчивого функционирования системы пассажирского

транспорта;

— формирование (планирование развития) единой автодорожной сети с круглогодичной доступностью для населения;

— формирование новых автотранспортных коридоров, обеспечивающих реализацию международных и межрегиональных транспортных связей, проходящих по территории Республики Крым;

— обеспечение транспортной безопасности;

— обеспечение безопасности дорожного движения;

— улучшение инвестиционного и инновационного климата в транспортной отрасли;

— капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и автомобильных дорог общего пользования местного значения Республики Крым;

— создание информационных систем на транспорте;

— разработка схемы развития сети автомобильных дорог общего пользования Республики Крым на период до 2030 года;

— строительство объектов портовой инфраструктуры Республики Крым.

По Программе инновационной экономики Крыма [6]:

Подпрограмма «Улучшение инвестиционного климата Республики Крым» предусматривает реализацию следующих мероприятий:

— повышение инвестиционной активности на территории Республики Крым;

— устранение административных барьеров и инфраструктурных ограничений для развития инвестиционной деятельности;

— разработка и внедрение мер государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности, реализующих инвестиционные проекты на территории Республики Крым;

— внедрение механизмов государственно-частного партнерства в отношении объектов государственной собственности Республики Крым и объектов права муниципальной собственности;

— формирование и продвижение имиджа Республики Крым как открытого региона, благоприятного для осуществления инвестиционной деятельности;

— кадровое обеспечение инвестиционной деятельности.

Несмотря на санкции стран Запада иностранный капитал, предприниматели, умеющие оценить перспективы Крыма, пробивают себе дорогу в наши экономические просторы. Понимают, что 3-5 лет промедления и можно безнадежно опоздать со своими капиталовложениями в крымские предприятия. В 2015 и 2016 годах прошли Ялтинские международные экономические Форумы (I и II ЯМЭФ). Если I ЯМЭФ был больше ознакомительным, разведочным, то II ЯМЭФ завершился конкретными проектами и контрактами. Да, для начала немного. Но они уже есть, невзирая на санкции. В апреле 2017г. состоится III ЯМЭФ и уже подано большое количество заявок на участие в предстоящем Форуме. Активизировались итальянские, французские, немецкие предприниматели.

Полагаясь на западных бизнесменов, нельзя забывать о собственно крымском потенциале.

Выводы. Экономическое развитие крымского региона имеет ряд существенных особенностей как внутреннего, так и внешнего характера. Учет особенностей процесса развития Крыма позволит динамичнее и с меньшими издержками преодолеть имеющееся социально-экономическое отставание. Экономическое воссоединение Крыма с Россией происходит по новым требованиям, в условиях жесткой конкуренции и противостояния западных экономик. Нужны новые стратегии и тактики экономического развития, базирующиеся на современной технологии, передовом научном прогнозировании и качественно новом интеллектуальном капитале.

Библиографический список

1. Статистичний щорiчник Автономноï Республики Крим за 2000 рiк. – Головне управлiння статистики в Автономнiй республiцi Крим. - 446с.
2. http://crimea.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/crimea/ru/statistics/enterprises/fixed_assets/
3. Распоряжение Совета Министров Республики Крым от 08 сентября 2015г. № 808-р. «Государственная программа развития промышленного комплекса Республики Крым на 2015-2017 годы».
4. Распоряжение Совета Министров Республики Крым от 08 сентября 2015г. № 808-р. «Государственная программа развития промышленного комплекса Республики Крым на 2015-2017 годы».
5. Постановление Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014г. № 543. Государственная программа Республики Крым «Развитие транспортно-дорожного комплекса Республики Крым на 2015-2017 годы».
6. Постановление Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014г. №542 «Об утверждении Государственной программы Республики Крым «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2015 - 2017 годы».